Iii. новое догматическое учение римо-католиков, принятое ii ватиканским собором
I. Сущность нового догмата и его общее обоснование
Почему II Ватиканский собор следует рассматривать в качестве разделительного рубежа в истории римо-католичества, в корне изменившего существо католической веры?
Потому что на II Ватиканском соборе 1962-1965 гг., получившем название «модернистского» и «экуменического», с одной стороны, была декларирована приверженность римо-католиков традиционному католическому учению, которому была придана направленность христианского экуменизма... с другой стороны, было принято новое догматическое учение о Церкви, Боге, спасении человека и Божественном Откровении, выражающее межрелигиозную экуменическую (или суперэкумени-ческую) политику римо-католичества и его перерождение из христианства в неоязычество.
В чем заключается основной смысл нового учения, отражающего межрелигиозный экуменизм римо-католиков?
II Ватиканский собор заявил и «обосновал» положение о единой вселенской универсальной церкви, в которую по-разному входят и должны войти как все христиане, так и верующие нехристианских религий, где спасение может происходить различными путями, сообразно с верой человека.
Каким образом выражено собором это революционное учение?
Оно содержится в «Догматическом постановлении о Церкви» – главном документе собора и «Декларации об отношении Церкви к нехристианским религиям». Согласно Догмату о Церкви (пп. 13-16), собор заявляет, что к «кафолическому единству Народа Божия» (то есть ко Вселенской Церкви) «по-разному принадлежат или предназначены» все, «призванные благодатью Божией ко спасению»: и все христиане, и еще не принявшие Евангелие «различными путями» иудеи, мусульмане и др., признающие Творца, и те, которые только ищут Бога, – всех их объемлет Промысл Божий, и они могут «наследовать вечное спасение».
Это учение собора повторяют католический катехизис (1992) и папа Иоанн Павел II в своей книге «Переступить порог надежды» (1994), которые выражают официальную позицию Ватикана.
Так что же, разве римо-католики отрекаются от Иисуса Христа, как Единого Спасителя мира?
Нет, они по-прежнему продолжают говорить, что Иисус Христос, Единородный Сын Божий, – Единственный Спаситель мира, Избавитель и Искупитель человечества, единый Посредник между Богом и людьми и без Него спасения быть не может: «Один только Христос Посредник и путь ко спасению и Он присутствует для нас в Теле Своем, которое есть Церковь (...), в которую, как чрез дверь, люди входят через Крещение. Поэтому люди, знающие, что кафолическая Церковь основана Богом чрез Иисуса Христа, как необходимая, но все же не желающие или войти в нее, или оставаться в ней, не могут спастись».
Следовательно, римо-католики считают обязательным условием спасения иудеев, мусульман и др. нехристиан – отречение от своей веры, принятие христианства и крещение?
Нет, об этом нигде не говорится. Наоборот, подчеркивается, что есть различные пути спасения.
Как же тогда вера в Иисуса Христа как единого Спасителя мира совместима (что кажется совершенно невероятным) с верой о спасении в нехристианских религиях?
В упомянутой выше книге папа Иоанн Павел II так это объясняет, ссылаясь на решения II Ватиканского Собора. Он говорит, что в Предании (католической церкви) издавна укоренилось представление «о так называемых semina Verbi (семенах Слова). Семена эти есть во всех религиях». То есть все религии в той или иной мере богооткровенны, и в них уже присутствует Иисус Христос как Сын Божий, Бог Слово (Логос). Разумеется, никаких «семян Слова», как и никакой доли Богооткровенности, в нехристианских религиях нет. В них есть только человеческие измышления и «семена», посеянные лукавым... «Можно сказать, – заявляет папа, – что позиция собора воистину вдохновлена заботой обо всех. Церковь руководствуется верой, что Бог Создатель хочет спасти всех в Иисусе Христе, Единственном Посреднике между Богом и людьми, поскольку Он всех искупил». Поэтому «Святой Дух плодотворно действует и вне видимого организма Церкви (ср. LG - Свет народам). Действует Он, опираясь именно на те semina Verbi, которые образуют как бы общий сотериологический корень всех религий».
Однако всегда считалось, что христианство и нехристианские религии совершенно не совместимы друг с другом, и возможность действия в нехристианстве спасающей силы Святого Духа вызывает, мягко говоря, недоумение. Что говорит об этом собор?
Собор, как раз, наоборот, подчеркивая призвание нехристиан Божией благодатью ко спасению различными путями, «доказывает» существование духовной близости к христианам иудеев, мусульман и некоторых язычников, их веру в «Творца» и «Бога», что, по его мнению, и дает им право на спасение.