Священномученик Петр Кузнецов
Дни памяти: 7 / 20 июня, Собор Новомучеников Российских.
Священномученик Петр Кузнецов |
Петр Потапович Кузнецов родился 28 июня / 11 июля 1869 года в заводе Благовещенском Уфимского уезда Уфимской губернии. Его отец был крестьянином. В 1888 году Петр оканчивает Благовещенскую учительскую семинарию, и он становится учителем в Сепычевском земском училище Оханского уезда Пермской губернии. Там Петр Потапович преподает пение и Закон Божий.
В 1900 году, после сдачи экзамена на диакона, его рукоположили к Сретенской церкви в село Сепычево, а через два года, в 1902 году отца Петра переводят в Христорождественскую церковь Бисертского завода Красноуфимского уезда, а также назначают учителем Закона Божия в Бисертскую церковно-приходскую школу.
6 / 19 декабря 1906 года диакон Петр после сдачи соответствующего экзамена был рукоположен во священника к Вознесенской единоверческой церкви Оханского уезда, а затем откомандирован для служения в только что построенную в 1906 году Стефано-Сергиевскую церковь в селе Рогали того же уезда.
В 1911 году священник Петр Кузнецов переезжает уже на завод Павловского Оханского уезда, потому что его перевели в храм святых апостолов Петра и Павла и параллельно назначили законоучителем в Павловском и Одуйском женских училищах. В 1913 году его назначают председателем Павловского церковно-приходского попечительства и заведующим Нижне-Талицкой церковно-приходской школы, где он также преподает Закон Божий. В 1914 году отец Петр становится членом благочиннического совета. В это же время Петр Потапович еще занимается строительством нового храма имя св.апостолов Петра и Павла, который был освящен при нем в 1917 году.
20 января 1918 году в Павловском прошел волостной сход, где был выбран состав революционного комитета(РЕВКОМа), в задачи которого входило управление заводским поселком. Священник Петр Кузнецов, который присутствовал на собрании, выступил против одной из кандидатур, предлагаемых в состав РЕВКОМа. Однако, большинство приняло решение в пользу этой кандидатуры, а уже вечером из Очера прибыла группа сотрудников местного ЧК, которые арестовали отца Петра и увезли его в Очер.
Прошло два месяца, и в марте 1918 года домработница священника увидела одного из очерских чекистов в шубе своего хозяина. От этого чекиста женщина узнала, что отца Петра приговорили к смертной казни и привели приговор в исполнение. По поручению супруги священника домработница на лошади поехала в Очер, чтобы разыскать его тело.
С трудом добравшись по насту до острова на Очерском пруду, где, как она смогла разузнать, чекисты производили казни, домработница обнаружила огромное количество изуродованных тел, среди которых было тело и отца Петра. Уложив труп в сани и прикрыв его сеном, женщина поехала домой в Павловский, куда уже под покровом ночи доставила тело мученика.
На следующий день пришли близкие священнику люди, которые помогли с похоронами мученика Петра на Павловском кладбище. Могила его сейчас неизвестна.
Решением Архиерейского Юбилейного Собора Русской Православной Церкви, проходившего в Москве, в храме Христа Спасителя в августе 2000 г. священномученик Петр Кузнецов был причислен к лику святых, новомучеников и исповедников Российских.
О дне сем.
Чтения литургии. Отрывок из послания апостола Павла к Римлянам: 1Разве вы не знаете, братия (ибо говорю знающим закон), что закон имеет власть над человеком, пока он жив?
2Замужняя женщина привязана законом к живому мужу; а если умрет муж, она освобождается от закона замужества.
3Посему, если при живом муже выйдет за другого, называется прелюбодейцею; если же умрет муж, она свободна от закона, и не будет прелюбодейцею, выйдя за другого мужа.
4Так и вы, братия мои, умерли для закона телом Христовым, чтобы принадлежать другому, Воскресшему из мертвых, да приносим плод Богу.
5Ибо, когда мы жили по плоти, тогда страсти греховные, обнаруживаемые законом, действовали в членах наших, чтобы приносить плод смерти; 6но ныне, умерши для закона, которым были связаны, мы освободились от него, чтобы нам служить Богу в обновлении духа, а не по ветхой букве.
7Что же скажем? Неужели от закона грех? Никак. Но я не иначе узнал грех, как посредством закона. Ибо я не понимал бы и пожелания, если бы закон не говорил: не пожелай.
8Но грех, взяв повод от заповеди, произвел во мне всякое пожелание: ибо без закона грех мертв.
9Я жил некогда без закона; но когда пришла заповедь, то грех ожил, 10а я умер; и таким образом заповедь, данная для жизни, послужила мне к смерти, 11потому что грех, взяв повод от заповеди, обольстил меня и умертвил ею.
12Посему закон свят, и заповедь свята и праведна и добра.
13Итак, неужели доброе сделалось мне смертоносным? Никак; но грех, оказывающийся грехом потому, что посредством доброго причиняет мне смерть, так что грех становится крайне грешен посредством заповеди.
14Ибо мы знаем, что закон духовен, а я плотян, продан греху.
15Ибо не понимаю, что делаю: потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю.
16Если же делаю то, чего не хочу, то соглашаюсь с законом, что он добр, 17а потому уже не я делаю то, но живущий во мне грех.
18Ибо знаю, что не живет во мне, то есть в плоти моей, доброе; потому что желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу.
19Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю.
20Если же делаю то́, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех.
21Итак я нахожу закон, что, когда хочу делать доброе, прилежит мне злое.
22Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием; 23но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих.
24Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти?
25Благодарю Бога моего Иисусом Христом, Господом нашим. Итак тот же самый я умом моим служу закону Божию, а плотию закону греха.
Глава 8.
1Итак нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе живут не по плоти, но по духу, 2потому что закон духа жизни во Христе Иисусе освободил меня от закона греха и смерти.
3Как закон, ослабленный плотию, был бессилен, то Бог послал Сына Своего в подобии плоти греховной в жертву за грех и осудил грех во плоти, 4чтобы оправдание закона исполнилось в нас, живущих не по плоти, но по духу.
5Ибо живущие по плоти о плотском помышляют, а живущие по духу - о духовном.
6Помышления плотские суть смерть, а помышления духовные - жизнь и мир, 7потому что плотские помышления суть вражда против Бога; ибо закону Божию не покоряются, да и не могут.
8Посему живущие по плоти Богу угодить не могут.
9Но вы не по плоти живете, а по духу, если только Дух Божий живет в вас. Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его.
10А если Христос в вас, то тело мертво для греха, но дух жив для праведности.
11Если же Дух Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса, живет в вас, то Воскресивший Христа из мертвых оживит и ваши смертные тела Духом Своим, живущим в вас.
Сказав несколько слов о Законе Моисеевом, апостол начинает рассуждать о себе. Для нас удивительно – как тот, кто в других местах так живо рассуждает о дарах Святаго Духа, что становится ясно, что он рассуждает о том, что переживает сам, может так говорить о себе, считая себя столь большим грешником. Но Дух Божий, чуждый всякого зла, как сиянием просвещает душу человека, соединенного с Ним, а потому в этом свете открываются все грехи человека, так что он видит их так ясно, как мы не можем их видеть. Потому святые считали себя великими грешниками. Ведь это не был самообман – они, рассуждая так о себе, говорили правду, ибо без греха – один Бог. Некогда все подвижники Ветхого Завета, вне зависимости от дел, шли в ад. Но лишь во Христе человеку дан путь в Царство Божие, как даны и орудия победы над царствующим в человеке грехом, который ни один человек Ветхого Завета не победил. Говоря же о том, что ум и удх его желают одного, а плоть – другого, он говорит о своей собственной борьбе с грехом. Здесь апостол признается, что и он тоже человек, который согрешает и кается в грехах, признается в ненависти к греху…. и снова падает. Но здесь он оплакивает свой грех и это разительно отличается от нас с вами. Мы с вами, увы, легко впадаем в грех, часто без особой борьбы. А там, где нет борьбы, там нет и осознания греха. Отсюда мы, преисполненные греха, считаем себя, в целом, хорошими людьми. И лишь находящие на нас искушения открывают нам истину. Но без борьбы не будет и победы. И эти слова апостола о себе должны научить нас, что если он считает себя столь тяжким грешником, то что говорить о нас?!
Евангелие (от Матфея): 1И призвав двенадцать учеников Своих, Он дал им власть над нечистыми духами, чтобы изгонять их и врачевать всякую болезнь и всякую немощь.
2Двенадцати же Апостолов имена суть сии: первый Симон, называемый Петром, и Андрей, брат его, Иаков Зеведеев и Иоанн, брат его, 3Филипп и Варфоломей, Фома и Матфей мытарь, Иаков Алфеев и Леввей, прозванный Фаддеем, 4Симон Кананит и Иуда Искариот, который и предал Его.
5Сих двенадцать послал Иисус, и заповедал им, говоря: на путь к язычникам не ходите, и в город Самарянский не входите; 6а идите наипаче к погибшим овцам дома Израилева; 7ходя же, проповедуйте, что приблизилось Царство Небесное; 8больных исцеляйте, прокаженных очищайте, мертвых воскрешайте, бесов изгоняйте; даром получили, даром давайте.
9Не берите с собою ни золота, ни серебра, ни меди в поясы свои, 10ни сумы на дорогу, ни двух одежд, ни обуви, ни посоха, ибо трудящийся достоин пропитания.
11В какой бы город или селение ни вошли вы, наведывайтесь, кто в нем достоин, и там оставайтесь, пока не выйдете; 12а входя в дом, приветствуйте его, говоря: мир дому сему; 13и если дом будет достоин, то мир ваш придет на него; если же не будет достоин, то мир ваш к вам возвратится.
14А если кто не примет вас и не послушает слов ваших, то, выходя из дома или из города того, отрясите прах от ног ваших; 15истинно говорю вам: отраднее будет земле Содомской и Гоморрской в день суда, нежели городу тому.
16Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков: итак будьте мудры, как змии, и просты, как голуби.
17Остерегайтесь же людей: ибо они будут отдавать вас в судилища и в синагогах своих будут бить вас, 18и поведут вас к правителям и царям за Меня, для свидетельства перед ними и язычниками.
19Когда же будут предавать вас, не заботьтесь, как или что сказать; ибо в тот час дано будет вам, что сказать, 20ибо не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас.
21Предаст же брат брата на смерть, и отец - сына; и восстанут дети на родителей, и умертвят их; 22и будете ненавидимы всеми за имя Мое; претерпевший же до конца спасется.
23Когда же будут гнать вас в одном городе, бегите в другой. Ибо истинно говорю вам: не успеете обойти городов Израилевых, как приидет Сын Человеческий.
24Ученик не выше учителя, и слуга не выше господина своего: 25довольно для ученика, чтобы он был, как учитель его, и для слуги, чтобы он был, как господин его. Если хозяина дома назвали веельзевулом, не тем ли более домашних его?
26Итак не бойтесь их, ибо нет ничего сокровенного, что не открылось бы, и тайного, что не было бы узнано.
27Что говорю вам в темноте, говорите при свете; и что на ухо слышите, проповедуйте на кровлях.
28И не бойтесь убивающих тело, души́ же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне.
29Не две ли малые птицы продаются за ассарий*? И ни одна из них не упадет на землю без воли Отца вашего; 30у вас же и волосы на голове все сочтены; 31не бойтесь же: вы лучше многих малых птиц.
32Итак всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным; 33а кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным.
34Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч, 35ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее.
36И враги человеку - домашние его.
37Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня; 38и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня.
39Сберегший душу свою потеряет ее; а потерявший душу свою ради Меня сбережет ее.
40Кто принимает вас, принимает Меня, а кто принимает Меня, принимает Пославшего Меня; 41кто принимает пророка, во имя пророка, получит награду пророка; и кто принимает праведника, во имя праведника, получит награду праведника.
42И кто напоит одного из малых сих только чашею холодной воды, во имя ученика, истинно говорю вам, не потеряет награды своей.
И снова нам читается отрывок из главы, где Господь посылает учеников на проповедь. Заметно при этом, что Господь велит ученикам не брать с собой запасов продуктов, одежды и так далее. Это противоречит поведению обычного человека. Любой из нас, отправляясь в путь, взял бы таковые с собой. Однако Господь велит ученикам не делать этого. Почему? А Господь дает ученикам урок доверия Богу. Потом они признаются ему, что будучи посланные с пустыми руками, они ни в чем не испытывали нужду. Бог давал им все, что им нужно, так что им не надо было беспокоиться ни о чем. Так Господь учил их доверять промыслу Божию. Бог всегда заботится о своем творении и дает все, что нужно, зная, что каждому необходимо, прежде чем мы будем об этом просить. «Не думайте о том, чтио вам есть или во что одеться, ибо всего этого ищут язычники. Ищите же прежде Царства Небесного и правды его и все это приложится вам» - говорит Господь в другом месте. Это не значит, что человек не должен трудиться, но значит, что он не должен занимать весь свой ум мыслями о хлебе насущном, веря Богу, подающему нам все потребное для спасения. Это мысль вызывает страх, ибо это для нас – почти недосягаемая высота. Промысел Божий часто посылает нам скорби и мы впадаем в уныние, страх, часто – ропот. Это и является признаком нашего с вами недоверия Богу. Но именно к этой высоте и призывает Господь учеников, а значит – и нас. Я и сам далек от такой безграничной веры, но и я призываюсь к достижению такой веры, что не беспокоится о материальных благах, но довольствуется тем, что посылает ему Бог (что не отменяет необходимости труда)….
Среда 21 июня.