Святитель Никифор Исповедник, патриарх Константинопольский
Дни памяти: 13 / 26 Марта (Перенесение мощей), 2 / 15 Июня
Святитель Никифор Цареградский |
Святитель Никифор Исповедник родился в Константинополе во второй половине VIII
века. Глубокая вера и готовность к подвигу исповедничества были заложены в нем его родителями, Феодором и Евдокией. Они дали сыну настоящее христианское воспитание, подкрепленное примером их собственной жизни. Отец его пострадал как исповедник Православия от императора-иконоборца Константина Копронима (740 - 775). Мать, разделявшая все испытания своего мужа, последовала за ним в изгнание, а после его смерти вернулась в Константинополь и окончила жизнь в иночестве. Святой Никифор получил хорошее светское образование, но больше всего изучал Священное Писание и читал духовные книги.
Сошествие в ад |
В царствование Льва IV (775 - 780) святой Никифор получил звание царского советника. Находясь при царском дворе, он продолжал вести строгую, добродетельную жизнь, твердо хранил чистоту Православной веры и. ревностно защищал почитание святых икон. После смерти Льва IV, в царствование Константина VI (780 - 797) и его матери святой Ирины, в 787 году в Никее был созван VII Вселенский Собор, осудивший иконоборческую ересь. Глубоко зная Священное Писание, святой Никифор от имени императора выступил на Соборе в защиту Православия, чем оказал большую помощь святым отцам Собора.
После Собора святитель Никифор несколько лет оставался при дворе, но полная суеты жизнь всё более и более тяготила святого. Он оставил службу и поселился в уединении, при Босфоре, проводя жизнь в научных трудах, безмолвии, посте и молитве. Святой Никифор построил церковь, основал монастырь и вел строгую иноческую жизнь еще до принятия иноческого пострига.
В царствование императора Никифора I (802 - 811), после кончины святого Патриарха Тарасия (784 - 806), святой Никифор был избран на его место, принял иноческий постриг и священнический сан и был возведен на патриарший престол 12 / 25 апреля 806 года, в день святой Пасхи.
При императоре Льве V Армянине (813 - 820), яром приверженце иконоборческой ереси, для Церкви вновь начался период смут и гонений. Император не мог сразу начать открытое гонение на Православие, поскольку иконоборчество было осуждено VII Вселенским Собором. Святой Патриарх продолжал служить в Софийском кафедральном соборе, смело убеждая народ хранить Православную веру, и проводил последовательную и неослабную борьбу с ересью. Император начал вызывать из ссылки епископов и клириков, отлученных от Церкви VII Вселенским Собором. Составив из них еретический собор, император потребовал, чтобы Патриарх явился для прений о вере. Патриарх отказался рассуждать о вере с еретиками, так как учение иконоборцев уже было предано анафеме VII Вселенским Собором. Он всячески старался образумить императора и его окружение, безбоязненно разъяснял народу учение о почитании святых икон, написал увещания к императрице и градоначальнику Евтихиану, ближайшему к императору сановнику, присоединив в конце пророческое слово о скорой гибели еретиков от "карающей руки Господней". Тогда еретический собор отлучил от Церкви святого Патриарха Никифора и его предшественников - блаженнопочивших Патриархов Тарасия и Германа. Святой Никифор был сослан сначала в монастырь в Хрисополь[21], а затем - на остров Проконнис в Мраморном море. После 13 лет лишений и скорбей 2 / 25 июня 828 года святой Патриарх Никифор скончался в изгнании.
Святитель Герман, патриарх Константинопольский |
13 / 26 марта 847 года нетленные мощи святого Патриарха Никифора, пролежавшие в земле 19 лет, с торжеством были перенесены в Константинополь в соборную церковь Святой Софии.
Святитель Никифор был выдающимся церковным деятелем своего времени, "украшением века и кафедры" и, много послужив Церкви, оставил обширное духовное наследие - многочисленные труды исторического, догматического и канонического содержания.
Труды
Исторические
- "Краткая история" - обозревает события со времени убиения Маврикия до времени Константина сына императрицы Ирины;
- "Хронология" - содержит показания лет патриархов и царей (еврейских, персидских, римских) до Михаила Косноязычного; судей израильских и первосвященников ветхозаветных; патриархов четырех кафедр с прибавлением списка книг канонических и апокрифических.
Догматические
- письмо к папе Льву III с исповеданием веры;
- спор с императором Львом в защиту святых икон;
- Апология и четыре антирретика[22] за православие - "здесь обнаружены все нечестивые мысли иконоборцев, все замыслы их тайные, и преследуются критикою самою внимательную; в этом отношении доселе еще ничего подобного не писано".[23]
Канонические
- 37 правил;
- каноническое послание с 16-ю правилами;
- 17 кратких правил.