Монастырь Святого Великомученика Георгия
Итак, когда Иоанн достиг возраста девяти лет, он решил отречься от мира, родителей, родных и друзей, уже тогда узрев ложность обещаний «похоти очес». Мама с большим волнением посвятила его Богу, как и обещала: отвела мальчика в монастырь св. вмч. Георгия, который также назывался Фонеос. В то время игуменом того монастыря как раз был дядя Иоанна, которого звали Макарий. Мать передала сына в его руки.
Там Иоанн обучался грамоте и всем церковным проследованиям. Мальчик никуда не выходил из монастыря, во всем повинуясь игумену по ап. Павлу: «Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших как обязанные дать отчет; чтобы они делали это с радостью, а не воздыхая, ибо это для вас неполезно».
В то время в монастыре находился другой дядя Иоанна — митрополит Аакедемонии Панарет. Он, провидя в мальчике избранный сосуд, сделал его чтецом. Затем игумен постриг мальчика в монашество с именем Иосиф. И молодой монах стал с прилежностью и вниманием исполнять обязанности чтеца и экклесиарха. Он почти каждый день должен был помогать священнику в алтаре, возжигать кадила каждую субботу.
Иосиф тщательно, с большим благоговением готовился к службе. Перед службой он садился и прочитывал все тропари и стихиры, которые нужно было возглашать в храме, чтобы не возникло заминки или ошибки во время богослужения. И он запевал стихиры так чисто и безошибочно, как никто другой! Иосиф так поступал не из тщеславия, а по любви к братии, чтобы не вызывать какого нарекания или смущения, потому что знал, что «любовь — начало и конец всякого доброделания».
Подготовка к мученичеству
Иногда он закрывался в храме и читал жития святых и мучеников, поучаясь, с каким мужеством они выстаивали в пытках и свидетельствовали о Христе перед тиранами. Он удивлялся, с каким терпением и бесстрашием они отстаивали свою веру. Тогда-то и возгорелся в его сердце пламень Божественного рачения, влекущий на мученическое исповедание веры ради любви Христовой. И он спрашивал свое сердце:
— Кто может мне помешать, если я решу отправиться в Коринф, чтобы предстать перед агарянами, обличить их нечестие и исповедать Христа моего, Сына Божия и Истинного Бога?
Так он размышлял наедине долгое время, сверяя себя со Священным Писанием, в котором ап. Тимофей как бы ответил ему: «Если же кто и подвизается, не увенчивается, если незаконно будет подвизаться...» После этого Иосиф понял, что без необходимости и без принуждения от внешних
врагов неблагоразумно ввергать себя в опасность, пока не призовет Бог. Пришлось молодому монаху оставить эти прекрасные мечты о мученичестве и жить повседневным подвигом... Тогда он стал искать в житиях Святых Отцов, куда бы направить свою ревность. И нашел! Он нашел множество путей. Одни Отцы совершали свой подвиг в горах и вертепах, другие — в киновиях просияли послушанием и подчинением ради Бога, третьи — все усилия направляли на стяжание терпения и кротости, чтобы достичь любви к Богу и ближнему, четвертые — в молчании и простоте, пятые — в превосходящих разум трудах... И ап. Павел подтверждал юноше: «Другие... были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке, умирали от меча, скитались в милотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления...»
Сам юноша добавлял:
— Постились, воздерживались, бдели, молились... Ага! И так они совершали бескровное мученичество в совести своей и так стали поистине «мучениками по произволению»! Вот оно что! Тогда-то юноша и решил, что это более славное мученичество, потому что оно свидетельствует о Царстве Небесном не перед земными тиранами, а это прямая война против самого миродержителя диавола, князя мира сего. Тогда он понял: «Нужно не мечтать, а действовать!»
Подражание святым
Божественная благодать открыла ему это. Впрочем, и сам молодой монах был от природы смышленым и сообразительным. Любовь зажглась в его сердце, и Божественное рачение неудержимо потянуло его подражать, насколько он сможет, такому небесному жительству уже здесь, на земле.
Первым делом он решил начать особенное воздержание с того, чтобы никогда не пить вина. Ведь сохранить ум чистым от страстных приражений и плотских движений невозможно без предельной собранности. А вино расслабляет и помрачает ум. Известно, что диавол со своими растленными помыслами не приступает к тем, кто любит чистоту.
Однажды поняв это, молодой монах всегда уже старался обходиться только хлебом и водой. И Господь не замедлил с ответом! Ведь не всуе воскликнул прор. Давид: «Так близко Господь к боящимся Его...» — и: «Желание боящихся Его Он исполняет, вопль их слышит и спасает их...»