Мнимый экстаз и подлинная реализация
Деньги стали иконой, но знают ли финансовые магнаты, как родиться баснословно богатым? Красивым? Здоровым? Счастливым? Вечным? А Шри Экадаши-дэви – знает! И дарует Вайкунтху! Океан её милости – безграничен! Но природа глаз – искать чудеса и знамения, а природа сердца – верить. Вера в гуру-шастры-садху (парамартхика-шрадха) принципиально отличается от веры, возникающей через свидетельство глаз. Она – бхакти-лата-биджа, семя лианы преданности, и это сокровище мы не должны скармливать животным инстинкта, уступая чувствам в Экадаши.
«Я не могу поститься!» – это, как правило, «не хочу поститься!». Разве не переносим мы страдания даже многодневных мучительных болезней просто в ожидании их исхода? Так же пройдут и сутки нирджала! И совсем не обязательно, что вместе с жизнью, как у принца Шобхану: такую удачу – оставить тело в Экадаши, воспевая маха-мантру, – ещё нужно заслужить!
Бывает, кто-то, не успев поесть, выбегает ни свет, ни заря из дома по своим неотложным, как ему думается, делам и носится весь день по городу до самого вечера без маковой росинки во рту, напрочь забыв, что не может поститься! Даже не вспоминает о своей неспособности! Но в Экадаши вспоминает, и с самого утра у него уже начинает кружиться голова от слабости. Надо учитывать эти чисто психологические выкрутасы нашего желания наслаждаться, усиливаемых полубогами, ответственными за создание препятствий, и демоническими сущностями.
Разве оговаривали мы свою способность или неспособность следовать ангам бхакти, как условие, чтобы слушать катху Шрилы Гурудэва? А что реализовали из услышанного, кроме внешнего вида? Что-то, конечно, реализовали, и, по сравнению с нулём, с которого начали, не так уж мало; но по сравнению с тем, о чём говорил Шрила Гурудэв и о чём он мог бы сказать, если бы наша духовная зрелость поспевала за его мыслью, – это всё тот же нуль! Однако Шрила Гурудэв никогда не подстраивал под нашу неспособность бхакти-сиддханту. Он взял всего одну каплю нектарного океана бхакти-расы, чтобы что-то объяснить нам, а то, до чего мы не доросли, просто не обсуждал. Он даже называл книги о бхакти, к которым запрещал прикасаться, но никогда не утилизировал сокровенные темы в угоду публике, как это делают сахаджии. Что же они делают? Сахаджии имитируют реализацию взаимоотношений обитателей духовного мира, оставаясь рабами потребностей физического тела и животных инстинктов. Они низводят на животно-прагматический уровень возвышенные духовные истины, недоступные их пониманию и, тем более, переживаниям.
А что делаем мы, если, не желая обнаружить перед окружающими свою неспособность контролировать ум, язык и желудок, утилизируем возвышенную Экадаши-таттву, сводя её к запрету на зернобобовые? Не делаем ли мы нечто подобное тому, что делают сахаджии, низводя на животно-прагматический уровень трансцендентную истину, недоступную нашему пониманию, и имитируя соблюдение Экадаши, которого нет? Нужно обладать ловкостью мангуста, чтобы, назвав соблюдением Экадаши воздержание от зернобобовых, увернуться от укуса кобры сахаджийства или объятий мадемуазель Кутинати. Сегодня мы имитируем соблюдение Экадаши, завтра – бхаву, послезавтра – строим из себя гуру, начиная принимать учеников, и так постепенно продвигаемся по лестнице служебно-должностной иерархии до положения ачарьи... Это, конечно, не ступени развития бхакти, но из глаз того, кто неспособен контролировать чувства в течение экадашных суток, слёзы умиления польются рекой и без бхавы, стоит лишь ему оказаться на публике. Вот вам и симптомы духовного экстаза! Волосы дыбом от умиления едва ли встанут, но от ужаса перед посланцами Ямараджа – могут...
«Из многих тысяч людей может быть один стремится к совершенству, а из достигших совершенства едва ли один воистину познал Меня» – говорит Шри Кришна в «Бхагавад-гите» (7.3). По мнению Шрилы Вишванатхи Чакраварти Тхакура «познать Кришну» означает «увидеть Его как Шьямасундара», то есть в играх Враджа. Это полностью соответствует нашей цели, однако Кришна говорит: «Едва ли один!». А нас так много! Более того, Кришна не говорит, что этот едва ли один – из нас. Он говорит: «Из достигших совершенства!» О каком совершенстве идёт речь? Быть может, мы поспешили пренебречь милостью Шри Экадаши-дэви, матери бхакти, открывающей двери вечной обители Кришны? Игнорируя наставления Шрилы Гурудэва, мы всё же остаёмся уверенными, что по его милости путёвка во Врадж уже у нас в кармане! Но Кришна не «кисейная барышня», истомившаяся по гостям: «Едва ли один приходит ко Мне...» – говорит Он, и все лишние остаются за дверью. Некто загадочный, «едва ли один», проходит эту дверь, но он не из числа стремящихся к совершенству – он из тех, кто уже достиг его! А чего достигли мы? На какой ступени развития бхакти мы находимся?
Кажется, что к совершенству стремяться все преданные! Однако в процессе преданного служения и одновременного самолюбования мы можем недооценить майю и стать удовлетворёнными своей реализацией и достигнутым положением настолько, что незаметно для себя окажемся восседающими на троне «Наслаждающегося», продолжая при этом выполнять своё «преданное служение». В этом случае, не успев войти в категорию достигших совершенства, мы выпадаем даже из категории стремящихся к нему.
Какое же совершенство подразумевает Кришна?
Шрила Бхактивинода Тхакур в «Шри Харинама-чинтамани» даёт ключ разумения:
«Подлинный садху смиренно называет себя несчастной душой, предавшейся Господу Кришне, и постоянно воспевает имя Кришны. Осознавая себя существом ничтожнее травинки и будучи терпеливее дерева, он почтителен со всеми и не ждёт почтение к себе. К такому садху Святое Имя Кришны проявляет беспричинную милость и дарит ему божественную любовь к Богу».
Итак, подлинные садху – это вайшнавы, возвысившиеся в своей реализации бхакти до настроения 3-его стиха «Шри Шикшаштаки» и принявшие это настроение, как своё собственное, всем сердцем, каждой клеточкой своего тела, всеми фибрами души! Пребывая в нём, они погружены в непрерывное воспевание Святого Имени Шри Кришны. Какой-то наиболее удачливый из них счастливчик, которому Святое Имя являет Свою особую милость, одаривая бхава-бхакти, и есть тот загадочный «едва ли один», который «воистину познал» Шри Кришну...
А остальные? А-у-у!!!
Волны материальных желаний смывают за борт судна преданности Шри Кришне всех увенчанных лаврами «наслаждающегося», будь они адептами житейской мудрости или носителями шафрановых одежд. В порту назначения по трапу на долгожданный трансцендентный берег сходят считанные единицы – едва ли один! – о чём Кришна и свидетельствует в «Бхагавад-гите».
Делать уступку своим чувствам в Экадаши – это значит остаться на палубе судна преданности в штормовую погоду, чтобы наслаждаться морским пейзажем и вздымающимися волнами желаний необъятного океана материального бытия, рискуя быть смытым за борт...
31. Не в свои сани – не садись!
Шраддха – это твёрдая вера в наставления бхакти-шастр и она же – энтузиазм следовать им, что означает осуществлять процесс восхождения по ступеням развития бхакти от шраддхи до премы. Шраддха при этом растёт вместе с бхакти, что автоматически увеличивает энтузиазм осуществлять процесс. Отсутствие такого энтузиазма свидетельствует об отсутствии шраддхи. Это сигнальная лампочка опасности! Шраддха – основа бхакти! Энтузиазм исполнять наставления гуру имеет тот же источник – шраддху.
Шастры – представители духовного мира, как и сад-гуру. Если мы на самом деле хотим обрести бхакти и стать участниками игр Кришны в Его вечной обители, нам рано или поздно придётся следовать наставлениям их представителей – бхакти-шастр и сад-гуру. Только в этом случае можно когда-нибудь обрести, а не имитировать, спонтанную преданность жителей Враджа, витающую над сводом правил и предписаний.
Почему никто не имитирует способности воздушного гимнаста? Потому что имитировать их нужно под куполом цирка. Однако имитировать спонтанную преданность, оправдывая ей свою независимость от правил и предписаний, таких, как нирджал и бодрствование в Экадаши, хуже, чем сорваться с трапеции. Нитья-сиддха-парикары Кришны во Врадже, особенно юные гопи, без заглядывания в календари и шастры знают дату «экадашного» праздника и вид затребованного служения, которое следует предложить Кришне в этот день: их сердца – самый чуткий барометр колебаний настроения и чувственной активности Кришны и непревзойдённый знаток Его потребностей и способов их удовлетворить, ибо счастье Кришны – единственная цель их жизни. Их сердца знают всё не только о служении Кришне, но и о служении Радхе, поэтому они приходят также и для участия в играх Шри Чайтаньи Махапрабху. Мы не знаем всё об их возвышенном служении, но, проходя обучение, начинаем думать, что соблюдать нирджал в Экадаши – необязательно! Это значит, возомнить себя более возвышенным, чем вечные спутники Шри Чайтаньи Махапрабху, с которыми Он проводил Экадаши в Навадвипе и Джаганнатха Пури. Паршадам Махапрабху спонтанную преданность у нас не занимать, а они смиренно принимают прибежище у нирджала и бодрствования в Экадаши. Случай, произошедший в Экадаши, когда Сарвабхаума Бхаттачарья, Гопинатха-ачарья и управляющий храма Гундича принесли в сады Джаганнатха-валлабхи махапрасад Господа Джаганнатхи для Шри Чайтаньи Махапрабху, и последующие объяснения, которые дал им Махапрабху о правилах соблюдения Экадаши, показывают, что некоторые спутники Гауранги Махапрабху стали следовать принципу нирджала и бодрствования в Экадаши под влиянием Его проповеди и личного примера. Значит, думать, что соблюдать нирджал в Экадаши необязательно, – это также возомнить себя более возвышенным, чем Сам Махапрабху, который считал это обязательным для всех, включая Себя Самого, и учил этому не только давая наставления – это описано Шрилой Джагаданандой Пандитом в «Према-виварте» и Шрилой Вриндаваном дасом Тхакуром в «Чайтанья-бхагавате».
Но однажды произошёл случай прямо противоположный этим описаниям. Это было в Навадвипе. Махапрабху не был ещё знаменитым Нимаем Пандитом – Он был маленьким мальчиком нескольких лет от роду, когда неожиданно для Своих родителей и всех присутствующих в доме гостей попросил в Экадаши принести Ему роскошный пир, приготовленный двумя братьями-брахманами, Джагадишей и Хираньей, Его вечными спутниками. Об этом пире никто в доме Джаганнатхи Мишры, да и во всей Навадвипе, понятия не имел. О нём знали только сами братья, Джагадиша и Хиранья, и их обожаемый Господь. Эта история – украшение детских лил Шри Гаурахари, когда малыш Нимай проявляет настроение Вишну. Шрила Вриндаван дас Тхакур так описывает эту удивительную историю («Чайтанья-бхагавата», 6. 13, 14, 16, 19-23, 27-30):
«Было одно верное средство [успокаивающее Нимая]: как только раздавался киртан, Господь переставал плакать. Стоило кому-либо начать хлопать в ладоши и петь имена Хари, как Господь становился тихим и послушным. Но однажды, несмотря на то, что все вокруг непрерывно пели Харинаму, Господь не мог успокоиться. Все говорили: “Малыш, что же ты хочешь? Мы принесём тебе всё, что угодно, только не плачь!” Господь ответил: “Если вы хотите спасти Мне жизнь, то сейчас же ступайте в дом двух брахманов. Джагадиша и Хиранья – великие преданные! То, что Я желаю, находится у них. Сегодня – Экадаши! Они оба постятся, но приготовили подношение для Господа Вишну. Вкусив эти блюда, Я перестану плакать и пойду гулять”.
Узнав о желании малыша, Хиранья и Джагадиша преисполнились радости. Они воскликнули: “Какая удивительная просьба! Мы никогда не слышали о столь разумном ребёнке! Как Он узнал, что сегодня Экадаши? Откуда Ему известно, что мы приготовили множество различных блюд для Господа? Теперь мы понимаем, почему этот мальчик так прекрасен! Несомненно, в Его теле действует Сам Гопал-Кришна!” ».
Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Прабхупада комментирует этот случай так: «Оба брахмана – Джагадиша Пандит и Хиранья Пандит – жили на Годрумдвипе, недалеко от дома Джаганнатхи Мишры. В Экадаши они приготовили роскошное подношение Господу Вишну. Предписание поститься в Экадаши касается только людей, но не Господа, который Сам устанавливает правила. Господь наслаждается всеми подношениями, поэтому в Экадаши Ему нужно предлагать всевозможные виды блюд. Обычно в этот день преданные отказываются от всех видов наслаждения и постятся. Однако Сам Господь Шри Хари, защитник предавшихся Ему душ, принимает подношения Своих бхакт также и в этот день, известный как Хари-васар. Поэтому Шри Гаура-Нарайана захотел отведать блюда, приготовленные в доме Хираньи и Джагадиша».
Итак, являя Свою божественную милость и сладость Своих детских развлечений, Шри Гаурахари однажды, войдя в настроение Верховного Наслаждающегося, принял в Экадаши шикарный пир, изобилующий богатством разнообразных блюд, приготовленных для Него Его чистыми преданными – Джагадишей и Хираньей Пандитами. Но Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Прабхупада объяснил нам, что лилы Верховного Наслаждающегося не являются примером для подражания Его преданных – что позволено Юпитеру, не позволено быку, а что позволено Кришне, не позволено ни Юпитеру, ни Брахме, ни Шиве! В данном случае, Шрила Прабхупада указывает на пример поведения, достойный подражания, который дают нам братья-брахманы Хиранья и Джагадиша: они приготовили в Экадаши для удовольствия Шри Хари всевозможные изысканные блюда, но сами – постились! Так проявляет себя любовь и преданность в поведении слуг Шри Хари.
А что определяет поведение баддха-дживы, лишённой настроения преданности? Клеши, главным образом, рага (стремление к наслаждению) и двеша (неприятие страданий). Поэтому до тех пор, пока анги бхакти позволяют баддха-дживе наслаждаться процессом преданного служения (красивой философией, красивыми Божествами, красивой музыкой, красивыми арати и бхаджанами, вкусной едой, приятным общением, возвышенной целью жизни и так далее), она принимает их и готова им следовать, ибо они соответствуют её настроению наслаждающегося. Но Экадаши-врата, как она представлена в шастрах, вызывает яростный протест обеих клеш – и раги, и двеши. Нирджал и бодрствование – это подножка шастр наслаждающейся дживе, напоминающая ей о её подчинённом положении и служебной функции. Но это напоминание – увы! – Ивану, не помнящему родства и не желающему его помнить! Взбунтовавшаяся против Бхагавана джива пытается занять положение Верховного Пуруши с незапамятных времён татастха-шакти! Пытается безуспешно, но, сохраняя абхиман наслаждающегося, настаивает всё же на том, что ей можно есть в Экадаши! В своей неудаче воссесть на троне Всевышнего, она жаждет присвоить себе хотя бы эту прерогативу Бхагавана, чтобы в пику Ему наслаждаться пищей в любое угодное ей самой время! Особенно в то, которое ей строго-настрого для еды запрещено! В этом она ощущает особый смак, потому что нарушение запрета, установленного Самим Бхагаваном, весомо доказывает, что она тоже не лыком шита...
Во времена воинствующего атеизма в России один спецотряд, вооружённый не только просветительскими идеями, «проповедовал» торжество научного мировоззрения по деревням и весям. В одном месте, сорвав в церкви и домах иконы и свалив их грудой перед собравшимися вокруг жителями, командир отряда стал рубить церковную утварь топором, доказывая “отравленному опиумом религии” населению, что Бога нет: «Ну, видите!» – приговаривал он с каждым ударом. – «Если бы это был Бог, разве бы Он попустил такое…» – и хлёстким движением – «хм!» – рассёк надвое икону Иисуса Христа. «Ну? Где же Он, ваш Бог? Что же Он меня не покарает?» – с улыбкой первооткрывателя новых земель он обвёл всех победоносным взором. И тогда один преклонных лет человек чуть выдвинулся вперёд и сказал ему: «Милый! Какой же кары тебе ещё надо? Бог лишил тебя разума!».
Шри Кришна говорит: «Мои преданные будут известны тем, что постятся в Экадаши!». Почему Он в этом уверен? Потому что преданные Кришны не претендуют на положение и собственность своего возлюбленного Господа. Они не стремятся присвоить себе Его права, в том числе, Его исключительное право наслаждаться пищей в Экадаши! Но кто-то мечтает об этих правах. Кто-то просто изнывает от неутолимой жажды захватить их, как и само положение Бога. Кто же это? Вы не знаете? Я скажу: все, кроме бхакт Господа! Увы, нам, увы! Мы называем себя преданными Кришны, но Кришна говорит: «Мои преданные будут известны тем, что постятся в Экадаши!». Однако мы не хотим Его слушать! Мы продолжаем считать себя Его преданными, но пытаемся выполнять Его функцию (наслаждаться пищей в Экадаши), а не свою (воздерживаясь от еды и сна, прославлять Кришну, петь и танцевать для Его удовольствия). Мы делаем это (едим, пьём и спим), чтобы удовлетворить запросы своего тела, не запросы Кришны. Такова расстановка наших приоритетов. Оказание предпочтения обнаруживает подлинный объект нашего поклонения и любовного преданного служения. И объект этот, к сожалению, не Кришна. Сможем ли мы переварить булыжники апарадх, съеденные в Экадаши? Кришна – огонь пищеварения («Бхагавад-гита», 15.14), и Он говорит нам: «Не сможете!».
Стремление дживы наслаждаться является незаконным не только в Экадаши, а в любой день, ибо наслаждение – это прерогатива Бхагавана, которую джива пытается присвоить. Даже желание наслаждаться вместе с Кришной – незаконно до тех пор, пока не будет подкреплено соответствующей расой, обеспечивающей его законность. Например, для сакхья-расы желание наслаждаться вместе с Кришной – игрой, едой, борьбой, прогулкой и другими видами взаимоотношений – вполне законно! Но гопи не стремятся наслаждаться вместе с Кришной – они стремятся только к тому, чтобы доставить наслаждение самому Кришне! Только Ему! Как и мама Яшода. Но при этом они обретают высочайшее блаженство! Такова Кришна-према. Источник безграничного наслаждения заключён в любовном служении Кришне. Гопи дают исчерпывающий пример обретения наивысшего блаженства, к которому никогда не приведёт желание обрести его. Желание обрести блаженство низводит в ад, а желание доставить блаженство Кришне – наделяет им. Все ачарьи нашей линии ученической преемственности, начиная с Рупы Госвами, – это манджари-гопи. Если мы на самом деле хотим быть в анугате с ними, любое желание наслаждаться едой, славой, служением, учениками и чем бы то ни было ещё из доступного нам арсенала наслаждений (даже вместе с Кришной) должно вызывать у нас внутренний невыносимо завывающий сигнал тревоги: «Не в свои сани – не садись!».
Иногда в доме Шриваса Пандита, находясь в окружении самых близких Своих преданных, Махапрабху восседал на трон Вишну и проявлял настроения различных Своих экспансий – Шри Варахи, Шри Нрисимхи или Господа Шивы. Но главное Его настроение, как мы знаем, было другим. В этом настроении, настроении преданного Шри Кришны, вливающемся в Его сердце из сердца Шримати Радхарани, Шри Чайтанья Махапрабху всегда давал идеальный пример следования вайшнава-дхарме, независимо от того, был ли Он в ашраме грихастхи или в ашраме саньяси. Шрила Гурудэв неоднократно подчёркивал это, говоря, что Махапрабху дал пример правильного поведения и грихастхам, и саньяси. И какой же Махапрабху дал пример в соблюдении Экадаши? Нирджал и санкиртана с восхода солнца в Экадаши до восхода солнца в двадаши!
Нам необходим этот процесс! Самолюбование омрачает любую составляющую бхакти, поэтому очень трудно получить плод наставлений Шрилы Гурудэва (ручи, асакти, бхаву), даже исполняя его наставления, ибо глаза постоянно косят на отражение самого себя в кривом зеркале ложного эго. Даже повторение Святого Имени на чётках и то угрожает принять форму хвастовства количеством прочитанных кругов! Купаясь в лучах собственной славы и восхищённых взорах окружающих, мы уже получаем награду свою. Результат, о котором говорит Шрила Гурудэв, обитает в прямо противоположном месте. Отсутствие желанной чистоты самого практикующего сопровождает любую севу. Единственное, что мы можем делать чисто – это не есть в Экадаши! Просто ничего не кладёшь себе в рот и всё! Что бы человек ни воображал о себе при этом, как бы ни восхищался собой – это не прерывает пост и даже не оскверняет его, потому что мысли не являются условием соблюдения поста. Это такая милость, которую трудно вообразить! Видимо, поэтому люди ещё не встали в очередь на соблюдение Экадаши-враты: их сознание не способно вместить масштаб обретаемого богатства! За смехотворно простой процесс валом валятся фантастические, сказочные благословения! Просто сказочные! Почему? Неужели за пытку нирджалом и бессонной ночью? Нет! За их своевременность, которую обеспечивает послушание! Такова милость чит-шакти по отношению к тем, кто слушается её! Весь мир не слушается! Весь мир! А тут появляется раз, два, три и обчёлся тех, кто слушается! На них-то её милость и сосредоточивается! Послушание ей автоматически преобразует наши неуклюжие телодвижения в изящные жесты, соответствующие гармонии духовного мира. Принятие авторитета бхакти-шастр и следование их наставлениям, а не завихрениям ума, стремящегося верховодить и наслаждаться материальными вкусами, выводит дживу из-под контроля материальной энергии под контроль чит-шакти.