Иконография Ярославской иконы Божией Матери
Иконография Ярославской иконы Божией Матери принадлежит к иконографическому типу, называемому в русской литературе "Умиление" и сложившемуся в ХIII веке. Она является прототипом для многих русских иконографических вариантов "Умиления", связанных с местночтимыми чудотворными иконами.
Младенец Христос представлен на руках Богоматери с правой стороны. Голова Богоматери наклонена к Младенцу Христу, Их лики соприкасаются. Он сидит прямо и рукой держится за подбородок Богоматери. Ступни Его ножек близко сдвинуты.
Точный список с чудотворного образа, выполненный в 1500 году, был вложен в Троице-Сергиеву лавру Аграфеной Суцкой, вдовой последнего ярославского князя. Наиболее ранним сохранившимся списком является икона первой половины XV века из собрания Третьяковской галереи, икона происходит из церкви Успения на Апухтинке в Москве. О распространении и известности икон этого типа свидетельствуют множество списков.
Что такое Богоматерь "Умиление"
Богоматерь "Умиление" - Гликофилусса (Ласкающая Богоматерь) - буквально обозначает «сладко лобзающая», тип Богородицы с Младенцем, сидящим на Ее руке и прижимающимся щекой к Ее щеке. По общераспространенному мнению, именно такой была наиболее чтимая святыня Влахернского храма в Константинополе, хотя наряду с Ласкающей Богородицей в этом храме были иконы и других типов. Тип Гликофилуссы, сформировавшийся в конце XI—XII в., прообразует крестную жертву Спасителя как высшее выражение любви Бога к людям. Одновременно объятия Богоматери обозначают мистический союз Церкви с ее Владыкой — Христом. Среди ранних прообразов Гликофилуссы — Богоматерь с Младенцем на фреске в церкви Санта Мария Антиква (рубеж VII и VIII вв.). Но самое широкое распространение этот тип получает в XII в., в связи с характерными «гуманистическими» тенденциями эпохи, спорами о крестной жертве и формированием так называемой Страстной литургии. Богородица Гликофилусса может представлять собой стоящую, восседающую на престоле фигуру пли полуфигуру, позиции Младенца также могут иметь особенности. В зависимости от этого тип и поза Гликофилуссы входят в композиции других иконографических типов (Аристократуссы, Элеусы, Эпискепсис, Дексиократуссы, Толгской, Федоровской, Донской, Ярославской и др.).
Тропарь, глас 4
К Богородице прилежно ныне притецем, грешнии и смиреннии, и припадем, в покаянии зовуще из глубины души: Владычице, помози, на ны милосердовавши: потщися, погибаем от множества прегрешений, не отврати Твоя рабы тщи, Тя бо и едину надежду имамы.
Урюпинская икона Божией Матери |
УРЮПИНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ
Празднование 8 / 21 июня.
Существует несколько версий обретения этого чудотворного образа, которые, различаясь в некоторых деталях, сводятся к одному: явление Урюпинской иконы Божией Матери последовало 8 / 21 июня 1827 года. Образ был найден двумя отшельницами, посвятившими свою жизнь служению Богу и жившими в уединенном месте, неподалеку от станицы Урюпинская, в урочище, называемом Каменный Баерак. Это место представляло собой крутой скат к реке Хопер[127], покрытый лесом и изрезанный глубокими оврагами. Здесь, в ветвях деревьев, у источника и была обретена икона. Некоторое время она хранилась в хижине стариц, а потом образ был перенесен в казачью станицу Урюпинскую, входящую в область Войска Донского.
В 1854 году икона была поставлена в приходском станичном храме Покрова Пресвятой Богородицы, где хранилась в резном позолоченном киоте. К нему было привешено много дорогих серебряных лампад, подаренных благодарными мирянами, которые молились перед образом и получили исцеления.
21-го октября (3 ноября) 1856 года на имя местного высокопреосвященного было прислано Ириной Лазаревой следующее донесение: "В восьмой день июня 1827 года мы внезапно усмотрели на дереве, растущем на нагорной стороне нашего Урюпинского юрта[128], икону Божией Матери без всякой надписи с ее наименованием. Мы тогда же довели до сведения о сем местных священников и станичных правителей и перенесли ее в свое жилище, где и молились. Сожительствовавшая со мной девица одержима была до того 24 года недугом, и я сама болела более 24 лет, страдая от ран в обеих ногах. Однажды мы долго молились об избавлении от одержащих нас болезней... и через неделю получили просимое. Этот самый образ Божией Матери являлся в сновидении некоторым больным, и те с верой прибегали к нему и получали скорое в болезнях своих исцеление. Слух о чудесах сих стал распространяться в народе, после чего священнослужители Урюпинской станицы перенесли икону Божией Матери в приходскую Покровскую церковь".
При этом донесении приложен список многих лиц, получивших в различное время исцеление от язв, ран, паралича, ревматизма, падучей болезни и прочих недугов.
Ежегодно 8 / 21 июня из Покровской церкви совершался многотысячный Крестный ход к месту обретения иконы. Здесь, на Святых горах, у родника была устроена часовня. Последний крестный ход сюда был совершен в 1927 году, когда праздновался столетний юбилей иконы. Затем крестные ходы запретили, саму местность переименовали в Комсомольские горы, а часовню передали устроенному здесь санаторию. Верующие припрятали икону, дабы спасти ее от поругания, а в 1925 г. была написана её копия. Впоследствии верующие не отдавали ее даже по требованию правящего архиерея.
Паломничество к иконе ненадолго возобновилось во время Великой Отечественной войны, но затем вновь было прекращено. Утерянный оригинал иконы был обретён в 1993 г., а список иконы (копия, написанная в 1925 г.) вернулся в Покровский храм в 2005 г. Умирая, икону местному батюшке передала одна из жительниц: ее родители взяли святыню на хранение в годы советской власти. Традиция совершать крестные ходы с чудотворным Урюпинским образом Божией Матери возродилась с назначением в Волгоградскую епархию митрополита Германа (Тимофеева) в 1991 году.
Тропарь
Явилася еси на древе в Донской земли, / благодатная Твоя икона, Богородице, / больныя исцеляти, заблуждшия обращати; / тем же умильно молимся Тебе: / избави град наш от всякаго зла / и спаси люди, к Тебе притекающия.