Тропарь Анне Кашинской, блгв. вел. Кн

Днесь восхваляем тя, преподобная мати, /великая княгине инокине Анно: /яко бо лоза плодовита посреде терния, /процвела еси во граде Кашине твоими добродетельми, /
всех удивила еси чуд­ным твоим житием, /темже Христу Богу угодила еси, / и ныне, радующися и веселящися, /пребываеши с лики преподобных жен, / наслаждающися райския красоты и веселия. /Молим убо тя, моли о нас / Человеколюбца Христа Бога нашего, /даровати нам мир и велию милость.

События дня.

Всенощное бдение.

Накануне я был на службе в Свято-Успенском соборе, где бдение совершал некий незнакомый священник (уже потом он назвался, как о.Сергий). Он же возглавлял чин полиелея (в сослужении духовенства храма, а также о.Антония Новицкого). Пели оба штатных хора собора. Молитву «Сподоби, Господи, вечер сей без греха сохранитися нам….»[192] пело духовенство в алтаре. Воскресная служба была совмещена со службой преподобным Онуфрию Великому и Петру Афонскому.

Евангелие на бдении (от Марка): 1По прошествии субботы Мария Магдалина и Мария Иаковлева и Саломия купили ароматы, чтобы идти помазать Его.

2И весьма рано, в первый день недели, приходят ко гробу, при восходе солнца, 3и говорят между собою: кто отвалит нам камень от двери гроба?

4И, взглянув, видят, что камень отвален; а он был весьма велик.

5И, войдя во гроб, увидели юношу, сидящего на правой стороне, облеченного в белую одежду; и ужаснулись.

6Он же говорит им: не ужасайтесь. Иисуса ищете Назарянина, распятого; Он воскрес, Его нет здесь. Вот место, где Он был положен.

7Но идите, скажите ученикам Его и Петру, что Он предваряет вас в Галилее; там Его увидите, как Он сказал вам.

8И, выйдя, побежали от гроба; их объял трепет и ужас, и никому ничего не сказали, потому что боялись.

9Воскреснув рано в первый день недели, Иисус явился сперва Марии Магдалине, из которой изгнал семь бесов.

10Она пошла и возвестила бывшим с Ним, плачущим и рыдающим; 11но они, услышав, что Он жив и она видела Его,- не поверили.

12После сего явился в ином образе двум из них на дороге, когда они шли в селение.

13И те, возвратившись, возвестили прочим; но и им не поверили.

14Наконец, явился самим одиннадцати, возлежавшим на вечери, и упрекал их за неверие и жестокосердие, что видевшим Его воскресшего не поверили.

15И сказал им: идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари.

16Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет.

17Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками; 18будут брать змей; и если что́ смертоносное выпьют, не повредит им; возложат руки на больных, и они будут здоровы.

19И так Господь, после беседования с ними, вознесся на небо и воссел одесную Бога.

20А они пошли и проповедовали везде, при Господнем содействии и подкреплении слова последующими знамениями. Аминь.

Каноны при чтении были сокращены до предела (по одному тропарю: Воскресению Христову, Божией Матери, преподобным Онуфрию и Петру), а вот катавасии не опускались….

По окончании службы незнакомый священник представился, сказав, что 19 лет назад здесь уже был и вот, снова здесь….

Литургия.

В сам день я также был на службе в Свято-Успенскомм соборе на поздней литургию. Службу совершал уже упомянутый священник – о.Сергий в сослужении о.Николая Ларионова и о.Антония Новицкого. Пел один верхний хор.

Чтения литургии. Отрывок из послания апостола Павла к Римлянам: 1Итак, оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом через Господа нашего Иисуса Христа, 2через Которого верою и получили мы доступ к той благодати, в которой стоим и хвалимся надеждою славы Божией.

3И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение, 4от терпения опытность, от опытности надежда, 5а надежда не постыжает, потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам.

6Ибо Христос, когда еще мы были немощны, в определенное время умер за нечестивых.

7Ибо едва ли кто умрет за праведника; разве за благодетеля, может быть, кто и решится умереть.

8Но Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками.

9Посему тем более ныне, будучи оправданы Кровию Его, спасемся Им от гнева.

10Ибо если, будучи врагами, мы примирились с Богом смертью Сына Его, то тем более, примирившись, спасемся жизнью Его.

Апостол говорит о величии подвига Христа, пострадавшего не за праведников, но за грешников, за преступающих заповеди Его и явившего этим свою любовь к человеку. Такова любовь Божия не желающая гибели никому, но желающая всех ввести в Царство, уготованное человеку от создания мира. Нам непонятна эта любовь Божия, хоть мы отлично пользуемся этой любовью, прося прощения своих грехов… и получая их. И тем не менее, первым человеком, вошедшим в рай, был раскаявшийся разбойник. Бог желает спасти всех и прощает любой грех, если человек искренне раскаивается. Потому Господь пришел и пострадал ради нас, дав нам вход в Царство, не по делам нашим, ибо они – злы, но только лишь по милосердию к погибающему человеку. Но это не значит, что уверовав во Христа, человек уже спасен. Предложенным путем спасения еще надо идти и тут понимаешь, что склонность человека ко греху никуда не делась. Человек точно так же согрешает, а желая удерживаться от греха, понимает, что не может. И тут Господь приходит на помощь. Бог сам спасает человека, протягивая ему руку помощи, хоть это и не оменяет необходимости потрудиться самому. Но то, что оказалось выше сил ветхозаветных подвижников, кровью Христа и благодатью Духа Господня, действующего в Церкви, оказалось возможно и пример тому – тысячи подвижников, уже достигших обетованного Царства, которого и мы да сподобимся…

Евангелие (от Матфея): 1Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас: иначе не будет вам награды от Отца вашего Небесного.

2Итак, когда творишь милостыню, не труби перед собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди. Истинно говорю вам: они уже получают награду свою.

3У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая, 4чтобы милостыня твоя была втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.

5И, когда молишься, не будь, как лицемеры, которые любят в синагогах и на углах улиц, останавливаясь, молиться, чтобы показаться перед людьми. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою.

6Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.

7А молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны; 8не уподобляйтесь им, ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него.

9Молитесь же так: Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое; 10да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; 11хлеб наш насущный дай нам на сей день; 12и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим; 13и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого. Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь.

14Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, 15а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших.

16Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою.

17А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, 18чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.

19Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, 20но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, 21ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше.

22Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то всё тело твое будет светло; 23если же око твое будет худо, то всё тело твое будет темно. Итак, если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма?

24Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне[193].

25Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело одежды?

26Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их?

27Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе росту хотя на один локоть?

28И об одежде что заботитесь? Посмотрите на полевые лилии, как они растут: ни трудятся, ни прядут; 29но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, ка́к всякая из них; 30если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, кольми паче вас, маловеры!

31Итак не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться?

32потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом.

33Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам.

34Итак не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем: довольно для каждого дня своей заботы.

Первые слова цитируемого здесь, очень сложные для понимания. Однако под оком понимается ум. Если ум просвещен светом веры и взирает на вещи и на путь свой так, как велит Евангелие, то и душа его просвещается и делается причастницей Божества, так как человек этот всегда старается следовать заповедям Господень. Если же ум принимает лишь то, что приятно ему, даже заповеди одни принимая, а другие – нет, то и к свету он не придет, оставаясь в грехе, поскольку путь очищения кажется ему противоречащим здравому смыслу. Вторая же фраза о том, что кажется светом, но на самом деле – тьма, касается человеческого самомнения. Человек по гордости своей мнит себя хорошим и добрым, часто не видя действительного состояния. Если же разум человека помрачен лукавыми измышлениями века сего и не желают видеть пути спасения, то часто такой человек вовсе не видит своих грехов. Тем более страшно, если человек, начиная духовную жизнь, начинает заниматься самолюбованием. Такой, считая себя благочестивым, помрачается настолько, что считая себя светом для окружающим, в дейсвительности оказывается тьмой, так как за гордостью удобно следует злоба, гнев, а за гневом в душу могут проникать какие угодно греховные веяния. И тут же Господь говорит об отношении к матеральному достатку. Выше сказано: «Не собирайте себе сокровищ на земле…». Здесь же Господь говорит о том, что не может человек работать двум господам. Непременно что-то в его жизни становится главным, а что-то – второстепенным и ради главного второстепенным подчас можно и пожертвовать. А потому тот, для кого материальный достаток является главным – о нем и думает и рассуждает денно и нощно. Если же на кону – прибыль, то зачем какие-то там заповеди, когда соблюдя некоторые из них, ты рискуешь потерять такой куш?! А зачем тратить время на молитву, когда за этовремя можно столько всего сделать?!! И так человек становится рабом даже не материальных благ, а мыслей о них, а потому носится, как белка в колесе, от дела к делу, от заботы к заботе. Все его мысли погружены в материальное, а возвести очи к Богу – всегда некогда, и лишь когда Бог иногда попускает ему потерпеть скорбь – человек обращается к Нему. Бог часто помогает, но получив просимое, человек снова забывает о Боге. И так, в метаниях проходит жизнь, где духовная сторона отведена на второй план и часто он и не замечает, как согрешает. Грех ему и не кажется таким уж страшным, если помогает дотижению достатка. На деле, однако, все это – лишь миражи. Носясь от дела к делу, человек часто не становится богаче (лишь особенно ловкие действительно пробиваются из грязи в князи), а лишь делается рабом своих забот и мыслей. И если один и вправду озабочен тем, как стать богаче, то другой – как свести концы с концами, как сделать свой доход немного больше. И даже если такой человек возводит очи к Богу, то и тогда его молитвы опять посвящены материальному… Суетные, преходящие блага века сего и тут делаются хозяевами его мыслей. Увы, в той или иной мере так можно сказать о нас всех. Все наши молитвы, почти всегда – о земном. Но некто из Отцов молитвы о земных нуждах уподобляет нщему, который, добившись аудиенции у царя, просит у него не материальной помощи, а… гноя. Так и здесь Господь говорит об этом. Бог знает о том, что нам нужно и всегда заботится о нас, давая именно то, что нам полезно, часто намного лучше нас, ведь очень часто мы просим себе вредные и дурные вещи. Господь не говорит о том, чтобы мы ничего не делали, а сидели и ждали, когда нам Бог сам все пошлет. Нет. Святитель Иоанн Златоуст подробно пишет на эту тему, завершая свои рассуждения следующими словами «… и если кто желает проводить птичье житие, ни о чем не заботясь, то пусть знает, что не напрасно на полях ставят против птиц всевозможные трещотки и пугала». Это – о понимающих эти слова буквально. Но Господь призывает не забивать голову мыслями о достатке, о том, что буде завтра, а трудясь, дать место Богу. Чем бы ни занимался человек, главным должна быть забота о душе его, а то, что будет завтра Господь призывает возложить в руки Божии, довериться Богу, заботящемуся о человеке. Если это будет изобилие и блага земные – хорошо, если же скорби, то так Бог вразумляет человека, желая привести на путь спасения. Бог – не виновник зла и скорбей, но попускает их, дабы человек в своей беспечности не стал добычей диавола, чью волю он исполняет, согрешая…. Эти слова кажутся невыполнимыми, но в истории были многие подвижники, исполнившие эти слова, ибо все, что невозсможно человеку, возможно Богу. Не к безделию, а к доверию Богу призывает Господь, а также к тому, чтобы и Богу нашлось место и время в нашей жизни. «Ищите прежде Царства Небесного и правды его и все прочее приложится вам….»

По окончании службы о.Сергий начал проповедь, посвященную нынешнему Евангельскому чтению. Люди мирские часто нас спрашивают: «Что дает вам ваше христианство? Вы ходите в храмы и прочее – что все это вам дает? Ведьваши заповеди – это ограничение свободы! Как вы можете так жить?» Эти вопросы звучат часто. Так, что все это нам дает? Мир с Богом, всегда желающим спасти нас! Эти самые заповеди, вызывающие озлобление мирских – есть нормы, позволящие нам выстроить систему ценностей, разложить нужное нам по полочкам, а не складывать все в кучу, как это часто бывает у мирских. Все их «хочу» сложены в кучу и, желая делать то-то и то-то, он берет их с одной и той же полочки. У нас же полочек таких множество. На дони из них мы кладем то, что для нас первостепенно, а на прочих – все остальное, в соответствии с важностью этих нужд. На первом же месте стоит то, ради чего стоит жить, ради чего стоит даже отдать жизнь, а на остальных – менее важное, что можно и отложить. Так, что же для нас – самое важное? Для мирских – это их земные нужды, а для нас самое главное – Тот, кто сотворил нас и Кто подает нам все необходимоедля жизни, и Тот, кто уготовал нам Царство. В нынешнем Евангельском чтении приводятся слова Христа, как раз, говорящие о том, что не может человек работать двум господам, обязательно что-тобудет более важным, а что-то – менее важным. И тут же Господь призывает нас: «31Итак не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться?

32потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом.» Итак, Господь призывает нас не заботиться обо всем этом, обратив свои взору к небесам, заботиться, прежде всего, о Царстве Небесном. Что же это значит - «не заботиться»? Мы, что же, призываемся кбезделию и вера наша плодит тунеядцев? Нет! Господь не сказал этого, хоть слова о птицах, не пашущих, не сеющих, но питаемых от Бога, часто понимаются именно так. Трудитесь, работайте, но не прилагайте сердца, ума вашего к материальным благам, не делайтесь рабами ваших забот и помышлений о достатке. Птицы не пашут и не сеют, но Бог питает их, а вы – трудитесь. Так, вас ли Он не пропитает? Бог, как подчеркнул Христом, знает нужду каждого из нас прежде, нежели мы даже попросим об этом и даже лучше нас самих, так как мы часто просим то, что завтра нам может причинить вред. А мы часто строим в уме длинные списки того, что надо попросить, словно Бог без нас не знает, что нам надо. И просим.… Но Бог знает наши нужды и дает нам то, что нам надо (а не то, что мы думаем, что нам надо) и когда надо. Это касается и достатка, ведь Бог знает, что дай этому человеку немного больше денег – и он «закусит удила», потеряет человеческий облик, развратится. Потому этому человеку Бог дает такое-то количество, а этому – такое-то. А люди часто ропщут на недостаток средств или на то, что у меня столько-то, а у соседа – больше. Но Бог не дает никому ничего сверх сил. И это касается и обстоятльство, в которые человек попадает. Если надо человеку потерпеть болезнь, скорбь, то Бог это попустит. Почему это происходит? Да, потому что это часто заставляет человека остановиться, вспомнить о Боге, вспомнить и о душе своей, о чем он часто забывал, когда у него было все хорошо. Это позволяет остановить человека от бега по пути страстей и он заглядывает в пасть тому злу, которому служил, согрешая. Итак, Господь лучше нас знает наши нужды и заботится о нас. Именно это и говорит нам Господь здесь, призывая не забивать этим голову, а ум обратив к делу спасения своего. В этой же главе Он говорит: «… ибо, где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (фразу он произнес, как загадку – ее закончили верующие). А нашим сокровищем должна быть наша вера. Здесь стоит вспомнить святых. Среди них были нищие, но были и богатые и даже очень богатые, имеющие большие богатство. Но они, словно бы, не имели этого, пользуясь этим, но не прилагая сердца: Господь дал -Господь взял. Все это они воспринимали, как данное на время и даже самое их достояние использовали для творения дел Божиих – помогая ближним. Но все они, богатые и нищие, своей жизнью показывали, что материальный достаток для них – не главное. Главное же – сам Бог. Они трудились, но ум обращали горé, как возглашает на литургии священник: «Горé имеим сердца!»… Далее он говорил на тему пустословия. Этот грех – один из самых распространенных, но в то же время, его люди меньше всего замечают. Однако стоит собрать двух и больше человек – и они начнут обсуждать все, начиная от президента и заканчивая причудами соседа, перемыв кости всех. Слова наши могут много. Почему же пустословие – грех? Представьте себе электростанцию, дающую ток, от которого питаются дома, освещение, а зачастую – и отопление в них. Также и мысли наши, часто исходящие из уст в виде слов. Но если вместо освещения провод просто заземлить, то толку от вырабатываемого тока не будет. Также и слова, не несущие никакой пользы, а просто сотрясающие воздух. И грех этот дает душе опустошение…. Далее он снова вернулся к основной теме проповеди: И возвращаясь к призыву не заботиться, не прилагать ума и сердца, стоит вспомнить слова Христа: «Если не обратитесь и не будете, как дети, то вы не войдете в царство Небесное», «Будьте, как дети, ибо таковых есть Царство небесное…». Так, о чем это Господь говорит? О чистоте детей или о чем-то? Нет! Каждый из здесь стоящих может вспомнить детство. Чем оно характеризовалось и почему его многие считают лучшей порой в своей жизни? А характеризовалось тем, что ребенок не обременен заботами о хлебе насущном, о достатке, обо всем прочем – все это ему дают папа с мамой. И он безгранично верит родителям и любит, на что родители отвечают взаимностью. И у нас есть Отец Небесный, который заботится о нас. Итак, не забивайте головы заботами вашими, но будьте, как дети и Отец ваш Небесный даст вам то, что нужно. Знайте это! И еще Господь говорит в читаемом ныне отрывке: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам». Обратите ум ваш к Богу, к стяжанию благ небесных и Бог позаботится о вас. На деле же у нас все наоборот – весь наш ум обращен к земному, а Царство Небесное – как-нибудь приложится. Но если Царство это не построено в душе человека уже здесь, то он и по смерти не войдет в него. Царство Небесное обретается уже на земле. Как? Творя дела Божии, подражая любви Божией, человек достигает единения с Ним и Он, по слову Христа, приходит, и обитель в нем творит. Итак, да обратим наш ум к Отцу нашему Небесному, всегда заботящемуся о нас, и да стремимся к стяжанию этой богоподобной любви, ибо имеющий эту любовь – не постыдится, когда прдстанет на Суде Господнем.

… Далее о.Сергий напомнил о том, что ныне – воскресный день, день, посвященный Богу. Этот ден мы, по слову заповеди, должны обратить на служение Богу. Как? Каждый это решает сам. Кто-то – будет молиться, кто-то – несколько больше времени посвятит чтению Евангелия. Ну, а кто-то – поможет какой-нибудь больно соседке, о которой некому позаботиться или вскопает огород больной бабушке.… Разумеется, это возможно, если иного времени не было, ведь многие в будние дни работают. Но, в любом случае, 6 дней человек трудится для себя, а седьмой, да посвятит Творцу своему…

Наши рекомендации