Нектар Святого Имени и драгоценный сосуд Экадаши-враты
Кто бы знал, что таинственный нектар Святого Имени хранится в драгоценном сосуде Экадаши-враты? Эту сокровенную истину, как бесценный подарок, преподнёс миру Шри Чайтаньи Махапрабху:
бхакти-анге экадаши-мана-бханге
«В разделе бхакти из-за непочтения к Экадаши
сарвванаша упастхита хойа.
разрушение всего наступает».
шрихарибасара-дине кришнанама-расапане
«В Экадаши лишь питьём расы имени Кришны
трипта хойа ваишнава суджана
утоляют свою жажду благочестивые вайшнавы;
анйа раса нахи лойа, анйа катха нахи койа
другой расы не принимают, других речей не ведут,
сарввабхога коройе барджджана.
все чувственные наслаждения отвергают».
экадаши-дине нидрахара-висарджджана
«В Экадаши следует полностью отказаться от сна и еды».
шринамабхаджана ара экадаши-врата
«Шри Нама-бхаджан и Экадаши-врата –
экататтва нитья джани ’хао тахе рата.
это единая вечная таттва! Прими их, не разделяя, и сделай своей жизнью».
Зная о единой природе Нама-таттвы и Экадаши-таттвы, Шриман Махапрабху сделал соблюдение Экадаши чрезвычайно простым: забыв на сутки о питье, сне и еде, нужно посвятить себя воспеванию Святого Имени и Кришна-катхе! Всё! Санкиртана сама превратит этот день в праздник, наполнив сердце нектаром, недоступным языку и желудку!
То, что таинственный нектар Святого Имени хранится в драгоценном сосуде Экадаши-враты – это подлинная сенсация! Это многое проясняет из того, что происходит с нами и вокруг нас. Но что-то загадачное, связанное с Экадаши-таттвой, всё же остаётся...
Что вдохновляло Шрилу Джаганнатха Даса Бабаджи Махараджа соблюдать нирджал в течение всех трёх дней Экадаши-враты – дашами-экадаши-двадаши? Шрила Вамши Дас Бабаджи Махарадж и Шрила Гауракишор Дас Бабаджи Махарадж, не имея панджики, иногда в ожидании Экадаши погружались в нирджал за несколько дней до его прихода, чтобы не пропустить. Почему? Ведь они сиддха-пуруши! Им не нужно тренироваться, соблюдая садхану. Они давно в плену расы и ведомы сладчайшим вкусом личного служения Радхе-Кришне в бесчисленных кунджах и никунджах Враджа. Что же побуждало их столь трепетно относиться к Экадаши? Ясно, что нечто удивительное, но что? Этим «нечто» является особый нектар, который струится в эти дни с Голоки – нектар захватывающего весь Врадж праздника грандиозного затребованного служения Кришне, вызванного всплеском активности Его трансцендентных чувств и проявлением настроения особой потребности в их удовлетворении. Эти всплески чувственной активности Шри Кришны цикличны и настолько мощны, что их импульсы прошивают все миры и пульсируют в материальных вселенных как Мадхава-титхи, определяя Экадашные циклы. Пребывая в многодневном смаранам, сиддха-пуруши, погружённые в манаси-севу, автоматически становятся участниками этих «экадашных» праздников на Голоке. Поэтому Шри Чайтанья Махапрабху, ощущающий настроение Кришны как никто другой, со всем Своим окружением проводил экадашные дни и ночи в санкиртане! Шри Вриндаван дас Тхакур и Джагадананда Пандит описывают то, как проходили эти праздники в Навадвипе и Джаганнатха Пури, а Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Прабхупада объясняет своим ученикам на Курукшетре сокровенную природу и славу Шри Экадаши-титхи.
Узурпация юга-дхармы
Прасада-сева – это нечто мистическое! Никто не называет её высшей формой преданного служения Шри Радхе-Кришне, но её магическое, завораживающее действие создаёт впечатление, что Господь Чайтанья ошибся, провозгласив юга-дхармой Харинаму. Не дожидаясь официального референдума, прасада-сева за счёт фактического безоговорочного признания своего приоритета подавляющим большинством самозабвенно поклоняющихся ей с утра до вечера бхакт, незаметно, без триумфальных шествий и громогласных оповещений узурпировала престол Святого Имени и положение юга-дхармы!
Однако её самозванство чревато для предавшихся ей душ серьёзной угрозой:
«Следует тщательно избегать потворства дурным наклонностям языка – стремлению наслаждаться любым из шести вкусов (сладким, острым, солёным, кислым, горьким и вяжущим)… Маха-прасад может быть очень вкусным, и принятие его с верой не является потворством языку. Однако, если под предлогом оказания почтения прасаду кто-то желает испытать удовольствие и украдкой наслаждается его вкусом, – это тоже потворство прихотям языка. Вкушать дорогие, изысканные блюда пагубно для нишкинчана-вайшнавов, живущих в отречении от мира. Потакая требованиям языка, преданный рискует попасть в ловушку предосудительного поведения и дурного общения»... – так Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Прабхупада комментирует 1-й стих «Шри Упадешамриты» и приводит цитату из «Шри Чайтанья-чаритамриты» (Антья, 6.227, 236):
«Люди, склонные к плотским утехам и чревоугодию, стремящиеся удовлетворить прихоти языка, никогда не смогут приблизиться к Шри Кришне. Преданному не следует носить дорогие, роскошные одежды и есть изысканные блюда».
Далее Шрила Прабхупада Сарасвати Тхакур продолжает:
«Садхаки должны тщательно избегать этих соблазнов. Обжорство влечёт за собой различные болезни и многие другие проблемы. Люди, склонные к чревоугодию, обычно попадают во власть полового чувства и ведут распутный образ жизни. С требованиями желудка можно совладать, если должным образом почитать бхагавад-прасад, соблюдать Экадаши-врату по всем правилам и служить Кришне».
Последнее означает, что методы обуздания чувств существуют, и соблюдение Экадаши по всем правилам – один из них. Проблема, оказывается, только в том, что мы не хотим воспользоваться этими методами в полном объёме: мы отбрасываем экадашный пост, а сосредоточиваемся на предписании «должным образом почитать бхагавад-прасад» и начинаем тренероваться в этом виде служения с утра до вечера даже в Экадаши! Шрила Бхактиведанта Свами Махарадж, основатель-ачарья ИСККОН, комментируя «Шримад-Бхагаватам» (4.28.35-36), пишет: «Тот, кто хочет прогрессировать в сознании Кришны, должен следить за своим весом. Если человек сильно полнеет, значит, он остановился в своём духовном развитии. Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур беспощадно критиковал своих учеников, которые начинали тучнеть. Отсюда следует, что человек, желающий продвигаться по духовному пути, не должен много есть».
Итак, приём прасада, осуществляемый как поклонение Кришне, в настроении служения Ему, а не своему желудку и вкусовым рецепторам языка – это очень важная составляющая бхакти, но далеко не лидирующая. Необходимо свергнуть узурпатора юга-дхармы! Его имя не упоминается ни в числе трёх, ни в числе пяти, ни в числе девяти основных практик преданного служения, в отличие от воспевания Святого Имени, которое венчает весь список! Ему и рекомендует Шри Чайтанья Махапрабху посвящать Экадаши-врату, не отвлекаясь ни на что другое: «Шри Нама-бхаджан и Экадаши-врата – это эка-таттва нитья, единая вечная трансцендентная истина!» – говорит Махапрабху. – «Прими их, не разделяя, и сделай своей жизнью!».