Вопрос: Существуют ли, помимо медитации, другие техники для достижения внутреннего покоя, которые могли бы быть более подходящими или более эффективными для определенного типа людей?
Шри Чинмой: Вы можете попробовать молитву, если ваша природа в большей степени склонна к молитве, или если вы чувствуете, что молитва поможет вам больше, чем медитация. Молитва и медитация ведут к одной и той же цели. Те, кто практикует медитацию, достигают покоя ума с большей легкостью, чем те, кто практикует молитву, но молитва тоже очень хороший метод.
Молясь, мы часто чувствуем, что Бог находится где-то над нами — высоко-высоко у нас над головой или в голубом небе. Мы не знаем точно, где Он; мы лишь чувствуем, что мы сейчас на Земле, в то время как Он далеко, поэтому, возможно, уйдет некоторое время на то, чтобы наша молитва достигла Его. Мы также чувствуем, что Он должен прийти к нам, где бы Он ни находился, чтобы дать нам покой ума или то, о чем мы просим.
Но когда мы медитируем, у нас совершенно иная концепция Бога. Мы чувствуем, что Он прямо перед нами или внутри нас — внутри нашего тела, витала, ума, сердца и души — и наблюдает за нами. Поэтому нам не надо лететь на Небеса или бежать к Нему. Если мы медитируем одухотворенно, мы чувствуем, что Он одаривает нас всем, что нам нужно. В большинстве случаев мы чувствуем, что медитация может сделать все, что необходимо, быстрее, чем молитва или любой другой метод. С другой стороны, если наша молитва — это проявление интенсивного зова нашего сердца, тогда на достижение Бога не обязательно потребуется много времени. Во мгновение ока Он услышит нас и поможет нам. Так что молитва и медитация дополняют друг друга.
Мы молимся, потому что нуждаемся в Боге. Мы медитируем, потому что Бог нуждается в нас. Молитва и медитация идут вместе, они как две стороны одной и той же монеты.
Внешняя жизнь имеет смысл тогда, когда душа едина с Богом.
Внешняя жизнь должна быть проявлением божественной жизни внутри нас.
Именно в духовном сердце можно почувствовать «биение» души. Душа — это сияющий посланник Бога внутри нас. Она не знает ни рождения, ни разрушения, ни смерти. Она вечна. Она бессмертна. Она пришла прямо от Бога, она не теряет связи с Богом, и она вернется обратно к Богу.
Истинный духовный ищущий всегда будет испытывать глубочайшее уважение и высочайшее благоговение по отношению ко всем религиям. Мы можем дорожить всеми религиями и считать их своим сокровенным достоянием. Каждая религия подобна ветви дерева Бога. Как можно отрицать ценность ветвей, если мы считаем все дерево своим? Каждая религия по-своему права, абсолютно права, но когда мы взываем к высочайшей Истине, единственной нашей религией становится любовь к Богу.
Истинная духовность не станет требовать отказа ни от какой религии. Если вы остаетесь верны своей религии и ведете духовный образ жизни, вы сумеете бежать к цели очень быстро. Ваша собственная религия даст вам твердую уверенность в правильности того, что вы делаете. С другой стороны, вы можете почувствовать необходимость превзойти рамки религии. В любом случае, ваша цель — осознание Бога, воплощающего все религии и в то же время находящегося гораздо выше их.
Если вы сомневаетесь в существовании Бога, не беда. Сомневайтесь, сколько хотите. Когда-нибудь вы устанете сомневаться в Боге. Если вы сомневаетесь в существовании внутреннего покоя и счастья, сомневайтесь, сколько хотите. Даже если у вас есть сомнения относительно внутренней жизни или реальности Бога, все же лучше начать свое внутреннее путешествие.
Когда чувство выходит на передний план из самых сокровенных уголков сердца, оно непременно будет искренним. Но с умом все обстоит иначе. Ум постоянно отвергает идеи, которые пришли непосредственно из него самого. Сейчас мы думаем, что это правильно, и готовы отстаивать это, а в следующее мгновение мы обнаруживаем, что это абсолютно неверно.
Предположим, вы готовы сказать или сделать что-то плохое. В тот же миг остановитесь и подумайте: «Как я могу так поступать? Это же уничтожит всю мою радость». И тогда вы не совершите этого. Вы обнаружите, что, воздержавшись от дурного поступка, вы получите бесконечно больше радости, чем если бы вы позволили себе это сделать.
Когда ребенок появился на свет, его отнесли Учителю. Он принял ребенка и стал о нем заботиться. К этому времени его репутация была совершенно испорчена, и все над ним издевались. Дни становились неделями, недели месяцами, месяцы годами. Но в человеческой жизни есть нечто, именуемое совестью, и девушку стала мучить совесть. В конце концов однажды она назвала своим родителям имя настоящего отца ребенка — торговца рыбой. Родители снова пришли в ярость. И в то же время семью захлестнуло чувство сожаления и униженности. Они побежали к Мастеру дзен, умоляли его о прощении, рассказали, как все было, а потом забрали ребенка. Все, что он произнес, было: «Неужели?»
Мир может не понять и не оценить чистоту по достоинству. Но если Мать Земля дает пристанище хоть одной чистой душе, ее радость не знает границ. Она говорит: «Вот, наконец, душа, на которую я могу положиться».
Нам нужно чувствовать, что действие само по себе — это великое благословение, но результат своего действия нужно принимать как опыт. В меру собственного ограниченного понимания мы расцениваем результат либо как успех, либо как неудачу. Но в Глазах Бога и успех, и неудача — только опыты, способствующие развитию нашего сознания. Что бы ни случилось, нам нужно видеть результат наших действий как опыт, который Бог пожелал нам дать. Возможно, сегодня Он даст нам опыт неудачи, а завтра Он может дать нам другой опыт, который внешне нас удовлетворит. Какой бы результат нам ни принесло наше действие, нужно стараться быть довольными.
Будь радостным,
Ведь ничто разрушительное не может проникнуть
Сквозь крепкую стену радости.
Но проявление излишнего рвения означает, что мы пытаемся получить то, что еще не готовы воспринять. Если мы сами назначим дату своего Богоосознания, то разочарования нам не миновать. Если мы искренни, то Бог непременно даст нам осознание в избранный Им Час.
Если вы знаете, что приняли яд депрессии, то вам следует принять противоядие — радость. Это можно сделать, вспомнив, как однажды вы испытывали радость и как эта радость вам помогала.
Что есть грех? Это нечто такое, что связывает и ограничивает, как тюремная камера.
Если мы стоим рядом со скорпионом (грехом), выражая свою свободу, то это глупость. Нам нужно чувствовать потребность быть рядом лишь с тем, что постоянно освобождает и просветляет нас, и это — свет.
Страх может возникнуть по многим причинам, но главной причиной является чувство разделенности. Если я буду чувствовать, что вы — близкий мне, родной мне человек, то, каким бы сильным и могущественным вы ни были, я не буду бояться вас.
Если утро начать с тишины ума, отвергая плохие и хорошие мысли (через молитву), потом подумать о хорошем или благодарить за доброе, что было, то жизнь пойдет светлой полосой. Свет внутри дает смотреть на доброе и скорбное иным взором.
Если кто – то рассердил, то: 1. Покоем отгони гнев (молитва) 2. Подумай, что это не другой, а что – то в нем делает не так. 3. Другие не плохие, но в тебе нет достаточно покоя или силы преодолеть.
Обычно так называемое сострадание, проявляемое одним человеком по отношению к другому, предполагает чувство разделенности и неполноценности. Человек, считающий, что он проявляет сострадание, чувствует себя выше; объект этого сострадания чувствует себя ниже. Некоторым людям очень хочется заставить нас поверить в то, что они чище и духовно сильнее нас. Им кажется, что они относятся к нам с состраданием, но это совсем не сострадание. Подлинное сострадание проистекает не из чувства превосходства, а из единства.
Мир верит в то, что благотворительность — это открытая дверь на Небеса, но это не так. Благотворительность не обязательно является признаком подлинной любви и заботы. А когда недостает истинной заботы и любви, двери Небес так и останутся затворенными. Не благотворительность, а чувство единства распахивает двери на Небеса. Без чувства единства мы обречены на бесконечный танец превосходства и неполноценности.
Лишь единство может принести нам удовлетворение. Когда я даю кому-либо деньги и тому подобное, я должен чувствовать, что тем самым я укрепляю свое единство с миром. Я должен чувствовать, что это не я оказываю помощь. Наоборот, помогают мне.
Иисус Христос сказал: «Блаженны не видевшие и уверовавшие». Те, кто верит только тому, что можно увидеть человеческими глазами, вкушают только половину плода. Подвергнуть Истину исследованию — значит потерять ее. С Истиной можно лишь отождествиться. В этом заключается высокий смысл изречения Христа о вере и сомнении. Блаженны те, кто верит, не требуя ежеминутно доказательств.
Мы достигаем переживания света в силу своего внутреннего зова. Работая ради материальных благ или власти на внешнем плане, мы в конце концов добиваемся успеха. Если нам хочется что-то сделать или достичь чего-либо, нужно для этого поработать. Точно так же, если наша цель — достичь чистейшего света и стать им, то нашей работой будет внутренний плач — такой, как у ребенка, — о неразделимом единстве со Всевышним.
Вам следует убедить себя, что всего лишь несколько лет назад ваших детей не было в вашей жизни. Они подобны цветам, которые вы сорвали с дерева. Вы не сохраните их навсегда. Мы можем претендовать лишь на то, что остается с нами постоянно. Почувствуйте, что вы отдали их Всевышнему, и Он взял на Себя ответственность за их жизнь. Таким образом убедите себя не волноваться за них. Вы на сто процентов ответственны за то, чтобы предложить добрую волю своим детям, которые близки и дороги вашему сердцу больше всего. Но беспокойство никоим образом не поможет.
Мы беспокоимся оттого, что не знаем, что случится с нами завтра или даже в следующую минуту. Но мы должны чувствовать, что Бог не только знает, что для нас лучше всего, но что Он сделает это для нас в Им избранный Час. Когда мы сможем ощутить, что мы инструменты, а Он — Исполнитель, мы не будем беспокоиться.
Существует большое различие между тревогой и бдительностью. Это две различные динамические энергии. Пребывая в тревоге, вы всегда беспокоитесь о других, сравнивая себя с ними или думая, сможете ли вы оправдать их ожидания. Но сохраняя бдительность, вы просто хотите сделать все от вас зависящее.
Есть довольно много способов справиться с тревогой. Например, если вы участвуете в соревнованиях по бегу, попытайтесь почувствовать, что вы единственный участник соревнований. Пока не выстрелил пистолет, не думайте о других. Думайте лишь о том, что вы собираетесь бежать со своей максимальной скоростью. В таком случае тревога не может возникнуть.
Если мы отождествимся с нашим Внутренним Кормчим, мы обретем силу Его просветляющего Света. Беспокойства приходят потому, что мы отождествляем себя со страхом. С постоянным беспокойством и негативными мыслями мы никогда не приблизимся к цели.
Мы не станем беспокоиться о своей судьбе, ведь мы будем знать и чувствовать, что она находится в любящих все руках Бога.
Бог — это вечное Дерево Жизнь; мы — Его растущие ветви. Пока мы не осознаём собственной реальности. Мы не осознаём того, что мы неотъемлемая часть Дерева Жизни, то есть Бога. Поэтому мы испытываем неуверенность. Но, молясь и медитируя, мы приходим к осознанию того, что ветви, листья и цветы — части самого Дерева. Когда мы осознаём это, мы обретаем уверенность и в Источнике, и в потоке.
Если осознаешь, что все без тебя в мире идет хорошо, то не нужно беспокоиться.
Голос, вдохновляющий вас, — это ваша совесть, ваша внутренняя сущность, говорящая, что вы поступаете правильно. Он похож на мать, вдохновляющую своего ребенка. Ребенок пытается что-то сделать, и мать говорит: «Молодец, у тебя хорошо получается! Продолжай. Как можешь, так и иди». Эта поддержка и вдохновение дают ребенку невероятный толчок вперед. Другой голос у вас внутри постоянно заставляет вас чувствовать себя несчастным, говоря, что вы все делаете не так. Он то и дело указывает нам на наши недостатки и несовершенства. Не думайте, что этот голос говорит вам правду.
Ребенок наденет платье и говорит: «Мама, я красивая!», «Очень даже!», «Спасибо!» и обнимет и все так прекрасно, потому что чувство ребенка одухотворены, а если чувственность и эмоции выступят на передний план, то не захочется другим сказать доброе слово. Поэтому нужна Церковь, чтобы чувства внутри нас были одухотворены и это сделает нашу жизнь прекрасной!
Если «Прости меня!» или «Я тебя люблю!» одухотворены, то другим они воспринимаются, как слова бесконечности или они имеют цену бесконечности. Чувство эмоции сегодня есть, а завтра нет.
Восторг — это не удовлетворение ума, витала и тела. Это нечто более глубокое, высокое и чистое. Чтобы существовать, восторгу не нужна внешняя помощь. Он ни от чего не зависит, открывая и осуществляя сам себя.
Когда дерево еще вырастает, то плоды на нем не естественны или могли бы повредить, так и с душой пока она не имеет крепкого мира и любви безграничной не естественно было бы ей иметь великие дары, хотя Господь может дать, оно не будет тебе свидетельствовать, что ты безгранично Божий.
Между радостью и Восторгом есть большая разница. Скажем так: радость — противоположность удовольствию. Удовольствием называется потворство себе в физическом и в витале. За удовольствием сразу же следует разрушение. Но радость — это нечто, что растет в нас. Она может расти медленно, но верно. С другой стороны, радость тоже может исчезнуть, но она никогда не опустится до уровня разочарования. Обрести радость — все равно что выпить стакан воды. Если хочешь пить, то быстро выпьешь ее всю; и тогда она закончится. Но если поставить чашку прямо рядом с раковиной, можно наполнять ее снова и снова. Таким же образом, если нужно, эта радость может уменьшиться. Но ее также можно пополнить. Если это настоящая радость, то, уменьшается она или растет, она не разочарует и не подвергнет вас разрушению.
К сожалению, так мы научаемся. И сердце наше такое, что мы поступаем как люди религиозные, а не церковные. Поступаем как люди религиозные, а у религиозного человека «религиозная» связь с Богом. Для него Бог – Существо, с Которым ему нужно иметь хорошие отношения, нужно служить Ему, подносить Ему то, чего Он желает.
Безмолвие — это красноречивое выражение невыразимого».
«Устремление, — пишет он, — это мольба в сердце. Сердце взывает и стремится, как рвущееся ввысь горящее пламя».
Ожидание ограничивает и привязывает к земле. В конечном итоге, нужно исполнять свою роль, не ожидая какого-либо персонального вознаграждения. И тогда у нас останется только сладостная надежда. Надежда — это нечто сладостное, божественное и вдохновляющее. Если, надеясь на что-то, мы этого не получаем, мы не впадаем в злобу или разочарование, потому что внутри надежды есть божественное прикосновение. Мы знаем, что сегодняшняя надежда предвидит реальность завтрашнего дня, и из этого знания мы можем извлечь колоссальную внутреннюю силу.
Покой начинается, когда кончается ожидание.
Если это просто благие пожелания, то, когда наступит завтра, оно застанет меня глубоко спящим. Но если это божественная надежда, ко мне сразу придет вдохновение действовать.
Музыка в непросветленном теле — это разрушение. Музыка в непросветленном витале — страсть. Музыка в непросветленном уме — смятение. Музыка в непросветленном сердце — крушение.
Музыка в устремленном теле — это созидание. Музыка в устремленном витале — очищение. Музыка в устремленном уме — освобождение. Музыка в устремленном сердце — откровение.
Нам видится, что проявление Бесконечности в конечных формах творения — это сама музыка, безмолвная и ощутимая.
Музыка — это то, что после безмолвия ближе всего к выражению невыразимого.
У тебя может не быть и десяти лир, но, тем не менее, ты будешь числиться среди богатых. Это так же, как если ты имеешь миллионы, но не привязан к ним, тогда ты и не богатый, но лишь распоряжаешься богатством.
Заботы – это помеха, которая не дает видеть жизнь, родных и Бога.
«Прости меня! Я даже не заметил, что ты была права!».
«Это ведь твоя жизнь! Ты свободна выбирать то, что считаешь лучшим для себя! Если я тебя любил хоть немного по – настоящему, то должен принять твое решение, как бы больно не было!».
Почему ты не принимаешь того, что ты немощен, каков ты и есть? Иди ко Христу и скажи: «Господи, я такой, какой есть. Я нечист плотски, я окаянен, я трижды окаянен, но хочу быть с Тобой!» Так сказали блудница, хананеянка, разбойник, мытарь – все. Они принесли Христу свои грехи.
В одном рассказе святого Иеронима, так сильно любившего Христа, говорится, что на всенощном бдении в Рождественский сочельник он молился и говорил: «Боже мой, что поется в сегодняшнем тропаре? Ангелы принесли Тебе песнь, волхвы – дары, пастыри пришли увидеть Тебя, Пресвятая Богородица дала Тебе Свою плоть, земля – пещеру, небо – звезды, а я, что я могу Тебе принести? Что?» И когда он так молился, было ему боговидение. Он увидел перед собой Христа в образе Младенца и сказал Ему:
– Боже мой, что Ты хочешь, чтобы я отдал Тебе?
И услышал ответ:
– Твои грехи!
Бог этого хочет – чтобы мы отдали Ему наши грехи, чтобы Он отбелил их и очистил, чтобы Он очистил нас. Это как когда мы идем к врачу, то делаем то, что он от нас хочет. А он говорит:
– Давай я осмотрю тебя.
Человеческий отец будет втайне ругать, но божественный Отец не станет ругать, Он знает, что ругать — бесполезно. Он постарается увидеть, что именно в устремленном не так. Он увидит в нем темноту, невежество и скажет: «Если Я со Светом войду в устремленного, тогда Свет разгонит мрак. Свет просветлит невежество и преобразует его в знание и мудрость. Эта мудрость даст устремленному почувствовать необходимость оставаться спокойным, мирным, тихим и не конфликтовать с людьми». Божественный Отец сделает это, пролив Свет в сердце устремленного.
Настоящая любовь — это наше полное единство с объектом любви и с обладателем любви.
Видя чью-то ограниченность, мы никак не помогаем этому человеку. Мы только задерживаем собственный прогресс. Если мы будем искать у него недостатки, его небожественные качества не исчезнут, да и наши не уменьшатся. Напротив, его небожественные качества, защищая его, выйдут на передний план, и к тому же выйдут вперед наша гордость, высокомерие и чувство превосходства. Но видя в человеке божественное, мы ускоряем свой прогресс и помогаем другому утвердить его собственную жизнь реальности на божественном фундаменте. Мы должны смотреть на людей сердцем любящего, а не глазами критикующего.
Вы, возможно, чувствуете, что в этом мире некоторые люди очень скверны. Но, чувствуя, что какой-то человек плох, или испытывая к этому человеку ненависть, разве вы что-нибудь выигрываете? Наоборот, ненавидя его, вы теряете что-то очень прекрасное в себе. Зачем же терять что-то очень ценное в себе просто потому, что вам хочется исправить кого-то, ненавидя его?
Если вы действительно хотите любить человечество, то любите его таким, какое оно есть сейчас. Если бы человечество должно было стать совершенным до того, как вы смогли бы его принять, ему бы не понадобились ни ваша любовь, ни расположение, ни забота. Но как раз сейчас, в своем несовершенном состоянии сознания, человечество действительно нуждается в вашей любви.
Если вы хотите понимать себя,
Не нужно себя исследовать.
Просто любите себя более искренне,
Более одухотворенно и более самоотверженно.
Жизнь — не что иное, как расширение любви.
Вы можете стать более восприимчивыми к божественной любви, каждый день проникаясь чувством, что ваш Источник — сама Любовь, а вы находитесь на земле для того, чтобы постоянно, в чувствах и в мыслях, дарить любовь, которая у вас уже есть. Каждую секунду у вас рождается множество мыслей, поэтому вы каждой своей мыслью можете дарить любовь. И каждый раз, делая что-либо, чувствуйте, что это действие — лишь выражение любви. Если, размышляя или совершая что-то, вы сможете почувствовать, что дарите любовь человечеству, всему миру в целом, то вы сможете достичь большей восприимчивости к вселенской Любви.
Любовь — это преобразующая сила в нашей человеческой природе. Любовь превращает жизнь полного рабства в жизнь могущественной свободы. Любовь взывает к жизни. Любовь сражается за жизнь. И в конечном счете любовь становится Вечной Жизнью.
Поэтому Церковь благословляет брак и считает семью таким местом, куда человек направляется, чтобы раскрылось его предназначение.
Всё это, естественным образом проистекающее из эгоистической настроенности человека, не позволяет эгоистичному человеку полюбить сильно, не дает возлюбить. Причина в том, что он не может превозмочь себя, он замкнут в своем эгоизме, в своем индивидуализме. Эгоистичный человек не может ни возлюбить, ни смириться.
Эгоист не может общаться, он не способен на это, потому что для того, чтобы общаться с другим человеком, надо выйти за пределы самого себя, надо услышать другого. Но чтобы услышать другого – и услышать в точности то, что он сказал, – прежде всего надо, чтобы замолчал ты сам, чтобы у тебя не было своих мыслей, помыслов, чтобы у тебя не было предрассудков, чтобы ты заранее не был предрасположен к чему-то, чтобы ты мог затем с легкостью поставить себя на место другого человека.
Чтобы можно было общаться с другим, надо его понять, поставить себя на его место, стать одним целым с ним. Доказательство тому — Христос. Христос мог спасти нас, будучи на небе. Он мог спасти нас, прислав сюда Евангелие или еще каким-нибудь иным способом. Для Христа нет ничего трудного. Он, однако, этого не сделал. Он абсолютно, полностью стал Человеком, подобным нам, чтобы – именно после того, как мы оказались бессильны, – смочь спасти нас. Чтобы мы могли соединиться с Ним и чтобы показать нам истинный способ общения. Он стал Человеком ради нас. Чтобы общаться со своей женой, муж должен понять, как думает жена, – если он этого не сделает, ему никогда не удастся общаться с ней и он всегда будет думать о жене по-своему. Также и жена, если ей не удастся научиться тому, как думает мужчина, понять, чего хочет мужчина, чего он ждет от жены, как он хочет, чтобы жена относилась к нему, – ей никогда не удастся общаться с ним. То же самое относится и к детям и нашим родителям.
Есть состояние нуждающегося, когда подсознательно хочешь получить что – то (внимание) или сказать «Я тебя люблю!» - это тебе нужно, чтобы выразить чувство. Есть состояние, когда подсознательно находишься в состоянии давать или утешать, но тебе этого не нужно, ты этого не ищешь. Состояние покоя – это, когда ты слушаешь другого и по мере этого действуешь. Любовь хочет всем помочь и со всеми быть, а смирение удерживает в мудром покои надежды на это.
Как бороться с эгоизмом? Смирением. В монашеской жизни смирение прививается через послушание, а в браке – через отсечение собственной воли. С этого начинает человек – отсечь свою волю. Идешь сделать что-то – жертвуешь тем, чего хочешь сам, делаешь то, что говорит тебе другой человек. Садишься, чтобы его послушать, уделяешь ему время, чтобы он рассказал тебе то, что ему хочется высказать, и даже если это кажется тебе смешным и незначительным, его нельзя считать смешным – ты должен смотреть на это всерьез, поскольку для другого это серьезно.
В браке с ним тоже надо бороться – семейный человек не может быть сластолюбивым, потому что сластолюбие разрушает брак. Почему? Потому что сластолюбивый человек смотрит на другого как на объект, а не как на личность.
Если вы сможете вдохновить ребенка своей любовью, он вдохновит любовью кого-то еще. От одного мы переходим ко многим.
Если ты общаешься и отождествляешь себя с другим, то даешь ему место и свободу чувствовать себя уверено, спокойно, просто быть вместе и общаться. Если разделяешь себя, то он чувствует себя неуютно, мысленно не свободно, ниже тебя, если ты мудрее в чем - то.
Тот, кто больше заботится об интеллекте, чем о сердце, тот, кто больше заботится о внешнем достижении, чем о внутреннем, тот, кто больше заботится об обществе вокруг себя, чем о Боге внутри, никогда не сможет вести себя как ребенок. Ребенок все время живет сердцем, в то время как взрослый все время живет умом. В уме нет любви. Настоящую любовь можно найти только внутри сердца-цветка, которое сделает счастливыми других.
Если родители чувствуют, что их дети — цветы Бога, они не только дадут это почувствовать детям, но и вырастят их такими. Именно родители с самого начала должны видеть в своих детях божественность и делать так, чтобы дети видели эту божественность в себе. В этом и заключается высшая роль родителей. Просто накормить, одеть детей и отправить их в школу недостаточно. Нет, родители должны нести ответственность за воспитание божественных качеств своих детей.
Из того опыта, который у меня есть как у духовного наставника, я говорю вам, что видел супружеские пары, а в особенности жен, которые буквально ненавидят своих мужей, потому что считают их насильниками, животными, поскольку те так смотрят на своих жен. Конечно, жены тоже виноваты, так как вначале позволили смотреть на себя таким образом. Надо было сначала поставить его на место и научить его относиться к тебе правильно. Но когда человек молод, его отношение ко всему поверхностно и ему нелегко поступать зрело. Однако ты не можешь всю жизнь оставаться сосудом и вещью другого человека, наступит момент, когда твое «я» восстанет и оттолкнет другого.
Так возникают многие проблемы в отношениях между людьми. В то время, как напротив, если человек целомудрен и смотрит на другого человека, на свою супругу, на свою спутницу, как на икону Божию, как на соработницу Божию, как на храм Святого Духа, тогда он понимает, что и эта связь, супружеская связь, сексуальная связь – благословение, и она – радость, пристань, которую Бог дал, чтобы у него была известная утеха в трудные минуты на семейном пути. Но если ты останешься в пристани и превратишь сексуальную связь в идол, тогда ты погубил свой брак.
Период, предшествующий браку, цель которого – принимать другого как личность, а не как плоть.
Мудростью, взятой из книг, нужно жить.
Мать готова ждать, пока ее ребенок подрастет и всему научится. Отец в некоторой степени нетерпелив. Отец оценивает ребенка, исходя из своего собственного света, покоя, мудрости и знания, тогда как мать оценивает своего ребенка, исходя из возможностей ребенка.
Общаясь с ними, скажите: «Бог очень любит вас. Вы — Его избранные дети. Весь мир ждет от вас божественных поступков». Именно это я имею в виду, говоря: «Сделайте их счастливыми». Дать им настоящее счастье, дать им почувствовать, что Бог нуждается в них. Это не лицемерная лесть. Когда родители восхищаются ребенком, обожают его, то, даже если качества, которыми они восторгаются, не очень заметны, они начнут проявляться.
Маленьких детей всегда хорошо вдохновлять. Чтобы вдохновить их, вам не обязательно рисовать большую картину или читать прекрасные стихи. Нет! Я говорю им одно теплое слово, и они тотчас вдохновлены. Подарите им одухотворенную улыбку или одухотворенный взгляд, и они сразу же увидят в вашей улыбке нечто, что вдохновит и раскроет их сердца.
Что скрывается за страхом потерять любимого человека? Помраченная любовь, а если любовь светлая, то человек сразу чувствует: «Я мать этого ребенка. Но пусть и другие тоже оценят его. Он — творение Бога, и Бог дал его мне. Пусть и другие дети Бога по достоинству оценят своего младшего брата».
Они могут делать это, только предлагая еще большую любовь, обилие любви и показывая детям, что разделение родителей нисколько не влияет на их любовь к детям. Именно любовь имеет первостепенное значение. Им нужно дать детям безграничную любовь.
Вопрос: Что делать, если ребенок очень активен и его энергия отнимает вашу энергию? Вы даже не можете поговорить с ним, потому что он не понимает. Что можно сделать, чтобы успокоить его вибрации?
Шри Чинмой: Поставьте ему духовную музыку. Ваш очень активный и шумный ребенок увидит в музыке друга, с которым можно поговорить. Слушая духовную музыку, он может начать играть с ней. Он почувствует, что рядом с ним друг, такой же динамичный, как и он сам. И если они начнут играть вместе, мать сможет пойти в другую комнату молиться и медитировать. Музыка — лучшая помощь.
Какая польза от вашего беспокойства? Никакой! Вы переживаете сами, и, в то же время, силы вашего беспокойства проникают в вашу дочь, позволяя небожественным силам вмешиваться в ситуацию. Если вы слишком беспокоитесь, это беспокойство само по себе является небожественной силой. Если вашей дочери нет дома и вы беспокоитесь о ней, ваше беспокойство входит в нее подобно пуле. Оно входит в нее не в форме беспокойства, а как что-то неприятное. Она может почувствовать неполадки с желудком или какое-то другое физическое недомогание. Поэтому, когда вы беспокоитесь или сердитесь, это ваше несчастье входит в вашу дочь в какой-то другой форме и вызывает у нее неприятности.
Хочу вам сказать, что вы сможете быть счастливой только в тот день, когда почувствуете, что не являетесь незаменимой для своей дочери. Один только Всевышний незаменим. В тот момент, когда вы почувствуете это, вы будете счастливы. Вы на сто процентов ответственны за проявление доброжелательности к дочери, которая дороже всего вашему сердцу. Ваш долг — каждое мгновение желать ей добра. Но если вы будете беспокоиться, расстраиваться и сердиться — это совершенно не поможет.
Если мать чувствует, что ребенка заставляет плакать разлука с Небесами-Светом, ей нужно сказать ребенку внутренне, что Бог не только на Небесах, но и на земле. Она должна сказать ребенку, что Бог послал его на землю выполнить особую задачу. Так или иначе, матери нужно обращаться к внутренней реальности ребенка, к душе.
Можно сказать ребенку, что молитва — это то, что он почувствует, когда сложит руки и будет говорить с Богом. Затем, когда он, сложив руки, и сам почувствует что-то внутри — будь то благоговение, или любовь, или сладость, или нежность, — тогда молитва перестанет быть для него абстрактной, она станет реальностью.
Если вы сможете оставаться в сердце, вы начнете чувствовать внутренний плач. Этот внутренний плач, или устремление, — секрет медитации.
Что же происходит, когда ребенок плачет? Его отец или мать тут же приходят к нему на помощь. Если вы сможете плакать глубоко изнутри, взывая о покое, свете и истине, и если это единственное, что удовлетворит вас, тогда Бог, ваш вечный Отец и вечная Мать, непременно придет и поможет вам.
Существует довольно много упражнений, которые может практиковать начинающий. Первостепенное значение для искателя имеет простота, искренность, чистота и уверенность. Именно простота дарует покой ума. Именно искренность дает почувствовать, что вы от Бога, а Бог всегда для вас. Именно чистое сердце дает вам почувствовать, что в каждое мгновение жизни Бог растет, сияет и исполняет Себя внутри вас. Именно уверенность дает вам почувствовать, что медитация абсолютно необходима.
Медитируя в уме, вы не отождествляетесь, вы пытаетесь проникнуть во что-то. Если вы хотите попасть в чей-то дом и взять то, что принадлежит хозяину, вам приходится либо взломать дверь, либо обратиться к хозяину дома с просьбой открыть ее. Когда вы обращаетесь с просьбой, вы чувствуете себя посторонним, и хозяин дома тоже чувствует, что вы посторонний. Он думает: «В мой дом хочет войти кто-то чужой». Но если вы пользуетесь сердцем, тут же проявляются такие качества, как мягкость, нежность, любовь и чистота. Когда хозяин дома видит, что вы — само сердце, его собственное сердце сразу же становится единым с вашим, и он тут же пускает вас. Почувствовав единство с вами, он говорит: «Что же вы хотите взять в моем доме? Если вам нужен покой, возьмите его. Если нужен свет, возьмите его».
Если сердце человека устремлено к чему – то, то благодать придет и направит дальше, а если душа устремлена на земное или в сторону уныния все чувства, то к чему привьется благодать, если и привьется, то потоком кривой энергии будет отброшена или даст некое облегчение.
Почему дети страдают и.т.д.? Если бы Господь всегда чудом хранил от законов природы (от неправильной жизни родители передают болезни и пороки), то люди не видя страданий и последствий не остановились бы во зле.
Господь мог иначе спасти нас, но он жил как мы и ждал 30 лет, хотя и раньше мог выйти, так и те, кто мог быть с Богом в радости, скорбели ради других и прошли сквозь испытания, чтобы другим оставить пример, тем кто до конца будет скорбями спасаться. «Ты можешь пройти сквозь великие трудности и быть примером, хотя и без них можешь обойтись, пойдешь ли?» - любовь пойдет.
Бог объясняет Себя Сам. Поэтому ты не можешь Его объяснить. Бог не нуждается объяснениях. Бог Сам спонтанно раскрывает Себя и Сам объясняет Себя. Поэтому Ему не нужны объяснения.
У некоторых людей складывается впечатление, что желание и устремление - это одно и то же. К несчастью - или, скорее, к счастью, - это не так. Различие между ними очень простое и четкое. Желание хочет связать и поглотить мир. Устремление хочет освободить и напитать мир. Желание - это энергия, которая направлена вовне. Устремление - свет, который течет внутрь.
Или, как сказал мудрый старец, «Бог даже из гнусного может создать хорошее; а это значит, что пусть даже семя и будет от диавола — жатва может быть от Бога…» Сатана распахивает и выворачивает все вверх тормашками, но Бог ему позволяет, это демократия — да оставьте вы диавола, пусть он делает свою работу, оставьте его, пусть он тоже отработает свою плату, оставьте, пусть он закончит свои занятия, а когда закончит, когда все станет шиворот-навыворот и ему уже нечего будет больше делать, а хаос будет полный, тогда придет Господь Бог, и посеет Свое семя, и покажет Свое дело. Диавол иногда так ужасно испакостит всё, что даже ему самому Бог не повелевает вернуть все обратно — он не справится, таким запутанным может оказаться весь этот клубок.
— Когда же, Бог? Пожалуйста, скажи мне, когда Ты благодаришь меня?
— Я безмолвно благодарю тебя через твоего отца, когда ты даришь ему свою самую прекрасную улыбку, отправляясь спать. Я безмолвно благодарю тебя через твою мать, когда ты даришь ей свою самую прекрасную улыбку, просыпаясь рано утром.
Действие побеждает несказанные бедствия и бессчетные ограничения жизни. Действие преобразует разрушительное несовершенство жизни в сияющее совершенство. Действие - это нечто бесконечно более глубокое и высокое, чем просто необходимость физически выживать. Действие - это высший секрет, позволяющий нам вступить в Жизнь Вечную.
Человек непрерывно молится, чтобы видеть все сквозь призму света и иметь силу жизни в себе (если не молится, то не так жизненно видит), так молясь за другого мы соединяем его собой и другой начинает чувствовать в себе частичку жизни и просветление ума (без этого человеку дается другой способ вразумления и ему тяжелей понимать и переносить скорби).
Предположим, вы не знаете, в чем заключается истина, но испытываете искреннюю заботу о ком-то. Вам хочется ему помочь, но вы не знаете, что сказать. В такой момент не формируйте никакой идеи о том, как вам ему помочь или что ему сказать. Превратите свой ум в пустой сосуд. Затем позвольте Богу наполнить сосуд Его Светом и Мудростью и делитесь ими.
Неуверенность появляется лишь из-за того, что ваше сердце знает: вы некрепко держитесь за Бога, и когда появится искушение, вы отпустите Его и упадете. Но если вы будете чувствовать, что вас держит Бог, то неуверенности не будет, потому что вам известно, что Бог обладает бесконечной силой, чтобы удержать вас внутри Своего Сердца.
Представьте, что вы и Бог находитесь где-то вместе, а прямо перед вами глубокая яма. Если вы держите Отца за руку в тот миг, когда возникает искушение, вы можете отпустить руку и попытаться схватить это искушение. Тогда вы упадете в яму. Но если вы позволите своему Вечному Отцу держать себя, то, даже если искушение нападет на вас, Он будет держать вас так крепко, что вы не сможете упасть в пропасть невежества.