Политическое положение Византии до сер. XV века. Освобождение Константинополя в 1261г. Династия Палеологов. Политическое ослабление Византии. Падение Константинополя в 1453 году.
Византия в XIII—XV вв.
Четвертый крестовый поход и Латинская Романия.Наступивший с конца XII в. кризис усилил процесс децентрализации Византии, облегчил успехи завоевателей. Еще в 1185 г. сицилийский король Вильгельм II отторгнул у Византии Ионические острова. В 1191 г. английский король Ричард I овладел Кипром, уступив его через год бывшему иерусалимскому королю Ги де Лузиньяну. Возникло самостоятельное Кипрское королевство (1192—1489). Однако систематический захват византийских земель начался в ходе Четвертою крестового похода. 13 апреля 1204 г. его участники взяли штурмом Константинополь. Византия пала и на ее месте образовалась Латинская империя (1204—1261). Но крестоносцам не удалось осуществить план подчинения всех земель, некогда принадлежавших Византии: этому помешало сопротивление местного населения малоазийских и балканских провинций, а также Болгарского царства. В северо-западной части Малой Азии возникло самостоятельное греческое государство — Никейская империя, в Южном Причерноморье — Трапезундская империя, на западе Балкан — Эпирское государство. Все они в той или иной мере считали себя наследниками Византии и боролись за ее восстановление. Тем не менее западноевропейскими рыцарями, венецианцами, а позднее и генуэзцами были основаны государства и колонии, протянувшиеся от Ионического до Черного моря. Их совокупность получила название Латинской Романии (так как в Западной Европе Византию нередко называли Романией). В состав Латинской Романии входили: Латинская империя со столицей в Константинополе и государства «франков» на Балканах; владения Венецианской республики, колонии и фактории генуэзцев, территории, принадлежавшие духовно-рыцарскому ордену госпитальеров (иоаннитов): Родос и острова Додеканеса (1306— 1522).
Латинская империя.После того как Константинополь перешел в руки латинян, совместная комиссия, состоявшая из венецианцев и франков, избрала императором одного из вождей похода, графа Фландрии и Эно Балдуина I. По форме как бы восстанавливалась византийская государственность, сохранялся пышный церемониал и титулатура византийских монархов. Но по существу Латинская империя строилась на основе разветвленной феодальной иерархии французского образца. Централизация страны была поверхностной. Императору непосредственно принадлежала лишь часть Константинополя (другой частью владели венецианцы) и завоеванные впоследствии Фракия и северо-западная часть Малой Азии. Правители других государств Латинской Романии считались вассалами императора, но их зависимость от него была номинальной. На Балканах были основаны Фессалоникское королевство (1204—1224), Афинская сеньория, затем герцогство (1205—1456), Морейское или Ахейское княжество (1205—1432). Латинская империя, формально объединившая эти владения, оказалась непрочной. Балдуин Фландрский сразу же отказался от любого сотрудничества с греками и вступил в конфликт с болгарским царем Калояном, разгромившим войска империи в битве при Адрианополе (1205). От этого поражения Латинская империя не смогла оправиться. Несмотря на временную стабилизацию, достигнутую при преемнике Балдуина Генрихе I (1205—1216), силы ее таяли, ожидаемого притока рыцарей с Запада не было. Терявшее одно владение за другим, это государство пало в 1261 г. Подобную же судьбу разделило и Фессалоникское королевство. Иначе складывалась ситуация в Центральной и Южной Греции. Вся земля была разделена на рыцарские лены, приносившие владельцу до-ход около 300 анжуйских ливров в год. Бароны считались пэрами Морейского княжества и владели десятками ленов. Самый крупный домен принадлежал князю Морей. В иерархическую структуру господствующего класса были, однако, включены и греческие феодалы, слой которых был достаточно многочисленным и обеспечивал власти морейских князей большую устойчивость.
«Франки» принесли в Грецию феодальные отношения, основанные на широком распространении домениального хозяйства. Повсеместно усилилась частноправовая зависимость крестьян от сеньора, возросла барщина. Основной категорией зависимого крестьянства были парики, или вилланы, лишенные личной свободы. Вилланский статус был пожизненным.
Греческие феодалы — архонты — сохранили в Морейском княжестве свои земли и привилегии, особый правовой статус. Совладение отдельными территориями, смешанные браки способствовали сближению двух этнически разных групп господствующего класса. Медленно, но неуклонно развивались процессы эллинизации «франков», усваивавших язык и традиции местного населения. Консолидации Морейского княжества способствовало и то, что православная церковь сохранила здесь отчасти свои позиции: весь низший клир оставался греческим и лишь верхушка епископата принадлежала к римско-католической церкви. Морейские князья сознавали, что унификация обрядов и полное подчинение церкви папству резко усилят сопротивление местного населения господству «франков».
В XV в. Морейское княжество было завоевано византийцами (1428—1432), а Афинское герцогство — османами (1456).
Греческие государства в первой половине XIII в.Первые попытки отдельных греческих архонтов организовать сопротивление латинянам, народные выступления против их владычества не имели успеха. Однако с 1205 г. в Вифинии, вокруг не занятых крестоносцами городов Брусса и Никея, складывается ядро новой государственности — Никейской империи. Города Малой Азии, вошедшие в ее состав, были развитыми центрами ремесла и торговли, а земли отличались плодородием. Основатель государства Феодор I Ласкарь (1205—1222) не располагал большими денежными средствами. Однако он унаследовал много бывших императорских поместий, владения константинопольских церквей и монастырей, захваченных латинянами. Эти земли он использовал для раздачи в пронии, как правило, без права передачи их по наследству и с условием обязательного несения прониаром воинской службы. Опираясь на прониаров, а также на отряды пограничных военных поселенцев — акритов и зажиточных свободных крестьян — стратиотов, Феодор I создал эффективную армию, остановившую продвижение латинян в Малой Азии. Его преемник, талантливый полководец и администратор Иоанн III Ватац (1222—1254), перенес военные действия на Балканы, осуществил там значительные завоевания и подготовил падение Латинской империи. Ему, однако, пришлось вступить в борьбу с другим греческим государством — Эпирским царством (1204—1337).
Восстановление Византийской империи.Значительные экономические ресурсы, близость к Константинополю, победы над соперниками предопределили успех Никейской империи в борьбе за восстановление Византии. В 1259 г. в битве при Пелагонии никейские войска разгромили союзную армию эпирских правителей и морейского князя, наиболее сильного из государей Латинской Романии. В 1261 г. почти без сопротивления отряды никейского императора Михаила VIII Палеолога заняли Константинополь. Латинская империя прекратила свое существование. Однако и восстановленная Византия была лишь подобием некогда огромной державы. В нее вошли западная часть Малой Азии, часть Фракии и Македонии, острова в Эгейском море и ряд крепостей на Пелопоннесе. Внешнеполитическое окружение Византии было неблагоприятным: на западе возникла враждебная ей коалиция, куда входила и Венеция, во главе с сицилийским королем Карлом I Анжуйским, на востоке росла турецкая угроза, на севере империю теснили болгары и сербы. Михаил VIII Палеолог (1259— 1282) был опытным политиком. Еще накануне захвата Константинополя он предоставил большие торговые льготы генуэзцам, рассчитывая на поддержку их флота против венецианцев и Карла Анжуйского. В 1274 г. он пошел на заключение унии с папством, чтобы расколоть враждебную коалицию, что ему и удалось сделать. Против болгар Михаил VIII стремился использовать орды монгольского хана Ногая. Казалось бы, внешнеполитическая угроза была устранена. Однако резко выросла внутренняя оппозиция Михаилу VIII из-за непопулярности его униатской политики у греческого населения и его пособничества крупным феодалам в ущерб городам, акритам (которых он стал облагать высокими налогами) и основной массе сельских жителей.
Поздневизантийский феодализм (XIII — середина XV в.).В конце XIII — середине XV в. господство крупного феодального землевладения, как светского, так и церковного, еще более упрочилось. Прония вновь приобретает форму наследственного условного владения, приближаясь к западноевропейскому феоду. Существенно расширяются иммунитетные привилегии феодалов: помимо пожалованного налогового иммунитета они все чаще получают (или присваивают) административный и судебный иммунитеты, тем самым укрепляя свою власть над населением вотчин.
Византийский город в XIII—XV вв.В XIII—XV вв. большинство городов Византии испытывало упадок. Он был вызван засильем феодалов в экономике и управлении городов, слабостью самих торгово-ремесленных слоев, утратой городами их аграрной периферии, демографическим спадом, произошедшим вследствие опустошения многих городов завоевателями и оттока из них населения. Все глубже в систему товарообмена внедрялись генуэзские и венецианские купцы, сохранившие и преумножившие свои привилегии к ущербу местного купечества, а отчасти и ремесленников. Так, например, расширение ввоза более дешевых и качественных западноевропейских сукон и шелковых тканей подрывало ткацкое ремесло византийских городов. Вместе с тем итальянские предприниматели стимулировали развитие некоторых других отраслей византийского ремесла прежде всего обрабатывавших сырье и обслуживавших международную торговлю.
Византия в конце XIII — первой половине XIV в.Широкая раздача земель в прении, расширение налоговых иммунитетов, предоставляемых феодалам, и торговых привилегий — итальянским купцам, оскудение крестьян и горожан резко сократили поступления в государственную казну. Обширные траты на армию и флот, на содержание двора и нужды дипломатии уже при Михаиле VIII быстро исчерпали наличные средства. В поисках выхода из создавшегося положения императоры увеличивали налоги, прибегали к систематическому снижению золотого содержания монеты, что приводило к росту цен. К тому же нарастала турецкая угроза. К началу XIV в. большая часть Малой Азии уже была в руках турок. Попытка отразить их с помощью наемного каталонского войска в 1303—1305 гг. закончилась провалом. Пытаясь создать собственное княжество на территории Византии, каталонцы восстали и в 1306—1307 гг. разграбили Фракию, Фессалию и Южную Македонию, а в 1311 г. захватили Афинское герцогство. Лишь в Эпире и на Пелопоннесе византийцам удалось расширить свои владения. В 1320—1328 гг в Византии вспыхнула междоусобная война между императором Андроником II и его внуком Андроником III, стремившимся захватить престол. Победа Андроника III еще более усилила феодальную знать и силы децентрализации. В 20—30-е годы XIV в. Византия вела изнурительные и бесплодные войны с Болгарией и Сербией, ослабившие все стороны накануне решающего столкновения с османами.
Падение Византийской империи. Византия не сумела воспользоваться передышкой для укрепления собственного положения. В 1422 г. османы вновь осадили Константинополь, а в 1430 г. взяли Фессалонику. Чтобы обеспечить помощь Запада в условиях нового роста османской угрозы, византийское правительство пошло на заключение унии между римско-католической и православной церквами. Она была подписана во Флоренции в 1439 г. на основе признания православной церковью папского примата и католической догматики.
После заключения унии был предпринят новый крестовый поход против турок. Но несмотря на первоначальные успехи, он, как и предыдущий, закончился поражением: в 1444 г. в битве при Варне армия крестоносцев была уничтожена османами. Между тем уния вызвала раскол в византийском обществе. Большинство населения относилось к ней враждебно. Так называемые латино-филы, сторонники сближения с Западом и уступок папству, выражали интересы части столичной аристократии и торгово-пред-принимательских кругов. Из политических соображений их поддерживало правительство. Второй «партией» были сторонники сближения с османами и в конечном счете капитуляции перед ними при условии сохранения богатства и привилегий знати и купечества. Православное, наиболее влиятельное течение выступало с антилатинскими лозунгами, но не имело определенной политической программы. Ни одна из группировок не возглавила патриотическое движение, которое могло бы спасти Византию. Таких социальных сил уже не существовало. После длительной осады и героического сопротивления защитников Константинополь был взят штурмом войсками султана Мехмеда II 29 мая 1453 г. Город подвергся грабежу и опустошению, население его безжалостно уничтожалось либо захватывалось в плен. Лишь через три дня султан предоставил уцелевшим жителям амнистию и разрешил беженцам вернуться в город. В 1460 г. турки покорили Морею, а в 1461 г. — Трапезундскую империю.
Причины и последствия падения Византийской империи.Падение Византии было обусловлено комплексом как внешних, так и внутренних причин. Империя была надорвана уже латинским завоеванием начала XIII в. С конца XIII в. Византия вела почти непрерывные войны на западе и востоке империи. Они, а также кровавые междоусобицы XIV в. изматывали государство, уничтожали его ресурсы. Силы слабеющей Византии и набиравшей мощь Османской державы были уже в XIV в. несопоставимы. Но главнейшими причинами гибели Византии были все-таки упадок городов, ремесленного производства и торговли, оскудение крестьянства. Византия не достигла еще стадии зарождения элементов капиталистических отношений. Страна переживала политическую раздробленность, которая пришлась на самый критический период в ее истории. Помощь Византии со стороны других государств, нередко преследовавших своекорыстные цели, была недостаточна для отражения натиска османов. Рост самосознания греческого народа сдерживался господством устаревшей доктрины ойкуменизма, провозглашавшей универсальность и исключительность богохранимой «империи ромеев» в ее древних границах.
Османское завоевание тяжело отразилось на экономике и социальном развитии Юго-Восточной Европы, привело к длительному регрессу в развитии производительных сил. Хотя османское господство укрепило хозяйственное положение части феодалов, которые пошли на сотрудничество с завоевателями, расширило внутренний рынок, обеспечило большую централизованность, оно ухудшило положение народов Балкан, испытывавших жестокий национальный и религиозный гнет.
Утверждение османов на византийской территории сделало ее плацдармом турецкой агрессии против стран Центральной и Восточной Европы, Ближнего Востока.