Преподобный Ефрем Новоторжский и брат его святой Георгий
Дни памяти: 28 Января / 10 Февраля, 11 / 24 Июня (Перенесение мощей)
Преподобный Ефрем Новоторжский, основатель Борисоглебского монастыря в городе Торжке, был родом из Венгрии. Вместе со своими братьями святыми Моисеем Угрином (память 26 июля / 8 августа) и святым Георгием он покинул родину, возможно, по причине преследования православных. Придя на Русь, братья поступили на службу к ростовскому князю святому Борису, сыну равноапостольного великого князя Владимира. В 1015 году на реке Альте вместе со святым князем Борисом погиб и брат Ефрема Георгий. Убийцы отрезали ему голову, чтобы снять золотую гривну, которую он носил на шее. Моисею удалось спастись бегством, и он поступил в число монахов Киево-Печерского монастыря. Ефрем, находившийся в это время, очевидно, в Ростове, прибыв на место убийства, нашел голову брата и взял ее с собой. Оставив службу при княжеском дворе, преподобный Ефрем удалился на реку Тверцу с тем, чтобы там вести уединенную иноческую жизнь. После того как возле него поселилось несколько монашествующих, он в 1038 году построил монастырь в честь святых князей страстотерпцев Бориса и Глеба. Братия избрали его своим настоятелем. Близ монастыря, расположенного неподалеку от торгового пути к Новгороду, был устроен странноприимный дом, где бесплатно содержались бедные и странники. Скончался преподобный Ефрем в глубокой старости, его тело было погребено в устроенном им монастыре, а в гроб, согласно его завещанию, была положена голова его брата, святого Георгия. Мощи преподобного Ефрема были обретены в 1572 году.
святой равноап. князь Владимир |
Перенесение мощей преподобного Ефрема Новоторжского (+ 28 января / 10 февраля 1053) было совершено в 1572 году архиепископом Новгородским Леонидом. Празднование установлено при Митрополите Московском Данииле (1584 - 1587).
Тропарь Ефрему Новоторжскому
Божественною свыше благодатию просветився, Богомудре, / и по смерти яви тя светлость жития твоего, / темже источаеши мирови благоухание, / иже с верою притекающим к раце мощей твоих, Ефреме преподобне. / Тем вопием ти: / слава Давшему ти чудесем благодать, / слава Прославльшему тя в чудесех, / слава Действующему тобою всем исцеления.
События дня.
Вечерня и утреня.
Накануне я был на службе в Свято-Успенском соборе, где была совершена обычная вечерня и утреня с полиелеем. службу совершал о.Николай Ларионов при пении верхнего хора.
Евангелие (от Иоанна): 1После того опять явился Иисус ученикам Своим при море Тивериадском. Явился же так: 2были вместе Симон Петр, и Фома, называемый Близнец, и Нафанаил из Каны Галилейской, и сыновья Зеведеевы, и двое других из учеников Его.
3Симон Петр говорит им: иду ловить рыбу. Говорят ему: идем и мы с тобою. Пошли и тотчас вошли в лодку, и не поймали в ту ночь ничего.
4А когда уже настало утро, Иисус стоял на берегу; но ученики не узнали, что это Иисус.
5Иисус говорит им: дети! есть ли у вас какая пища? Они отвечали Ему: нет.
6Он же сказал им: закиньте сеть по правую сторону лодки, и поймаете. Они закинули, и уже не могли вытащить сети от множества рыбы.
7Тогда ученик, которого любил Иисус, говорит Петру: это Господь. Симон же Петр, услышав, что это Господь, опоясался одеждою,- ибо он был наг,- и бросился в море.
8А другие ученики приплыли в лодке,- ибо недалеко были от земли, локтей около двухсот[183],- таща сеть с рыбою.
9Когда же вышли на землю, видят разложенный огонь и на нем лежащую рыбу и хлеб.
10Иисус говорит им: принесите рыбы, которую вы теперь поймали.
11Симон Петр пошел и вытащил на землю сеть, наполненную большими рыбами, которых было сто пятьдесят три; и при таком множестве не прорвалась сеть.
12Иисус говорит им: придите, обедайте. Из учеников же никто не смел спросить Его: кто Ты? зная, что это Господь.
13Иисус приходит, берет хлеб и дает им, также и рыбу.
14Это уже в третий раз явился Иисус ученикам Своим по воскресении Своем из мертвых.
15Когда же они обедали, Иисус говорит Симону Петру: Симон Ионин! любишь ли ты Меня больше, нежели они? Петр говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси агнцев Моих.
16Еще говорит ему в другой раз: Симон Ионин! любишь ли ты Меня? Петр говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси овец Моих.
17Говорит ему в третий раз: Симон Ионин! любишь ли ты Меня? Петр опечалился, что в третий раз спросил его: любишь ли Меня? и сказал Ему: Господи! Ты все знаешь; Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси овец Моих.
18Истинно, истинно говорю тебе: когда ты был молод, то препоясывался сам и ходил, куда хотел; а когда состаришься, то прострешь руки твои, и другой препояшет тебя, и поведет, куда не хочешь.
19Сказал же это, давая разуметь, какою смертью Петр прославит Бога. И, сказав сие, говорит ему: иди за Мною.
20Петр же, обратившись, видит идущего за ним ученика, которого любил Иисус и который на вечери, приклонившись к груди Его, сказал: Господи! кто предаст Тебя?
21Его увидев, Петр говорит Иисусу: Господи! а он что?
22Иисус говорит ему: если Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду, что тебе до того? ты иди за Мною.
23И пронеслось это слово между братиями, что ученик тот не умрет. Но Иисус не сказал ему, что не умрет, но: если Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду, что тебе до того? - 24Сей ученик и свидетельствует о сем, и написал сие; и знаем, что истинно свидетельство его.
25Многое и другое сотворил Иисус; но, если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг. Аминь.
После троекратного отречения Господь также троекратно заставляет Петра признаться Учителю в любви, снова этим принимая его в число апостолов и вновь говоря о призыве к проповеди Евангелия…
Еще ранее входы в храм в нашем соборе были снабжены табличками, обозначающие выход. Теперь и во дворе храма повсюду висят указатели направления к выходу. в чем-то это мне напомнило мою поездку в Краснодар на Великое освящение Свято-Александро-Невского собора. Там также были подобные таблички, а также, например, огнетушители…. Последнего у нас, пока нет…
Литургия.
В сам день я также был на службе в Свято-Успенском соборе, где службу совершал о.Николай Ларионов при пении верхнего хора. Отмечу, что в храме появлялся … о.Павел Базаров, бывший диакон собора, а ныне священник. Ранее он уехал куда-то в Сибирь (кажется, в Красноярскую епархию), где и был рукоположен во священника.
Чтения литургии. Сначала – рядовые и отрывок из послания апостола Павла к Римлянам: 1Итак, какое преимущество быть Иудеем, или какая польза от обрезания?
2Великое преимущество во всех отношениях, а наипаче в том, что им вверено слово Божие.
3Ибо что же? если некоторые и неверны были, неверность их уничтожит ли верность Божию?
4Никак. Бог верен, а всякий человек лжив, как написано: Ты праведен в словах Твоих и победишь в суде Твоем.
5Если же наша неправда открывает правду Божию, то что скажем? не будет ли Бог несправедлив, когда изъявляет гнев? (говорю по человеческому рассуждению). 6Никак. Ибо иначе как Богу судить мир?
7Ибо, если верность Божия возвышается моею неверностью к славе Божией, за что еще меня же судить, как грешника?
8И не делать ли нам зло, чтобы вышло добро, как некоторые злословят нас и говорят, будто мы так учим? Праведен суд на таковых.
9Итак, что же? имеем ли мы преимущество? Нисколько. Ибо мы уже доказали, что как Иудеи, так и Еллины, все под грехом, 10как написано: нет праведного ни одного; 11нет разумевающего; никто не ищет Бога; 12все совратились с пути, до одного негодны; нет делающего добро, нет ни одного.
13Гортань их - открытый гроб; языком своим обманывают; яд аспидов на губах их.
14Уста их полны злословия и горечи.
15Ноги их быстры на пролитие крови; 16разрушение и пагуба на путях их; 17они не знают пути мира.
18Нет страха Божия перед глазами их.
19Но мы знаем, что закон, если что говорит, говорит к состоящим под законом, так что заграждаются всякие уста, и весь мир становится виновен пред Богом, 20потому что делами закона не оправдается пред Ним никакая плоть; ибо законом познаётся грех.
21Но ныне, независимо от закона, явилась правда Божия, о которой свидетельствуют закон и пророки, 22правда Божия через веру в Иисуса Христа во всех и на всех верующих, ибо нет различия, 23потому что все согрешили и лишены славы Божией, 24получая оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе, 25которого Бог предложил в жертву умилостивления в Крови Его через веру, для показания правды Его в прощении грехов, соделанных прежде, 26во время долготерпения Божия, к показанию правды Его в настоящее время, да явится Он праведным и оправдывающим верующего в Иисуса.
27Где же то, чем бы хвалиться? уничтожено. Каким законом? законом дел? Нет, но законом веры.
28Ибо мы признаём, что человек оправдывается верою, независимо от дел закона.
29Неужели Бог есть Бог Иудеев только, а не и язычников? Конечно, и язычников, 30потому что один Бог, Который оправдает обрезанных по вере и необрезанных через веру.
31Итак, мы уничтожаем закон верою? Никак; но закон утверждаем.
Глава 4.
1Что́ же, скажем, Авраам, отец наш, приобрел по плоти?
2Если Авраам оправдался делами, он имеет похвалу, но не пред Богом.
3Ибо что́ говорит Писание? Поверил Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность.
4Воздаяние делающему вменяется не по милости, но по долгу.
5А не делающему, но верующему в Того, Кто оправдывает нечестивого, вера его вменяется в праведность.
6Так и Давид называет блаженным человека, которому Бог вменяет праведность независимо от дел: 7Блаженны, чьи беззакония прощены и чьи грехи покрыты.
8Блажен человек, которому Господь не вменит греха.
9Блаженство сие относится к обрезанию, или к необрезанию? Мы говорим, что Аврааму вера вменилась в праведность.
10Когда вменилась? по обрезании или до обрезания? Не по обрезании, а до обрезания.
11И знак обрезания он получил, как печать праведности через веру, которую имел в необрезании, так что он стал отцом всех верующих в необрезании, чтобы и им вменилась праведность, 12и отцом обрезанных, не только принявших обрезание, но и ходящих по следам веры отца нашего Авраама, которую имел он в необрезании.
13Ибо не законом даровано Аврааму, или семени его, обетование - быть наследником мира, но праведностью веры.
14Если утверждающиеся на законе суть наследники, то тщетна вера, бездейственно обетование; 15ибо закон производит гнев, потому что, где нет закона, нет и преступления.
16Итак по вере, чтобы было по милости, дабы обетование было непреложно для всех, не только по закону, но и по вере потомков Авраама, который есть отец всем нам 17(как написано: Я поставил тебя отцом многих народов) пред Богом, Которому он поверил, животворящим мертвых и называющим несуществующее, как существующее.
18Он, сверх надежды, поверил с надеждою, через что сделался отцом многих народов, по сказанному: "так многочисленно будет семя твое".
19И, не изнемогши в вере, он не помышлял, что тело его, почти столетнего, уже омертвело, и утроба Саррина в омертвении; 20не поколебался в обетовании Божием неверием, но пребыл тверд в вере, воздав славу Богу 21и будучи вполне уверен, что Он силен и исполнить обещанное.
22Потому и вменилось ему в праведность.
23А впрочем не в отношении к нему одному написано, что вменилось ему, 24но и в отношении к нам; вменится и нам, верующим в Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса Христа, Господа нашего, 25Который предан за грехи наши и воскрес для оправдания нашего.
«Все согрешили и лишены славы Божией, получая оправдание даром…» - пишет апостол, снова и снова утверждая мысль о бесполезности обрядов акона Моисеева для спасения, ибо если бы не было так, то и Христу не было бы нужды приходить. Но так как человек оказался неспособен исполнить Закон, то для его спасения понадобилось прийти Христу, поверивший которому и последовавший за Ним наследует спасение….
Евангелие (от Матфея): 21Не всякий, говорящий Мне: "Господи! Господи!", войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного.
22Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили?
23И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие.
24Итак всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне; 25и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и устремились на дом тот, и он не упал, потому что основан был на камне.
26А всякий, кто слушает сии слова Мои и не исполняет их, уподобится человеку безрассудному, который построил дом свой на песке; 27и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот; и он упал, и было падение его великое.
28И когда Иисус окончил слова сии, народ дивился учению Его, 29ибо Он учил их, как власть имеющий, а не как книжники и фарисеи.
Глава 8.
1Когда же сошел Он с горы, за Ним последовало множество народа.
2И вот подошел прокаженный и, кланяясь Ему, сказал: Господи! если хочешь, можешь меня очистить.
3Иисус, простерши руку, коснулся его и сказал: хочу, очистись. И он тотчас очистился от проказы.
4И говорит ему Иисус: смотри, никому не сказывай, но пойди, покажи себя священнику и принеси дар, какой повелел Моисей, во свидетельство им.
Исполняющий заповеди уподобляется строителю, который поставил дом на крепком фундаменте. Здесь камнем Господь именует Себя и слова свои. Игнорирующий заповеди презирает Давшего их и живя в грехе, исполняет волю врага, желающего увести его вместе с собой. Такой человек падет и по смерти низвергнется в ад. А строящий жизнь на основании Евангелия будет тверд и по смерти его душа не погибнет, но наследует Царство Небесное. Такого человека, как живущего в единстве с Богом, от любви Божией не отлучит ничто, а значит, ни одна стихия мира неспособна поколебать его, так как Дух Божий утверждает его на пути спасения. Мы далеки от этого, но именно поэтому эти слова и читаются нам… Тут же пишутся загадочные слова о реакции иудеев на проповедь Христа: «Он учил их как власть имеющий, а не как книжники и фарисеи». Господь часто с дерзновением повелевает, дабы люди делали то-то и так-то, либо довольно жестко обличает слушающих Его: «Что вы говорите мне «Господи, Господи», и не делаете то, что Я говорю?», «Не дал ли вам Моисей закона? и никто из вас не поступает по закону…», «Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи»…. Я уже не привожу тех слов, которыми Он обличает книжников и фарисеев, называя их «змеями», «порождениями ехидниными», гробами раскрашенными». Но Евангелист, когда пишет так, имеет в виду не эти слова, но то, что слова Его проникали в самые души слушающих, поражая их до глубины души (что, впрочем, не отменяет того, что столь много иудеев оказалось глухим к Его словам, ведь именно этих ожесточенных Господь и обличал столь жесткими словами). Так же сильно на слушателей действовала проповедь тех подвижников, что сами жили в мире с Богом, давая в душе место Духу Святому. По этой причине и проповедь апостолов после Сошествия на них Духа Господня, имла столь большую силу. И здесь сам Господь демонстрирует эту силу слова, не данную кем-то, но имеющуюуся у Него…
И чтения праздника. Отрывок из книги Деяний Апостольских: 1Услышали Апостолы и братия, бывшие в Иудее, что и язычники приняли слово Божие.
2И когда Петр пришел в Иерусалим, обрезанные упрекали его, 3говоря: ты ходил к людям необрезанным и ел с ними.
4Петр же начал пересказывать им по порядку, говоря: 5в городе Иоппии[184] я молился, и в исступлении видел видение: сходил некоторый сосуд, как бы большое полотно, за четыре угла спускаемое с неба, и спустилось ко мне.
6Я посмотрел в него и, рассматривая, увидел четвероногих земных, зверей, пресмыкающихся и птиц небесных.
7И услышал я голос, говорящий мне: встань, Петр, заколи и ешь.
8Я же сказал: нет, Господи, ничего скверного или нечистого никогда не входило в уста мои.
9И отвечал мне голос вторично с неба: что Бог очистил, того ты не почитай нечистым.
10Это было трижды, и опять поднялось всё на небо.
11И вот, в тот самый час три человека стали перед домом, в котором я был, посланные из Кесарии ко мне.
12Дух сказал мне, чтобы я шел с ними, нимало не сомневаясь. Пошли со мною и сии шесть братьев, и мы пришли в дом того человека.
13Он рассказал нам, как он видел в доме своем Ангела (святого), который стал и сказал ему: пошли в Иоппию людей и призови Симона, называемого Петром; 14он скажет тебе слова, которыми спасешься ты и весь дом твой.
15Когда же начал я говорить, сошел на них Дух Святый, как и на нас вначале.
16Тогда вспомнил я слово Господа, как Он говорил: "Иоанн крестил водою, а вы будете крещены Духом Святым".
17Итак, если Бог дал им такой же дар, как и нам, уверовавшим в Господа Иисуса Христа, то кто же я, чтобы мог воспрепятствовать Богу?
18Выслушав это, они успокоились и прославили Бога, говоря: видно, и язычникам дал Бог покаяние в жизнь.
19Между тем рассеявшиеся от гонения, бывшего после Стефана, прошли до Финикии и Кипра и Антиохии, никому не проповедуя слово, кроме Иудеев.
20Были же некоторые из них Кипряне и Киринейцы, которые, придя в Антиохию, говорили Еллинам, благовествуя Господа Иисуса.
21И была рука Господня с ними, и великое число, уверовав, обратилось к Господу.
22Дошел слух о сем до церкви Иерусалимской, и поручили Варнаве идти в Антиохию.
23Он, прибыв и увидев благодать Божию, возрадовался и убеждал всех держаться Господа искренним сердцем; 24ибо он был муж добрый и исполненный Духа Святаго и веры. И приложилось довольно народа к Господу.
25Потом Варнава пошел в Тарс искать Савла и, найдя его, привел в Антиохию.
26Целый год собирались они в церкви и учили немалое число людей, и ученики в Антиохии в первый раз стали называться Христианами.
27В те дни пришли из Иерусалима в Антиохию пророки.
28И один из них, по имени Агав, встав, предвозвестил Духом, что по всей вселенной будет великий голод, который и был при кесаре Клавдии.
29Тогда ученики положили, каждый по достатку своему, послать пособие братьям, живущим в Иудее, 30что и сделали, послав собранное к пресвитерам через Варнаву и Савла.
Проповедь апостола Варнавы перед жителями Антиохии, где некие жители Кипра решились проповедовать не только одним иудеям, но и грекам, по слову Христа: «идите, научите ВСЕ НАРОДЫ, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа….». И здесь последователи Христа впервые начали называться христианами. И здесь исполнились слова пророка Исаии о том, что народ Божий будет назван новым именем. «Христиане» - и есть это новое имя….
Евангелие (от Луки): 1После сего избрал Господь и других семьдесят учеников, и послал их по два пред лицем Своим во всякий город и место, куда Сам хотел идти, 2и сказал им: жатвы много, а делателей мало; итак, молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою.
3Идите! Я посылаю вас, как агнцев среди волков.
4Не берите ни мешка, ни сумы́, ни обуви, и никого на дороге не приветствуйте.
5В какой дом войдете, сперва говорите: мир дому сему; 6и если будет там сын мира, то почиет на нём мир ваш, а если нет, то к вам возвратится.
7В доме же том оставайтесь, ешьте и пейте, что у них есть, ибо трудящийся достоин награды за труды свои; не переходите из дома в дом.
8И если придёте в какой город и примут вас, ешьте, что вам предложат, 9и исцеляйте находящихся в нём больных, и говорите им: приблизилось к вам Царствие Божие.
10Если же придете в какой город и не примут вас, то, выйдя на улицу, скажите: 11и прах, прилипший к нам от вашего города, отрясаем вам; однако же знайте, что приблизилось к вам Царствие Божие.
12Сказываю вам, что Содому в день оный будет отраднее, нежели городу тому.
13Горе тебе, Хоразин! горе тебе, Вифсаида! ибо если бы в Тире[185] и Сидоне[186] явлены были силы, явленные в вас, то давно бы они, сидя во вретище и пепле, покаялись; 14но и Тиру и Сидону отраднее будет на суде, нежели вам.
15И ты, Капернаум, до неба вознесшийся, до ада низвергнешься.
16Слушающий вас Меня слушает, и отвергающийся вас Меня отвергается; а отвергающийся Меня отвергается Пославшего Меня.
17Семьдесят учеников возвратились с радостью и говорили: Господи! и бесы повинуются нам о имени Твоем.
18Он же сказал им: Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию; 19се, даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью, и ничто не повредит вам; 20однако ж тому не радуйтесь, что духи вам повинуются, но радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах.
21В тот час возрадовался духом Иисус и сказал: славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл младенцам. Ей, Отче! Ибо таково было Твое благоволение.
Господь посылает на проповедь 70 учеников, давая им наставления. Вернувшись, они выражают восторг по поводу власти, которую им дал Господь. Но Он призывает их не придавать этому значения, ибо они имеют ее, так как Он им дал, а не потому что он достигли некоего уровня (чего не было). Важнее то, что уготовано им на небесах. Этому и надлежит придавать значение, дабы не преткнуться и пасть, но наследовать обещанное Царство. Господь же потому и предупреждает их, чтобы они не возгордились и не начали приписывать все чудеса себе. Кстати, по этой же причине мы не видим чудес, ибо Бог видит склонность нашу к самопревозношению и щадит нас, дабы не погубить, но смиряет….
По окончании службы о.Николай говорил на тему нынешнего рядового Евангелия, о том, что исполняющий слова Господни подобен человеку, строящему свой дом на прочном фундементе, на камне. Строящий на камне «иже бе Христос», не постыдится, ибо последовавший за Христом и будет там, куда Господь вознесся. Господь не уготовал человеку мучений, но славу и блаженство. Но для этого необходимо последовать Христу. А мы следуем заповедям Господним? Если следуем, то с неохотой: молитва наша – рассеяна (дома ли мы молимся, либо на богослужении – наши мысли витает где-то в других местах) и неохотна, а на исповеди мы каемся в одном и том же, практически не борясь с нашими грехами (увы мне). Один и тот же человек годами и десятилетиями может каяться в одном и том же, а выйдя из храма (или просто отойдя от аналоя, перед которым совершал исповедь) – тут же впадает в этот грех вновь. Бог, разумеется, по немощи нашей прощает наши грехи, терпит наше нерадение, однако мы не знаем, в каком состоянии застанет нас смерть. Если же она застанет нас в грехе, который мы так и не искоренили в себе, то горе нам. Посему, да постараемся хоть немного бороться с нашими греховными влечениями, для начала – хотя бы между исповедь и причастием, если мы исповедовались с вечера. Это – труд, но это необходимо делать. Многие часто ропщут по поводу того, что в сам день не всегда можно приступить к исповеди, но это ограничение подвигает нас к труду. Храня себя во время от исповеди и до причастия, а также в последующие после причастия сутки, мы приучаемся к чистоте. Увы, мы не можем вовсе жить без греха, будучи склонны к нему, однако мы должны положить начало этой борьбе. А Бог, взирая на наше усердие, подкрепит наши силы и восполнит нашу немощь силою своей, так что мы окажемся способны бороться и побеждать. Но без нашего желания Бог спасать нас не будет. Апостол Павел также пишет: «Непрестанно молитесь». Это тоже неплохо бы исполнять, творя, хотя бы краткую молитву как можно чаще. Так рекомендуется делать не потому что Богу это нужно, но потому что за счет молитвы мы сами обретаем навык общения с Богом и учимся помнить о том, что без Него мы не способны ни на что доброе. Размышляя обо всем этом, мы вспоминаем чтимых сегодня апостолов Варфоломея и Варнаву, которые были подобными нам людьми, имеющими и те же страсти. Однако они, оставив мирскую жизнь с ее злом, последовали Христу и подвизаясь ради Бога, наследовали уготованное им Царство. От нас оставлять мир никто не следует: «оставь только злые привычки, и ты можешь, оставаясь дома, со своими, удобно спастись». Итак, да оставим осуждение и прочие наши грехи, сначала пробуя воздерживаться хотя бы на малое время и да вырабатываем в себе навык воздержания, борьбы с грехом, дабы наше покаяние не было тщетным, а приносило плоды…
Воскресенье 25 июня.
на это воскресенье выпадает довольно много праздников. Так, в этот день отмечается память всех преподобных отцов Вологодских. Празднование Собора Вологодских святых было установлено в 1841 году по благословению епископа Вологодского святителя Иннокентия (Борисова). Также в этот день отмечается память Собора Новгородских святых. Собор Новгородских святых известен с 1831 года. Нынешнее празднование Собора в 3-ю неделю по Пятидесятнице установлено 10 июля 1981 года по инициативе митрополита Ленинградского и Новгородского Антония (Мельникова). В этот воскресные день также чтится память Собора Белорусских святых, установленная 3 апреля 1984 года по инициативе митрополита Минского и Белорусского Филарета (Вахромеева). Также вспоминается Собор Псковских святых. Установлено 10 апреля 1987 года по инициативе митрополита Псковского Иоанна (Разумова) и по благословлению патриарха Московского и всея Руси Пимена. Наконец, в этот день чтится память Собора Санкт-Петербургских святых. Празднование установлено Священным Синодом Русской Православной Церкви по благословению патриарха Алексия II 19 апреля 2000 года.