Почему преданные теряют энтузиазм в преданном служении?
5.1. Это может быть из-за Вайшнав-аапарадх. Когда мы совершаем оскорбление Вайшнава, то у нас пропадает вкус к преданному служению. Основное правило - это не думать негативно ни о ком!
Из-за последствий Вайшнава-апарадхи, человек может потерять энтузиазм и, вообще, оставить сознание Кришны. И мы должны понять, что если это Вайшнава-апарадха, то тогда есть опасность, что человек может упасть и оставить сознание Кришны.
5.2. «Ваши поступки будут красноречивее слов. Настоящее смирение приходит через очищение. Смирение - это естественное состояние души. Занимаясь преданным служением Господу, повторяя Его имена и служа другим, мы обретаем смирение. Мы в самом деле становимся смиренными. Можем ли мы дать другому то, чего не имеем сами? Увидев гордость в ком-то, прежде всего мы должны подумать: "Я вижу это, потому что сам очень горд. Я сужу его по себе", а потом - Господь специально послал этого человека, чтобы показать мне какой я и что мне нужно преодолеть в себе по Его милости". В этом случае человек становится вашим другом, потому что он передает вам очень важное послание от Бога». Радханатх Свами
5.3. "Преданный способен терпеть любой дискомфорт, создаваемый материальной природой. Из-за того, что он слишком погружен в служение Кришне, у него нет времени гневаться из-за оскорблений его другими".
"Преданный - значит добрый и либеральный по отношению ко всем и к каждому в любом состоянии и при любых условиях." цитаты из писем Шрилы Прабхупады.
5.4. Мы должны быть очень осторожны, когда мы обращаемся к преданным, потому что если мы совершаем оскорбление Вайшнава, тогда вся наша духовная жизнь будет разрушена.
Когда мы начинаем духовную жизнь, и получаем семя преданного служения по милости Гуру и Кришны, это семя попадает на поле нашего сердца. Путешествуя по всей вселенной, некоторые удачливые живые существа по милости Духовного учителя и Кришны получают Бхактилатабич - семя ростка преданного служения. И затем благодаря инициации этот росток преданного служения сажается в сердце живого существа. И когда мы сажаем семя, необходимо поливать его, чтобы оно проросло. Каков этот процесс поливания? Это слушание и воспевание. При помощи воды слушания и воспевания мы поливаем поле преданности. Что это за поле, которое мы поливаем? Поле - это наше сердце.
Итак, Бхактилатабич прорастает на этом поле и по мере того, как мы слушаем и воспеваем, практикуем преданное служение в соответствии наставлениями Гуру, Садху, Шастр. Тогда этот росток преданности начинает расти, и мы практикуем все процессы преданного служения. Тогда эта Бхактилата начинает прорастать. Итак, Бхактилата растет на поле нашего сердца, но если случайно сумасшедший слон заберется в этот сад нашего сердца, то он может затоптать, вырвать все. Сумасшедшие слоны разрушают даже дома и вырывают с корнем все, что рядом растет. И оскорбление в отношение Вайшнава сравнивается с безумным, сумасшедшим слоном, который врывается в сад нашего сердца. Когда человек совершает Вайшнава-апарадху, его преданное служение полностью разрушается! Поэтому человек должен быть очень осторожным, чтобы не совершить оскорбление.
Исправление преданного.
6.1. «Ко мне поступила одна жалоба от преданного из Майапура, Индия. Его зовут Прабхарупа Дас Брахмачари. Он сообщил мне, что наши Американские преданные помыкали и дурно обращались с ним. Ни индус, ни иностранец, ни кто либо другой, присоединившийся к нам, ничем нам не обязан, единственное, что нас связывает - это Любовь к Богу. Мы должны строго следить за тем, чтобы ни с кем дурно не обращались, а то они могут уйти. Человек присоединяется к нам после того, как мы потратим на это галлоны крови. Каждый приходит, чтобы исправиться и тебе не следует ожидать, что все будут самим совершенством. Напротив, это наш долг сделать совершенным каждого, настолько насколько это возможно. В этом нам надо быть очень осмотрительными и осторожными» Письмо Тамал Кришне (23.08.73)
Между исправлением и критикой существует разница. Преданный осознает, что критика Вайшнава оскверняет сердце и препятствует духовному продвижению.
Чтобы исправлять преданного нужно занимать соответствующее духовное или административное положение, которое бы оправдывало такое вмешательство. Или же быть его близким другом. При этом нужно быть не завистливым, хотеть практически помочь преданному в его сознании Кршны. А также в тех случаях, если преданный сам попросил помочь ему справиться с этой трудностью. Тот, кто исправляет должен сам практиковать то, о чем он проповедует.
Грубые, резкие слова и действия не должны иметь место в исправлении искреннего преданного. Мы хотим разрушить невежество в сердце преданного, а не самого преданного.
Лучше беречься, чем лечиться. Если все преданные примут на себя ответственность развить должную сознательность в своем поведении преданного, необходимость исправлять будет сведенена к минимуму.
6.2. Методы исправления:
· исправлять собственным примером и общением.
· привести преданного к прибежищу более продвинутого преданного.
· младшему преданному не следует пытаться самому исправить другого преданного. Он должен раскрыть свое сердце старшему преданному, к которому он чувствует доверие, и попросить его помощи и совета, чтобы разрешить ситуацию.
6.3. Критика - это когда мы находим какие-то недостатки в преданном и затем говорим о них другому, пытаясь принизить его.
Исправление же совершается с чувством сострадания и участия. Преданный делает ошибку и он нуждается в помощи, чтобы кто-то его поправил. И мы указываем ему на эту ошибку и говорим ему, как он должен на самом деле действовать. Это значит исправление.
Какая же разница между критикой и исправлением? Вайшнавы должны пытаться избегать критики друг друга. Но если возникает необходимость, он может поправить преданного. Преданный понимает, что критика вайшнава оскверняет сердце, останавливает духовное развитие. Мы можем пытаться исправлять преданного, если у нас в сердце нет зависти к нему. С чувством соучастия и любовной дружбы.
6.4. Мы пытаемся найти недостатки в других, потому что в нашем сердце зависть. Поиск недостатков в других - есть тенденция зависти к им. Что случается, когда мы начинаем завидовать? Мы пытаемся скинуть тех, кому мы завидуем вниз. И для того, чтобы скинуть кого-то вниз, мы начинаем заявлять во всеуслышание о его недостатках.
Но исправляя другого, нужно очень внимательно следить, чтобы это не было из-за зависти, а лишь из-за сострадания и участия в судьбе этого преданного. Исправляя, мы должны искренне желать практически помочь преданному в его развитии сознания Кришны.
Причина того, почему мы пытаемся исправлять другого преданного, особенно младшего преданного, в том, что мы искренне хотим помочь ему в его духовном продвижении. Но мы не должны отклоняться в сторону. Исправляя другого, мы должны находиться в положении направляющего, например, вы занимаете такое положение в храме, которое позволяет исправлять других преданных. Мы не должны пытаться исправлять кого-то, кто старше по отношению к нам - не дело младшего давать старшему какие-то советы. Но если есть необходимость в этом, то имеется способ, как делать это.
6.5. Важно также, чтобы тот преданный, который исправляет, сам практиковал и следовал тому, что он проповедует. Очень легко советовать, очень легко проповедовать, и говорить. Те, которые исправляют других, не должны сами совершать такие же ошибки, они должны заботиться и следить за собой сами, следовать тому, что сами проповедуют.
Исправлять собственным примером - самый лучший способ обучать других! Надо стараться самому стать примерным преданным. Если мы строго следуем тому, чему мы проповедуем и другие видят, тогда на них повлияет наше поведение и они последуют нашему примеру. И когда мы даем указания другим, пытаясь исправить их, мы даем им свое общение. Мы не должны просто дать совет преданному, а потом уйти и забыть обо всем. Мы должны показать этому преданному, что мы искренне заботимся о нем и оказать ему во всем необходимую помощь. И если необходимо, привести такого преданного к старшему, более продвину тому преданному и попросить его дать свое общение.
Молодой преданный не должен пытаться сам исправить другого преданного, особенно того, кто старше его. Он должен открыть свое сердце старшему преданному, который может помочь исправить ситуацию.
6.6. Мы должны быть осторожными и следить за собой, чтобы не говорить грубые слова. Нельзя грубо вести себя. Мы видим, что когда мы исправляем преданного, совершившего ошибку, и при этом злимся и используем грубые слова, то этот преданный, вместо того, чтобы исправиться также злится на нас и полностью блокирует себя, замыкается. Поэтому мы должны умиротворены и уравновешены. Наша задача дать ему знание и способ его применения. Наша задача, разрушить невежество в этой личности. И исправляя его, таким образом, помочь ему.