И, наконец, свидетельства истории
Мусульманская религия считает Христа безгрешным. В Коране (Мариам, стих 19) архангел Гавриил говорит Марии, что её сын Иисус будет "чистым", т.е. безгрешным.
Филипп Шлафф называет Христа "святейшим из всех святых человечества".
"Никогда не жило на земле более безобидного создания. Он никому не делал зла, никого не использовал для своей выгоды. Он не произнёс ни одного дурного слова, не совершил ни одного неверного поступка.
Совершенно невинная и безгрешная жизнь в гуще грешного мира - вот первое впечатление от жизни Христа. Он, и только Он пронёс незапятнанную детскую чистоту сквозь годы юности и зрелости. Вот почему лучшие символы, которые могут Его олицетворить - это ягнёнок и голубь.
Именно это полное совершенство возносит Его на высоту, недосягаемую для других, делает Его исключением из общего правила и нравственным чудом истории.
Христос - это живое воплощение идеала добродетели и святости, высокий образец всего самого чистого, доброго и благородного в глазах Бога и человека.
Таков был Иисус из Назарета - истинный муж телом, сердцем и духом, но всё же отличный от других мужей. От раннего детства до зрелости это была совершенно особая и неповторимая личность. Он развивался в нерушимом союзе с Богом, переполненный любовью к человеку. Он был свободен от грехов и ошибок, невинен и свят. Он посвятил Себя самым благородным целям. Он не только проповедовал добродетель, но и жил в ней. Эта непорочная жизнь закончилась величественной смертью и всегда признавалась с тех пор единственным образцом доброты и святости".
"Это безоговорочное самопожертвование во имя служения Богу и человеку Библия и называет любовью, - добавляет Джон Стотт. - У любви нет корыстных интересов. Её сущность - в самоотдаче. Даже худшие из людей порой озаряются вспышкой подобного благородства, но жизнь Иисуса излучала Его с немеркнущим сиянием. Иисус был безгрешен благодаря Своей самоотверженности. Мы называем её любовью. А ведь Бог и есть любовь".
Другой автор, Уилбур Смит, замечает: "Самым выдающимся свойством Иисуса в Его земной жизни было как раз то, чего, по всеобщему признанию, недостаёт людскому роду, и что мы считаем самой бесценной чертой человеческого характера, а именно: абсолютная доброта, иными словами - совершенная чистота, подлинная святость, всё то, что в случае Христа превращается в ничто иное, как безгрешность".
"Какова основная причина нашей веры в безгрешность Иисуса? - пишет С.Е.Джефферсон. - Иисус не дал Своим ближайшим друзьям ни одного повода в ней сомневаться. Ни в одном из Его слов нет ни следа сожаления, ни намёка на угрызения совести, ни одного признания в ошибках, ни следа раскаяния. Он учил других пониманию своей греховности и прямо говорил о грехе, гнездящемся в человеческом сердце. Он говорил ученикам, что молиться они должны прежде всего о прощении грехов. И однако Сам Он ни словами, ни поступками даже не намекает на то, что когда-либо сделал нечто, неугодное Богу".
Филипп Шафф делает следующий логический вывод: "Неоспоримо, таким образом, что Христос, если судить по Его служению, по Его неизменному поведению и нескрываемой самоотверженности, знал о Своей свободе от греха и вины. Единственным разумным объяснением будет то, что Он на самом деле был безгрешен".
"Будь на совести Христа какой-нибудь тайный грех или хотя бы память о прошлых грехах, - размышляет А.Е.Гарви, - в Его жизни появилась бы нравственная червоточина, которая непримиримо бы контрастировала с моральной тонкостью Его учения".
"Ничто в словах Иисуса не указывает на ощущение какого-либо чувства вины за совершённый грех", - замечает С.Е.Джефферсон.
Знаменитый историк Кеннет Скотт Латуретт свидетельствует: "За Христом часто замечали ещё одну черту: отсутствие чувства Собственной греховности или ущербности... Весьма существенно, что Иисус, с Его острой чувствительностью к нравственным вопросам, Иисус, учивший Своих последователей просить о прощении грехов, не чувствует ни малейшей потребности в прощении для Себя Самого. Иисус никогда не обращается за прощением ни к Богу, ни к окружающим".
В Нагорной проповеди можно найти всю биографию Христа. Каждый слог этой проповеди Он воплотил в Своих делах. Она представляет собой всего-навсего перевод Его жизни на человеческий язык.
Как пишет Генри Моррис, "если Сам Господь, воплощённый в Своём единородном Сыне, не следовал бы собственным высоким заповедям, то наши поиски истины и спасения были бы заведомо тщетными".
Согласно Бернарду Рамму, "Иисус прожил самую благочестивую и святую из всех возможных жизней по единственной причине потому, что Он был воплощением Господа".
Гриффит Томас добавляет, что "между Ним и Его Божественным Отцом ни на секунду не пролегло ни малейшей тени. Он был безгрешен... да и как же могло быть иначе, если Он был искупителем грехов человечества!"
"Чем лучше и святее человек, - читаем мы у Филиппа Шаффа, - тем острее он чувствует необходимость прощения и своё несоответствие собственному, достаточно несовершенному, идеалу. Однако Христос, с той же природой, что и у нас, подверженный тем же соблазнам, никогда им не поддавался, никогда не имел причины для сожаления о Своих словах или поступках. Он не нуждался ни в прощении, ни в обращении, ни в перевоспитании; Он всегда был в полной гармонии со Своим небесным Отцом. Вся Его жизнь была одним цельным актом самопожертвования во имя славы Божией и спасения всех людей на земле".
"Я не знаю высшего, более искреннего и долговечного добра, чем то, что сиянием исходит от Иисуса Христа", писал Уильям Чэннинг.
И, наконец, итог этим размышлениям находим у Уилбура Смита:
"Пятнадцать миллионов минут жизни на этой земле, среди злого и совращённого поколения... и каждая Его мысль, каждый поступок, каждое дело, от того момента, когда Он открыл Свои младенческие глаза, вплоть до смерти на кресте, - все они были благословлены Богом. Господу нашему никогда не приходилось исповедоваться в грехах, поскольку грехов у Него - не было".