Адам Д. А., Брусницына Я. С., Гусева Е. Н., Калинина Т. А.
СОДЕРЖАНИЕ
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ И ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
Адам Д. А., Брусницына Я. С., Гусева Е. Н., Калинина Т. А.
Конспект деловой игры «Шоколадная фабрика»……………………………….5
Алексеева Ю. Ю.
Материалы для творческой лаборатории классных руководителей «Конфликты и пути их преодоления»…………………………………………10
Ахметова О. В.
Сценарий литературно-художественного бала
«Недаром помнит вся Россия…»………………………………………………24
Бабайлова Е. В.
Конспект урока русского языка для 1 класса на тему:
«Сонорные согласные звуки, обозначенные буквами Л, М»…………………31
Беляева О. Т.
Конспект урока риторики для 2 класса на тему:
«Азбука сочинительства»……………………………………………………….35
Брусницына Я. С.
Конспект внеурочного занятия для учащихся 1класса
«Праздник «Вход Господень в Иерусалим»…………………………………..42
Горельчонок Л. С.
Материалы для проведения игры по русскому языку на распознавание частей речи и их правильное употребление……………………………………………46
Гусева Е. Н., Калинина Т. А.
Конспект внеурочного события «Традиции русского чаепития»…………….51
Данилова Е. А.
Об опыте социального проектирования в «Кадетской школе»………………54
Девяшина С. Г.
Сценарий музыкально-театрализованной деятельности для детей подготовительной группы
по мотивам сказок Гофмана «Орех Кракатук»………………………………56
Девяшина С. Г.
Сценарий музыкально-театрализованной деятельности для детей подготовительной группы
«Путешествие по сказкам Г. Х. Андерсена»………………………………….60
Зинатулина О. В.
Конспект урока по предмету «Урал. Человек. Истоки» для 2 класса
на тему: «Семья – мир самых близкий людей»………………………………68
Казунина Н. А.
Конспект внеурочного занятия для 3 класса
на тему: «Дружба. От сердца к сердцу»………………………………………71
Кокорина М. Ю.
Конспект внеурочного занятия для 2 класса на тему:
«Доброта приносит людям радость и взамен не требует награды»…………75
Кокорина М. Ю.
К вопросу о духовно-нравственном воспитании обучающихся младших классов современной школы……………………………………………………79
Комлева Е. И.
Конспект урока курса «Урал. Человек. Истоки»
для 1 класса на тему: «Золотое сердечко»…………………………………….83
Максимова Е. Б.
Конспект урока русского языка для 2 класса на тему:
«Развитие речи. Восстановление деформированного текста по картинкам и его продолжение»……………………………………………………………….84
Максимова Е. Б.
Конспект урока предмета «Урал. Человек. Истоки»
для 2 класса на тему: «Добро. Доброе слово. Доброе дело»………………..88
Перевощикова Е. А.
Сценарий проекта «Азбука дружбы» для 2 класса……………………………90
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ВОСКРЕСНЫХ ШКОЛ
Габуева Р. Ф., Рукина Н. А.
Сценарий «Праздника православной книги»…………………………………..99
Габуева Р. Ф., Рукина Н. А.
Сценарий праздника, посвященного святым равноапостольным Кириллу и Мефодию – просветителям славян…………………………………………....103
Диденко К. В., Адам Д. А.
Алгоритм реализации проекта создания миссионерского информационного стенда для православных листовок…………………………………………...112
Замотаева Е. Ю.
Конспект обобщающего урока-игры по Закону Божию
для воскресных школ…………………………………………………………..115
Карпинских Р. А.
Конспект занятия для дошкольников на тему «Святой Серафим» ………...118
Медовщикова Е. В.
Конспект урока для воскресных школ на тему:
«Начался Великий пост»……………………………………………………....121
Михно О. С.
Разработка воспитательного мероприятия-экскурсии:
«Храм во имя преподобного Максима Исповедника»……………………….125
Михно О. С.
Конспект урока для воскресных школ на тему: «Чудеса Христовы:
чудесное насыщение пяти тысяч народа пятью хлебами» ………………….130
Никанорова С. Н.
Конспект урока пения для воскресных школ………………………………..134
Пинаева Л. Н., Луткова Е. В.
Конспект урока для первого класса воскресной школы………………….…136
Уманская М. В., иерей А. Бессонов
Сценарий беседы «Притча о блудном сыне»…………………………………141
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ И ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
Адам Д. А.,
заместитель директора по учебной работе
Православной гимназии №11
Брусницына Я. С.,
учитель начальных классов
Гусева Е. Н.,
учитель начальных классов
Калинина Т. А.,
учитель начальных классов
г. Нижний Тагил
Сценарий литературно-художественного бала
«Недаром помнит вся Россия…»
(Отечественная война 1812 года в искусстве)
200-летию Победы в Отечественной войне 1812 года
и 290-летию Нижнего Тагила
посвящается…
Звучит торжественная музыка
Хозяйка бала: Идя на подвиги,
Не алчут орденов,
Не бредят
Благодарностью державы,
Не узнают примерный вес чинов,
Достойных стать
Эквивалентом славы.
Идя на подвиги,
Не ведают о том,
Насколько щедрость Родины огромна,
И называют чрезвычайно скромно
Всё то, что станет подвигом потом.
1 вед.: Потом, это в двенадцатом году.
Он станет величайшим испытанием.
Для всей страны…
2 вед.: А нынче, на балу,
Кружатся пары в сказочном сиянье.
И, кажется, не будет той грозы,
Не двинутся войска Наполеона
В Россию. И не отдадим Москвы,
И ни земли ни пяди, ни короны…
1 танец – полонез.
1 сцена (Наполеон, Александр 1, Кутузов, Маргарита Тучкова, ведущий):
Вед.: И вновь «минувшее меня объемлет живо»… Прошлое уходит сквозь нас, наша жизнь растворяется в этом потоке времени, проходят года и целые столетия… Нам остается только помнить и размышлять о былом… Искать истоки нашего величия и причины наших бед и провалов. Мы будем почтительными и внимательными читателями книги прошлого и станем прилежными учениками настоящего, учениками «Грозы 12-го года», как ее назвал Александр Сергеевич Пушкин.
Наполеон: «Мне осталось покорить лишь Россию! После победы над ней, надеюсь, на это уйдет не более 3 месяцев, я смогу наконец-то говорить о господстве на европейском континенте!»
Ведущий: Война началась. 24 июня 1812 года армия Наполеона перешла границы России. Войска Наполеона стремительно наступают на восток. Помните, у другого нашего поэта: «Мы долго молча отступали»… Александр 1 демонстрирует удивительные стойкость и мужество:
Александр 1: «Если будет на то необходимость, я готов отступать и до Камчатки и быть императором камчадалов, но никогда не пойду на союз с погубителем нашего отечества!»
Ведущий: И вот – великое Бородино! Час испытаний и для нас и для прославленной великой армии Наполеона! Великое поле мужества, подвига и страшных жертв. Даже Наполеон с удивлением и уважением потом признает:
Наполеон: «Французы снискали свое право быть победителями! Но русские доказали свое право быть непобедимыми!»
Ведущий: Отдадим должное этой справедливой и мужественной оценке! Тяжкий выбор стоял перед Кутузовым после великого Бородино. Защищать Москву или отступать…
Кутузов: «С потерей Москвы не потеряна вся Россия! С потерей армии мы потерям и Москву, и всю Россию»…
Ведущий: И вот начинается она – война Отечественная! Та самая «дубина народной войны», о которой так вдохновенно говорил другой наш классик…
Наполеон: «Вы ведете страшную, скифскую войну! Против нас воюют мужики с вилами, они грабят наши обозы! Вы не можете так воевать! Это война не по правилам!»
Александр 1: «Мы не звали вас в пределы нашего Отечества! Теперь мы будем сражаться с вами до конца!»
Ведущий: И вот он – миг победы и торжества, из письма Кутузова императору Александру:
Кутузов: «Неприятель изгнан из пределов Отечества…».
Ведущий: Один из самых светлых и удивительных образов той эпохи – вдова генерала Тучкова, погибшего на Бородинском поле.
Сцена
Сидит Денис Давыдов и пишет. К нему подходят по одному, читая стихи о нем:
1 гусар: «Много в этот год кровавый,
В эту смертную борьбу,
У врагов ты отнял славы,
Ты – боец чёрнокудрявый
С белым локоном на лбу!»
Н.М. Языков
2 гусар: «Утром, вставя ногу в стремя, –
Ах, какая благодать! –
Ты в теперешнее время
Умудрился доскакать».
Я. Смеляков.
3 гусар: «Не умрет твой стих летучий,
Достопамятно-живой,
Упоительный, кипучий,
И воинственно – летучий,
И разгульно- удалой!»
Н. М. Языков.
1 гусар: - Здорово, свой брат гусар!
2 гусар: - Ну что, выиграл свои три сражения, на которые тебя, бают, сам Суворов благословил?
Денис Давыдов: - Верно, благословил! Мне тогда девять лет стукнуло.
3 гусар: - Что, план четвертого победного расписываешь?
Денис Давыдов: – Ты про «План партизанских действий», который я представил Кутузову в августе 1812 года, накануне Бородинского сражения? Да, тогда «в каждом селении ворота были заперты, при них стояли стар и млад с вилами, кольями, топорами». Поднялся народ! Отец Кутузов выделил тогда в мое распоряжение 50 гусар Ахтырского полка и 80 казаков и благословил на войну.
1 гусар:- И кто бы мог подумать, что кутила и дуэлянт Дениска, выдворенный в 1803 году за скандальную басню «Голова и ноги» из гвардии, станет героем партизанской войны?
2 гусар: - Говорят, конфузы сначала случились…
3 гусар: - За французика тебя народ принимал.
Денис Давыдов: – Сперва было дело. Крестьяне часто принимали меня за француза и встречали топорами да вилами. «Сколько раз я спрашивал жителей по заключении между нами мира: «Отчего вы полагали нас французами?» «Да вишь, родимый, это, бают, на их одежду схожо». «Да разве я не русским языком говорю?» «Да ведь у них всякого сбора люди». Тогда я на опыте узнал, что в народной войне должно не только говорить языком народа, но приноравливаться к нему в его обычаях и в его одежде. Я надел чекмень, стал опускать бороду и заговорил языком, ему понятным.
1 гусар: - А правда, Дениска, что сама Ольга Сергеевна Пушкина, сестра известного поэта, была в тебя влюблена?
2 гусар: - Да, и балерина Татьяна Иванова?
3 гусар: -И красавица полячка Елизавета Золотницкая?
Денис Давыдов: – Ох, грешен я, друзья мои. Давно уж жертвой пал любви!
Романс на стихи Дениса Давыдова «Напрасно думаете вы…»
1 гусар: - Полно грустить.
2 гусар: - Дамы ждут кавалеров.
3 гусар: - Падеграс, господа!
2 танец – падеграс.
Сцена
Азарова: - Скажи, пошел бы ты со мной на войну, коль я была бы мужчиной?
Старик слуга: - Я барина просил уж отпустить меня. Коль довелась причина, что враг идет на родину мою, хотел бы еще раз я побывать в бою. Кровь за народ пролить.
А: - Возьми меня с собой. Я не смеюсь, гусар перед тобой. Стрелять умею – сам учил меня. Ты только что сказал, что мне бы да коня. Решилась я! Мне больше нет пути.
С: - Изволите над стариком шутить? Скажу я барину, пусть последит за Вами.
А: - Вы не удержите меня словами. Запрете – убегу я все равно! Сейчас у русских на душе одно – как родину спасти, а я здесь с рукоделием и с куклами. Нет, я хочу на деле пробовать, что стою я в бою. А коль убьют, вини за смерть мою себя, что не захотел моим быть ординарцем, со мною вместе на войне сражаться. Ну что ж, прощай.
С: - Да видано иль дело. Да ведь узнают Вас.
А: - Не бойся, старина, никто не знает. Так значит, я одна должна уехать?
С: - Бог владеет смелым. А как же дяденька? Да он с ума сойдет, коль не найдет Вас по утру в усадьбе. Девица - да в поход, а он ведь все о свадьбе.
А: - Я напишу ему потом сама с дороги. Ну что же ты сидишь? Скажи ему, пусть запирает двери, а я в окно.
С: - По христианской вере прошу простить, коль с дуру виноват. Служить готов, суворовский солдат.
А: - Уедем мы сейчас. Ждать здесь тебя я стану. Седлай коня.
С: - Все будет без обману.
Монолог Азаровой: «Прощай, мой старый дом, быть может, навсегда. Здесь без забот текли мои года. Здесь я росла, шалила и играла. Была ребенком, взрослою вдруг стала. Прощай, мой милый, добрый, старый дом»
Романс №3
1 вед.: Как видим, и драматурги 20-го века рассматривали тему Отечественной войны 1812 года в своем творчестве. Например, Александр Гладков написал пьесу «Давным-давно», сцену из которой вы только видели. В ней есть замечательная история любви…
2 вед.: История, ставшая основой фильма Эльдара Рязанова «Гусарская баллада», которому, кстати, в этом году исполнилось 50 лет.
Сцена – сценка №2
1 вед.: Безусловно, фильм «Гусарская баллада» очень популярен. Но это комедия. Вид романтического искусства... Мне кажется, что о войне 1812 года более правдоподобно рассказывает фильм «Война и мир» Сергея Бондарчука, отмеченный в 1969 году премией «Оскар».
2 вед.: Женя, ну конечно. Ведь это экранизация знаменитого романа-эпопеи Льва Николаевича Толстого «Война и мир», который он создавал долгие семь лет, с 1863 по1869 г.
Сцена
1 вед.: Как видишь, Алина, девушки тоже вносили свой вклад в победу над Наполеоном.
2 вед.: Да, это и Маргарита Тучкова, и Надежда Дурова, и крестьянка Василина Кожина…
1 вед.: Вся страна: и дворяне, и простолюдины, – весь российский народ поднялся в 1812 году на борьбу с врагом. И Нижний Тагил, наш родной, горячо любимый город, которому в год истории исполняется 290 лет, внес посильный вклад…
2 вед.: Ты имеешь в виду вооружение армии?
1 вед.: Не только это. Представители династии Демидовых, нижнетагильских горнозаводчиков: Николай Никитич Демидов и его сын Павел Демидов, –принимали непосредственное участие в военных действиях. В 1812 году Николай Николаевич Демидов на свои средства сформировал первый егерский полк московского ополчения и стал его шефом. Вместе со своим 14-тилетним сыном Павлом он участвовал в знаменитом Бородинском сражении. За подвиги награжден орденом Святого Александра 1 степени, Святого Владимира 3 степени и бронзовой медалью в честь победы в Отечественной Войне.
2 вед.:И ещё один интересный факт связывает историю Нижнего Тагила с победой 1812 года. Известный поэт 20 века, детские годы которого прошли в нашем городе, написал прекрасную песню «Кавалергарда век не долог…»
Романс №6
1 вед.: Победа над Наполеоновской армией сплотила российский народ. И не случайно в сложные периоды истории.
2 вед.: В первые дни начала Великой Отечественной войны, в 1941 году, в своих речах к народу Иосиф Виссарионович Сталин вспомнил опыт войны 1812 года.
1 вед.: В 1942 году появился орден Кутузова, в 1943 – Багратиона…
2 вед.:В 1944, в самый разгар освободительной кампании, на экраны нашей страны вышел фильм Эйзенштейна «Кутузов»…
1 вед.: И сегодня, в год 200-летия победы в Отечественной войне 1812 года…
2 вед.: … в год 1150-летия зарождения Российской Государственности…
1 вед.: …в год 290-летия основания города Нижний Тагил…
2 вед.: …в год Истории…
Вместе: …мы вспоминаем…
Хозяйка бала: «Великий день Бородина»
Мы гордо ныне вспоминаем,
В тот день сплотились племена,
Народ российский единяя,
Державу нашу укрепляя,
Вместе:
Недаром помнит вся страна
Про этот день Бородина!»
Танец 4 –марш «Карусель»
Бабайлова Е. В.,
учитель начальных классов
МАОУ гимназия №18,
г. Нижний Тагил
Конспект урока русского языка для 1 класса на тему:
«Сонорные согласные звуки, обозначенные буквами Л, М»
Аннотация
На данном уроке происходит знакомство с особенностями произношения сонорных согласных, различающихся по твердости-мягкости, знакомство с новыми буквами. Совершенствуется умение выполнять звуковой анализ слова, дифференцируя звуки слова. При этом расширяется кругозор учащихся, пополняется их словарный запас через интеграцию урока обучения грамоте и окружающего мира.
Целевые установки урока:
1. Совершенствование умений выполнять звуковой анализ слов, дифференцировать сонорные звуки;
2. Знакомство с новыми буквами «Л», «М»;
3. Расширение кругозора учащихся, пополнение словарного запаса;
4. Формирование положительной мотивации к учению.
Содержание урока
1. Вызов: повторение изученных знаний об отличиях звуков и букв
2. Осмысление содержания: Изучение согласных звуков парных по твердости – мягкости, обозначенными буквами «л», «м»
3. Рефлексия
Ход урока
Вызов.
Осмысление содержания.
Знакомство с особенностями звуков [л], [л/]
- Осторожно, ребята! Не наступите. Я уже кое-что нашла. Что это?
Белые горошки на зеленой ножке…
Слайд 2: ландыш
- Это удивительное растение. Необыкновенно нежное и красивое, оно, тем не менее, является еще и лекарственным. Из него делают сердечные капли. А знаете ли вы, что для того, чтобы ландыш зацвел, нужно ждать 10 лет?
В разных странах существует немало легенд о его происхождении. В Англии считали, что ландыши растут в лесу на тех местах, где сказочный богатырь Леонард победил страшного дракона, а в Германии верят, что ландыши выросли из бусинок рассыпавшегося ожерелья Белоснежки, и в них живут сказочные человечки-эльфы.
Именно они хотят подарить нам первый звук в корзинку-невидимку.
- Назовите первый звук их любимого растения.
[ л ] – дайте ему характеристику по схеме:
Слайд 3:
Звук
гласный согласный
звонкий глухой
твердый мягкий
- А знаете ли вы, что согласно той же легенде, эльфы в жаркие дни прячутся под широкими цветочными листьями?
-С какого звука начинается слово «листья»?
- Дайте ему характеристику.
- Давайте заглянем в нашу корзинку – невидимку. Какие звуки мы туда положили?
- Чем звуки отличаются друг от друга?
- В чем сходство этих звуков?
Знакомство с буквой «Л»
- А еще эти звуки обозначаются на письме одной буквой. Выберите карточку с этой буквой и положите в корзинку.
Слайд 4.
- Алфавит продолжит наш
Буква «Л» - лесной шалаш
- Заглянем в этот шалаш. Там живет наша знакомая – тетушка Сова. Интересно, что она расскажет нам об этой букве?
- Запоминайте, в каких словах «живет» буква «Л» и какие звуки обозначает.
(Просмотр м/ф «Уроки тетушки Совы»)
(Дети называют слово и звук: твердый или мягкий.)
- Устали? Давайте вместе со сказочными обитателями леса сделаем зарядку.
(Физминутка)
Знакомство с особенностями звуков [м], [м/]
- Осторожно-осторожно! Смотрите: тут у пня беготня, суетня.
Народ рабочий весь день хлопочет… Кто же это?
Слайд 5: муравьи
- О пользе этих трудолюбивых насекомых мы говорили не раз. Недаром говорят, «трудится как муравей». Как вы понимаете это высказывание?
- Назовите первый звук слова «муравей».
- Дайте ему характеристику по схеме.
- А какой звук будет для него парным по твердости – мягкости?
- Дайте ему характеристику.
- Загляните в корзинку – невидимку: сравните эти звуки: найдите отличия, сходство.
- А ведь домой пора…
Знакомство с буквой «М»
- Встали. Взялись за руки, друзья,
И сказали: «Ты и я – это мы!»
А между тем
Получилась буква (хором) «М»!
- Кладем и ее в нашу корзинку.
Рефлексия.
(Аудиозапись «Шум леса»)
- Что интересного вы узнали сегодня на уроке о жизни сказочного леса?
- Какие интересные находки мы сумели сделать в нашем лесу?
- Хотелось бы вам вернуться сюда еще раз?
- А на следующем уроке мы почитаем слоги и слова, в которых есть теперь уже знакомые нам буквы.
-Только я забыла, как они называются, напомните мне, пожалуйста!
-А какие звуки они обозначают?
- С каким настроением мы заканчиваем наш урок? (дети рисуют солнышко, радугу, тучку, дождик по выбору)
- Этими рисунками мы украсим нашу доску и порадуем родителей нашей работой и хорошим настроением.
Список литературы
1. Климанова Л.Ф. Обучение грамоте. Методическое пособие с поурочными разработками. 1 класс: пособие для учителей общеобр. учреждений/ М.: Просвещение, 2012.
2. Я познаю мир: Дет энцикл. Растения. / Сост. П. Р. Ляхов. – М. «Издательство АСТ», 2000.
Беляева О. Т.,
учитель начальных классов
МАОУ гимназия №18
г. Нижний Тагил
Конспект урока риторики для 2 класса на тему:
«Азбука сочинительства»
Планируемые результаты
Предметные: знакомство с рифмой и законами стихосложения
Метапредметные:
развитие умения находить простейшую рифму к слову;
способствовать развитию творческого воображения, устной речи;
совершенствовать технику чтения.
Личностные:
способствовать развитию этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей
Ход урока
Актуализация знаний.
-Вы знаете, что такое стихотворение? В словаре В. И. Даля даётся такое толкование этого слова: «Стихотворение – небольшое поэтическое произведение в стихах».
- У кого есть любимое стихотворение?
-Давайте немного послушаем поэзию (3 человека читают небольшие стихотворения).
-Как вы думаете, почему у каждого народа есть поэзия?
-Верно, поэзия передаёт красоту человека, прелесть окружающего нас мира. Поэзия – это музыка в слове, она рассказывает о порывах человеческой души, о её тайнах.
-Давайте вспомним фамилии известных русских поэтов (на доске портреты А. Барто, К. Чуковского, С. Маршака, С.Михалкова, А.Пушкина, С. Есенина).
-Эти люди вам хорошо знакомы с раннего детства.Не каждый человек может стать поэтом, как и не каждый может быть художником или композитором. Для этого нужен особый талант. Но писать стихи может не только поэт. Многие дети, даже маленькие, сочиняют стихи. Чтобы их сочинить, нужно знать секреты сочинительства. Один такой секрет вы сегодня и узнаете на уроке.
Промежуточная рефлексия
-Поиграем в игру «Подскажи словечко» (см. Приложение 3)
Закрепление
Самостоятельная работа по учебнику (с. 39).
Применение знаний
- Ребята, продолжаем узнавать секреты сочинительства. Задание следующее: на ваших столах лежат карточки, на которых написаны строчки из стихотворения Э. Успенского. Но они перепутались между собой. Ваша задача – собрать четверостишие и прочитать нам выразительно (см. Приложение 4).
-Послушайте, чем закончилась эта история.
Видит тигр – город пуст,
Дай-ка, думает, вернусь
В зоопарке веселей,
Там всегда полно людей.
-А теперь небольшое соревнование между литературными объединениями. За одну минуту вам надо придумать как можно больше рифм к слову погремушка.
-Молодцы! У вас всё получилось замечательно!
-Играем в игру «Так – не так». Что не так, объясните.
В тёплой лужице своей
Громко квакал
С пальмы вниз,
На пальму снова
Ловко прыгает.
Кто в малине знает толк?
Косолапый бурый
Простой вопрос для малышей:
Кого боится кот?
- А теперь, ребята, очень ответственное задание. Вы попробуете сами сочинить стихотворение. На листочках написаны окончания фраз:
Солнце-оконце
Привет-кабинет
- Вам стоит проявить фантазию, воображение и сочинить стихотворение (Подведение итогов).
-А вот какое стихотворение сочинил ваш одноклассник Никита Гришанов. Несмотря на свой юный возраст, он пишет вот какие взрослые стихи (Никита читает своё стихотворение).
-Молодец! Спасибо, Никита!
-Послушайте весёлую песенку из кинофильма «МэрриПоппинс, до свидания!».
-Что помогло поэту сочинять стихи? (молочная диета)
Подведение итогов
-Итак, давайте подведём итог нашего урока сочинительства.
-Чему же вы научились? (подбирать рифму и сочинять стихи).
-Теперь вы знаете секрет сочинительства, дома попробуете сочинить стихотворение для своей мамы.
Литература
1. Богуславская Н. Е., Купина Н. А. Азбука сочинительства: Книга для учителей и родителей. Пермь,1994.
2. Ладыженская Т. А. Детская риторика в рассказах и рисунках: учебник-тетрадь для 2 класса – М.: «Баллас», 2012.
Приложение 1
Джон Чиарди
Об удивительных птицах
На улице
Прохожего
Увидел я вчера.
Он ящик нёс, на ящике
Написано
«Игра».
Я два квартала
Шёл за ним
(Поверьте, я не вру).
И наконец
Спросил его:
- А как играть
В игру?
Он улыбнулся
Вежливо,
Потом мне отвечал.
Две птицы
Удивительных
Есть в ящике моём.
И если хочешь,
То с тобой
Сыграем мы вдвоём.
А чтобы мы
Могли начать,
Запомнить должен ты,
Что у несхожих
Этих птиц –
ПОХОЖИЕ ХВОСТЫ.
Поймать
Таких смешных пичуг–
Весьма нелёгкий труд.
Недаром люди
Умные
Их РИФМАМИ
Зовут.
…И вправду
Птицы шустрые
Из ящика большого
Вдруг начали
Вытаскивать
Наверх
За словом слово.
Одна достала
Слово ГВОЗДЬ,
Другая сразу–
ГОСТЬ и ТРОСТЬ.
Одна достала
Слово ГРУСТЬ,
Другая фразу:
НУ И ПУСТЬ!
Одна достала
Слово СЛОН,
Другая–
ЗВОН и ТЕЛЕФОН.
-Теперь,–
Сказал мне человек, –
Пора и нам сыграть.
Я буду
Доставать слова,
Ты должен
РИФМОВАТЬ.
Достал он слово КОЧКА,
А я ответил: БОЧКА,
И СТРОЧКА, и СОРОЧКА,
И сразу ДВА ЛИСТОЧКА,
А на прощанье ТОЧКА.
Мы с ним
Играли целый час
Похожими словами.
Теперь
Мы покидаем вас,
И вы играйте сами.
Эдуард Успенский
Тигр вышел погулять
Раз, два, три, четыре, пять,
Вышел тигр погулять,
Запереть его забыли,
Раз, два, три, четыре, пять.
Он по улице идёт,
Ни к кому не пристаёт,
Но от тигра почему-то
Разбегается народ.
Кто на дерево забрался,
Кто укрылся за ларёк,
Кто на крыше оказался,
Кто забрался в водосток.
А на ёлке, как игрушки,
Разместились две старушки.
Опустел наш город мигом–
Ведь опасны шутки с тигром.
Приложение 2
Описание хода занятия
Организационный момент: приветствие и молитва.
Педагог: Отгадайте загадки:
1. Всем оно нам нравится,
Без него мы плачемся
А едва появится –
Взгляд отводим, прячемся:
Уж очень оно яркое
И жаркое-прежаркое.
(Солнце)
2. Рыхлый снег
На солнце тает,
Ветерок в ветвях играет,
Звонче птичьи голоса
Значит, к нам пришла…
(Весна)
3. Протянулся мост
На семь вёрст,
А в конце моста
Золотая верста.
(Пост и Пасха)
4. Белые овечки бегают по свечке.
(Верба)
Педагог: Вы догадались, о каком весеннем православном празднике мы будем сегодня говорить?
Дети: Вербное воскресенье.
Педагог: Что мы приносим в этот день в храм?
Дети: Веточки вербы?
Педагог: А с чем связан такой обычай?
Дети: (рассуждения детей).
Новый материал
Педагог: Одеждою и пальмами
Украшена дорога.
Какое ликование!
Какая благодать!
Торжественно со славою
Встречают люди Бога,
Чтобы потом Его...
Распятию предать!
(Евгений Санин)
События эти вспоминаются каждый год в день Входа Господня в Иерусалим на вольные страдания. Об этом событии рассказывают в своих Евангелиях все четыре евангелиста – свв. Марк, Матфей, Лука и Иоанн.
Вот как это происходило.
Господь из селения Вифания направил Свой путь в Иерусалим. Остановившись близ горы Елеонской, против селения, Он сказал двоим из Своих учеников: «Подите в селение, которое прямо перед вами. Там вы увидите привязанного осленка, на которого еще никто не садился, отвяжите его и приведите сюда». Ученики тотчас же пошли туда и скоро увидали привязанного осленка и начали его отвязывать. Тут подошел к ним хозяин и спросил у них: «Зачем вы берете осленка?» «Он надобен Господу», – отвечали они. Тогда хозяин не стал их более останавливать.
Ученики привели осленка, покрыли его своими одеждами и посадили на него Иисуса. Народ, узнав о намерении Спасителя, собирался вокруг Него в великом множестве и сопровождал Его с такой торжественностью, с какой в древние времена сопровождали только царей. Народ знал, что это был тот самый Иисус, который учил их, утешал, исцелял больных и воскрешал умерших. Поэтому все громко восклицали: «Осанна (спасение) Сыну Давидову! Благословен Грядущий во имя Господне!» Многие снимали с себя верхние одежды и устилали ими дорогу. Другие срывали зеленые ветви и бросали их на землю. Каждый хотел выразить свою радость.
Педагог: Почему радовались люди?
Дети: Они знали, что идет Спаситель.
Педагог: Но люди видели в нем земного Спасителя, ждали освобождения не от рабства греха, а от римлян. Иисус видел заблуждение людей, не отклонял восторгов толпы, но искал совсем другого – обращения сердец к доброте, любви и к Богу.
Как въехал Иисус в Иерусалим?
Дети: На осле.
Педагог: У евреев был обычай: если цари въезжали в Иерусалим на коне– это был знак войны, а если на осле – это был знак мира.
Педагог: Почему Иисус Христос въехал в город на осле?
Дети: Чтобы показать, что он пришел с миром.
Педагог: Что держали люди в руках?
Дети: Пальмовые ветви.
Педагог: Пальмовые ветви – символ мира, спокойствия и жизни.
Иисус Христос уже знал, что этот путь, усыпанный пальмовыми ветвями, непременно приведет его к Голгофе, к страданиям, к смерти. Почему же мы тогда празднуем это событие?
Дети: (высказывают свои размышления).
Педагог: Иисус Христос знал, что умирает ради спасения всего человечества.
Поэтому праздник этот очень чистый, светлый и радостный. Он предвосхищает Пасху.
В церковных книгах праздник Вход Господень в Иерусалим называется неделей Ваий. Вайя в переводе с греческого – ветка. Дерево, которое в России распускается первым – это верба. Поэтому мы, вспоминая торжественный вход в Иерусалим Христа, победителя смерти, держим в руках ветки вербы и зажженные свечи, в знак радости и торжества.
Конечно, на юге используют цветы и ветви других деревьев, поэтому у этого праздника есть еще одно название – Цветоносное воскресение.
В этот день люди приходят в храм с букетиками, веточками вербы и стоят на службе. Священник окропляет веточки святой водой, и после службы люди уносят их домой, чтобы поставить у икон.
У русского поэта Александра Блока есть стихотворение, которое так и называется «Вербочки».
Мальчики и девочки
Свечечки да вербочки
Понесли домой.
Огонечки теплятся,
Прохожие крестятся,
И пахнет весной.
Ветерок удаленький,
Дождик, дождик маленький,
Не задуй огня.
Изготовление поделок
Сейчас мы с вами сделаем из конфет и гофрированной бумаги цветочки, которыми можно будет украсить веточки вербы. А на праздник подарить эти букетики своим родным и близким.
Подведение итогов урока
Педагог: О каком празднике мы говорили сегодня на уроке?
Дети: О вербном воскресенье.
Педагог: Что вам запомнилось больше всего?
Дети: (ответы детей).
Литература к уроку
1. Библия для детей: НООФ «Родное пепелище», 2006. – 256 с.
2. Верникова Л.Ф. Уроки для воскресной школы–М.: Современная школа, 2007. – 175 с.
3. Закон Божий для семьи и школы / Сост. протоиерей С. Слободской. Репринт. Изд. – М., 2010. – 722 с.
Горельчонок Л. С.,
учитель начальных классов
МАОУ гимназия №18,
г. Нижний Тагил
Сценарий урока-игры
Агон
Распределение дорожек. «Чей рассказ лучше?» Закончите рассказ по началу: «В этот день я решил покататься на коньках. Лёд потрескивал под ногами, но я начал кататься…» (после решения жюри агонцы встают на дорожки).
I Продолжите незаконченное предложение.
1. Имя существительное обозначает … и отвечает на вопросы…
2. Имя прилагательное обозначает … и отвечает на вопросы…
3. Глагол обозначает… и отвечает на вопросы…
II Образуйте от имени существительного глагол с суффиксом -ся-:
1 – качка, смех
2 – труд, земля
3 – свобода, свет
III Загадки.
1.Определяю я предметы,
Они со мной весьма приметны.
Я украшаю вашу речь,
Меня вам надо знать, беречь (прилагательное.)
2.Существительное – школа,
Просыпается – глагол,
С прилагательным – весёлый
Новый школьный день пришёл.
О какой части речи не упоминается в стихотворении? (о предлоге.)
3. Летит – молчит.
Сядет – молчит.
Умрёт – заревёт (снег.)
Какой частью речи являются все слова загадки? (Глаголом.)
Объявление победителя 1 агона.
Состязание теоретиков
1) «Папа привёз».
Распространить предложение разными частями речи. Выиграет тот, у кого самое длинное предложение.
2) Название какого очень известного дерева состоит из 4-х предлогов? (С-о-с-на.)
3) Как понимаете смысл выражений:
«через час по чайной ложке»;
«рукой подать»;
«засучив рукава»?
Агон. Распределение дорожек
Запишите как можно больше признаков к существительному «пальто».
I1 . Какие из этих слов обозначают части речи, а какие части слова?
Существительное, корень, окончание, п