Свидетельства ранних отцов церкви
Профессор У.Дж.Спэрроу-Симпсон пишет, что "вслед за христологией, тема воскресения безусловно занимала главное место в ранней христианской литературе.
Во времена, близкие к апостольским, оно упоминается часто, а во втором веке уже пишутся труды, специально посвящённые воскресению, такие например, как "Атенагор", а также одна работа, приписываемая Иустину Мученику".
"И в истории церкви, и в истории христианской веры, - подчёркивает профессор Бернард Рамм, - воскресение Иисуса подтверждается с самых первых дней. Оно упоминается у Климента Римского в "Послании к Коринфянам" (95 г.), наиболее древнем документе истории церкви, а затем мы постоянно читаем о нём в течение всего периода, связанного с отцами церкви. В "Апостольском символе веры" оно упоминается в различных контекстах и ни разу не подвергается сомнению".
Спэрроу-Симпсон продолжает:
"Предметом "Евангелия от Игнатия" (ок. 50-115 гг.) является Иисус Христос, причём христианская религия состоит в "вере в Него и любви к Нему, а Его страстях и воскресении". Он призывает христиан "полностью верить в рождество, страсти и воскресение".
Об Иисусе Христе он пишет как о "нашей надежде через воскресение". Воскресение Христа есть обещание и нашего воскресения.
Игнатий провозглашает далее, что церковь "радуется в страстях нашего Господа и в Его воскресении без сомнений". Он пишет главным образом о кресте, смерти и воскресении Христа, которые объединяются вместе. Об определённых еретиках он пишет: "Они сторонятся причастия и молитвы, ибо не верят, что причастие есть плоть нашего Спасителя Иисуса Христа, плоть, пострадавшая за наши грехи и через любящую доброту Отца восставшая из мёртвых". Он подчёркивает также, что воскресение касалось "и плоти, и духа".
"В Послании св. Поликарпа Филиппинцам (ок. 110 г.), - добавляет Спэрроу-Симпсон, - автор пишет о том, что наш Господь Иисус Христос "претерпел за наши грехи вплоть до смерти, и Бог воскресил Его, ослабив объятия смерти". По его словам. Бог "воскресил Господа нашего Иисуса Христа из мёртвых и дал Ему славу и престол по правую руку от Себя, Кому подчиняется всё на земле и на небе". Воскресший Христос "приходит, чтобы судить живых и мёртвых". И "Тот, Кто воскресил Его
из мёртвых, воскресит и нас, если мы будем послушны Его воле и Его заповедям".
Для св. Поликарпа вознесённый Христос есть "Вечный Первосвященник". В своей последней молитве перед мученической гибелью святой епископ просил "дать ему место среди многих мучеников в чаше Христовой, к воскресению -жизни вечной и души, и тела в нетленности Святого Духа".
Профессор Спэрроу-Симпсон пишет далее, что Иустин Мученик в своих трудах о воскресении "...исследует отчётливо христианский тезис. Тогдашние противники христианской веры считали воскресение невозможным; нежелательным, поскольку плоть есть источник греха; немыслимым, поскольку не видели никакого значения в воскресении существовавших органов. Далее они утверждали, что Иисус воскрес лишь внешне, а не в физической реальности. На эти возражения и трудности давал ответ Иустин Мученик".
В справочнике "Деятели истории церкви" Элджин Мойер упоминает другого отца церкви. Квинта Септимия Флоренса Тертуллиана (160-220): "Латинский отец церкви и апологет родился в Карфагене на севере Африки... Обширное образование давало ему возможность писать как по-гречески, так и по-латыни, заниматься политикой, адвокатской деятельностью и произносить надгробные речи. Лет тридцать или сорок он вёл распущенный образ жизни, но примерно в 190 году с глубоким убеждением принял христианство и посвятил остаток жизни защите христианской веры от язычников, евреев и еретиков. Он был ...могучим защитником веры".
Бернард Рамм заключает: "Неверующий должен отвергнуть все свидетельства отцов церкви... Он должен считать, что у этих людей не было мотивов или исторической добросовестности для настоящего изучения вопроса о воскресении Христа. Неверие не обращает никакого внимания на отцов церкви, которых считает крупными авторитетами и католическая, и англиканская, и православная церковь, которых уважают реформаторы, и к которым прислушиваются богословы. Им полностью доверяют, когда речь идёт об апостольском богословии, а в физических вопросах - отказывают в праве быть свидетелями. Так оно,
видимо, и обстоит, в противном случае неверие не было бы таким упорным".