Мы всегда можем что-то сделать
Можно открыть двери для болезни через грех.
Или болезнь может прийти естественно. Когда человек падает с крыши дома, он может что-то повредить. Может повредить, может сломать. Здесь необязательно замешаны бесы. Необязательно грех. Это бывает естественно. Такие вещи случаются.
Дьявол может нападать на вас и без всякой вашей вины. На самом деле, когда сатана нападает на вас, это очень хороший знак, говорящий о том, что вы делаете что-то правильное. Враг старается препятствовать тем, кто отвечает на призыв Бога и сражается против сатаны. Ты сразу увидишь, что прибыл в Землю Обетованную, когда встретишь великанов. Когда ты сталкиваешься с проблемами в лоб, иногда это указание на то, что ты все делаешь правильно.
Хорошая новость в том, что каков бы ни был источник болезни - грех, дьявол или что-то естественное - у тебя всегда есть средство против нее. Благодаря тому, что Господь искупил нас от болезни и немощи, мы можем применять власть, употреблять нашу веру и осуществлять исцеление. Даже если наши грехи открыли дверь и навели на нас болезнь, мы можем покаяться и отвернуться от них и высвободить прощение и исцеляющую силу Божью в нашу жизнь. Независимо от того, как пришли немощи и болезни, у нас, у верующих, всегда есть против них средства.
Глава 12
«По неверию вашему»
После того, как Иисус упрекнул Своих учеников, Он обратился к одержимому мальчику и исцелил его.
«И запретил ему Иисус, и бес вышел из него; и отрок исцелился в тот час»
Матф.17:18
Ученики немедленно отвели Иисуса в сторонку и спросили: «почему мы не могли изгнать его?»
Матф.17:19
Вот вопрос, с которым нам приходится иметь дело. Если Божья воля - исцелять, и Иисус исцелил мальчика, то почему ученики не смогли исцелить его? Если мы верим, что Божья воля - исцелять всех, почему мы не видим, чтобы каждый исцелялся? В чем причины того, что кто-то не исцеляется?
Почему они были сбиты с толку?
Ученики, когда задавали Иисусу вопрос «Почему мы не смогли изгнать его?», верили, что Божья воля была исцелять. Они знали, что у них была сила выгнать этих бесов. Им уже была дана сила и власть исцелять больных и изгонять бесов. Библия, семью главами раньше, открывает нам:
«И призвав двенадцать учеников Своих, Он дал им власть над нечистыми духами, чтобы изгонять их и врачевать всякую болезнь и всякую немощь... больных исцеляйте, прокаженных очищайте, мертвых воскрешайте, бесов изгоняйте; даром получили, даром давайте»
Матф.10:1,8
Параллельный этому тексту рассказ повествует нам о том; как ученики ...
«изгоняли многих бесов и многих больных мазали маслом и исцеляли»
Мар.6:13
«Они пошли и проходили по селениям, благовествуя и исцеляя повсюду»
Аук.9:6
Нигде не записано, чтобы по возвращении, ученики задавали вопросы. Это означает, что те самые ученики, которые в Матфея 17 спрашивали: «почему мы не смогли изгнать беса?», в Марка, главе 6, успешно применяли веру, силу и власть. Они задали этот вопрос не потому, что не верили. Они как раз верили. Они уже применяли силу и видели желаемые результаты. Именно поэтому они и были сбиты с толку.
Если бы ученики думали так: «Мы не верим, что ты можешь исцелить человека с таким заболеванием. Мы не верим, что Бог может такое», они не задали бы такой вопрос. Сам факт, что они задали его, говорит о том, что верить-то они верили, но, тем не менее, желаемого результата не достигли.
Просто, но основательно
Вот важный момент. Те, кто не верит, что Бог желает нам исцеления, не тратят времени на размышления: «Почему не все исцеляются?» Просто потому, что они и так не верят, что Божья воля - исцелять всех. Смущаются именно те, кто верит, что это и есть Божья воля, но при этом не видят, чтобы все исцелялись - может быть, и они в том числе. Почему такое происходит?
Ответ, который Иисус дал ученикам на их вопрос, почему они не смогли изгнать беса из мальчика, очень многое открывает:
«по неверию вашему»
Матф.17:20
Очень просто, но основательно: «по неверию вашему».
Это отличается от того, что скажет в подобном случае большинство. Если бы я не провел вас через некоторые места Писания, вы бы, возможно, и не дали того ответа, который дал Иисус. Если бы я беседовал с вами лично и спросил: «Почему не все исцеляются?» вы, вероятно, сказали бы что-то вроде: «Наверное, не всем хватает веры». Это типичный ответ, который дает большинство.
Да, правильно то, что если у человека нет веры, это повлияет на принятие исцеления. В каждом случае, когда Иисус исцелял, в этом участвовала та или иная степень веры. Кто-то возразит: «А как насчет Луки 7:11-16, где рассказывается о воскрешении Иисусом мальчика в городе Наине?» Вера матери-вдовы дала Иисусу повод потревожить ее горе и расстроить погребальную процессию. Она положительно отреагировала на Его повеление: «Не плачь» (ст.13). Если бы вера не присутствовала, она и остальные отреагировали бы иначе. В каждом случае, когда Иисус служил людям исцелением, находился кто-нибудь с той или иной степенью веры.
Протяни руку и возьми
Кто-то приближался к Иисусу, как та женщина из Марка, гл. 5:
«ибо говорила: если хотя к одежде Его прикоснусь> то выздоровею»
Мар.5:28
Она коснулась края Его одежды, вышла сила Божья, и исцелила ее. Господь сказал ей: «Он же сказал ей: дщерь! вера твоя спасла тебя; иди в мире и будь здорова от болезни твоей» (ст.34). Вот это сильная вера. Вера, которая протягивает руку, чтобы взять то, что есть у Бога.
Не всякий, кто исцелялся, проявлял такого рода веру, но нужно было иметь хотя бы то, что называется «пассивной верой». Может, у вас нет веры, которая протягивает руку, чтобы взять, но если вы хотите принять исцеление через мою веру и молитву, то у вас должна быть, по крайней мере, пассивная вера, которой вы сможете принять исцеление, если я принесу его вам. Здесь потребуются дальнейшие пояснения.
Мы только что убедились, что на вопрос: «Почему не все исцеляются?» - ответ большинства верующих был бы: «Потому что им не хватает веры». Действительно, если человек не действует в вере, это будет препятствием принятию исцеления, но Господь имел в виду не это.
«Иисус же сказал им: по неверию вашему»
Матф. 17:20
Он не сказал: у вас мало веры. Он сказал: у вас есть неверие.
Вера и неверие
Некоторые версии Библии передают этот стих неточно: «Потому что у вас мало веры». Это ужасный перевод! В большинстве переводов, особенно буквальных, этот стих звучит так: «По неверию вашему», - а не «Потому что у вас мало веры».
Возможно, у вас возник вопрос: «Ну и какая разница? Если у тебя есть неверие, это значит, что у тебя нет веры. Если у тебя есть вера, то нет неверия». А вот это неправильно.
Большинство полагает, что если ты веришь Богу, то это автоматически означает, что у тебя нет неверия. Если у тебя есть неверие, то автоматически - у тебя нет веры. И если ты истинно в вере, то у тебя нулевое неверие. Но Слово Божье говорит иначе.
«имейте веру Божию, ибо истинно говорю вам, если кто скажет горе сей: поднимись и ввергнись в море, и не усомнится в сердце своем, но поверит, что сбудется по словам его, - будет ему, что ни скажет»
Мар. 11:23
Иисус сказал нам, чтобы мы приказывали горе. Подразумевается, что ты должен говорить в вере, без сомнения в сердце. Если пребывание в вере автоматически означает нулевое неверие, для чего тогда Иисус включил эту фразу про то, чтобы не сомневаться в сердце? Истина в том, что ты можешь верить и не верить в одно и то же время.
В одно и то же время
Взгляните на параллельный текст рассказа об отце и одержимом мальчике в Марка, гл. 9:
«И привели его к Нему. Как скоро бесноватый увидел Его, дух сотряс его;он упал на землю и валялся, испуская пену. И спросил Иисус отца его: как давно это сделалось с ним? Он сказал: с детства;и многократно дух бросал его и в огонь и в воду, чтобы погубить его;но, если что можешь, сжалься над нами и помоги нам. Иисус сказал ему: если сколько-нибудь можешь веровать, все возможно верующему»
Мар.9:20-23
Иными словами, отец видел проявления бесов в мальчике, видел приступы, это его изводило и приводило в отчаяние. Наконец, он посмотрел на Иисуса и сказал: «Если можешь - помоги». Он начал сомневаться, он был в отчаянии. Он, глядя на все происходящее, как бы говорил: «Боже, я не знаю, можешь ли даже Ты помочь». Вместо того чтобы принять всю ответственность за исцеление на Себя, Иисус обратился к отцу мальчика и заявил: «Если можешь верить, все возможно верующему».
Теперь посмотрите, как ответил отец:
«И тотчас отец отрока воскликнул со слезами: верую, Господи! помоги моему неверию»
Мар.9:24
Иисус на это не ответил такими словами: «Ты сказал глупость. Если ты истинно веришь, ты не можешь иметь неверие. Если у тебя неверие, то ты не веришь по-настоящему». Господь не поправил его, не обличил его, не сказал ничего подобного. Он просто повернулся к мальчику и исцелил его. Отсюда видно, что у тебя может быть вера и неверие в одно и то же время.
Вера, сведенная на нет
Представьте себе упряжку лошадей и повозку. Обычно у лошадей хватает сил тянуть повозку. Но если у вас с другой стороны повозки запряжено столько же таких же лошадей, да так, чтобы они тянули в противоположную сторону, эффект общих усилий будет равен нулю. Если две упряжки лошадей будет со всей силы тянуть повозку в противоположные стороны, она останется на месте, поэтому что усилия будут гасить друг друга. Одна упряжка будет поглощать усилие другой.
Вот о чем говорил Иисус в Матфея 17:20. Он не говорил Своим ученикам «Потому что у вас мало веры». Он сказал «Из-за вашего неверия. Ваше неверие свело на нет вашу веру».
Эти парни до этого ходили в вере. Они видели изгнание бесов, исцеление больных, освобождение. В этот раз они сделали то, что делали обычно, но не получили тех же результатов. Вот из-за чего они смутились. Они знали, что верили Богу. И они спросили Его;| «Почему мы не смогли изгнать его?» Иисус не ответил им: «Потому что у вас мало веры». Он сказал «Из-за вашего неверия».
Крохотное горчичное зерно
Если дочитать до конца стиха, такой перевод: «Потому что у вас мало веры» - не имеет смысла.
«Иисус же сказал им: по неверию вашему; ибо истинно говорю вам: если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе , сей: «перейди отсюда туда», и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас»
Матф 17:20
Иисус говорил им: «Если ваша вера будет размером только с горчичное зерно, для вас не будет ничего невозможного». Горчичное зерно - одно из самых маленьких зерен. Оно - как маковое зернышко на булке. Наш Господь этим хотел сказать, что, даже если ваша вера - маленькая, ее достаточно, чтобы сбросить гору в море. Вам не нужна большая вера, вам нужна вера, не сведенная на нет, не компенсированная, не пересиленная неверием, тянущим в противоположную сторону. Вера величиной с маленькое горчичное зернышко - все, что нужно, чтобы приказать горе свергнуться в море и увидеть, как это происходит, даже не касаясь горы.
Если бы Иисус на самом деле сказал «Потому что у вас мало веры», Он бы противоречил мысли, высказанной в остальной части стиха, где говорил о вере с горчичное зерно, способной сдвинуть гору, и опроверг бы ее. Видите, что при таком толковании здесь нет связи? Получается бессмысленно. Иисус имел в виду: «Ребята, дело не в том, что вы не верили. Это ваше неверие пересилило вашу веру. Поэтому вы не увидели желаемых результатов».
Глава 13
Вера, сведенная на нет
Первое время после того, как я увидел впервые воскрешение из мертвых, я был счастлив. Я был в отличной форме. Я думал: «Если я видел воскрешение из мертвых, тогда я смогу увидеть прозрение слепых, исцеление глухих, как люди встают с инвалидных кресел - все, что угодно!» Я вел служение в Омахе, штат Небраска. Спереди и слева от меня сидел человек в инвалидном кресле. Я был счастлив. Я думал: «Боже, я видел воскрешение, и я знаю, что этот парень будет исцелен». Я не мог дождаться конца проповеди, чтобы поскорей послужить этому парню.
Когда я закончил проповедь, я подошел к нему, сгреб его за руку и провозгласил: «Во имя Иисуса Христа из Назарета, встань и ходи!» Я выдернул его из кресла, он встал, повалился вперед и упал прямо на лицо. Он был парализован и не мог ни встать, ни удержаться от падения.
Когда это произошло, в зале послышались охи и ахи от неверия и шока. Я был шокирован, смущен, опозорен. Я подумал: «Что я наделал! Я унизил этого человека, я его обидел!» Мне стало плохо. Я встал на колени, обхватил его, с трудом усадил в кресло, а потом сказал что-то вроде: «иди с миром, грейся и питайся» (Иакова 2:16). Но я не дал ему того, в чем он нуждался. Человек так иуехал домой в кресле.
Я вернулся в гостиничный номер, и помню, я задавал вопрос: «Боже, почему это произошло?» Что сбивало меня с толку, так это то, что я знал: вера-то у меня была. Кто-то возразит: нет, если бы вера была, он бы исцелился. Но вера у меня была. Я применил веру насколько мог судить, точно так же, как к человеку, который был воскрешен. Веры у меня было столько же. Не то чтобы я не верил Богу. Просто не станешь ты подбегать к инвалидному креслу и выхватывать оттуда человека, если не веришь, что он пойдет. Я не ожидал, что человек упадет на лицо. Я ожидал, что он пойдет. Вера присутствовала, и из-за того, что вера была, я и был сбит с толку. Почему же я не увидел правильных результатов?
Страх перед людьми
Итак, я спросил Бога: «Почему человек не исцелился?» Моему молниеносному уму потребовалось три года для того, чтобы разобраться с этим. Господь показал мне: «Эндрю, у тебя вера действительно была, но было и неверие!» Когда люди выказали свою шоковую реакцию, я запаниковал, что и было неверием. Я был более озабочен тем, что скажут люди, чем тем, что Бог мне имел сказать.
Иисус сказал:
«Как вы можете веровать, когда друг от друга принимаете славу\ а славы, которая от Единого Бога, не ищете?»
Иоан.5:44
Если вам нужна оценка людей, чтобы воспринимать себя положительно, то вы человеческий угодник. Беспокойство по поводу мнения других - это страх перед людьми. Страх - противоположность вере. На самом деле страх - вера, действующая в противоположном направлении.
Я переживал по поводу того, что люди думают обо мне. Я был смущен и чувствовал себя униженным. Именно неверие и страх
свели на нет мою веру. Да, веру я имел. Но я также имел и неверие. Я зависел от того, что люди обо мне подумают, и это перечеркнуло мою веру.
«Отпустите ее!»
Бог начал открывать мне эту истину, когда я читал про Смита Виггельсворта. Он обычно начинал свои собрания с того, что стоя на платформе смело провозглашал: «Первые, кто поднимутся сюда, будут исцелены от любой болезни, какая есть». И потом он служил людям, и они исцелялись. Так он приковывал общее внимание, и потом учил и объяснял, что же произошло. После, он молился и служил еще множеству людей.
Две дамы в первом ряду знали эту его манеру, и они вскочили сразу, как услышали приглашение. Между ними сидела их пожилая подруга, которая была так больна и слаба, что не могла усидеть- прямо самостоятельно, не говоря уже о том, чтобы стоять. Дамы должны были держать ее с двух сторон. Из-за огромной опухоли на животе, она выглядела как на девятом месяце беременности. Она была очень плоха, и, услышав приглашение Смита, дамы схватили ее и поставили на платформу.
И вот они, две дамы, стоят по бокам этой, третьей, с огромной опухолью, и держат ее. Виггельсворт посмотрел на них и сказал: «Отпустите ее!»
Первой реакцией дам было восклицание: «Нельзя! Она слаба, и не может сама стоять!»
Виггельстворт, в этой своей всем известной манере, заорал на них: «Я сказал, отпустите!» Они отпустили. Женщина упала лицом вниз прямо на опухоль и издала громкий крик боли.
Аудитория ахнула, в шоке и неверии - точно такую же реакцию получил и я, когда вытащил того человека из инвалидного кресла. В подобной ситуации моя реакция была - чувство вины, стыда, страха: что подумают люди! Пришла мысль: «Он подаст на меня в суд!» - и тому подобные ужасы. Как же отреагировал Смит Виггельстворт? Он сказал: «Поднимите ее!».
Бе подняли. Как только она снова встала между двумя дамами, Смит сказал: «Отпустите ее!» Случившееся не встревожило его ничуть. Он не пошатнулся в вере.
Меньше неверия
Дамы крикнули в ответ: «Не отпустим!. Нельзя! Она упадет!»
Он снова на них заорал: «Отпустите ее!» И они отпустили. Вторично женщина упала ничком прямо на опухоль. Люди в аудитории были в полном шоке. Охи и ахи неверия волнами ходили по всему собранию. Виггельсворт был непоколебим; он сказал: «Поднимите ее! Ее опять подняли. И он сказал: «Отпустите ее!»
Дамы запротестовали: «Не отпустим!»
Он орал: «Отпустите!»
В аудитории поднялся на ноги человек: «Ты, животное! Оставь в покое бедную женщину!»
Виггельсворт огрызнулся: «Я знаю, что делаю. Не лезь не в свое дело». И, повернувшись к дамам, заревел: «ОТПУСТИТЕ ЕЕ!» Они отпустили. Она стала падать, но вдруг сумела выпрямиться и устоять. А опухоль упала из платья прямо на пол сцены, и она сошла вниз полностью исцеленной.
Господь показал мне, что у Смита Виггельсворта веры было не более, чем у меня (Римлянам 12:3). Когда он служилэтойженщине, сначала его результаты были не лучше моих, когда я вытащил того человека из кресла. Она упала на лицо точно так же, как и тот. В чем же была разница? У Смита не было больше веры, у него было меньше неверия. Ему было все равно, что люди о нем думают.
В книге говорится, что Смита часто критиковали за грубость и жесткость. Вы знаете, что слово «жесткий» означает, применительно к эмоциям? Оно означает: «холодный, бесчувственный, нечувствительный, безразличный к мнению других». Разница между Смитом и мной не была в том, что у него было больше веры. Он был менее чувствителен к людской критике. Он был ожесточен к тому, что думали о нем другие. Он не реагировал ни на кого и ни на что, кроме того, что говорил ему Бог. Надо мной все еще господствовало мнение людей - физическая реальность: то, что я видел, слышал, осязал, обонял, различал на вкус. Итак, разница не в том, что у Смита было больше веры - а в том, что было меньше неверия.
Уменьши свое неверие
Большинство не понимает этой истины. Когда они молятся за исцеление и не видят его проявления немедленно, то часто думают: «Наверное, у меня недостаточно веры». И они начинают наращивать и увеличивать свою веру. У них неправильное представление, будто им нужна огромная вера. Но это идет вразрез с тем, что Иисус сказал в Матфея 17:20: «Если ваша вера - с крохотное горчичное зернышко, ее достаточно, чтобы сдвинуть гору в море». Иными словами, Он сказал: «Ребята, вам не нужна большая вера. Вам нужна чистая вера, без того, чтобы ей противостояло что-то противоречащее, противодействующее или сводящее ее на нет. Вам нужна вера, которую ничто не тянет в противоположную сторону». Большинство людей не обращает внимания на неверие в своей жизни. Вместо этого, они стараются нарастить веру.
Неверие приходит подобно тому, как приходит вера.
«Итак вера от слышания, а слышание от слова Божия»
Рим. 10:17
Иными словами, вера приходит, когда в центре внимания у нас - Бог и Его Слово. Неверие приходит подобным образом, но с противоположной стороны. Неверие приходит, когда в центре нашего внимания то, что говорят люди. Оно приходит, если мы слушаем весь этот негатив, который говорят доктора. Если мы думаем обо всем негативном, размышляем над ним, принимаем его во внимание, оно пересиливает нашу веру. Поэтому ключ к христианской жизни - не учиться, как развивать огромную веру, а научиться, как уменьшить количество неверия в нашей жизни. Очень мало христиан понимают это.
Большинство христиан проведет лишний час над Словом, стараясь нарастить веру. Но затем, в течение дня, они смоют все, что нарастили, посмотрев два-три часа медицинскую передачу по телевизору, или читая все эти плохие новости в газете. Они позволяют всем этим канализационным стокам мира протекать через них - всем этим мыслям, идеям, мировоззрениям, которые совершенно противоречат Слову Божьему - а потом удивляются: почему их вера не работает.
Вам не нужна огромная вера. Вам нужна чистая вера, которую ничто не перевешивает.
Как Смит Виггельстворт достиг того, что вера его не была загрязнена неверием? Он сопротивлялся неверию, отказываясь сосредотачивать свое внимание на чем-либо, кроме Слова Божьего.
Однажды Лестер Самралл* постучался в дверь Смита Виттельсворта. Он спросил Смита, можно ли зайти к нему в гости. Смит сказал ему, что он может зайти, но газета, которая была у Лестера подмышкой, должна остаться снаружи. Смит никогда не читал газет и не разрешал, чтобы их приносили к нему в дом.
*Известный во всем мире в XX веке пастор, евангелист и писатель, считается «отцом» христианского телевидения. Его международное служение и сегодня достигает многие народы. - Прим. автора
Некоторые скажут: «но это же ограниченность». Согласен Да, в газетах есть хорошие вещи. Многие годы я использую некоторые газетные статьи, чтобы подтвердить какую-нибудь мысль в моей проповеди. Я думаю, что за тридцатипятилетний период служения Смита он, вероятно, пропустил десять-двенадцать таких хороших вещей, которые мог бы вставить в свои проповеди. Но наверняка он пропустил и тысячи плохих новостей которые могли открыть дверь неверию. Если ты склонен впадать в крайности, так уж лучше впасть в такую.
Авраам не помышлял
Поразмыслите о том, как Авраам верил Богу:
«Он, сверх надежды, поверил, с надеждою, через что сделался отцом многих народов, по сказанному: «так многочисленно будет семя твое». И, не изнемогши в вере, он, не помышлял, что, тело его, почти столетнего, уже омертвело, и утроба Саррина в омертвении; не поколебался в обетовании Божием неверием, но пребыл тверд в вере, воздав славу Богу и будучи вполне уверен, что Он силен и исполнить обещанное»
Рим 4: 18-21
Этот текст открывает нам, что Авраам не ослабел в вере именно потому, что он не помышлял о том, что тело его омертвело. Его, вера не была огромной, но его веру не погасило и не перетянуло неверие. Авраам попросту не помышлял о вещах, которые противоречили тому, что сказал Бог. ’
В Послании к Евреям 11 об Аврааме сказано:
«И если бы они в мыслях имели то отечество, из которого вышли, то имели бы время возвратиться»
Евр.11:15
Если бы в умах Авраама и Сарры довлели бы мысли о стране, из которой они ушли, подчинившись Богу, они бы имели соблазн вернуться. Иными словами,, то, чем вы искушаетесь, привязано к вашим мыслям.
Надо понять следующее, и понимание этого изменит вашу жизнь. Нельзя искуситься тем, о чем ты не думаешь. Для того чтобы тебя можно было чем-то искусить, ты перед этим должен долго об этом думать. Следовательно, ты не можешь быть искушен неверием, если у тебя нет мыслей неверия. Мы должны перестать слушать всех подряд с их неверием. Нам надо перестать принимать во внимание мнение этого мира - негативное, циничное, противостоящее Богу и Христу. Если мы не будем прислушиваться к таким мыслям, мы не будем искушены неверием Богу. За долгие годы служения я обнаружил, что труднее всего исцелить врачей, медсестер, и вообще всех, кто имеет медицинское образование. Лично я думаю, это из-за того, что они были так научены. Я не хочу сказать, что все, чему учат профессионалов-медиков - зло. Все дело в том, что когда их учили, им некоторые вещи преподносили и вбивали в них как факт.
Их преподаватели сообщают им факты вроде: «Вот, что происходит, когда у человека возникает опухоль: когда она доходит до такой-то степени, человек умирает». Но они никогда не добавят чего-нибудь вроде: «Конечно, если он не примет исцеления от Бога». Медицинское образование не подается в духовном контексте, там не говорят о том, что Бог способен преодолеть все. Снова и снова студентам-медикам преподносятся факты вроде: «Когда опухоль достигает такой-то стадии, человек умирает. У него остается столько-то недель жизни. Это неизлечимо». И когда они выпускаются из своих учебных заведений, это уже вживлено в их мысли.
У меня есть опыт служения медикам-профессионалам, которые пытались получить исцеление. Они не могут понять, почему это для них так трудно. Все потому, что им преподали так много неверия, и оно гасит их малое горчичное зерно веры.
Глава 14
Чистая, сильная вера
В Матфея 17:20 Иисус сказал: «ребята, с верой у вас нет проблем. У вас проблема неверия». Параллельный текст в Марка 9, повествует о том же событии:
«И привели его к Нему. Как скоро бесноватый увидел Его, дух сотряс его; он упал на землю и валялся, испуская пену»
Мар.9:20
Лично я верю, что именно это и породило неверие. Если вам приходилось видеть эпилептический припадок, вы знаете, что это зрелище может здорово напугать, особенно когда человек начинает кусать или глотать свой язык. Это ужасно. Я не хочу быть бессердечным или жестоким, но мне приходилось видеть такое. Волосы дыбом встают.
Ученики имели веру. Они уже повидали, как выходят бесы, как исцеляются люди, но когда они пришли молиться за этого мальчика, в нем проявились бесы. То же самое увидел Иисус, когда пришел помолиться за него. Разница была в том, что у Иисуса неверие было на нуле, ничто не мешало Его вере, и Он смог исцелить. Реакцией же учеников было неверие, которое погасило их веру. В итоге они спросили Господа: «Почему мы не смогли изгнать его? Мы же знаем, что верим. Мы уже видали, как это происходит раньше, но почему не сработало в этот раз?» И Он сказал им: «Из-за вашего неверия». Ваше неверие погасило, пересилило, перевесило вашу веру» Далее, в Матфея 17:21, Иисус продолжил:
«сей же род изгоняется только молитвою и постом»
Матф.17:21
В противоположность популярным учениям и даже некоторым ошибочным переводам Библии, предметом стиха 21 является неверие, упомянутое в стихе 20, а не бес или бесы из стиха 19. Некоторые учат, что одни бесы сильнее других, и нужно молиться и поститься, чтобы смочь изгнать их. Есть разные варианты такого учения, но не об этом сказано в Матфея 17:21. Если всмотреться внимательно, то можно увидеть, что предмет предыдущего предложения (ст.20) - неверие, а не бесы. Неверие не дало ученикам изгнать бесов и исцелить мальчика. И поскольку Господь сказал: «сей же род изгоняется только молитвою и постом», очевидно, что есть разные роды неверия.
Следует упомянуть, что в одном из тех переводов, в которых в стихе 20 сказано вместо «неверие» - «мало веры», полностью пропущен стих 21. Я не склонен критиковать переводы. Я знаю, что многим не нравится перевод Короля Якова[1], которым я пользуюсь. Но я не считаю хорошими переводы, в которых опущены стихи. Пользуйтесь хорошими переводами Библии. Проверьте свой: есть ли там Матфея 17:21 и Марка 16:17-20.
Три рода неверия
Все это, конечно, «уоммакология», но на протяжении многих изучения Слова Божьего и опыта служения, я видел, по моему мнению, три рода неверия.
Во-первых, есть неверие, происходящее от невежества. Иногда люди противятся Слову Божьему не специально, а из-за недостатка ведения. Они просто не знают, что есть что-то лучшее. Они не знают, что Бог желает, чтобы они были здоровы. Они никогда не слышали этой истины. Это невежество, но, тем не менее, неверие.
Путь преодоления такого рода неверия - невежества - говорить людям истину. Покажите им истину Слова Божьего. Если они уважают Слово, если чувствительны к Его Духу, они примут знание, которое необходимо, чтобы преодолеть этот род неверия.
Второй род неверия происходит от ложного учения. Многих научили неправильно. Им говорили «Бог не творит сегодня чудес. Исцеление - не для сего дня. Эти вещи ушли вместе с временами Апостолов». Это неправда. Этого нет в Слове Божьем. Но, так или иначе, так учат этих людей.
Этот род неверия, происходящий от лжеучения, преодолеть труднее, чем тот, что от невежества. Это потому, что нужно сначала опровергнуть лжеучение, а потом научить истине. Противоядием является то же самое, что и для первого рода неверия. Правда, требуется еще дополнительный шаг - нужно опровергнуть их возражения. Решением проблемы неверия и в том, и в другом случае является принятие истины Слова Божьего.
Есть еще один род неверия, который я бы назвал естественное неверие. Это неверие порождается естественной информацией, противоречащей Слову Божьему. Если ты молишься за человека, а он умирает на твоих глазах, твои глаза, уши и все твои чувства будут говорить тебе: не сработало. И это необязательно из-за невежества или лжеучения. Это будет происходить в силу того, что ты привык доверять тому, что ты видишь, слышишь, обоняешь, осязаешь, распознаешь на вкус. Если ты будешь молиться и приказывать телу перестать болеть, а боль будет продолжаться, то тело будет диктовать тебе мысли естественного неверия. Здесь нет зла и бесовщины. Твои пять чувств - не от дьявола. Они занимают важное место и делают нужное дело в повседневной жизни.
Развивай шестое чувство
Если бы вы везли меня в своей машине, я не хотел бы, чтобы вы управляли ею «по вере». Я бы предпочел, чтобы вы открыли глаза и перед тем, как проехать перекресток, и убедились, что он свободен. В этом нет ничего неправильного и нет неверия. Но если вы знаете, что Бог что-то сказал вам через Свое Слово и/или Святым Духом, а ваши физические ощущения говорят вам: ничего не выйдет, то вам следует быть выше своих пяти чувств. Когда Бог хочет чтобы вы сделали что-то противоречащее тому, что вы видите, слышите, обоняете, осязаете, распознаете на вкус, то эти ваши пять чувств могут посылать вам мысли неверия, которые способны загасить вашу веру.
Именно это и произошло с учениками в Матфея 17. Они увидели физические проявления беса, противоречащие тому, о чем они молились, и во что они верили, и это породило в них страх. Их пять чувств диктовали им мысли, которые противостали их вере.
Это было просто чудо, что мне довелось увидеть воскрешение из мертвых. Я не знал, в чем дело, когда вошел в комнату. Я стоял рядом с покойником, и до меня не сразу дошло, что он мертв. Я слышал крики его жены: «Боже! Верни мне Эверетта! Оживи его!» Когда она это сказала, у меня первый раз появилась мысль, что парень-то, кажется, мертв. Услышав ее молитву, я взглянул на его тело и повелел: «Эверетт, во имя Иисуса, возвращайся в тело!» И он сразу сел. Все было просто.
Было бы гораздо труднее, если бы я минут тридцать думал про то, что он мертв. Если бы мне сказали, что мне нужно идти и молиться за воскрешение, то мой ум выдал бы мне достаточно мыслей неверия, чтобы загасить и перевесить мою веру. Лично я думаю, что одна из причин, почему мне довелось увидеть воскрешение этого парня из мертвых, потому что у меня не было времени подумать ни о чем другом.
Ученики уже видели и изгнание бесов, и исцеление больных. Очевидно, что они не сталкивались раньше с физическими проявлениями, подобными этому. Следовательно, у них еще не было подобного искушения неверием. Но в этом случае, произошли физические проявления, противоставшие тому, о чем они молились, и это породило неверие. Понимая это, Иисус сказал им: «Единственно, как можно избавиться от естественного рода неверия - постом и молитвой». В этом случае недостаточно только больше изучать Слово.
Вам нужно прийти в присутствие Божие и обновиться до такой степени, чтобы развить свое шестое чувство - веру.
Пост и молитва
Вот что важно понимать. У вас есть пять чувств - вы видите, слышите, обоняете, осязаете, распознаете на вкус. Если одно из пяти чувств окажется поврежденным - например, человек ослеп - он все равно сможет как-то справиться. Ему придется больше полагаться на оставшиеся чувства - на слух и осязание. Человек может прислушиваться к тому, что происходит вокруг, пользоваться тростью, чтобы находить препятствия при ходьбе. Человек может как-то обходиться, ходить, куда ему надо, но придется больше полагаться на другие чувства.
Некоторые слепые запоминают где, что находится в их квартирах. Они могут ходить в полной темноте, потому что их глаза все равно не видят. Они в основном пользуются слухом и осязанием.
То есть, при потере одного чувства можно скомпенсировать его, используя другие.
Что происходит, когда Бог открывает вам через Свое Слово, что Его воля - исцелить вас, но все твои пять чувств говорят: «Не получилось. Я все еще чувствую боль. Я и с виду больной. У меня это и то, у меня во рту такой привкус, что ясно: я не исцелился»? Если все пять чувств говорят, что вы не исцелены, то надо развить шестое. Шестое чувство - вера.
Можно добиться того, чтобы осознать, что теперь вы имеете веру, и вера эта становится такой же реальной, как то, что вы видите, слышите, обоняете, осязаете, распознаете на вкус. Это достигается тем, что вы проводите время в духовной реальности. Вот для чего и нужны пост и молитва.
Пост не изменяет Бога. Он не может заставить Его действовать. Пост и молитва не заставят бесов убраться. Вы не столкнетесь ни с одним бесом, для изгнания Которого сверх того, что Иисус уже совершил, потребуется еще ваши пост и молитва. Если вы столкнетесь с бесом, и он не отреагирует на имя Иисуса и на веру в Его имя, то ваши посты и молитвы тоже не смогут его изгнать. Произнесение Слова Божьего и имени Иисуса покончит со всяким бесом. Итак, ваши посты и молитвы не подвигнут Бога на действие. Они не подвигнут и дьявола. Молитва и пост подвигнут вас. Они воздействуют на вас.
Аппетит - одно из сильнейших желаний плоти. Когда вы отвергаете плоть, постясь, она восстает и бунтует, потому что хочет есть. Плоть хочет, чтобы ей потакали, чтобы о ней заботились. Если вы говорите плоти: «Нет! Не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих» (Матф.4:4; Лук. 4:4), я вам гарантирую: плоть взбунтуется. И даже если вам покажется, что к обеду первого дня вы умрете, это неправда. Если вы выстоите, некоторое время спустя ваше тело и ваши чувства начнут учиться. Они скажут: «Вот как! Я не умер к обеду». На самом деле, после трехдневного поста достигаешь того, что перестаешь чувствовать голод.
Может быть, вы еще этого не переживали, но это все так. Можно буквально все пять чувств поставить под контроль, и они начнут признавать: «Эй! Я не помру с голода! Эта вера - реальная штука!» Можно на самом деле питаться от Бога, не одной лишь пищей. Вы можете научить этому свою плоть.
Потом, когда вы скажете своему телу: «Ты исцелено во имя Иисуса!», ваша плоть может и ответит: «Мне все еще больно!», но ваше шестое чувство скажет: «Я исцелен, и я верю этому. Я знаю, я уже подобное переживал». Но если вы не уделили время посту, молитве и пребыванию в присутствии Божьем, и ваше тело скажет: «Мне больно», а вы скажете: «Тело, подчинись!», ваша плоть ответит вам: «Кто ты такой, чтобы мне приказывать? Это я тебе приказываю, когда есть, что есть и сколько есть». Плоть ведет себя как испорченный ребенок. Но вы можете научить свои чувства различать добро (Бога и Его Слово) и зло (все то, что Им противоречит).
«твердая же пища свойственна совершенным, у которых чувства навыком приучены к различению добра и зла»
Евр.5:14
Вы можете добиться того же, чего добились такие люди, как Смит Виггельсворт - он больше прислушивался к тому, что говорит вера, чем к тому, что говорят естественные вещи, такие как разум, эмоции, чувства и обстоятельства. Когда у тебя такой образ жизни - неверие уменьшается.
Мера веры
Согласно Римлянам, гл. 4, более правильно будет сказать, что в зависимости от уровня неверия, у нас бывает либо сильная вера, либо слабая.