Духовное окормление монахов скита святой Анны
А тем временем отцы скита заметили, что Иерофей жительствует по Богу, и начали относиться к нему с благоговением. Особенно обратила на себя внимание исихия подвижника, а именно то, что он жил внутренней жизнью и не общался с внешними. И вот отцы стали приходить, чтобы брать пример с него, а более всего чтобы послушать его сладчайшее поучение о духовной жизни. Были и такие, которые приходили для совета и просили о врачевстве своих страстей и душевных болезней. Их Иерофей принимал с большой радостью, готовностью и любовью, врачуя их Словом Божиим.
Но случалось, что приходящие заводили разговоры о мирских вещах. В таких разговорах Иерофей скорбел об их заблуждении, но, чтобы не опечалить, отвечал примерно так:
— Не делай зла, а избирай добро, чтобы тебя не возненавидели...
А чаще просто молчал, потому что не знал, что сказать таким.
И что же вы думаете? Те, кто ненавидел и завидовал, умирялись, так как получали от молчания Иерофея еще большую пользу, чем от слов!
В скиту был один иеромонах, который тоже приходил послушать богатые рассуждением поучения Иерофея. Иеромонах так проникся, что решил открыть Иерофею свои помыслы, всю тяжесть, скопившуюся на сердце, и укоры совести, потому что он совершил один тяжелый проступок, когда приблизилось его священство. Советуя ему, отец наш Иерофей, по Божественной Благодати, привел ему свидетельства Святых Канонов и Святых Отцов, как, например, вот это из «Слова о священстве (третьего)» Златоуста: «По моему мнению, должно с таким благоговением относиться к этому делу, чтобы убегать от тяжести этой власти, а по получению ея не ожидать суждений от других, когда случится совершить грех, заслуживающий низвержения, но ранее самому отречься от этой власти. Таким образом еще возможно будет получить помилование от Бога; удерживать же себя в этом достоинстве вопреки благопристойности — значит лишать себя всякого прощения и еще более воспламенять гнев Божий, прилагая к одному другое тягчайшее преступление...»
Этими словами Иерофея иеромонах был исцелен и с благодарностью после этого совершенно избегал священнослужения (хотя он был человеком богобоязненным и испытывал великое благоговение перед Божественными Таинствами). Освободившись от служения, он избег и от мучивших его помыслов и укорения совести и пребывал в мире. Так он и остался в братстве, подчиняясь своему новому старцу вместе с другими братьями, с готовностью подвизаясь во всем, что благоугодно Богу. Впоследствии он стал примером добродетели для всего скита.
Молитвенное правило Иерофея
Приходил также иеромонах именем Иоасаф из скита св. Димитрия. Он имел к Иерофею сильную веру и великое благоговение. Часто он посещал старца и исповедовал ему свои помыслы. Как-то раз Иоасаф спросил о молитве, а именно:
— Когда монах должен исполнить свое правило, как лучше всего начинать молитву?
Иерофей ответил следующее:
— Прежде чем начать правило, монаху лучше всего помолиться молитвой аввы Исаака Сирина: «Господи, Боже мой, призирающий на всю тварь, призри на страсти мои и немощь естества моего, видишь, какова сила врага нашего...» — и прочее по его слову «О бдении». Так надо подготовить ум, чтобы он настроился на молитву — предстал пред Богом обнаженным от всякого мирского воспоминания. И так надо почувствовать сердцем, что ты стоишь перед Господом в великом страхе, как бы предстоишь на суде у Небесного Царя. И в то же время надо так настроить сердце, что ты разговариваешь со своим отцом — Сладчайшим Отцом Небесным и Человеколюбивым Богом. Надо сердцем почувствовать Его неизреченную славу и невообразимую духовную красоту. В этом тайна, потому что это может сделать только чистое сердце...
После этого начинай так: «Во славу всесвятого Имени Твоего, Господи, Иисусе Христе, Боже мой». И далее «Молитвами», «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе», «Царю небесный» и обычное начало до «Господи, помилуй» двенадцать раз, потом «Придите — поклонимся» три раза и псалом «Боже, в помощь мою вонми».
Свт. Василий Великий пишет, что молитву надо начинать со славословия, потом — благодарение, а в конце — исповедание прегрешений. Призвав себе в помощь Госпожу нашу Богородицу, Пренебесные Силы, Святого Ангела Хранителя и всех святых, а кроме этого молитвы своего духовного отца, начинай правило по четкам: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий и Слове Бога Живаго, молитвами Богородицы и всех святых и всех христиан, помилуй нас» — три раза, а потом соедини в своей молитве всех ненавидящих, милующих, любящих нас. Все это только приготовление.
Далее по четкам твори краткую молитвочку «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя». Здесь уже длинные молитвы не уместны, нужна краткая молитвочка, в которую легко было бы заключить ум и сформировать единый, ничем не отвлекаемый порыв, единую энергию.
Когда иеромонах это услышал, то возликовал от радости:
— Почему жe никто раньше мне этого не сказал?!
Он ушел, неся с собой эти слова, как некое великое сокровище, добыть которое требуется целая жизнь подвига. И не только это — иеромонах умолил старца записать все кратко для себя. Старец еще раз ему все объяснил, пока он не записал это дословно на бумагу. Эта бумага и сейчас перед нами...