Посвящение в истинное монашество
И вот через некоторое время Илларион пришел к отцу Дионисию и был принят в качестве послушника! Более того, отец Дионисий принял его как посланного от Бога ученика, как свое новое духовное чадо, памятуя слова Господа нашего Иисуса Христа: «...Приходящего ко Мне не изгоню вон...» Он говорил молодому монаху:
— Бог послал тебя, чтобы ты был мне помощник в старости и соработник в делании Заповедей Божиих. Я научу тебя этому...
А Илларион после исповеди за всю жизнь рассказал своему новому духовному отцу, как он отлучился от родины и оставил горячо любимую маму ради Бога, как убежал на Афон из своего монастыря, в котором жил с детства.
— И вот то, что всегда казалось мне совершенно невозможным, случилось! Я — на Святой Горе! — закончил юноша.
После этого старец начал обучение:
— Так вот, детка, если хочешь положить благое начало и утвердить прочное основание монашеской жизни, прежде всего ты должен все силы обратить на послушание. Примером тебе всегда будет Господь наш Иисус Христос, который «смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной...», Своему Безначальному Небесному Отцу. Это стратегический ориентир, который поможет тебе научиться отсекать свою волю во всем. Это первое.
А второе — тактические правила: ты не должен ничего делать, прежде не спросив меня и не узнав моего мнения. Будь очень внимателен. Ты даже волос не должен вырывать без благословения! Так учит свт. Василий Великий и другие Святые Отцы.
Наконец, третье: старайся сохранить молчание, когда будешь выходить за пределы нашей келлии, со всеми, кто тебе встретится. Без моего благословения ты не должен не только обсуждать что-то с другими отцами, но даже вообще отвечать на любые вопросы. Ведь святые «всех любили, но от всех убегали», причем помни, что «убегать» нужно без неприязни, с добрым устроением души. Цель — сохранить себя от расхищения помыслов, которые рождаются и умножаются от частых собеседований и обращений с другими.
Итак, если ты будешь внимательно хранить эти правила, то сможешь собрать свой ум в себя, как сказано: «Войди в себя, человече, и стань новым из ветхого». Ты должен непрерывным усилием оторвать и возвысить ум от земного, чтобы он постоянно помнил Бога, как сказано: «Вспоминаю о Боге и трепещу; помышляю, и изнемогает дух мой...» Только таким образом, родив в своем уме эту непрерывную энергию к Богу, ты дашь Богу возможность действовать в тебе, жить в тебе и изменять тебя...
Тогда ты познаешь самого себя и постигнешь бренность человеческой природы. После этого тебе откроются духовные понятия: беспредельная высота Божественного Величия и неисчерпаемый океан Его Благости. Тебе откроются Его Благоутробие, милость и величие Его Человеколюбия. Духовные понятия станут тебе доступны по силе твоей, потому что они превосходят все то, что может вместить человек.
После этого ты уже иначе будешь видеть свою греховность. Само сердце будет подсказывать тебе малейшие отступления от Воли Божией. Это немного похоже на то, как луч солнца, проникая в комнату через какое-либо окно, высвечивает в ней множество пылинок...
Тогда душа придет в страх Божий, сокрушение и глубочайшее смирение. Только после этого ты сможешь войти в Божественную Жизнь согласно пророку: «...Сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже». Тогда лишь человек уразумевает духовные понятия и понимает, что значит «бояться Бога». На это прикровенно указывают слова «Начало мудрости — страх Господень». Тогда ты уразумеешь духовно, что значит «блажен муж, боящийся Господа и крепко любящий заповеди Его».
Это некий рубеж, после которого душа — славословит ли, читает ли, молится ли, — неким таинственным образом с иной глубиной ощущает в себе сладость и пользу поучений, славословий и молитв. Зайдя за этот рубеж, ты сможешь сказать с пророком: «Как сладки гортани моей слова Твои! Лучше меда устам моим...» Тогда начнется вживание в Божественную Жизнь, и ты в совершенстве сможешь стяжать три необходимые вещи:
1. Исполнение заповедей, которое даст тебе беспопечительность.
2. Решимость, которая даст презрение видимого.
3. Послушание, которое приведет к умерщвлению своей воли.
После этого душа уже не будет уставать в делании Божественных Заповедей, не останавливаясь
в стремлении к совершенной любви к Богу и ближнему...
Старец с некоторым страхом приоткрыл молодому монаху вехи его будущего пути. Но мужественная душа Иллариона не только не убоялась и не проявила каких-либо признаков печали, но, наоборот, еще более возрадовалась! Он в готовности воскликнул:
— Отец мой! Я благодарю Святого Бога, который удостоил меня стать учеником твоей Святыни. Для меня, раба твоего, твоими святыми молитвами, все это нелегко будет сохранить. Впрочем, это трудно для любого человека.
Но поистине Господь мне послал тебя, потому что увидел, что именно об этом я мечтаю и этого жажду. Это правда, что я всей душой искал этих духовных иносказаний и такого руководства. Более того, все самое неожиданное, чему ты в будущем захочешь меня научить, — все это я с готовностью приму!
Чтобы проверить слова молодого монаха, не пришлось долго ждать.
Первый урок
Прошло достаточно времени. Началась учеба. Однажды случилось так, что Илларион ненароком разбил кувшин, но старец на это как бы не обратил внимания. И другие оплошности духовник как бы не замечал.
Молодой монах наблюдал за старцем и заметил, что за все время духовник ни разу не отругал его и даже не упрекнул. Тогда он приступил к старцу в недоумении:
— Батюшка мой, я пришел для того, чтобы ты меня порицал и исправлял. И вот я наблюдаю за тобой: ты мне ничего не возражаешь. И даже когда я разбил кувшин, ты ничего не сказал! Это меня удивляет, потому что в книгах написано иначе. Например, я читаю в «Лествице» св. Иоанна Синайского главу «О послушании», где говорится: «Тот, кто ведет себя дерзко и не получает обличений каждый день, надо полагать, потерял великую мзду для души своей...»
Старец же некоторое время не отвечал ему... А потом сказал:
— Детка! Неужели мы будем такими телесными и тленными вещами смущать нашу бессмертную душу? Пойми, по книгам жить невозможно! В книгах — схематичное описание. А жизнь не укладывается в схемы.
Вот, например... Можно тебе задать один вопрос?
— Благословите.
— В то время, когда ты жил в монастыре и имел послушание работать с быками, разве ты не наказывал иной раз быков?
— Да, батюшка, обучал и наказывал.
— Хорошо... Когда вы пахали, то вам было так же легко управляться с молодыми бычками, как и со старыми быками, приученными к ярму?
— Нет, конечно, — отвечает Илларион. — Управлять молодыми удавалось с большим трудом и с помощью различных хитростей. Нам приходилось быть добрыми и ласковыми с ними. Мы не могли, не опасаясь за свою жизнь, их хлестать и колоть так же легко, как старых, приученных к наказанию быков. Но все же мало-помалу лаской удавалось и молодых приучить к ярму. И так понемногу мы делали послушными даже молодых!
— Итак, — обрывает его старец, — вот и я хочу таким же образом, как в этом примере, приучить своего ученика. Поэтому, детка, не спеши.
У нас еще есть достаточно времени...
Слыша такие слова, смышленый ученик только дивился мудрому примеру старца и радовался, что имеет столь удивительного наставника. После этого он уже больше не искал у духовника объяснений его действий. Наоборот, он все внимание обратил на себя, чтобы всегда быть готовым вынести и претерпеть без возмущения все то, что потребуется сделать для отсечения своей воли.