Романс №2 «Прелестница младая» (исполняет Барановская).
1 вед.: А знаешь, этот романс, написанный Тихоном Хренниковым на слова Александра Гладкова, не единственный посвящён героям войны 1812 года...
2 вед.: Конечно, ведь не только художники, как Джордж Доу, Кипренский, Верещагин и другие, обращались к этой теме, но и писатели… Вот, например, очень популярен в литературе сюжет про девушку-гусара…
Сцена
Азарова: - Скажи, пошел бы ты со мной на войну, коль я была бы мужчиной?
Старик слуга: - Я барина просил уж отпустить меня. Коль довелась причина, что враг идет на родину мою, хотел бы еще раз я побывать в бою. Кровь за народ пролить.
А: - Возьми меня с собой. Я не смеюсь, гусар перед тобой. Стрелять умею – сам учил меня. Ты только что сказал, что мне бы да коня. Решилась я! Мне больше нет пути.
С: - Изволите над стариком шутить? Скажу я барину, пусть последит за Вами.
А: - Вы не удержите меня словами. Запрете – убегу я все равно! Сейчас у русских на душе одно – как родину спасти, а я здесь с рукоделием и с куклами. Нет, я хочу на деле пробовать, что стою я в бою. А коль убьют, вини за смерть мою себя, что не захотел моим быть ординарцем, со мною вместе на войне сражаться. Ну что ж, прощай.
С: - Да видано иль дело. Да ведь узнают Вас.
А: - Не бойся, старина, никто не знает. Так значит, я одна должна уехать?
С: - Бог владеет смелым. А как же дяденька? Да он с ума сойдет, коль не найдет Вас по утру в усадьбе. Девица - да в поход, а он ведь все о свадьбе.
А: - Я напишу ему потом сама с дороги. Ну что же ты сидишь? Скажи ему, пусть запирает двери, а я в окно.
С: - По христианской вере прошу простить, коль с дуру виноват. Служить готов, суворовский солдат.
А: - Уедем мы сейчас. Ждать здесь тебя я стану. Седлай коня.
С: - Все будет без обману.
Монолог Азаровой: «Прощай, мой старый дом, быть может, навсегда. Здесь без забот текли мои года. Здесь я росла, шалила и играла. Была ребенком, взрослою вдруг стала. Прощай, мой милый, добрый, старый дом»
Романс №3
1 вед.: Как видим, и драматурги 20-го века рассматривали тему Отечественной войны 1812 года в своем творчестве. Например, Александр Гладков написал пьесу «Давным-давно», сцену из которой вы только видели. В ней есть замечательная история любви…
2 вед.: История, ставшая основой фильма Эльдара Рязанова «Гусарская баллада», которому, кстати, в этом году исполнилось 50 лет.
Сцена – сценка №2
1 вед.: Безусловно, фильм «Гусарская баллада» очень популярен. Но это комедия. Вид романтического искусства... Мне кажется, что о войне 1812 года более правдоподобно рассказывает фильм «Война и мир» Сергея Бондарчука, отмеченный в 1969 году премией «Оскар».
2 вед.: Женя, ну конечно. Ведь это экранизация знаменитого романа-эпопеи Льва Николаевича Толстого «Война и мир», который он создавал долгие семь лет, с 1863 по1869 г.
Сцена – сценка №2 («Война и мир», том 3, часть 1, глава XVIII).
Сцена – («Война и мир», том 3, часть 2, глава XVI).
1 вед.: Вера в победу, молитва и народное единство помогли нашей армии одержать победу.
2 вед.: Мысль о победе стала путеводной звездой, ведущей народ к спасению…
Романс №4 «Гори, гори, моя звезда»
1 вед.: И несмотря на то, что пришлось оставить врагу самое дорогое - столицу…
2 вед.: Горела, полыхала опустошённая и разграбленная врагами Москва…
1 вед.: Несмотря на это, не было радости на сердце у Наполеона. 35 дней в Москве продержался враг. Армия разлагалась морально. Когда Наполеон издал приказ прекращения грабежей и кутежей, было уже поздно.
2 вед.: С позором уходил враг из холодной непобежденной России.
1 вед.: Пройдет 100 лет после «грозы» 12-го года – и Мария Цветаева напишет одно из самых известных своих стихотворений «Генералам 12 года».
2 вед.: На слова Цветаевой напишут музыку и романс зазвучит в фильме «О бедном гусаре замолвите слово»…
Романс №5 (пока еще поет, подходят дамы к кавалерам и приглашают на русский лирический танец).
Танец 3 – русский лирический.
Сцена
1 вед.: Как видишь, Алина, девушки тоже вносили свой вклад в победу над Наполеоном.
2 вед.: Да, это и Маргарита Тучкова, и Надежда Дурова, и крестьянка Василина Кожина…
1 вед.: Вся страна: и дворяне, и простолюдины, – весь российский народ поднялся в 1812 году на борьбу с врагом. И Нижний Тагил, наш родной, горячо любимый город, которому в год истории исполняется 290 лет, внес посильный вклад…
2 вед.: Ты имеешь в виду вооружение армии?
1 вед.: Не только это. Представители династии Демидовых, нижнетагильских горнозаводчиков: Николай Никитич Демидов и его сын Павел Демидов, –принимали непосредственное участие в военных действиях. В 1812 году Николай Николаевич Демидов на свои средства сформировал первый егерский полк московского ополчения и стал его шефом. Вместе со своим 14-тилетним сыном Павлом он участвовал в знаменитом Бородинском сражении. За подвиги награжден орденом Святого Александра 1 степени, Святого Владимира 3 степени и бронзовой медалью в честь победы в Отечественной Войне.
2 вед.:И ещё один интересный факт связывает историю Нижнего Тагила с победой 1812 года. Известный поэт 20 века, детские годы которого прошли в нашем городе, написал прекрасную песню «Кавалергарда век не долог…»
Романс №6
1 вед.: Победа над Наполеоновской армией сплотила российский народ. И не случайно в сложные периоды истории.
2 вед.: В первые дни начала Великой Отечественной войны, в 1941 году, в своих речах к народу Иосиф Виссарионович Сталин вспомнил опыт войны 1812 года.
1 вед.: В 1942 году появился орден Кутузова, в 1943 – Багратиона…
2 вед.:В 1944, в самый разгар освободительной кампании, на экраны нашей страны вышел фильм Эйзенштейна «Кутузов»…
1 вед.: И сегодня, в год 200-летия победы в Отечественной войне 1812 года…
2 вед.: … в год 1150-летия зарождения Российской Государственности…
1 вед.: …в год 290-летия основания города Нижний Тагил…
2 вед.: …в год Истории…
Вместе: …мы вспоминаем…
Хозяйка бала: «Великий день Бородина»
Мы гордо ныне вспоминаем,
В тот день сплотились племена,
Народ российский единяя,
Державу нашу укрепляя,
Вместе:
Недаром помнит вся страна
Про этот день Бородина!»
Танец 4 –марш «Карусель»
Бабайлова Е. В.,
учитель начальных классов
МАОУ гимназия №18,
г. Нижний Тагил
Конспект урока русского языка для 1 класса на тему:
«Сонорные согласные звуки, обозначенные буквами Л, М»
Аннотация
На данном уроке происходит знакомство с особенностями произношения сонорных согласных, различающихся по твердости-мягкости, знакомство с новыми буквами. Совершенствуется умение выполнять звуковой анализ слова, дифференцируя звуки слова. При этом расширяется кругозор учащихся, пополняется их словарный запас через интеграцию урока обучения грамоте и окружающего мира.
Целевые установки урока:
1. Совершенствование умений выполнять звуковой анализ слов, дифференцировать сонорные звуки;
2. Знакомство с новыми буквами «Л», «М»;
3. Расширение кругозора учащихся, пополнение словарного запаса;
4. Формирование положительной мотивации к учению.
Содержание урока
1. Вызов: повторение изученных знаний об отличиях звуков и букв
2. Осмысление содержания: Изучение согласных звуков парных по твердости – мягкости, обозначенными буквами «л», «м»
3. Рефлексия
Ход урока
Вызов.