Благоверные князья Василий и Константин Ярославские, братья
Дни памяти: 23 Мая / 5 Июня (Ростов.), 8 / 21 Июня (Обретение мощей), 3 / 16 Июля
Василий Ярославский | Благоверные князья Василий и Константин Ярославские |
В 1236 г. на Русь вторгся свирепый Батый с бесчисленными полчищами, все предавая огню и мечу. Татаро-монголы разорили престольный Владимир и удельные Ростов и Ярославль со многими иными городами северной Руси. Тяжела была эпоха для Руси под игом монгольским, но, как неопалимая купина, горела Русь и не сгорала; веянием небесным охлаждалось пламя ее страданий, и сколько воссияло новых звезд на тверди небесной в это лютое время!
Между ними кротко воссияли и два князя, Василий и Константин, искушенные бедствиями, как злато в горниле. В страхе Божием управляли они родовою своею областью, не вступая в междоусобия князей русских, ибо заботились только о благе своей вотчины, врачевали раны, нанесенные ей набегами татаро-монголов, и обновляли разоренные храмы.
В 1242 г. юный князь Василий мужественно отправился в Золотую Орду, чтобы умиротворить хана Батыя. В следующем году он отправился в Орду вместе с великим князем Киевским Ярославом (1190-1246 гг.). Испытанный многими скорбями, князь Василий со смирением принимал все тяготы и невзгоды, часто молился. Жизнь его была недолгая, но добрая. Зимой 1249 г. князь Василий, прибывши во Владимир для свидания с родственным ему великим князем святым Александром Невским (память 23 ноября /6 декабря), заболел и там скончался 8 / 21 февраля. Тело святого князя было положено в Ярославском Успенском соборе на северной стороне.
Младший брат князя Василия Константин наследовал на краткое время княжение братнее. Степные кочевники с юга совершали разбойничьи набеги. В 1252 г. они опустошили Суздальское княжество. 3 / 16июля 1267 г. татарские отряды подошли к Ярославлю. Князь Константин вместе со своей дружиной вышел им навстречу, и на возвышенности у реки Которосли произошла кровавая сеча, во время которой погибло множество воинов с обоих сторон. Юный князь Константин принял в этом бою мученическую кончину, отдав свою жизнь за Православную веру и независимость Родины. Тело благоверного князя Константина было с честью погребено рядом с братом, благоверным князем Василием.
Через два с половиной столетия, при копании рвов для нового соборного храма, обрели нетленные мощи благоверных князей, от которых начали происходить чудеса и исцеления.
Тропарь в честь обретения мощей блгв. князей Василия и Константина Ярославских. Глас 2
Ваше отечество хвалится обагрением кровей ваших,/ Церковь же Божия радуется,/ приемши телеса ваша,/ людие, песненный лик составльше,/ духовною цевницею вопиют:/ ликуй, Василие, радуйся, Константине,/ Ярославлю славо и всей России радосте.
Ин тропарь благоверных князей Василия и Константина Ярославских. Глас 8
Возвысившеся на добродетель, к желанию крайнему,/ и достигосте к Небесней высоте,/ благовернии
велицыи князи Василие и Константине,/ и безстрастным житием украсисте души своя,/ пощением же изрядно победисте бесовския полки/ и воспримете чистую совесть,/ в молитвах яко безплотнии пребысте,/ возсиясте в мире, аки солнце, преславнии,/ молите спастися душам нашим.
О дне сем.
Чтения литургии. Сначала – рядовое и отрывок из послания апостола Павла к Римлянам: 1Итак нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе живут не по плоти, но по духу, 2потому что закон духа жизни во Христе Иисусе освободил меня от закона греха и смерти.
3Как закон, ослабленный плотию, был бессилен, то Бог послал Сына Своего в подобии плоти греховной в жертву за грех и осудил грех во плоти, 4чтобы оправдание закона исполнилось в нас, живущих не по плоти, но по духу.
5Ибо живущие по плоти о плотском помышляют, а живущие по духу - о духовном.
6Помышления плотские суть смерть, а помышления духовные - жизнь и мир, 7потому что плотские помышления суть вражда против Бога; ибо закону Божию не покоряются, да и не могут.
8Посему живущие по плоти Богу угодить не могут.
9Но вы не по плоти живете, а по духу, если только Дух Божий живет в вас. Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его.
10А если Христос в вас, то тело мертво для греха, но дух жив для праведности.
11Если же Дух Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса, живет в вас, то Воскресивший Христа из мертвых оживит и ваши смертные тела Духом Своим, живущим в вас.
12Итак, братия, мы не должники плоти, чтобы жить по плоти; 13ибо если живете по плоти, то умрете, а если духом умерщвляете дела плотские, то живы будете.
14Ибо все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии.
И снова о делах плоти и плодах Духа. В послании к Галатам апостол подробно перечисляет их. Под делами плоти апостол понимает грехи. И здесь апостол снова говорит о бесполезности обрядов Закона Моисеева, так как грех они не очищали, а нарушая заповеди и правила Закона, человек согрешал пред Богом. Потому Господь и пришел, желая спасти человека. Далее апостол и рассуждает о жизни по духу, то есть, в соответствии с повелениями Божиими, о жизни в подражании Богу в делах любви, чем достигается единение с Ним. И здесь апостол открывает тайну – тот, кто не является сосудом Духа Господня, в ком сей Дух не удерживается, тот и не принадлежит Богу, им владеет совсем другой дух, «и бывает последнее для человека, хуже первого» (то есть, до очищения от греха). Третьего не дано…
И чтение праздника великомученика Феодора. Отрывок из второго послания апостола Павла к Тимофею: 1Итак укрепляйся, сын мой, в благодати Христом Иисусом, 2и что слышал от меня при многих свидетелях, то передай верным людям, которые были бы способны и других научить.
3Итак переноси страдания, как добрый воин Иисуса Христа.
4Никакой воин не связывает себя делами житейскими, чтобы угодить военачальнику.
5Если же кто и подвизается, не увенчивается, если незаконно будет подвизаться.
6Трудящемуся земледельцу первому должно вкусить от плодов.
7Разумей, что я говорю. Да даст тебе Господь разумение во всем.
8Помни Господа Иисуса Христа от семени Давидова, воскресшего из мертвых, по благовествованию моему, 9за которое я страдаю даже до уз, как злодей; но для слова Божия нет уз.
10Посему я все терплю ради избранных, дабы и они получили спасение во Христе Иисусе с вечною славою.
11Верно слово: если мы с Ним умерли, то с Ним и оживем; 12если терпим, то с Ним и царствовать будем; если отречемся, и Он отречется от нас; 13если мы неверны, Он пребывает верен, ибо Себя отречься не может.
14Сие напоминай, заклиная пред Господом не вступать в словопрения, что нимало не служит к пользе, а к расстройству слушающих.
15Старайся представить себя Богу достойным, делателем неукоризненным, верно преподающим слово истины.
Апостол дает наставления ученику в его священническом (и архиерейском служении). призывая к твердости в вере и к исполнению Евангелия, которое проповедует, в своей жизни, дабы его проповедь Христа была не одними словами, но и делами. Не всем дано служения проповеди словами, но все мы призваны свидетельствовать о Христе самыми делами нашими, дабы наша жизнь не смущала окружающих несоответствием между тем, что исповедует наша вера и тем, как мы на самом деле живем. К Тебе, Господи, прибегох, научи мя творити волю Твою…!
Отрывок из Евангелия, рядовой, и посвященный празднику Великомученика Феодора, читается один, а потому его и привожу. Итак, Евангелие (от Матфея): 1И призвав двенадцать учеников Своих, Он дал им власть над нечистыми духами, чтобы изгонять их и врачевать всякую болезнь и всякую немощь.
2Двенадцати же Апостолов имена суть сии: первый Симон, называемый Петром, и Андрей, брат его, Иаков Зеведеев и Иоанн, брат его, 3Филипп и Варфоломей, Фома и Матфей мытарь, Иаков Алфеев и Леввей, прозванный Фаддеем, 4Симон Кананит и Иуда Искариот, который и предал Его.
5Сих двенадцать послал Иисус, и заповедал им, говоря: на путь к язычникам не ходите, и в город Самарянский не входите; 6а идите наипаче к погибшим овцам дома Израилева; 7ходя же, проповедуйте, что приблизилось Царство Небесное; 8больных исцеляйте, прокаженных очищайте, мертвых воскрешайте, бесов изгоняйте; даром получили,
даром давайте.
9Не берите с собою ни золота, ни серебра, ни меди в поясы свои, 10ни сумы на дорогу, ни двух одежд, ни обуви, ни посоха, ибо трудящийся достоин пропитания.
11В какой бы город или селение ни вошли вы, наведывайтесь, кто в нем достоин, и там оставайтесь, пока не выйдете; 12а входя в дом, приветствуйте его, говоря: мир дому сему; 13и если дом будет достоин, то мир ваш придет на него; если же не будет достоин, то мир ваш к вам возвратится.
14А если кто не примет вас и не послушает слов ваших, то, выходя из дома или из города того, отрясите прах от ног ваших; 15истинно говорю вам: отраднее будет земле Содомской и Гоморрской в день суда, нежели городу тому.
16Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков: итак будьте мудры, как змии, и просты, как голуби.
17Остерегайтесь же людей: ибо они будут отдавать вас в судилища и в синагогах своих будут бить вас, 18и поведут вас к правителям и царям за Меня, для свидетельства перед ними и язычниками.
19Когда же будут предавать вас, не заботьтесь, как или что сказать; ибо в тот час дано будет вам, что сказать, 20ибо не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас.
21Предаст же брат брата на смерть, и отец - сына; и восстанут дети на родителей, и умертвят их; 22и будете ненавидимы всеми за имя Мое; претерпевший же до конца спасется.
23Когда же будут гнать вас в одном городе, бегите в другой. Ибо истинно говорю вам: не успеете обойти городов Израилевых, как приидет Сын Человеческий.
24Ученик не выше учителя, и слуга не выше господина своего: 25довольно для ученика, чтобы он был, как учитель его, и для слуги, чтобы он был, как господин его. Если хозяина дома назвали веельзевулом, не тем ли более домашних его?
26Итак не бойтесь их, ибо нет ничего сокровенного, что не открылось бы, и тайного, что не было бы узнано.
27Что говорю вам в темноте, говорите при свете; и что на ухо слышите, проповедуйте на кровлях.
28И не бойтесь убивающих тело, души́ же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне.
29Не две ли малые птицы продаются за ассарий*? И ни одна из них не упадет на землю без воли Отца вашего; 30у вас же и волосы на голове все сочтены; 31не бойтесь же: вы лучше многих малых птиц.
32Итак всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным; 33а кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным.
34Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч, 35ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее.
36И враги человеку - домашние его.
37Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня; 38и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня.
39Сберегший душу свою потеряет ее; а потерявший душу свою ради Меня сбережет ее.
40Кто принимает вас, принимает Меня, а кто принимает Меня, принимает Пославшего Меня; 41кто принимает пророка, во имя пророка, получит награду пророка; и кто принимает праведника, во имя праведника, получит награду праведника.
42И кто напоит одного из малых сих только чашею холодной воды, во имя ученика, истинно говорю вам, не потеряет награды своей.
Господь, призвав им доверять Богу и не думать о хлебе насущном, переходит к самому главному. Не все те, кому они будут проповедовать, будут рады этой проповеди. Многие будут озлоблены, ибо их проповедь будет свидетельствовать об их злых делах, а по гордости своей они будут неспособны к покаянию. Потому Господь и уподобляет их волкам, которые будут озлоблены до ненависти и даже до жажды крови. Об этом господь предупреждает своих учеников, еще слабых, дабы не смущать их. Тогда, разумеется, они еще не терпели того, что будут терпеть, когда по Сошествии на них Духа Господня они разойдутся по миру. Однако здесь они – куда слабей, чем они будут потом, а потому и эти скорби им могло быть тяжело переносить. Но Господь и здесь обещает им помощь, дабы они не боялись. Ниже Он будет призывать их к твердости, ибо враг насылает на них козни от людей, желая заставить их замолчать и если они убоятся и замолчат – то враг добился своего. Но Господь желает просветить светом Евангелия всех, а потому и призывает их к твердости. Но этот призыв актуален и для нас, ибо если мы и не подвергаемся побоям ради веры нашей, то поношениям подвергаемся часто. Если же мы, страшась поношений, боимся показывать нашу веру, то это значит, что мы боимся больше людей, чем Бога. Что будет, если пред нами станет более серьезный выбор – верность Христу или жизнь? Если же мы и в этом случае уступим, то будем предателями веры… Но да не будет сего! Потому Евангельские тексты о верности Богу пред лицом гонений читаются так часто, особенно в праздники мучеников, сама жизнь которых дала нам пример твердости веры. И эти примеры жизни даны нам не просто ради приятного чтения, но для того, чтобы мы следовали их примеру….…
Четверг 22 июня.
В этот день праздников немного. Среди них отдельно стоит отметить чтимого в этот день великого Учителя Церкви, святителя Кирилла Александрийского. Его память не предусматривает торжественного служения но вполне достойна воспоминания. Также стоит отдельно упомянуть чтимых в этот день мучениц Феклу, Марфу и Марию, о которых пишется лишь то, что они пострадали в 346 году в Персии, в период правления царя Шапура II[139]. Также в этот день отмечается память обретения мощей преподобноисповедника Рафаила (Шейченко). Так как память его преставления была недавно, то читатель может прочитать его житие в подборке статей за 19 июня.