Подвиги папы Калинника, в постриге Косьмы
В духовных подвигах они прожили в келлии св. Онуфрия два года. Наконец Иерофей решил постричь папу Калинника в великую схиму. При постриге папа Калинник получил имя Косьма. Этот самый новопостриженный папа Косьма, все бросивший и последовавший за божественным Иерофеем, не останавливался в своем устремлении отречься от всего земного и всех житейских привязанностей, прилагая ревность к ревности... Вскоре открылось его горение! Дело в том, что он имел тысячу монет, скопленных на свою старость. Теперь, после того как он покинул родину, они были не нужны. Он передал деньги Иерофею прямо в руки, сказав так:
— Возьми это, отче, и сделай с ними то, что тебе повелит Господь!
И ерофей же ответил:
— Отче, зачем тебе спешить? Ты только пришел на Святую Гору...
Ты бы испытал, сможешь ли ты жить здесь, а тогда бы уже дал мне свой вклад... Возможно, эти средства пригодились бы тебе в другом месте, если ты найдешь лучшего духовника.
Косьма же сказал:
— Батюшка, я, после того как «исповедал тебе все свое сердце», раз и навсегда предал себя в твои руки. Я решил больше не искать другого духовника. Тебя я избрал раз и на всю жизнь!
Видя такую решимость, Иерофей немало дивился. Тогда он взял деньги и отложил их на скорую нужду. Дело в том, что они собирались купить келлию. Насколько я знаю, впоследствии они так и сделали. Иерофей часто ставил старца Косьму читать поучения или в трапезе, или же там, где братья занимались рукодельем. Зачастую у благословенного Косьмы во время чтения было все лицо в слезах...
Кроме того, я хотел бы упомянуть и многие достойные подражания подвиги достопочтенного старца Косьмы, а именно я имею в виду его строгий пост, воздержание, терпение и стойкость в молитве на богослужении и бдении. Косьма имел особое прилежание, чтобы никогда ничего не упустить из своего молитвенного правила.
И вот удивительно! Косьма постоянно прилагал все большие усилия и непрерывно возрастал в подвигах и соответствующих им добродетелях «от славы в славу» на глазах у всех! Я подразумеваю его беспопечительность, молчание, постоянное самоукорение и смирение. Поистине он считал себя ничем... Отсюда его искренняя любовь к братьям и братолюбие ко всем окружающим. А главное, конечно, это терпение всех приходящих искушений и скорбей, которое является основанием для того, чтобы сохранить добродетели. Так вот, благословенный старец имел терпение «до смерти», что было поистине удивительно! Я бы мог рассказать и многое другое, но для краткости остановимся на этом.
После Косьмы был пострижен в великую схиму Георгий Солиотис, он получил имя Григорий. Я не погрешу против истины, если скажу, что все братья весьма преуспевали, восходя от хорошего к лучшему...
Папа Иаков с Лесбоса
Случилось поистине, как и провозвестил Господь наш: «Не может укрыться город, стоящий на верху горы, и, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме...» Так и отцу нашему Иерофею, содержащему Слово Жизни, было невозможно укрыться от святогорцев! На Афоне, где все подчинено единой цели — достижению сердечной чистоты, монах, стяжавший чистоту, притягивает к себе, как магнит. Подобно тому, как магнит превышеестественным образом притягивает к себе железо, так и прославленный отец наш Иерофей притягивал к себе всех словом своего учения!
Одним из самых преданных его слушателей был некий папа Иаков, происходивший из города Митилина, что на острове Лесбос. Причем папа Иаков настолько проникся учением старца и возлюбил его самого, что почти каждый день его можно было увидеть у келлии Иерофея, где они
вместе поучались Святым Канонам Церкви нашей, открывали скрытый смысл Божественных Писаний для объяснения и толкования спрашивающих братий.
Вторая часть
Пролог
А теперь, друзья мои, укрепитесь, потому что я хочу вас ознакомитъ с тем, что же далее произошло с Иерофеем, а именно: как он стал духовником всей Святой Горы, в киноте, и со всеми событиями, которые последовали за этим... Конечно, я опять имею в виду клеветы и зависть «сынов преслушания», то есть тех, кто не покоряется ни Заповедям Великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, ни установлениям и преданию славных и божественных апостолов, что было выражено во Вселенских Соборах наших. Да, как вы догадались, здесь мы снова встретим тех заурядных (хюдеон) людей, которые не могут жить без распрей, выяснения отношений и соперничества. Я их называю «возмутители стада Христова». Но вернемся к нашему повествованию.