Старого, и дыра будет еще хуже.
17Не вливают также вина молодого в мехи ветхие; а иначе прорываются мехи, и вино вытекает, и мехи пропадают, но вино молодое вливают в новые мехи, и сберегается то и другое.
Господь терпит придирки то со стороны фарисеев, которые недовольны тем, что Он ест с теми людьми, которых Закон Моисеев велит гнушаться. Теперь же к Нему придираются ученики Иоанна, дескать, почему ученики Его не постятся, в пример, естественно, приводя себя. На это Господь замечает, что сейчас еще не время налагать на учеников некие бремена. Для человека Ветхого Завета пост был знаком скорби, а потому Господь и дает такой ответ, ведь сейчас Он с ними (а это было для них радостью) и потому не требует от них многого. Они слабы и малодушны, да еще, следуя за ним, терпят лишения. Налагать ли на них при этом еще и дополнительного поста? Время же, «когда отнимется у них Жених» - это время, когда Христа распяли. Здесь Господь намекает на свои будущие страдания. К слову, этими словами обосновывается строгий пост Великой пятницы (по Уставу – полное воздержание от пищи, для больных – до поклонения плащанице, впрочем, на практике питаться после поклонения плащанице разрешается всем). В какой-то мере, это относится и ко времени после Вознесения Христа на небо. А по Сошествии на них Духа они получили силу, преобразившую их и тогда могли понести и пост, должный для воспитания плоти и духа своего. И говоря о несвоевременности каких-то строгих требований, Господь в качестве иллюстрации приводит примеры с мехами и вином, а также тканью и заплатой. Святитель Иоанн Златоуст, толкуя эти строки, замечает, что порча мехов при вливании вина бывает не столько из-за вина или мехов, сколько из-за излишней поспешности. С ветхими мехами надлежит обращаться осторожно, а не так, как это делалось бы с новыми. А потому для того, чтобы и они смогли понести подвиг поста, им самим следовало бы обновиться. Именно так и поступает Господь, не требуя от учеников слишком многого. «Поэтому и мы в самом начале не должны от всех требовать всего, но только того, что возможно, и тогда скорее достигнем и остального. Если ты спешишь и стараешься скорее окончить дело, то потому самому и не должен спешить, что стараешься скорее окончить его. Если слова мои кажутся тебе загадочными, то познай это из самого свойства вещей, и тогда легко увидишь всю силу их. Не смущайся, если кто неблаговременно будет обвинять тебя, – и здесь ведь фарисеи обвиняли и поносили учеников»[51]. – Такими словами заключает свой комментарий святитель, толкуя этот текст, то есть, всему свое время и излишняя спешка не нужна. Строгость, когда для нее не подготовлена почва в виде горящего к Богу духа, бесполезна, а даже вредна, ибо лишает сил, так что попробовав, человек через некоторое время бросит свой подвиг. Мерилом должны быть силы человека, дабы возложенный подвиг человек мог бы понести… потому и от нас не требуется слишком многого, да и пост фактически для нас менее строг, нежели о нем пишется в книгах…
И чтения праздника. Отрывок из послания апостола Павла к Галатам: 13К свободе призваны вы, братия, только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти, но любовью служи́те друг другу.
14Ибо весь закон в одном слове заключается: люби ближнего твоего, как самого себя.
15Если же друг друга угрызаете и съедаете, берегитесь, чтобы вы не были истреблены друг другом.
16Я говорю: поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти, 17ибо плоть желает противного духу, а дух - противного плоти: они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы.
18Если же вы духом водитесь, то вы не под законом.
19Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, 20идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, (соблазны,) ереси, 21ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное. Предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царствия Божия не наследуют.
22Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, 23кротость, воздержание. На таковых нет закона.
24Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями.
25Если мы живем духом, то по духу и поступать должны.
26Не будем тщеславиться, друг друга раздражать, друг другу завидовать.
Глава 6.
1Братия! если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным.
2Носи́те бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов.
Дела плоти и плоды Духа. Сколько раз в году повторяется это чтение, дабы мы, действующие по велениям плоти, опомнились, пока есть еще время. Выше приводятся дела плоти, склонной ко греху, ниже же – плоды духа, о которых нам, как не имеющим их, судить трудно: любовь, которая всем желает добра и обнимает и друзей и врагов (и через это – и милосердие, которое охотно истощает всего себя, дабы помочь ближним, подчас не думая о себе совсем), радость и мир души, которые не способна поколебать никакая напасть, никакая скорбь века сего, воздержание, которое без колебаний отсекает греховные влечения плоти, которым мы часто уступаем (хоть потом – каемся), не забывая не на минуту заповеди Господни, а путь к этому лежит через борьбу со своими страстями и греховными влечениями, о чем апостол и пишет, называя это «распятием плоти». Этот эпитет может показаться чересчур жестким, но он верен, так как в борьбе с греховными влечениями приходится идти против того, что стало свойством склонной ко греху плоти. Не желающий же вступать на этот путь, идет по пути уступок греху и в конечном итоге, идет в погибель….
Евангелие (от Луки): 13Когда же настал день, призвал учеников Своих и избрал из них двенадцать, которых и наименовал Апостолами: 14Симона, которого и назвал Петром, и Андрея, брата его, Иакова и Иоанна, Филиппа и Варфоломея, 15Матфея и Фому, Иакова Алфеева и Симона, прозываемого Зилотом, 16Иуду Иаковлева и Иуду Искариота, который потом сделался предателем.
17И, сойдя с ними, стал Он на ровном месте, и множество учеников Его, и много народа из всей Иудеи и Иерусалима и приморских мест Тирских и Сидонских, 18которые пришли послушать Его и исцелиться от болезней своих, также и страждущие от нечистых духов; и исцелялись.
19И весь народ искал прикасаться к Нему, потому что от Него исходила сила и исцеляла всех.
20И Он, возведя очи Свои на учеников Своих, говорил: Блаженны нищие духом, ибо ваше есть Царствие Божие.
21Блаженны алчущие ныне, ибо насытитесь. Блаженны плачущие ныне, ибо воссмеетесь.
22Блаженны вы, когда возненавидят вас люди и когда отлучат вас, и будут поносить, и пронесут имя ваше, как бесчестное, за Сына Человеческого.
23Возрадуйтесь в тот день и возвеселитесь, ибо велика вам награда на небесах. Так поступали с пророками отцы их.
24Напротив, горе вам, богатые! ибо вы уже получили свое утешение.
25Горе вам, пресыщенные ныне! ибо взалчете. Горе вам, смеющиеся ныне! ибо восплачете и возрыдаете.
26Горе вам, когда все люди будут говорить о вас хорошо! ибо так поступали с лжепророками отцы их.
Заповеди блаженства – кратко. Одни говорят, что это – тот же эпизод, что описывается у Евангелиста Матфея, другие считает, что этот эпизод – совсем другой. Так или иначе, но здесь Господь говорит то же самое, но кратко…. Под нищими духом, напомню, понимаются осознающие свою нищету пред Богом. Такой человек сознает, что без Бога он не способен ни к чему доброму, что всякое добро его на поверку отравлено злом, а желая искоренить в себе грех, он видит, что…. не может это сделать. И он понимает, что он ничто пред Богом, что он может лишь просить о помощи и лишь с помощью Божией способен одолеть путь спасения. «Я есть червь, а не человек» - вопит он вместе с псалмопевцем, желая спастись от своей нищеты. Плачущие – это не плачущие, вообще, как злословят неверующие, но плачущие, видя мерзость своих грехов. Однако «плач мирская производит смерть, а плач по Богу – жизнь…». И здесь речь не об унынии, лишающем сил, но о плаче деятельном, подвигающем на борьбу со злом в себе. Алчущие же и жаждущие – это жаждущие оправдания Божия, совершения воли Божией в них, но также – праведности…. И такой человек, жадущий единения с Богом, готов бывает претерпеть все ради достижения этого единения, вплоть до страдания и смерти…. Это есть идеал христианина, нам же об этом читается именно потому что мы очень далеки от этого идеала. Боже, спаси ны!
Святые Константин Елена и Агафия | Святитель Митрофан, патриарх Константинопольский |
Суббота 17 июня.
Святитель Митрофан, Патриарх Константинопольский
День памяти: 4 / 17 Июня
Святитель Митрофан, Патриарх Константинопольский, был современником святого Константина Великого (306 - 337). Отец его, Дометий, был родным братом римского императора Проба (276 - 282). Уразумев ложность языческой религии, Дометий уверовал во Христа. Во время жестоких преследований христиан в Риме святой Дометий с двумя своими сыновьями, Пробом и Митрофаном, удалился в Византию, где стал обучаться закону Господню у епископа Тита (242 - 272), мужа святой жизни. Видя пламенное желание Дометия потрудиться для Господа, епископ Тит рукоположил его во пресвитера. После смерти Тита на епископский престол был возведен Дометий (272 - 303), а затем - его сыновья, Проб (303 - 315) и в 316 году - святой Митрофан.
Прибыв однажды в Византию[52], император Константин Великий был восхищен красотой и удобным расположением города. Увидев святость жизни и мудрость святого Митрофана, император взял его с собой в Рим. Вскоре Константин Великий перенес столицу из Рима в Византию и перевел туда святителя Митрофана. В 325 году для низложения ереси Ария в Никее[53] собрался I Вселенский Собор. Константин Великий исходатайствовал у святых отцов Собора для святителя Митрофана титул Патриарха. Таким образом, святитель стал первым Патриархом Константинопольским. Сам святитель Митрофан, глубокий старец, не мог присутствовать на Соборе, а послал вместо себя хорепископа (викария) Александра. По окончании Собора император вместе с отцами Собора навестил больного Патриарха. По просьбе императора святитель указал себе достойного преемника - епископа Александра, предсказав, что после Александра на патриарший престол будет возведен Павел (в то время чтец), а Патриарху Александрийскому Александру предсказал, что его преемником будет архидиакон Афанасий.
Святитель Митрофан мирно преставился к Богу в 326 году, в возрасте 117 лет. Мощи его покоятся в Константинополе, в храме, воздвигнутом в его память.