Проведем небольшой практикум. Каждая группа получила карточку с конфликтной ситуацией.
Задание: выберите правильный способ реагирования и продемонстрируйте решение конфликтной ситуации.
Уважаемые коллеги, вы убедились, что конфликтная ситуация не решится, если учитель не выполняет роль лидера. Лидер объединяет, направляет группу, которая принимает и поддерживает его действия. Вашему вниманию представлены две основные позиции: Руководителя и Лидера. От вас зависит, какую роль вы выберите.
А сейчас рассмотрим основные причины конфликтных ситуаций в системе «ученик – ученик»: когда в коллективе царит атмосфера соперничества, нетерпимость друг к другу, отсутствуют конструктивные навыки разрешения конфликтов, дети не умеют общаться, не доверяют друг другу, проявляют неадекватное выражение своих эмоций (насмешки, сарказм, грубость) и при этом учитель решает все проблемы только с позиции взрослого, который всегда прав. Несомненно, такие группы детей будут иметь повышенную степень конфликтности.
Представленные причины конфликтов, в свою очередь, бывают внутриличностными. Например, нравственный конфликт (между желанием и долгом), конфликт нереализованного желания, или комплекс неполноценности (между «хочу» и «могу»). Профилактика внутриличностных конфликтов выражена в принципе «Познай самого себя». Необходимость научению адекватно оценивать себя. Без адекватной самооценки нельзя познать самого себя и избежать внутриличностных конфликтов.
Межличностные причины конфликтов: трудноразрешимое противоречие, возникающее между людьми и вызванное несовместимостью их взглядов, интересов, целей, потребностей. Именно поэтому педагогами необходимо формировать единую ценностную платформу в классном коллективе.
При решении конфликтных ситуаций школьники должны соблюдать следующие правила взаимодействия:
Ø Выразить собственные чувства по отношению к данному поступку («Мне не нравится, когда на меня кричат!»)
Ø Вскрыть мотивы агрессии («Ты хочешь меня обидеть?»)
Ø Напомнить о правилах («Мы же с тобой договорились…»).
Ø Дать определение происходящему («Ты ведешь себя грубо»).
Необходимо помнить, что в конфликтной ситуации детям важно не только получить оценку кто прав, кто виноват, а понять причинно-следственную связь своего поведения и результата конфликта.
Придерживаясь данного алгоритма, мы сможем эффективно решать возникающие конфликты:
1 шаг: ПОЧЕМУ? «Почему во время дискуссии, вы перебиваете друг друга?
2 шаг: Зачем? «Мне не нравится, когда я высказываюсь, а мне говорят, «Какая глупость!», «У меня тоже пропадает желание что-то говорить»
3 шаг: Как? «Ввести правила: «Не перебивай!», «Если боишься забыть свои мысли – запиши» и т.д.
4 шаг: Что? «Давайте составим список хороших выражений и оставим его на доске».
Конфликтолог А. Б. Добрович предлагает прямые и косвенные методы разрешения конфликтов.
Предлагаю вам попробовать один из методов интроспекции (рефлексии, самонаблюдения)
Поставь себя на место другого. Вспомните свой недавний конфликт с коллегой по работе, с учащимся, с родителем. А теперь расслабьтесь, закройте глаза и представьте себя на месте коллеги. Про себя спросите у него: какое впечатление он получил от общения с вами? Подумайте, что бы мог сказать о вас. Затем проиграйте в своем воображении вашу беседу таким образом, чтобы оставить у партнера приятные воспоминания о себе. Что изменилось? Вы поняли, что, прежде всего, изменилась ваша внутренняя позиция? Если раньше, осознанно или неосознанно, вы начинали беседу возможно назидательно, то сейчас подходите к человеку, внутренне готовясь к равноправному контакту с ним. Эта психологическая подготовка связана со сменой вашей позиции, вашим внутренним стремлением к полноценному диалогу.
Данное упражнение можно провести и с учащимися в постконфликтной ситуации.
Ахметова О. В.,
учитель русского языка и литературы
МАОУ гимназия №18
г. Нижний Тагил