Тропарь Вассиану и Ионе Пертоминским, Соловецким чудотворцам
прп. Онуфрий Великий | Преподобные Макарий Великий Онуфрий Великий и Петр Афонский |
Прежде отвержением мира, / яко морскаго треволнения, избегосте, отцы преподобнии, / послежде же, изволением Божиим, / в водах морских кончину блаженную приясте / и к неболезненному покою преставистеся от земли радующеся. / Тем и по кончине от Христа Бога прославистеся чудесы обильно,/ теплии в бедах верным помощницы показастеся, / и ныне на Небесех предстояще Престолу Христову, / Вассиане преблаженне и Ионо преславне, / молитеся присно о душах наших.
Преподобный Онуфрий Великий и прочие отцы, в Фиваиде подвизавшиеся.
День памяти: 12 / 25 июня
Житие преподобного Онуфрия Великого и других отшельников IV века, подвизавшихся во внутренней Фиваидской пустыне в Египте (в том числе преподобного Тимофея Пустынника, преподобных Иоанна, Андрея, Ираклемона (Ираклавмона), Феофила и иных) написано их современником, монахом одного из Фиваидских монастырей преподобным Пафнутием.
Однажды ему пришла мысль пойти в глубь пустыни, чтобы самому увидеть подвизавшихся там отцов и услышать от них, как они спасаются. Он вышел из обители и углубился в пустыню. Через четверо суток инок дошел до пещеры и нашел в ней тело давно умершего старца. Похоронив отшельника, преподобный Пафнутий пошел дальше. Через следующие четверо суток он встретил еще пещеру и по следам на песке узнал, что в ней кто-то обитает. На закате солнца он увидел стадо буйволов и ходящего среди них человека. Он был наг, но покрыт, словно одеждой, длинными волосами. Это был преподобный Тимофей пустынник. Увидев человека, преподобный Тимофей подумал, что это привидение, и начал молиться. Святой Пафнутий уверил пустынника, что он живой человек-христианин. Преподобный Тимофей оказал ему гостеприимство и рассказал, что в пустыне он подвизается уже 30 лет и впервые за это время видит человека. В молодости преподобный Тимофей жил в общежительном монастыре, но его смутил помысел спасаться одному. Преподобный Тимофей ушел из монастыря и жил вблизи города, питаясь от трудов своих рук (он был ткач). Однажды к нему с заказом пришла женщина и он впал с ней в грех. Опомнившись, согрешивший инок ушел далеко в пустыню, где с терпением переносил скорби и болезни как заслуженное наказание от Бога. Когда он уже готовился умереть от голода, то чудесным образом получил исцеление.
С тех пор преподобный Тимофей мирно жил в полном уединении, питался плодами финиковой пальмы, утоляя жажду водой из источника. Преподобный Пафнутий просил старца позволить ему остаться в пустыне. Но тот ответил, что ему не вынести бесовских искушений, которым подвергаются пустынножители, благословил его и снабдил на дорогу финиками и водой.
Отдохнув в пустынном монастыре, преподобный Пафнутий предпринял второе путешествие в глубь пустыни. Он шел 17 дней. Запас хлеба и воды кончился, и преподобный Пафнутий дважды падал от изнеможения. Его подкреплял Ангел. На 17-й день преподобный Пафнутий дошел до горы и сел отдохнуть. Здесь он увидел приближавшегося к нему человека, с головы до ног покрытого белыми волосами и препоясанного по бедрам листвой. Вид старца устрашил святого Пафнутия, он вскочил и побежал на гору. Старец сел у подножия горы. Когда, подняв голову, он увидел преподобного Пафнутия, то позвал его к себе. Это и был великий пустынник - преподобный Онуфрий. По просьбе, святого Пафнутия он рассказал о себе.
Преподобный Онуфрий Великий, как пишут, происходил из персидского царского рода. Позже он был отдан на воспитание в монастырь Эрити далекой Фиваиды. Узнав от старцев о великой тяжести и высоте жизни пустынников, которым Господь посылает через Ангелов Свою помощь, преподобный Онуфрий возгорелся духом подражать их подвигам. Ночью он тайно вышел из обители и увидел пред собой светлый луч. Святой Онуфрий испугался и решил вернуться, но голос Ангела-хранителя подвиг его на дальнейший путь. В глубине пустыни преподобный Онуфрий нашел пустынника и остался учиться у него пустынному житию и борьбе с диавольскими искушениями. Когда старец убедился, что святой Онуфрий укрепился в этой страшной борьбе, он довел его до указанного для подвигов места и оставил одного. Ежегодно старец приходил к нему и через несколько лет, придя к преподобному Онуфрию, скончался. Подвиги эти страшны, ибо бесы подчас видимо являются человеку, намереваясь устрашить человека. Однако Бог помогал преподобному Онуфрию - около пещеры, где он поселился, выросла финиковая пальма и открылся источник питьевой воды и святой не испытывал проблем с питанием, вдобавок, Ангел приносил ему хлеб и время от времени причащал его Святых Христовых Таин, вдобавок, волосы, которые есть на теле любого человека, на теле преподобного выросли и образовали настолько густой покров, что когда его одежда стлела, то они защищали его от жара и холода, которые в пустыне следуют друг за другом, ибо днем жара может переваливать за 50 градусов, а ночью температура может опускаться ниже нуля. Так к моменту прибытия преподобного Пафнутия святой прожил в пустыне 60 лет.
Преподобные беседовали до вечера. Вечером между старцами появился белый хлеб, и они вкусили его с водой. Ночь старцы провели в молитве. После утреннего пения преподобный Пафнутий увидел, что лицо преподобного Онуфрия изменилось, и испугался за него. Святой Онуфрий сказал: "Бог, Милосердный ко всем, послал тебя ко мне, чтобы ты предал погребению мое тело. В сегодняшний день я окончу мою временную жизнь и отойду к жизни бесконечной, в покое вечном ко Христу моему". Преподобный Онуфрий завещал святому Пафнутию, чтобы он рассказал о нем всем братьям-подвижникам и всем христианам ради их спасения.
Преподобный Пафнутий просил благословения остаться в пустыне, но святой Онуфрий сказал, что на это нет воли Божией, и велел вернуться в обитель и поведать всем о жизни Фиваидских пустынников. Благословив преподобного Пафнутия и простившись с ним, святой Онуфрий долго со слезами молился, затем возлег на землю, произнес свои последние слова: "В руки Твои, Боже мой, предаю дух мой", - и скончался.
Преподобный Пафнутий с плачем отодрал от своей одежды подкладку и .завернул в нее тело великого пустынника, которое положил в углубление большого камня, наподобие гроба, и засыпал множеством мелких камней. Затем он стал молиться, чтобы Господь разрешил ему до конца жизни остаться на месте подвигов преподобного Онуфрия. Внезапно пещера обвалилась, пальма засохла, а источник иссяк.
Поняв, что ему нет благословения остаться, преподобный Пафнутий отправился в обратный путь.
Через 4 дня преподобный Пафнутий дошел до пещеры, где его встретил пустынник, пребывавший в пустыне более 60 лет. Кроме двух других старцев, с которыми он подвизался вместе, этот пустынник никого не видел. Всю неделю подвижники проводили в одиночестве в пустыне, а в субботу и воскресенье сходились вместе для псалмопения. Питались они хлебом, который приносил Ангел. Так как была суббота, пустынники собрались вместе. Вкусив полученный от Ангела хлеб, они всю ночь провели в молитве. Уходя, преподобный Пафнутий спросил имена старцев, но они сказали: "Бог, знающий все, знает и имена наши. Поминай нас, да сподобимся видеть друг друга в Горних селениях Божиих".
Продолжая путь, преподобный Пафнутий встретил оазис, который поразил его красотой и обилием плодоносных деревьев. Из пустыни к нему вышли четверо обитавших здесь юношей. Юноши рассказали преподобному Пафнутию, что в детстве они жили в городе Оксинрихе (Верхняя Фиваида[188]) и вместе обучались грамоте. Они горели желанием посвятить свою жизнь Богу. Сговорившись уйти в пустыню, юноши вышли из города и после нескольких дней пути достигли пустыни. Их встретил сияющий светом муж и привел к старцу-пустыннику. "Вот уже шесть лет, - сказали юноши, - мы живем на этом месте. Старец наш прожил здесь один год и преставился. Мы живем сейчас одни, питаемся плодами деревьев, а вода у нас из источника". Юноши назвали свои имена. Это были святые Иоанн, Андрей., Иракламвон (Ираклемон) и Феофил. Всю неделю юные пустынники подвизались отдельно друг от друга, а в субботу и воскресенье сходились в оазис и возносили общую молитву. В эти дни являлся Ангел и причащал их Святых Тайн. Ради преподобного Пафнутия они не ушли в пустыню, а всю неделю молились все вместе. В следующую субботу и воскресенье святой Пафнутий вместе с юношами сподобился причаститься из рук Ангела Святых Тайн и услышать сказанные Ангелом слова: "Да будет вам Пищей Нетленной, Веселием Нескончаемым и Жизнью Вечной Тело и Кровь Господа Иисуса Христа, Бога нашего".
Преподобный Пафнутий дерзнул испросить у Ангела позволения до конца дней остаться в пустыне. Ангел ответил, что Бог указал ему иной путь - возвратиться в Египет и поведать всем христианам о жизни пустынников.
Простясь с юношами, преподобный Пафнутий через три дня пути вышел к краю пустыни. Здесь находился небольшой скит. Братия встретили его с любовью. Преподобный Пафнутий рассказал все, что узнал о святых отцах, встреченных им в глубине пустыни. Братия подробно записали рассказ преподобного Пафнутия и распространили его по другим скитам и монастырям. Преподобный Пафнутий благодарил Бога, сподобившего его узнать о высокой жизни отшельников Фиваидской пустыни, и возвратился в свою обитель.
Тропарь Онуфрию Великому, глас 1:
Желанием духовным пустыни достигл еси, богомудре Онуфрие, / и яко безплотен в ней многолетне подвизался еси трудолюбне, / соревнуя пророкам Илии и Крестителю: / от руку ангельску таин божественных насладився, /ныне во свете Святыя Троицы купно с ними веселишеся. / Моли спастися нам, твою память почитающим.
Преподобный Петр Афонский
День памяти: 12 / 25 июня
преподобный Петр Афонский | Преподобные Макарий Великий Онуфрий Великий и Петр Афонский |
По жребию, брошенному апостолами после Сошествия Святаго Духа на них ей выпала территория нынешней Грузии, но явившийся Ангел повелел ей не отлучаться из Иерусалима, сказав, что Грузия будет в свое время просвещена, а ей будет дан другой жребий. И однажды, когда она плыла на корабле, по-моему, на Кипр, где епископом был праведный Лазарь, когда-то воскрешенный Христом, началась буря, которая много дней носила судно по морю и вынесла судно неизвестно куда. Этим неизвестным местом и был Афон, в то время бывший важным местом в религиозной жизни язычников-греков. В то же время, когда судно прибило к берегу, здесь был большой языческий праздник и тут бесы, находящиеся в изображениях эллинских божеств, вдруг против воли завопили, что к ним прибыла Мать истинного Бога и.... рассыпались в прах. Греки устремились к берегу и наткнулись на пассажиров принесенного волнами корабля, спрашивая - кто они, откуда и какой веры. Сама Пречистая Дева по своему смирению никогда не проповедовала, но ее спутники - христиане и ученики апостолов беседовали с эллинами, рассказывая им о своей вере и после такого чуда, виденного ими, многие уверовали и крестились. Именно с этого времени принято отсчитывать, когда этой горе была предназначена особая роль, но действительное начало исполнения этой роли связано с жизнью преподобного Петра.
Первоначально он был военачальником в имперской армии Византии и жил в Константинополе. Во время войны с сирийцами он был взят в плен и оказался в темнице в городе Самаре, что на реке Евфрат (нынешний Ирак). Тут он задумался о причинах испытаний, постигших его и вдруг вспомнил, что когда-то давал обет принять монашество, а потом забыл об этом. Он стал каяться и молиться Богу и святителю Николаю чудотворцу, прося о помощи, в том числе и в исполнении обета. Вскоре святитель явился ему и посоветовал молиться праведному Симеону Богоприимцу, сказав, что тот имеет такое дерзновение пред Богом, что сам он - святитель Николай зачастую должен молиться ему. Пленный так и сделал и вскоре святитель явился ему вновь, но уже вместе с праведным Симеоном, который был облачен в одежды ветхозаветного первосвященника. Святой Симеон коснулся жезлом оков Петра и они упали. Двери открылись и святитель Николай вывел Петра на улицу и проводил до границ Византии и напомнив о данном обете, исчез. Петр решил идти в Рим, чтобы у гроба апостола Петра принять постриг. Незадолго до его прихода в бывший главный город Империи апостол Петр явился во сне римскому папе и рассказал об узнике, обстоятельствах его освобождения и повелел постричь его в монахи.
Придя в Рим, Петр, в первую очередь, прибыл в один из местных храмов, где как раз служил архиерей и после окончания службы папа Римский вызвал Петра: "Петр, пришедший из греческой земли, которого святитель Николай освободил в Самаре из темницы, подойди ко мне." Когда Петр пришел, то архиерей встретил и побеседовав с ним, позже постриг его и наставив в основах монашеской жизни и благословив, отпустил.
Святой Петр сел на корабль, плывший на восток. Корабельщики, во время остановки сходившие на берег, просили святого Петра придти помолиться в один дом, где хозяин и все домашние лежали больные. По его молитве Бог исцелил всех.
Во сне святому Петру явилась Пресвятая Богородица и указала место, где он должен был жить до конца своих дней - Святую Гору Афон, сказав, что на этом месте скоро поселится множество иноков и место это не оскудеет. Когда корабль проплывал мимо Афона, то остановился сам по себе. Святой Петр понял, что в этом месте ему надлежит сойти, и сошел на берег. Это было в 681 году. Преподобный Петр провел в пустынных местах Святой Горы, не видя никого из людей, 53 года. Одежда его истлела, а волосы и борода отросли и покрыли тело вместо одежды.
В первое время преподобный Петр многократно подвергался бесовским нападениям. Стараясь принудить святого покинуть пещеру, бесы принимали вид то вооруженных воинов, то свирепых зверей и гадов, готовых растерзать отшельника. Но горячей молитвой к Богу и Матери Божией преподобный Петр побеждал бесовские нападения. Тогда враг стал действовать хитростью. Явившись под видом отрока, посланного к нему из родного дома, он со слезами умолял преподобного оставить пустыню и вернуться в свой дом. Преподобный прослезился, но без колебаний ответил: "Сюда меня привел Господь и Пресвятая Богородица, без Ее позволения я отсюда не пойду". Услышав имя Матери Божией, бес исчез.
Через семь лет бес предстал перед преподобным в виде светлого Ангела и сказал, что Бог повелевает ему идти в мир для просвещения и спасения нуждавшихся в его руководстве людей. Опытный подвижник снова ответил, что без повеления Божией Матери не покинет пустыни. Бес исчез и больше не смел приступать к преподобному. Матерь Божия явилась преподобному Петру во сне вместе со святителем Николаем и сказала мужественному отшельнику, что каждые 40 дней Ангел будет приносить ему Небесную манну. С того времени преподобный Петр 40 дней постился, а на сороковой день подкреплялся Небесной манной, получая крепость на дальнейшее сорокадневное воздержание.
Однажды охотник, гнавшийся за оленем, увидел нагого человека, обросшего волосами и препоясанного по чреслам листвой. Он испугался и бросился бежать. Преподобный Петр остановил его и рассказал о своей жизни. Охотник просил позволения остаться с ним, но святой отослал его домой. Преподобный Петр дал охотнику год для самоиспытания и запретил рассказывать о встрече с ним.
Через год охотник возвратился с братом, одержимым бесом, и другими спутниками. Когда они вошли в пещеру преподобного Петра, то увидели, что он уже преставился к Богу. Охотник с горьким плачем рассказал своим спутникам о жизни преподобного Петра, а его брат, как только прикоснулся к телу святого, получил исцеление. Преподобный Петр скончался в 734 году. Его святые мощи находились на Афоне в обители святого Климента. Во время иконоборчества они были сокрыты, а в 969 году перенесены во Фракийское (Фракия - Восток Балканского полуострова, вместе с западными землями современной Турции, в которую входит и современый Стамбул. В старину Фракией именовалась и территория современной Болгарии и северной Греции, а также части Сербии) селение Фотоками. С именем преподобного Петра Афонского связан священный завет Матери Божией о своем земном уделе - Святой Горе Афон, который и поныне остается в силе: "Во Афонстей Горе будет покой его, то бо есть жребий Мой от Сына Моего и Бога, данный Мне, да отлучающийся мирских молв и емлющиися духовных по силе своей подвигов, верою же и любовию от души призывающий имя Мое, тамо временное свое житие проводят без печали, и Богоугодных ради дел своих жизнь вечную получат: зело бо люблю то место и хощу на том умножити чин иноческий, и милость Моего Сына и Бога имущим тамо иночествовати не разорится во веки, аще и они соблюдут спасительныя заповеди; и распространю их в Горе на юг и север, и возобладают ею от мира до мира, и имя их во всей подсолнечной хвально сотворю и защищу тех, иже тамо терпеливно в постничестве подвизатися будут".
Тропарь Петру Афонскому, глас 4:
Мир оставил еси, Петре, Господа ради своего / и крест восприим на рамо свое, / на гору достигл еси Афонскую, /якоже древле фесвитянин Илия. / И в ней пребыв пощением, и молитвами, и бдением, / Бога милостива творя, /и Пречистую Богородицу Молебницу предлагая, / сего ради вопием ти: / моли Христа Бога, да спасет души наша.