Богословское понятие человеческой личности

  1. Свт. Григорий Богослов. Oratio 31, theologica quinta, 9, PG 36, 144.
  2. Блж. Феодорит Киррский. Eranistes I, PG 83, 33.
  3. Преп. Иоанн Дамаскин. Dialectica, 42, PG 94, 612.
  4. Два эти понятия совпадают, но не являются полностью тождественными.
  5. Путь этого превращения, начиная с Боэция вплоть до Гийома Оксеррского и Фомы Аквината, воспроизвел Э.Бержерон в своем прекрасном исследовании: Bergeron E. La structure du concept latin de personne. Pans-Ottawa, 1932.
  6. Richardus a Sancto Victore. De Trinitate IV, 7, PL 196, 934-935.
  7. Напомним, однако, что сщмч. Ириней Лионский простирал образ и на телесную природу человека.
  8. Urs von Balthazar H. Liturgie cosmique. Paris, 1947. P. 21.
  9. Gilson Ε. L'Etre et l'essence. Paris, 1948. P. 111.
  10. Фома Аквинский. Scriptum in IV libros Sententiarum magistri Petri Lombardi, in lib. III, dist. 6, quaest. 2, art. 2; Ibid., quaest. 17, art. 2.

Богословие образа

  1. Романо Гуардини – современный католический богослов.
  2. Цюрих, 1945 III. 1, с. 216.
  3. "Der Mensch in Widerspruch". Берлин, 1937, с. 519.
  4. I, с. 257.
  5. Книга Премудрости Соломона, 2, 23.
  6. 7, 26.
  7. Быт, 1, 26.
  8. Втор. 4, 15-16.
  9. Там же, 4, 12.
  10. Ис. 45, 15.
  11. Dieu vivant, 2, 16.
  12. Эннеады, 5, 1,7.
  13. Там же, 5, 1, 6.
  14. Там же, 6, 8, 18.
  15. Рим. 8, 19-22.
  16. Рим. 1, 19-23.
  17. Кол. 1, 15; 2 Кор. 4, 4.
  18. Против Евномия, I, P.G., I. 44, col. 636.
  19. Григорий Богослов. Слово 30 (о богословии 4), §20, P.G., t. 36, col. 129 A.
  20. Об образах III, 18 P.G., t. 94, col. 1940/AB.
  21. Мы отнюдь не желаем отрицать значение или умалять заслуги исторического изучения Библии, оно очень ценно, и богословы должны с ним считаться, но это изучение никогда не должно захватывать не принадлежащего ему места судьи в области богословия.
  22. Например, псалом 8 (ст. 6), который цитируется в Послании к евреям (2, 6).
  23. Это выражение, более сильное, чем "по образу", находим в первом Послании к коринфянам, 11,7: εικίον και δοξα Θεου.

Предание и предания

  1. В собрании "Мюнстерские статьи по вопросам богословия" (Münsterische Beiträge zur Theologie. Münster, 1931, №18).
  2. Выражение святого Иринея Лионского в соч. "Против ересей", I, 1, 15-20.
  3. См. статью о.Луи Буайе. Отцы Церкви о Предании и Писании (The Fathers of the Church on Tradition and Scripture. ECQ. 1947, VII. – Специальный номер, посвященный Преданию и Писанию).
  4. Эту возможность видит святой Ириней Лионский. "Против ересей". III, 4, 1.
  5. Климент Александрийский. Строматы, VI, 61.
  6. Святой Василий Великий. О Святом Духе. P.G., t. 32, col. 188-189.
  7. Там же.
  8. Святой Василий Великий называет "homoousios" "великим провозглашением благочестия" (Письмо 51, col. 392 с), раскрывшим учение о спасении (Письмо 125, col. 548 в).
  9. Святой Василий Великий. Слово о посте. PG, t. 31, col. 185 с.
  10. Письмо 251, P.G., t. 32, col. 933 в.
  11. Письмо 155. Там же, col. 612.
  12. Птолемей. Письмо Флору, VII-9 (изд. "Христианские источники" (Sources Chrétiennes), т. 24, с. 66).
  13. Пример homoousios в этом отношении очень характерен. Икономия святого Василия Великого в отношении Божественности Духа Святого объясняется не только его "педагогикой", но также этим именно понятием тайного Предания.
  14. Святой Василий Великий. О Святом Духе. P.G., t. 32, col. 189 с. – 192 а.
  15. Там же. P.G., t. 32, col. 188а, 192с, 193а.
  16. О тождественности этих двух терминов и "мистерическом" значении таинств у авторов первых веков см. Дом Одо Казел. Христианское культовое таинство (Dom Odo Casel. Das christliche Kultusmysterium. Ratisbona, 1932, S. 105ss.).
  17. Святой Василий Великий. Цит. соч., P.G., t. 32, col 113 b.
  18. "О воплощении" (De Incarnatione, VI, 3). P.L., t. 50, col. 149a. Выражение "breviatum verbum" намекает на Послание к Римлянам 9, 27, в котором апостол Павел в свою очередь цитирует пророка Исайю, 10, 23 (см. у блаженного Августина "О символе" (De Symbolo, 1). P.L., t. 40, col. 628; y святого Кирилла Иерусалимского "Слово огласительное" (V, 12, P.G., t. 33, col. 521 ab).
  19. Послание к Филадельфийцам, VIII, 2 и IX, 1 ("Христианские источники" – Sources Chrétiennes, 10, 2 изд., р. 150).
  20. Послание к Ефесянам, 15, 2. "Христианские источники", №10, изд. 2, с. 84.
  21. См. выше – Василий Великий, loc. cit., 189 b. "Христианские источники".
  22. Святой Игнатий Антиохийский. Послание к Магнезийцам, VIII, 10, 2 изд., с. 102.
  23. Мы находим толкование этого текста у святого Василия Великого. P.G., t. XX, col. 164c – 165c.
  24. Цитата приведена о.Г.Флоровским. См. "Пути русского богословия". Париж, 1939, с. 178.
  25. Ориген, сказав в своих поучениях по поводу Послания к Евреям все, что он думает о происхождении этого Послания, учение которого Павлово, но стиль и композиция которого выдают какого-то другого автора, добавляет: "Поэтому, если какая-нибудь Церковь считает, что Послание написано Павлом, да будет она за это тоже почитаема. Не случайно древние передали его под именем Павла. Но кто же написал это Послание? Бог Один знает правду" (Фрагмент дан Евсевием в "Истории Церкви". I. VI, col. 25 – P.G., t. 20, col. 584 с).
  26. И в наши дни в литературе синаксариев и лимонариев можно найти такие примеры, не говоря уже о невероятных случаях в области литургики, которые, однако, для некоторых суть "предания", т.е. святы.
  27. Было бы также неправильным отрицать характерную принадлежность преданию творений Дионисия, опираясь на факт их неапостольского происхождения, как и приписывать их тому, кого обратил апостол Павел, потому что писания эти были приняты Церковью под именем святого Дионисия Ареопагита. Как одно, так и другое указывало бы на отсутствие настоящего понимания Предания.
  28. До Никейского Собора термин "homoousios" встречается в фрагменте комментария Оригена к Посланию к Евреям, который цитирует святой мученик Памфил (P.G., 14, col. 308) в "Апологии Оригена" того же Памфила, переведенной Руфином (P.G., IX, col. 580-581), а также в анонимном диалоге "Об истинной правой вере в Бога", который неправильно приписывают Оригену (изд. Лейпциг, 1901, I, 2). Святой Афанасий говорит, что святой Дионисий Александрийский был обвинен в 259-261 гг. в том, что не признавал Христа Единосущным Богу; Дионисий ответил, что он избегает слова "homoousios", – его нет в Писании, – однако он признает православный смысл этого выражения (Святой Афанасий. De sententia Dionysii, p. 18, P.G., 25, col. 505). Сочинение "О вере", где встречается выражение "homoousios" в его Никейском значении (P.G., 10, col. 1128), не принадлежит святому Григорию Неокесарийскому: оно было написано после Никеи, по всей вероятности, в конце IV века. Поэтому примеры применения термина "homoousios" y доникейских авторов в большинстве своем маловероятны; переводу Руфина доверять нельзя. Во всяком случае, термин этот до Никеи очень мало употреблялся и носил случайный характер.
  29. Св. Григорий Богослов. Слово 5-е, о богословии. P.G., t. 36, col. 101.
  30. Op. cit., с. 27. P.G., t. 36, col. 164 b. Известно, что Григорий Богослов упрекал своего друга Василия Великого в излишней осторожности в его отношении к открытому заявлению о Божественности Святого Духа, той Истине, которая была по Преданию очевидной для верных Церкви, но по отношению к которой надо было соблюдать некоторую икономическую умеренность, ради "пневматомахов" (духоборцев), которых надлежало привести к единой вере.
  31. Денцингер, Enchiridion Symbolorum, №302 (изд. 26, с. 146-147). "Шествуя, так сказать, царским путем ("царский путь" в церковной литературе употребляется в качестве синонима "главной", "большой", "имперской", т.е. особо прямой и важной, "дороги"), последуя учительной власти Божественновдохновленной дидаскалии святых наших отцов, а также Преданию Церкви Кафолической, ибо мы знаем, что оно от Духа Святого, в Церкви пребывающего, мы определяем со всей строгостью и справедливостью..."
  32. См. выше цитату из св. Иоанна Кассиана.
  33. См. Папа Григорий Великий. Письма, кн. 1, XXV; P.G., 77, col. 613.
  34. "Мы предписывали почитать святую икону (образ) нашего Спасителя Иисуса Христа с той же честью, как и книгу Святого Евангелия. Ибо так же как благодаря буквам последнего все мы обретаем спасение, так же красочнообразным действием все, – как ученые, так и неученые, – каждый находит для себя пользу в том, что доступно всем. Действительно, так же как посредством букв – слова, так же посредством красок живопись говорит об одном и том же и одно и то же изображает. Итак, если кто-либо не почитает икону Христа, да не увидит тот Его Лица в день второго пришествия" (Denzinger, изд. 26, №337, с. 164-165).

    Если мы здесь цитируем 3-й канон антифотиевского синода (869-870), постановления которого были аннулированы Церковью не только на Востоке, но и на Западе (как доказал это Ф.Дворник – см. "Схизма Фотия", Париж, 1950), то делаем это потому, что канон этот является прекрасным примером того сближения, которое имело тогда место между Священным Писанием и иконографией, объединенными тем же Преданием Церкви.




Наши рекомендации