Благословение или проклятие?

Даже по Ветхозаветному закону болезни и немощь никогда

не считались благословениями». Второзаконие 28:1-14 перечис­ляет благословения, обетованные тем, кто хранит Божьи заповеди, а стихи 16-68 описывают проклятия, которые приходят на тех, кто хранит их.

Следует понимать, что мы сегодня находимся под Новым За­ветом. Нам не надо соблюдать весь ветхозаветный закон для того, чтобы получить благословения Божьи. Иисус искупил нас от про­клятия закона, чтобы благословения могли прийти на нас верой в Него.

«Христос искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою - ибо написано: проклят всяк, висящий на древе, - дабы благословение Авраамово через Христа Иисуса распространи­лось на язычниковчтобы нам получить обещанного Духа ве­рою»

Гал.3:13,14

Следовательно, во Христе у нас есть через веру доступ к бла­гословениям, перечисленным во Второзаконии 28, и во Христе мы были искуплены и избавлены от проклятий, перечисленных во Второзаконии 28. Тем не менее, эта глава Библии до сих пор пока­зывает нам, что Бог считает благословениями и что - проклятиями.

Представьте себе классную доску, на которой посредине про­ведена сверху вниз линия, разделяющая ее на две колонки. Вверху левой колонки написано «благословения». Вверху правой - «про­клятия». Согласно Второзаконию 28, здоровье будет указано сле­ва - в колонке благословений, а болезнь — справа, в колонке прокля­тий. Однако многие в сегодняшней церкви выворачивают это наи­знанку и кричат: «Нет, нет! На самом деле то, что Бог дал мне бо­лезнь, это благословение!» Но ведь это неправда.

Преграды на пути

Может ли получиться что-нибудь хорошее из того, что чело­век болеет? Несомненно. Иногда люди учатся через тяжкие уда­ры, которые наносит им грех. Совершив что-нибудь ужасное, они осознают: «Боже мой! У меня вся жизнь наперекосяк! Я кончен­ный человек. Я, наверное, одержим бесами. Я должен обратиться к Богу!» И человек с верой призывает имя Господне, принимает спасение, получает освобождение. Мне приходилось беседовать с людьми, которых осудили за убийство, и теперь находящимися в камере смертников, и которые решили обратиться к Господу, и родились свыше. Несколько человек из их числа услышали мои ра­диопередачи и написали мне. Бог использовал то, что делалось в их жизни для того, чтобы они исчерпали себя, и пришли к рождению свыше. Вся жизнь их после этого изменилась, они чудесно спаслись и теперь служат Богу, Я уверен, что вы согласитесь с тем, что такое может происходить, но будет ли правильно сказать, что Бог заста­вил их совершать убийства? Нет, не Бог. Я вас уверяю, что Бог ста­рался остановить их и ставил препятствия на их пути.

Бог пытался остановить тех двоих подростков и не дать им со­вершить то, что они совершили в средней школы города Колумбайна 20 апреля 1999. Они убили двенадцать одноклассников, учителя и себя, и ранили двадцать три человека. Один из них посетил моло­дежный урок по изучению Библии неделей раньше. Служитель, про­водивший занятия, получил слово знания от Господа, прервал урок и сказал: «Кто-то здесь думает убить себя или другого человека». Он вызвал этого человека признаться, но тот промолчал. Неделю спустя этот мальчик вместе с другим таким же убил всех этих людей. Бог по­ложил преграду на пути этого молодого человека. Он работал с ним, старался отвратить его от таких дел. Не Бог повел его убивать людей,, убить себя и отправить себя в ад. Нет, Бог пытался остановить его.

Есть и другие, совершившие убийство, но потом обративши­еся к Богу в раскаянии и вере. Господь может использовать даже то, что совершил дьявол в нашей жизни, но это не значит, что Он - творец этого.

Подобным же образом, сатана заставляет людей болеть и быть немощными. Но когда они попадают в эту ужасную ситуацию, они вопиют к Богу, обращаются к Нему от всего сердца, и Он отвеча­ет на их молитвы. После чудесного спасения люди начинают пони­мать, какими они были эгоистичными. Они не думали ни о Боге, ни о ком другом. Возможно, через свою болезнь они усваивают урок, и благодаря этому, начинают думать, что Бог устроил им болезнь. Но Бог не заставит человека болеть, чтобы смирить его, как и ни- 9 когда не заставит совершить убийство, чтобы смирить его.

Сопротивляйся болезни

Исцеление входит в искупление Христово, так же как и проще­ние грехов. Таким же образом, как я стану сопротивляться греху, я стану сопротивляться болезни. Я не должен принимать болезнь и немощь, точно так же, как и не должен рассуждать примерно так: «Боже, я знаю, что Ты можешь помочь мне не совершать грех. Но я не знаю: может, Ты не хочешь, чтобы я не грешил. Может быть, это твоя воля, чтобы я согрешил». Никто не выступит в защиту такого образа мышления, но современное христианство именно это и де­лает по отношению к исцелению. «Боже, мы знаем, что Ты можешь исцелять, если есть на то Твоя воля. Мы просим тебя, исцели нас». А потом они сидят и ждут. Если они исцеляются, то, получается, на то была Божья воля. Если нет - то не было.

Это все равно, что сказать Богу: «Боже, если Ты не хочешь, чтобы я совершил прелюбодеяние, останови меня!» И если они не совершат его, то говорят: «Спасибо, Боже, что остановил меня».

Но если совершат, то говорят: «Наверное, на то была Божья воля, чтобы мне совершить прелюбодеяние». Мы никогда не согласим­ся с этим, потому что прелюбодеяние - грех. Но многие воспри­нимают исцеление, как нечто необязательное. Нет, за исцеление было заплачено, и оно доступно точно так же, как прощение гре­хов. Следовательно, мы должны ненавидеть болезнь и немощь, точ­но так же, как мы ненавидим грех.

До тех пор, пока вы способны терпеть грех и болезнь, вы буде­те их терпеть. Но когда вы доходите до того, чтобы заявить: «Боль­ше не хочу жить так. Я лучше умру, чем пойду и стану вытворять такое», вы увидите, как грех станет уменьшаться в вашей жизни. Как только вы перемените свое отношение к болезни и заявите: «Я больше не хочу мириться с болезнью и немощью, я буду проти­востоять им во Имя Иисуса» - вы увидите проявление исцеления в вашей жизни.

Конечно, тут есть еще многое. Кроме всего прочего, существу­ют законы, управляющие исцелением. Нужно многому научиться, чтобы принимать исцеление от Бога, но это должно стать основа­нием: исцеление включено в искупление Христово.

Божья воля ясна

Я переживаю великую победу в исцелении и для себя лично и в служении людям. Если вы не добились лучших результатов, вам стоит принять во внимание истины, которыми я здесь делюсь. Вот фундаментальная истина, на основе которой действует все осталь­ное: Иисус понес раны на Своем теле, чтобы исцелить наши тела, так же, как Он умер, чтобы простить наши грехи.

Все, без исключений, служители, в которых постоянно дей­ствовала исцеляющая сила Божья, жизнь и служение которых я из­учал, имели это самое фундаментальное убеждение.

Я не говорю о тех, у которых изредка случается исцеление. Даже старая слепая белка, нет-нет, да и наткнется на орех. Я говорю о людях, которые ходят в Богом данном здоровье и постоянно ви­дят чудеса исцеления. Каждый из них верит, что исцеление - часть искупления Господа Иисуса Христа. Они верят, что Божья воля - всегда исцелять, так же как воля Божья - всегда спасать.

Пока вы не примете такой же образ мышления, сатана всегда сможет сделать вас пассивными. Помните, вы должны противосто­ять - активно бороться против дьявола, и тогда он убежит от вас (Иакова 4:7). Надо понимать и верить, что исцеление - от Бога, л болезнь - от Сатаны. Когда у вас произойдет такое четкое раз­граничение в сердце, тогда вы сможете противостать дьяволу и всем его болезням и немощам, которые он насылает на вашем пути. Нельзя просто пассивно говорить: «Господи, если на то Твоя воля - исцели меня». Вы должны быть сердцем убеждены в Божьей ис­тине об исцелении, и с ней активно противостоять дьяволу. Божье Слово есть Его воля, и оно совершенно ясно:

«Возлюбленный! молюсь, чтобы ты здравствовал и преуспевал во всем, как преуспевает душа твоя»

3Иоан.1:2

Бог желает, чтобы вы были здоровы!

Глава 6

Все это отговорки

Исцеление - часть искупления Христова. Оно не явля­ется чем-то отдельным от спасения. То же самое гре­ческое слово, которое было употреблено для обо­значения спасения более ста раз в Новом Завете, также переводи­лось словами «исцелить», «исцелиться», «выздороветь», «спа­сти», и относилось к исцелению больных. Бог никогда не планиро­вал, чтобы исполненное Иисусом через смерть, погребение и вос­кресение было разбито и разделено на разные элементы.

Некоторые говорят: «Мы примем прощение грехов, но отвер­гнем исцеление, процветание и освобождение». Но ведь это еди­ное целое. Церковь неверно преподносит исцеление так, будто это какая-то «дополнительная льгота», будто оно «может быть, про­изойдет, но не входит в спасение. Бог решает - кому исцеляться, а кому нет». Божья воля - исцелить вас, точно так же, как и про­стить вас. Он желает, чтобы вы противостали болезни точно так же, как чтобы вы противостали греху.

Часть грехопадения

Я часто думал: зачем кому-то вообще понадобилось так бо­роться против исцеления. Казалось бы, все хотят быть здоровы­ми. Подумайте только: сколько сил люди тратят на здоровье своих тел. Они тратят бессчетное количество денег на врачей, на лекар­ства, на операции. Какое огромное место занимают в нашем обще­стве сегодня лекарства! Люди принимают их, а сколько побочных эффектов они дают! Я видел рекламу разных препаратов, которые

вызывают всякие ужасные побочные действия, и подумал: «Я бы лучше болел, чем иметь все эти побочные эффекты!». Но многие люди мирятся с ними. Они принимают облучение и химиотерапию, от которых у них выпадают волосы. Они принимают лекарства, от которых у них бывают отеки. Люди разрешают буквально отрезать от себя куски, лишь бы выжить. Никто не любит болеть!

Даже ипохондрики не любят. Они могут бояться болезни, ко­торая мучает их, приводит к навязчивым идеям, но они ее не любят. Всегда и везде люди ненавидят болезнь и немощь.

И это так, потому что Бог не создавал человечество для смер­ти. Смерть - результат выбора человека, но это не то, что выбрал Бог. Изначально Бог предполагал, что наши тела будут жить вечно. Я читал медицинские статьи о том, что тело способно исцелять и восстанавливать само себя. Медицина не может объяснить, поче­му тело не может жить вечно. Конечно, есть всякие агрессоры вро­де бактерий и вирусов, но у нас есть способность преодолевать их. Изначальный план Бога о нас был - чтобы мы никогда не болели. Болезнь никогда не входила в Божьи планы; болезнь — часть наше­го невежественного выбора при Грехопадении.

Мы были созданы со вложенным в нас Богом желанием быть здоровыми. Люди не любят болезни. Бог не любит болезни. Поче­му тогда люди воюют против того, что Бог - наш Целитель? Мне говорят: «Ты - от дьявола», - за то, что я верю, что Бог сегодня исцеляет. Почему некоторые так спорят, в то время как здоровье - всеобщая нужда и желание? Все хотят здоровья. Почему мы дума­ем, что Бог не желает нам здоровья и всего самого лучшего?

Некоторые проявляют такой образа мышления менее явно. Такие не скажут тебе, что ты от дьявола, раз ты веришь в исцеле­ние. Они могут и не отвергнуть тебя за возложение рук для исцеле­ния больных (Марка 16:18). Но они обязательно скажут: «Нет Божьей воли на то, чтобы каждый раз исцелять». Почему они так ду­мают? Я уже доказал на страницах этой книги, что исцеление вхо­дит в состав искупления. Бог точно так же - и в то же самое вре­мя - обеспечил исцеление наших тел, как обеспечил прощение гре­хов. Если это так очевидно, почему люди воюют против исцеления?

Общий корень

Хотя есть много причин, по которым люди относятся к исце­лению с разными предубеждениями и предрассудками, и учат про­тив него, я думаю, что все причины имеют общий корень. Люди противятся той истине, что исцеление - в искуплении, и что всегда есть Божья воля на исцеление потому, что так верить удобно. Мо­жет быть, кто-то искренне верил тем заблуждениям, которые сам и проповедовал, но, в конечном счете, учение, направленное против исцеления, это самооправдание и отговорки. Такое учение позво­ляет избежать ответственности, которая ложится на нас, если мы признаем, что Бог желает дать нам здоровье.

Если Господь приобрел нам исцеление, но при этом очевид­но, что не все исцеляются, возникает вопрос: «Почему не все мы здоровы?» Если Бог желает нам исцеления, а мы не здоровы, это означает, что нам нужно принять на себя некоторую степень от­ветственности. Я остановлюсь на этом вопросе подробнее далее в этой книге, когда буду говорить о том, почему не все исцеляются, однако, уже сейчас следует осознать, что мы должны принять не­которую ответственность на себя. Пытаясь уклониться от ответ­ственности и вины, мы часто просто говорим: «Наверное, на то не было Божьей воли». Это неправда.

Некоторые спорят: «Если бы Бог хотел кого-то исцелить, Он бы исцелил, независимо оттого, молились мы с вами или нет». Это тоже неправда. Подумайте о прощении грехов. Слово Божье говорит:

«Не медлит Господь исполнением обетования, как некоторые почитают то медлением; но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию»

2Пет. 3:9

Невозможно более ясно сказать, что есть Божья воля на то, чтобы все люди спасались. Но ведь не все же спасаются. Иисус Сам пророчествовал, что больше людей изберет широкие врата, веду­щие в погибель, чем узкие врата, ведущие в жизнь вечную.

«Входите тесными вратами, потому что широки врата и про­странен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие на­ходят их»

Матф.7:13,14

Божья воля о спасении не исполняется автоматически. Он не желает, чтобы кто-то погиб, но чтобы все пришли к покаянию и по­знанию Его. Господь не желает, чтобы кто-нибудь умер и пошел в ад, Он дает нам выбор. Люди идут в ад, потому что отвергают то, что дал Бог. Некоторые отвергают это явно, в открытом бунте про­тив Господа. Другие отвергают, потому что научены неправильно, и они полагаются на свои добрые дела: посещение церкви, высо­коморальное поведение или на десятины (Римлянам 10:2-3). Хотя они оказались обманутыми, именно их выбор не позволяет им по­пасть на небеса.

Прими ответственность

Бог не желает, чтобы кто-то пошел в ад, но люди идут туда. Он не желает, чтобы кто-нибудь болел, но люди болеют. Конечно, не­которые находятся в полном бунте против Господа и Его путей, и пожинают то, что посеяли. Но ведь другие люди желают исцеле­ния, но не имеют его. Все это потому, что они не могут надлежа­щим путем получить исцеление.

Кто-то думает, что если быть хорошим человеком, ходить в церковь, креститься в детстве, то это все произведет спасение. Он, может быть, искренне верит, но верит ошибочно. И хотя нет Божьей воли, чтобы люди гибли, они погибают. Нет Божьей воли на то, чтобы люди были больны, но они болеют. Они не понимают того, как принять исцеление.

Мы должны разобраться, где наша часть, и принять ее на себя. Наша несостоятельность - не Божья - отправляет людей в ад и за­ставляет нас быть больными. Наша неспособность принять ответ­ственность - вот в чем корень того, почему люди борются против исцеления. Мы не желаем принять ответственность. Мы не хотим принять ту правду, что мы, верующие во Христа, могли сделать что- то, чтобы наш возлюбленный брат или сестра не страдали от болез­ни и не умерли.

Я не говорю, что во всем наша прямая вина, хотя иногда это так и есть. Иногда прямой причиной немощи и болезни не являет­ся личный грех, но грех человечества, который испортил весь этот мир. Грех произвел бактерии и вирусы, всякую плесень и инфек­ции и тому подобное, что никогда не входило в изначальный Бо­жий план для человечества. Все это - извращение природы, кото­рое произошло через грех, необязательно через личный грех, но грех коллективный, который испортил всю систему. Даже если болезнь вызвана не грехом, совершенным мною лично, я всегда могу сделать что-то лично, чтобы преодолеть это извращение и ходить в здоровье.

Не Божья воля

Когда-то в начале 70-х, я был пастором церкви в небольшом го­родке в Техасе. У одной пары родился ребенок с «монголоидной болезнью». (Я не имею в виду ничего уничижительного. Я пони­маю, что обычно это слово так не употребляют; но именно так на­звали эту болезнь родители. Я просто повторяю то, что сказали они.) Мать - небольшая женщина; она и ее муж жили в Гватемале, когда родился сын. Она родила младенца в такси по дороге в боль­ницу, и из-за этого оказался поврежденным мозг.

Из-за болезни мозга иммунная система младенца была слабой. Врач сказал, что если ребенок когда-нибудь простудится, он непре­менно умрет, и ничем нельзя этому помочь. Никто не ожидал, что он выживет, но он выжил. Когда я увидел его впервые, ему было че­тыре года.

В конце концов, он простудился. И я отправился к ним до­мой, чтобы помолиться за него. Когда я держал малыша на руках, он умер. Мы с родителями молились несколько часов за воскреше­ние малыша. Мы сделали все, что я знал. Наконец, мы сообщили властям.

Явилась полиция, и чудом нас не посадили. На самом деле нас не арестовали по той причине, что у родителей на руках были за­ключения врачей, которые, по сути, гласили: «Если ребенок за­болеет или подхватит инфекцию, надо просто оставить его дома, потому что врачебная помощь здесь бессильна». Поскольку у них были такие бумаги, полиция нас отпустила. Ситуация была траги­ческой.

Сатана украл его жизнь. И хотя дьявол победил в этом сра­жении, родители попросили меня провести похоронную церемо­нию. Я думал, что бы такое сказать, что послужило бы утешением

для них и для меня, ведь и я принял все близко к сердцу. Можно было сразу успокоиться, сказав: «Не может быть, чтобы мы чего- то упустили. Мы сделали все, что смогли». Родители горевали, и, конечно, не хотелось тыкать в них пальцем и говорить: «Винова­ты вы сами». Было бы гораздо спокойнее употребить клише, кото­рые обычно предлагает религия: «Пути Господни неисповедимы. Должно быть, Ему захотелось забрать вашего сына на небо. Он ну­жен Богу там». Но я должен был быть честным со Словом.

И я сказал родителям: «Я не верю, что это была Божья воля. Бог не убивал вашего сына. Он не допускал этого. Но не Он по­бедил в этом сражении». Затем я поделился с ними словом из 2 Царств 12:23 и других мест Писания о том, что малыш теперь в присутствии Бога. Я преподал им надежду в то, что их мальчик те­перь с Иисусом.

«Истина сделает вас свободными»

Но когда пришлось объяснять произошедшее, то я, по сути, сказал: «Это либо моя вина, либо ваша, либо наша общая. Или мы чего-то не знали. Но я вам гарантирую, это не вина Бога». Конеч­но, это было не так утешительно, как если бы я сказал: « Пути Го­сподни неисповедимы. Он допустил это. Господь сделал это по одному Ему известным причинам». Это, возможно, принесло бы временное утешение, но Библия говорит:

«и познаете истину и истина сделает вас свободными»

Иоан.8:32

Слово Божье истинно, и я не нашел в нем ни одного случая, где бы Иисус насылал на людей болезнь. Я просто обязан был им ска­зать: «Я не знаю, в чем проблема, но она не в Боге. Сатана победил нас. Он выиграл, битву, но не войну. Ваш сын теперь с Иисусом, но не было Божьей воли на то, чтобы он ушел сейчас из-за болезни». Благодаря тому, что я сказал им правду, они молились, и Бог пока­зал им, где они допустили страх, сомнение и неверие. Они воспре­пятствовали своей вере и не дали себе получить чудо, которое было им так нужно. Они приняли истину и смогли покаяться и преодо­леть страх.

Врачи сказали этой женщине, что причина болезни младен­ца была в том, что она была такой маленькой. Ей сказали, что надо было делать кесарево сечение. И в заключение они сказали, что если она забеременеет снова, нужно будет делать кесарево, чтобы извлечь ребенка, но очень вероятно, что они оба - мать и дитя - при этом погибнут. Поэтому ей запретили рожать.

Это было в начале 70-х. С тех пор у нее родилось еще трое или четверо. Недавно она послала мне фото всех детей. Они окончи­ли школу и поступили в колледж. Она всех родила дома, естествен­ным образом, без помощи врачей, потому что знала: стоит врачу увидеть ее историю болезни, как он запретит ей рожать. Она про­сто доверилась Богу. Вместо того чтобы остаться бездетной и про­вести остаток жизни в горечи, ища ответа на вопрос: «Боже, зачем Ты сделал это?», она открыла, что Бог - не творец болезни, немо­щи и смерти. Драгоценная сестра смогла выстоять и родить других детей, потому что она овладела истиной, и истина сделала ее сво­бодной.

Мы не умеем получать

Я понимаю, почему люди охотно говорят: «Несомненно, это была воля Божья». Так они выглядят лучше. Так мы не выглядим неудачниками. Но это слишком легкий выход - отговорка. Я это понимаю, потому что сам был искушаем поступать также. Но Бог не заставляет людей болеть. Не Бог не может исцелять - мы не умеем получать.

В моей книге «У вас уже все есть» подробно излагается и разъ­ясняется эта концепция - подробнее, чем я могу это сделать в дан­ной книге. Хотя она применяется к христианской жизни в целом, я в ней привожу много примеров исцеления и преподаю учение об исцелении, которое доказывает, что Бог уже исцелил нас. Дело не в том, чтобы Бог дал нам исцеление, дело в том, чтобы нам доби­ваться и получать исцеление верой.

Глава 7

Павлово «жало в плоть»

Всякий раз, когда я проповедую физическое исцеле­ние, кто-нибудь обязательно вспомнит «жало в пло­ти» Павла. Мне говорят: «Бог дал Павлу жало в плоть. Он сделал его больным. Павел старался верой принять исцеление от Господа, но не был исцелен. Павел был такой великий муж Бо­жий - а Бог не исцелил его - так кто мы такие, чтобы Бог исцелял нас?» Эта неверная концепция основана на неверном понимании Библии.

Библия не говорит, что жало в плоти Павла была болезнь. Про это можно услышать от людей, которые это доказывают, но Библия не говорит этого.

«И чтобы я не превозносился чрезвычайностью откровений, дано мне жало в плоть, ангел сатаны, удручать меня, чтобы я не превозносился. Трижды молил я Господа о том, чтобы удалил его от меня. Но Господь сказал мне: «довольно для тебя благода­ти Моей, ибо сила Моя совершается в немощи». И потому я го­раздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обита­ла во мне сила Христова. Посему я благодушествую в немощах, в обидах, в нуждах, в гонениях, в притеснениях за Христа, ибо, когда я немощен, тогда силен»

2Кор.12:7-10

В стихе 7, Павел совершенно четко говорит о том, что «жало в плоть» было ангелом сатаны, не Бога. Это был демон-посланник, ангел тьмы, посланный дьяволом удручать Павла.

От дьявола

Некоторые люди ложно полагают, что Бог дал «жало в плоть» Павлу для того, чтобы хранить его от превозношения. У них как-то автоматически получается, будто здесь сказано, что «жало в плоть» было послано Богом, чтобы смирять Павла. Неверно.

Смирение важно, но есть еще и вознесение от Бога, которое многократно упоминается в Ветхом и Новом Заветах. Один из при­меров -1 Петра 5:6:

«Итак смиритесь под крепкую руку Божию, да вознесет вас в свое время»

Быть вознесенным, возвеличенным - благо, когда Бог это дела­ет. Однако люди полагают, что Павел во 2-Коринфянам 12:7 говорил о гордыни. Они доказывают: «У Павла была проблема с гордыней и превозношением, и Бог дал ему жало в плоть, чтобы сокрушить его и смирить». Но это не Божий принцип. Мы только что прочли, что Библия велит нам смиряться. Если Бог смиряет тебя, то это не сми­рение, а унижение. Смирение не является чем-то, что можно насиль­но дать человеку. Оно должно приходить изнутри.

Второе Коринфянам 12:7 рассказывает о том, как Павел был про­славлен везде, куда ни шел. Он воскрешал мертвых (Деяния 20:9-12), изгонял бесов (Деяния16:16-18) и творил много других чудес (Де­яния 19:11-12). Люди в одном городе, где он служил, кричали: «эти всесветные возмутители пришли и сюда» (Деяния17:6). Через жизнь и служение Павла проистекало столько помазания и силы, что это привлекало людей к Господу. Они говорили: «Я хочу быть похожим на Павла. Я хочу иметь силу преодолевать бедствия. Если меня бросят в тюрьму за проповедь Евангелия, я тоже хочу, чтобы случилось зем­летрясение и освободило меня!» (Деяния 16:25-33).

Всякий раз, когда происходило что-то плохое, Павел видел, как оно оборачивается в его пользу. Люди это замечали и говори­ли: «Я тоже хочу, чтобы у меня была такая же сила!» Сатана пони­мал, что Павел привлекал многих к Господу, потому что ходил в аб­солютной победе и был вознесен Богом. Дьявол хотел унизить его, и не дать ему вознестись. Вот о чем сказано во 2 Коринфянам 12:7. Чтобы Павел не был превознесен сверх меры, сатана дал ему «жало в плоть». Оно было от дьявола, не от Бога.

Бывало некоторые люди, имевшие болезнь, говорили мне: «Я как Апостол Павел. Бог дал мне «жало в плоть», и я должен не­сти его». Но помните: это «жало» пришло из-за чрезвычайности откровения. С этим откровением Павел написал половину Ново­го Завета. Следовательно, сегодня никто не может оправдываться «жалом в плоти», как у Павла, если у него нет чрезвычайного от­кровения, как у Павла. Да и жало-то от Сатаны, не от Бога.

Когда я говорил о том, как получить освобождение от Бога с наркоманами, проститутками и прелюбодеями, многие из них го­ворили мне: «Ну, у меня «жало в плоти», как у Апостола Пав­ла». У них даже не было отношений с Богом, но они претендова­ли на Павлово «жало в плоть». Если вы тоже используете «жало в плоть», как оправдание, то вам следует перестать прятаться за ним, если только у вас нет столько откровения, что хватит написать половину Нового Завета.

Павлово «жало в плоть» не было болезнью.

Слабость и несовершенство

Другая причина, по которой люди думают, что Павлово «жало» было болезнью, это слово «немощь», которое дважды употреблено в этом тексте. В стихах 9 и 10 сказано:

«Господь сказал мне: «довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи». И потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова. Посему я благодушествую в немощах, в обидах, в нуж­дах, в гонениях, в притеснениях за Христа, ибо, когда я немощен, тогда силен»

2Кор.12:7-10

Слово «немощь» сегодня почти всегда употребляется по от­ношению к болезни. Например, говорят: «У человека немощь». В английском языке слово обозначающее изолятор или лазарет - «infirmary» - происходит от слова, соответствующего слову «не­мощь» в английской Библии - «infirmity». И хотя сегодня это сло­во почти всегда означает болезнь, значение слова «немощь» не всегда ограничивалось болезнью. Возьмите, к примеру, Римлянам 8:

«Также и Дух подкрепляет нас в немощах наших; ибо мы не зна­ем, о чем молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными»

Рим. 8:26

В этом стихе сказано, что это немощь – не знать как молиться «как должно». Если посмотрите значение слова «немощь» *в сло­варе, то вы увидите, что оно означает не только болезнь, но также любую слабость или несовершенство. Именно так это слово и упо­треблено в Послании Римлянам 8:26. Не знать, как молиться - сла­бость, несовершенство, немощь - но не болезнь.

*Немощь - «ограниченность и несовершенство», Библейская энцикло­педия Брокгауза.

Не болезнь

Некоторые полагают, что Павел во 2 Коринфянам 12:9 имел в виду болезнь, когда сказал: «буду хвалиться своими немощами». Но если вглядеться в контекст, мы увидим, что речь шла не о болез­ни. Мы должны всегда помнить о том, что разделение текста на гла­вы и стихи произведено позднее, чтобы было удобнее делать ссыл­ки. В этом нет ничего плохого, но следует не упускать из виду то, что Послание, названное «2-е Коринфянам» - одно целое пись­мо. Изначально оно не было разбито на главы и стихи. Павел в тек­сте, который мы называем «2-е Коринфянам, глава 11», также рас­суждает о немощах:

«Если должно мне хвалиться, то буду хвалиться немощью моею»

2Кор 11:30

Начиная с 23 стих, Павел определил, разъяснил и перечислил то, что он называл «немощами».

«Христовы служители? в безумии говорю: я больше. Я гораздо более был в трудах, безмерно в ранах, более в темницах и много­кратно при смерти»

2Кор.11:23

Продолжая читать этот список, помните, что несколькими сти­хами ниже Павел все это обобщит словами: «буду хвалиться свои­ми немощами» (ст. 30; 12:9). Он называет труды - «немощами». Они производили слабость, стресс и проблемы в его жизни.

«безмерно в ранах, более в темницах и многократно при смерти. От Иудеев пять раз дано мне было по сорока ударов без одного»

2Кор.11:23,24

Пять раз Павла бичевали тридцатью девятью ударами.

«три раза меня били палками»

2Кор. 11:25

Трижды его били предметом, подобным металлическому стержню. Тогда часто били по ногам и ломали кости.

«однажды камнями побивали»

2Кор.11:25

Это описано в Деяниях 14:19. Лично я верю, что в тот раз Па­вел был убит.

«... три раза я терпел кораблекрушение, ночь и день пробыл во глубине морской; много раз был в путешествиях, в опасностях на реках, в опасностях от разбойников, в опасностях от едино­племенников, в опасностях от язычников, в опасностях в горо­де, в опасностях в пустыне, в опасностях на море, в опасностях между лжебратиями, в труде и в изнурении, часто в бдении, в го­лоде и жажде, часто в посте, на стуже и в наготе. Кроме посто­ронних приключений у меня ежедневно стечение людей, забота о всех церквах. Кто изнемогает, с кем бы и я не изнемогал? Кто соблазняется, за кого бы я не воспламенялся? Если должно мне хвалиться, то буду хвалиться немощью моею»

1-Kop. 1 1:25-30

Гонения и лишения

Все перечисленное говорит о гонениях и лишениях, которые Павел перенес ради Христа. Несколькими стихами далее, он про­возглашает:

«И потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами,

чтобы обитала во мне сила Христова»

2Кор 12:9

В этом контексте «немощи» - это все муки, которые пере­нес Павел за Евангелие. Будет неверным допущением полагать, что слово «немощь» означает «болезнь», в то время как в контексте у Павла ничто не указывает на это. Помните? В Римлянам 8:26 то же самое слово «немощи» означает недостаток ведения или пони­мания о том, как надо молиться.

Итак, мы с вами уже разобрались, что «жало в плоть» Павла было ангелом Сатаны (2 Коринфянам 12:7), но из-за слова «не­мощь» многие люди думают, что это была болезнь. Однако в дан­ном контексте это слово употреблено иначе - для обозначения го­нений и лишений, которым подвергся Павел ради Евангелия. Стих 10 еще яснее подчеркивает эту мысль:

«Посему я благодушествую в немощах, в обидах, в нуждах, в гонени­ях, в притеснениях за Христа, ибо, когда я немощен, тогда силен»

2Кор.12:10

Хотя многие полагают, что слово «немощь» здесь означает физическую болезнь, остальные четыре слова, следующие в этом стихе, в контексте 2 Коринфянам 11:23-33, являют иное. Другие четыре слова во 2 Коринфянам 12:10 это: «обиды», «нужды», «гонения» и «притеснения». Каждое из них дает четко понять, что речь идет не о какой-то физической болезни. Здесь говорится о невзгодах и гонениях, которые терпел Павел.

«Обиды» - это оскорбления, выпады, причиненный ущерб и раны. «Нужды» - когда человек лишается чего-то ради Еванге­лия. «Гонения» и «притеснения» - легко понимаемые слова. Обо всем этом последовательно говорит весь контекст отрывка. Если бы Павел употребил «немощь» в смысле «физическая болезнь», то это не согласовывалось бы с другими вещами, перечисленными здесь. Он употребляет слово «немощи» для описания невзгод, ко­торые он перенес ради Господа.

Ветхозаветные образы

Более того, люди иудейского происхождения, находящие­ся в той церкви, куда писал Павел, сразу узнали бы фразу «жало в плоть», происходящую из древних книг Ветхого Завета.

«если же вы не прогоните от себя жителей земли, то оставшие­ся из них будут тернами для глаз ваших и иглами* для боков ва­ших и будут теснить вас на земле, в которой вы будете жить»

Чис.33:55

*В английском переводе здесь употреблено то же слово - «thorn» («терн»), что и в 2Кор.12:7, где в Синодальном переводе употреблено слово «жало». - Прим. перев.

Моисей говорил израильтянам, что если те не прогонят от себя жителей земли, то эти язычники будут гнать их и развращать их. Из-за этих язычников, если их оставить на земле, они окажутся за­пачканными и опороченными.

«то знайте, что Господь Бог ваш не будет уже прогонять от вас народы сии, но они будут для вас петлею и сетью, бичом для ребр ваших и терном для глаз ваших, доколе не будете истребле­ны с сей доброй земли, которую дал вам Господь Бог ваш»

Иис. Нав.23:13

Израильтяне не послушались Бога, и Он сказал: «Ну, все, те­перь пророчество, данное через Моисея в Книге Чисел 33:55, свер­шится». И снова в тексте Писания говорится о людях, как о биче и терне.

«И потому говорю Я: не изгоню их от вас, и будут они вам пет­лею, и боги их будут для вас сетью»

Суд.2:3

Когда Павел употребил фразу «жало в плоть», в умах первых его читателей немедленно возникли образы из Писания Ветхого Завета в Книгах Чисел 33:55, Иисуса Навина 23:13, и Судей 2:3. В каждом случае эта фраза относилась к людям, которые были вра­гами Божьему народу. Это еще одно библейское доказательство того, что Павлово «жало в плоть» было демоном, ангелом тьмы, посланником Сатаны, который возбуждал гонения везде, куда бы пи пошел Павел. Павел рассказал об этом в Послании к Коринфя­нам, по сути, так: «Мы, апостолы, страдаем больше других. Люди, которым мы служим, ценны и благословенны, но мы презираемы и нас считают позорищем для мира ...».

«Ибо я думаю, что нам, последним посланникам, Бог судил быть как бы приговоренными к смерти, потому что мы сделались по­зорищем для мира, для Ангелов и человеков. Мы безумны Христа ради, а вы мудры во Христе; мы немощны, а вы крепки; вы в сла­ве, а мы в бесчестии. Даже доныне терпим голод и жажду, и на­готу и побои, и скитаемся, и трудимся, работая своими рука­ми. Злословят нас, мы благословляем; гонят нас, мы терпим; ху­лят нас, мы молим; мы как сор для мира, как прах, всеми попира­емый доныне»

1Кор.4:9-13

Иными словами, Павел говорил о гонениях и бедах, которые он претерпевал. Из Слова очевидно, что тот ангел Сатаны ста­рался натравить людей на Павла везде, куда бы тот ни пошел, что­бы устроить ему гонения. Павел ходил в победе, но при этом пре­терпевал больше гонений, кораблекрушений, побоев, заключений в тюрьму, отверженности, поношений, чем кто-либо другой. Сата­на использовал против него мощное противостояние. Несмотря на то, что в жизни Павла являлась сила Божья, за это приходилось пла­тить. Поэтому все должны были задуматься. Дьявол творил все это, чтобы отвратить людей от проповеди Павла. Они, наверное, про себя думали: «Все то, что он говорит - правда, но я что-то не уве­рен, хочу ли я терпеть все эти страдания ради того, чтобы ходить в такой силе.

«Довольно для тебя благодати Моей»

Итак, Павел трижды молил Бога об удалении этого жала в пло­ти, этого ангела-демона, который возбуждал на Павла гонения че­рез людей. Как мы видим в Ветхом Завете именно гонения через людей, и есть «жало» или «терн» в плоть. Павел трижды просил Иисуса удалить их, и Господь ответил:

«довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершает­ся в немощи»

2Кор.12:9

Через Христово искупление мы были искуплены от болезни, но не от гонений. Павел сам признает эту истину позднее в своей жизни, о чем и пишет Тимофею:

«Да и все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, бу­дут гонимы»

2Тим. 3:12

Возможно, на тот момент, когда просил Бога удалить «жало», Павел еще не осознавал этого. Он стремился получить все, что было у Бога для него (Филиппийцам 3:14). Он даже пытался изба­виться и освободиться от преследований. Н

Наши рекомендации