Дни памяти: 7 / 20 июня, Собор Новомучеников Российских.
Настоятель Храма в честь Тихвинской иконы Божией Матери отец Павел (Павел Петрович Соколов) родился 2 / 15 марта 1874 года в семье священника. Он пошел по стопам отца и в 1896 году окончил Калужскую духовную семинарию, получил свидетельство 2-го разряда. По окончании семинарии в течение года преподавал Закон Божий в народной школе с. Давидово Недвенского уезда Калужской губернии.
В 1897 году переводится из Калужской губернии в Пермскую. С 1897 по 1899 год был учителем в Красноуфимской малой двухклассной церковно-учительской школе, преподавал Закон Божий. Женился на Вере Афанасьевне. От брака впоследствии имел шестерых детей: Павла, Любовь, Георгия, Людмилу, Михаила, Николая.
30 января / 2 февраля 1900 года Павел Соколов рукоположен в сан священника к церкви Нязепетровского завода, Красноуфимского уезда, Пермской губернии. До 1903 года он служил 3-им штатным священником. 13 / 26 января 1903 года он переведен на 2-ую вакансию той же церкви, а 31 декабря (13 января) – настоятелем этой церкви. Служа в этой церкви, он получил свою первую награду: 22 марта / 4 апреля 1903 года награжден набедренником (набедренник – первая награда, даваемая священнику, продолговатый прямоугольник на длинной ленте, символизирующий Евангелие – Слово Божие). Работая в Красноуфимском уезде, он преподавал Закон Божий в нязепетровских училищах: в двухклассном народном училище и в четырехклассном городском, заведовал церковно-приходскими школами: Нязепетровской (с января 1903 г.), Майчагинской (с 14 / 27 ноября 1910 г.), Гривенской (с 14 / 27 октября 1910 г.). Избирался кандидатом в члены Благочиннического совета 3-го Благочинного округа г. Красноуфимска, членом комиссии по ревизии денежной части в благочинии. В 1909 году 19 / 31 мая священник Павел Соколов удостоен второй награды – скуфьей (скуфья – головной убор монахов и священнослужителей в форме островерхой шапочки, скуфья черного цвета является повседневным головным убором, носимым вне храма, тогда как малиновая даруется священнику в награду). 26 июля / 8 августа 1911 года Пермским Епархиальным Ученым Советом за заведование Нязепетровской церковно-приходской школой объявлена благодарность.
В 1911 году 7 / 20 июня переведен настоятелем в Богородице-Тихвинскую церковь в Кунгур. В Кунгуре о. Павел продолжил активную деятельность. Долгие годы состоял штатным членом Кунгурского отделения Епархиального училищного совета, помощником благочинного Кунгурских церквей, был избран кандидатом в депутаты на Епархиальные съезды, был назначен делопроизводителем Кунгурского уездного отделения Епархиального училищного совета. Преподавал Закон Божий в Кунгурской женской гимназии, реальном училище г. Кунгура, с 1912 г., заведовал двухклассной Успенской школой.
6 / 19 мая 1912 г. награжден камилавкою (камилавка – головной убор священнослужителей, имеющий цилиндрическую форму, слегка расширенный кверху).
29 июня / 12 июля 1917 г. награжден за заслуги по духовному ведомству Священным Синодом Наперсным крестом. Награжден серебряной медалью в память 25-летия церковных школ. Награжден юбилейным крестом и медалью в память 300-летия царского Дома Романовых. В 1918 г. жизнь о. Павла трагически оборвалась – в сентябре он был расстрелян красноармейцами. Документов о том, как это было совершено, нет. М.Н. Соболевская, на основании бесед со старожилами г. Кунгура, рассказывает: «… последний настоятель Тихвинского храма о. Павел, вывезен в неизвестном направлении и исчез бесследно, место его погребения неизвестно. По неофициальным сообщениям, после расстрела останки хоронили в одну братскую могилу возле Тихвинского храма, так как там было кладбище, обнесенное каменной стеной».
В. Агеева, переживая тяготы репрессий, вспоминала: «В один ужасный день мы услыхали, что в Кунгуре расстреляна почти вся интеллигенция, кто не уехал. Через некоторое время в газете появился первый список расстрелянных, а затем второй. Погибли самые лучшие люди: Пономарев, Сартаков, Порозов, двое Ануфриевых, Куталов, отец Павел Соколов и масса других. Не осталось в Кунгуре почти ни одного кадета. Печальные вести пришли из Кунгура. Не было там дома, где бы не было горя и слёз… Во дворе собора стали рыть огромную братскую могилу для всех расстрелянных…». Кроме о. Павла в Кунгуре в 1918 г. были расстреляны священники: Владимир Белозеров и Александр Калашников. Репрессии в Кунгуре – это не единичные явления. Государственная власть начала борьбу против Русской Православной Церкви повсеместно.
«На Урале массовая волна репрессий по отношению к духовенству прокатилась в 1918 г. Наибольшее количество жертв большевистского гонения на церковь приходилось на Пермскую Епархию. В колчаковских газетах первоначально писали, что всего расстреляно 34 священнослужителя, затем назвали другую цифру – 100, наконец , 123, что составило около 3 % всех лиц духовного звания в Пермской Епархии. Среди них 3 епископа, 19 протоиереев, 44 священника, 6 дьяконов, 4 псаломщика, 44 монашествующих».
Сопоставление фактов позволяет сделать вывод, что они все пострадали за веру. Это было признано только через восемь десятилетий Юбилейным Архиерейским Собором в 2000 г. В список новопрославленных по Пермской Епархии включено 55 человек: 10 протоиереев, 38 священников, 5 диаконов, 2 мирян. Среди новомученников и исповедников Российских, пострадавших за веру, священник Павел Соколов.
Моли Бога о нас, Святый священномучениче Павле.