Просветление в обывательском
И оккультном понимании
Словом «просветление» сейчас пользуются очень широко, во многом благодаря огромному спектру разнообразных его значений и смысловых оттенков. Здесь разнообразие воистину велико, но нам все же надо четко знать, что из них что означает.
«Как только я протрезвел, у меня произошло просветление; в мозгах все прояснилось…» – есть и такой уровень понимания слова просветление.
Ученый долго-долго думал, пытаясь решить свою научную проблему; затем произошло просветление – вот вам еще одно значение. И архимедов возглас «Эврика! Эврика!» относится к это же категории…
Все это, конечно, примеры обывательского или мирского понимания просветления. Однако, и в духовно-эзотерической литературе можно выделить несколько качественно разных уровней или трактовок феномена просветления.
В самом общем виде, просветлением называют широкий круг феноменов – от прояснения сознания и наступления пророческого или иного тонкого видения, многомерного внимания, до полной трансформы сознания, ведущей к постоянной духовной святости и освобожденности…
Чаще всего под Просветлением понимается или акт расширения сознания, в той или иной степени духовного прозревания в глубины Духа – от единичного явления Самадхи, или сверхсознания, до устойчивого многомерного видения мира, свойственному например освобожденному-при-жизни человеку (дживанмукти). Да и сами мы можем называть просветлением как феномены прозревания духовной Реальности, так и выход к качественно иному состоянию жизни. Примером первого уровня являются, в частности, откровения библейских пророков или куда более современного ясновидца Якова Бёме, или же Шри Ауробиндо… Второе понимание прежде всего следует связывать с Буддой.
Преображение (трансформация) — это многоаспектное изменение свойств формы, в которой движется Дух, знаменующееся переходом живого существа на качественно более высокий уровень бытия в целях большей полноты и возможностей проявления Духа. Когда материальные формы не могут следовать за движением Духа — они разрушаются. Смерть — это протест Духа против того, что формы или чувственное не склонны следовать за ним и принять преображение: это протест против эволюционного застоя.
Тело обычного человека есть Майя и тело Просветленного тоже Майя. Но это не значит, что тело обычного человека может быть названо искусственно созданным «телом иллюзии», или нирманакайей в терминах буддизма. Различие состоит в том, что тело Просветленного — это результат его сознательного творческого труда, в то время как тело обычного человека является порождением его подсознательных стремлений и желаний прошлого.
И то и другое иллюзорно с позиций Духа, но одно сознательное, а другое нет. Одно является господином Майи, другое — ее рабом. Различие и в качественных уровнях знания, развиваемого благодаря и посредством этой телесной формы, причем знания семеричного – на уровгне всех семи тел семеричного же человека.
Так или иначе, для духовной эволюции Монады ценными оказываются как «простые» расширения сознания, так и пусть даже единичные прорывы в реальности Тонких планов...
6.4. Формы ухода с земного плана
Сразу оговорю – этот и следующий параграф данной главы связаны с исключительно трудной для формального понимания темой: многомерные процессы духовной трансформации, хотя и поддаются более или менее адекватному описанию в некоторых своих аспектах, на самом деле выходят за рамки интеллектуальной постижимости. Кроме того, для успеха понимания даже описуемых сторон и аспектов этих многомерных духовных процессов, требуется не только прочное усвоение основных принципов и оккультных законов, но и слишком много деталей надо держать в уме одновременно…
По ходу изложения я уже много раз повторял, что все мировые религии и действительно подлинные духовные учения ведут человека из мира материи в мир Духа; все они предусматривают вознесение человека обратно к Богу, хотя чаще всего в посмертном состоянии. Как это происходит? – конечно, путем соответствующего переноса жизненных энергий и самого сознания.
Тело уже не нужно? – оно или трансформируется полностью или отбрасывается, как пустой топливный бак или ступень ракеты-носителя. Душевные оболочки уже не нужны? – они тоже трансформируются или отбрасываются, как старый ненужный скафандр… И т. д.
Что означает «трансформируется»? – Полная трансформация есть вбирание в себя вышестоящими оболочками предыдущих, более грубоматериальных. Это подобно тому, как взлетающий самолет вбирает в себя шасси с колесами: после взлета они не нужны, и если не надо возвращаться назад, то они или вбираются внутрь корпуса или даже их можно обломать и выбросить – ведь возвращаться уже снова назад не нужно…
Это вбирание, или абсорбция, есть определенное последовательное слияние тел-слоев-уровней в семеричном человеке. Чтобы понять в общих чертах, что это такое, сначала давайте проанализируем в три качественные формы окончания земной жизни:
1) человек наработал только эволюционный опыт, Плотное тело отбрасывается, Эфирное тело отбрасывается на 9-й день, душа отбрасывается на 40-й день: бессмертный Дух (Атма);
2) человек умирает, казалось бы, обычной смертью, но успевает наработать устойчивый комплекс «бессмертный Дух + бессмертная душа»;
3) очень малому числу даже среди продвинутых мистиков удается достичь физического бессмертия как духовного синтеза сочетания «бессмертный Дух + бессмертная душа + бессмертное тело»; сюда относятся чрезвычайно редкие случаи вознесения-при-жизни.
Более подробно обо всем этом будет сказано чуть ниже…
Так или иначе, обычно энергия, обеспечивающая восприятие мира, ориентацию и взаимодействие с внешней иллюзорной реальностью, составляет примерно 1/10 всех энергетических эманаций, заключенных в коконе. Но, «в момент смерти вся внутренняя энергия разом высвобождается… В этот миг немыслимая сила переполняет все живое существо. Это – не накатывающая сила, расколовшая кокон, поскольку последняя никогда не проникает внутрь кокона, она только заставляет его разрушиться (действуя снаружи, извне). Сила, которой наполняется живое существо, генерируется мгновенной настройкой сразу всех энергетических эманаций, сохраняющих пассивность в течение целой жизни. У этой гигантской Силы нет выхода, и она может вырваться наружу только через просвет, или брешь в коконе» (Книга 7. Огонь изнутри, с.473)
Тот факт, что обычно люди используют не более 1/10 энергий кокона, и оставшиеся 9/10 высвобождаются в момент смерти, не противоречит положению индийских йогов и китайских даосов о смерти как результате истощения жизненных энергий Праны-Ци. Причем по нескольким моментам сразу. Во-первых, истощается та часть качественно более грубых энергий Эфирного тела, которые принадлежат другому энергетическому уровню или октаве вибраций. Причем именно часть, поскольку очень много энергии не может утилизироваться обычными людьми, и она как бы скапливается по периферии от сетки-каркаса Эфирного тела. Эта энергия не ушла совсем, но, находясь на периферии, она не может быть утилизирована обычными людьми. Нечто вроде наплывов воска на отекшей свечке, догоревшей наполовину… Кстати, это можно наблюдать и невооруженным глазом в трехмерном мире – посмотрите, сколько стройных красавиц превратились в оплывших жиром бесформенных теток ближе к старости (!).
Надо полагать, именно за счет этого своеобразного «взрывания» внутренней энергии и возносятся в более высокие сферы Астрального и Ментального плана большинство религиозных подвижников. Однако, кармический кокон – Каузальное яйцо – у них все же еще сохраняется.
Теперь же давайте остановимся на только что перечисленных трех качественно разных вариантах ухода из этого мира.
«Из опыта даосских Мастеров явствует, что эффективность перехода в состояние абсолютной свободы с сохранением индивидуального осознания находится в непосредственной зависимости от того, какое количество энергии человеку удалось трансформировать в энергетическое тело до момента наступления смерти. Чем большую часть своего физического существа мы сумеем преобразовать в энергию существа духовного, тем большую часть самоосознания нам удастся сохранить при решающем переходе в тонкие миры...
Алхимические техники Первого уровня просветления Кань и Ли воссоединяют женское и мужское начала в нашем существе [Примечание: «Иисус сказал им: Когда вы сделаете двоих одним, и когда вы сделаете внутреннюю сторону как внешнюю сторону, и внешнюю сторону как внутреннюю сторону, и верхнюю сторону как нижнюю сторону, и когда вы сделаете мужчину и женщину одним, чтобы мужчина не был мужчиной и женщина не была женщиной, когда вы сделаете глаза вместо глаза, и руку вместо руки, и ногу вместо ноги, образ вместо образа, – тогда вы войдете в Царствие.» (Евангелие от Фомы: 27)]. За счет этого происходит зарождение тела души. Затем тело души становится как бы «няней», взращивающей тело Духа.
При таком варианте самоосознание может и не прерваться, однако вырваться из цепи перевоплощений в этом случае человеку все же не удается. Преодоление обусловленной необходимости вращения в круге рождений и смерти становится реальной возможностью только для того, кто за время жизни в земном воплощении успел развить тело Духа и сформировать интегральное тело бессмертия.
Образование «няни» или тела души – это инь-фаза развития бессмертного тела, именуемая также инь-телом или «фазой зародыша». Чтоб взрастить полноценную душу, необходимо ее питать, воспитывать, обучать и тренировать
[Примечание: «Будем возделывать души свои, делая в духовном смысле все, что делает земледелец, возделывая поле свое,» – Св. Федор Студит , 8-9 вв. – см. Добротолюбие, т.4, с.238, поучение 114].
По достижении душой полноценного развития может быть положено начало формированию и развития тела Духа. На взращивание его обычно требуется от четырнадцати до восемнадцати лет
[Примечание: Эти сроки – самые обобщенные и обычно предусматриваются такими при даосских методах развития; в случае индийских йогических упражнение время нередко сокращается, но все зависит от индивидуальных скоростей эволюции Монады; да и опасности в случае неправильного исполнения возрастают многократно]. Питанием для развивающегося в физическом теле тела Духа становятся все доступные человеческому существу виды тонких энергий...
Многие из Мастеров достигали такого уровня развития, что могли преобразовывать плотную материю в материю тонкую, которую затем трансформировали в составляющие своего тела Духа. В момент смерти они трансмутировали значительную часть энергии, заключенной в материи физического тела, в сознании и в теле энергетическом, в составляющие тела Духа, но это отнюдь еще не было формированием тела бессмертия. Масса физического тела при этом значительно уменьшалась и сразу же после физической смерти составлял не более двух третей прижизненной. Если такое случается, значит человеку удалось преодолеть барьер смерти, сохранив непрерывность самоосознания, и в следующее воплощение он войдет, сохранив память о предыдущем...
Чтобы слиться со светом Дао, нужно прежде всего самому сделаться светом, т. е. пробудить в себе осознание того, что все мы воистину есть порождения света, были ими и пребудем вовек. Вибрационные характеристики полноценно развитого тела Духа идентичны характеристикам света Дао, поэтому слияние Духа с Дао –вещь очень простая и совершенно естественная. Стать единым с Дао, со Святым Духом..., или с Великим Духом... Суть дела не меняется, все зависит только от принятой в той или иной традиции терминологии. Даосы иногда называют свет Дао «внешним светом».
Медитативные техники Второго уровня просветления Кань и Ли обучают человека видеть свет своего собственного Духа – внутренний свет – и соединять его со светом внешним. Слияние внутреннего и внешнего света есть начало второй фазы развития тела бессмертия – ян-фазы или ян-тела. На этом этапе для дальнейшего становления бессмертного Духа продолжается перевод материи-энергии физического тела в более тонкие состояния. Человек учится воспринимать и перерабатывать энергии все более высоких уровней — энергии Высшей Сущности и Космических Сил, а также энергию разума самого Дао. В результате в нас пробуждается самоосознание нашей истинной вечной неразрушимой сущности. Осознавая себя как Дух, человек обретает способность совершать в теле Дух путешествия в миры Духа.., утрачивает страх смерти и никогда более его не испытывает.
{Высшее просветление Кань и Ли}. На этом уровне вся сущность физического тела трансформируется в тело бессмертия. После того, как все элементы физического тела преобразованы в тонкую Ци, остается то, что известно как тело радужного света. Когда Мастер, достигший такого уровня развития, покидает этот мир, все живые составляющие его физического тела полностью поглощаются внутренним огнем, превращаясь в невидимый для физического зрения тонкий радужный свет [Примечание: Такие случаи нам известны из литературы – священные тексты Бхагавата-пураны (см. Песни 1 и 4) повествуют нам о махарадже Юдхиштхире, женщине Сати и Притху Махарадже [Шх 1:2, 4:1 и 4:2]. О посмертном теле радужного света нам сообщает жизнеописание великого буддийского йогина Тибета 11-12-го вв. – Миларепы] ... Присутствие смерти все еще необходимо на этом этапе – она подгоняет человека, не давая ему расслабиться.
{Абсолютный контроль над пятью органами чувств, воссоединение Человека и Неба} Этот уровень развития, на котором человек одерживает окончательную победу над смертью, обретая способность произвольно трансформировать физическое и энергетическое тела в тело бессмертия, путешествуя в нем в другие миры и возвращаясь обратно и вновь формируя здесь тело физическое. Человеческое существо (с.32) фактически становится реально физически бессмертным. Для того, чтобы пройти все необходимые для этого шаги практического алгоритма, требуется от восьмидесяти до нескольких сотен лет. Именно такой промежуток времени уходит на преобразование всех плотноматериальных элементов тела в тонкие. Вознесение при свете дня – высший итог долгого пути Человека сквозь тернии многих воплощений в этом мире...
Даосские Мастера – их были тысячи, Илия и Моисей, и многие-многие другие».
[Мантэк Чиа и Мэниван Чиа. Пробуждение целительного света Дао,
т.1, с.29-32]
Дополнение 1: К вопросу превращения тела в Свет.
Некоторый проблеск в освещении проблемы Освобождения через превращение в Свет получается, если сопоставить ряды понятий сразу нескольких эзотерических учений:
Ъповысить уровни вибраций (герметизм, Кибалион);
Ъвзрастить Ци, “растопить Тигельную Печь”, или “Котел” (даосская духовная алхимия);
Ъпробудить Кундалини (индийская Йога);
Ъвспенивание энергетических каналов-нади (личный опыт Шри Рамана Махарши);
Ъэнергетизация и активизация вибраций атомных спирилл (из книг Джуал Кхула - Алисы Бейли);
Ъсмещение точки сборки и зажигание энергетических пучков-нитей-эманаций (учение мексиканских толтеков).
За каждым обозначением из этого списка стоит особая реальность и множество связанных с ними аспектов одного-единственного человеческого аурического кокона…
С чего же все начинается? – так или иначе, исходными моментами являются прекращение напрасных растрат Праны-Ци, накопление свободной энергии, повышение внутреннего энергетического потенциала (все мировые религии, йога, даосская алхимия, учение мексиканских толтеков).
Дополнение 2: Девять категорий средств взращивания Праны-Ци
Применительно ко многим аспектам будет полезным также учитывать такжерекомендации даосской науки Фэнг Шуй – этих остатков древнейших знаний о гармонии тонких и грубых стихий. Синтезируя китайские Девять Категорий Средств для развития и подъема энергии Ци с другими эзотерическими представлениями по данному вопросу, мы получаем следующий ряд:
1, Яркое освещение в комнате, особенно солнечный свет. Единственное, чего здесь следует опасаться, избыточной радиации прямыхсолнечных лучей. Можно и полезно будет использовать преломляющие свет и создающие эффекты отраженного освещениястены и бытовые предметы.
2. Светящиеся предметы и другие светящиеся объекты, типа фонтанов с подсветкой, даже неоновая реклама или электрическая радуга...
3. Звук – мощнейший фактор, способный качественно изменить энергетические свойства помещения и субъективный мир человека. Особая острота восприятия звуковых вибраций позволяет занимающемуся успешно использовать последние для корректировки положения точки сборки, для получения тех или иных мистических результатов...
Приятные мелодичные звуки – например, благодаря так называемой «музыке ветра» из металлических трубочек –могут существенно улучшить энергетику квартиры и ауры самого занимающегося.
4. Живые объекты и камни-минералы способствуют образованию и развитию Ци-энергии. Садик на подоконникке или «альпийская горка» способствуют возрастанию внутренних энергий занимающегося.
5. Массивные предметы, которые создают ощущение стабильности и незыблемости. Этот фактор, правда, может оказаться несколько вредным для людей типа Земли (чистая Капха-конституция по Аюрведе), но здесь можно найти немало компенсирующих других факторов.
6. Движущиеся объекты – ветряные мельницы, флюгера и т. п. – устраняют застой энергий и тем самым предотвращают образование се-ци, или «вредоносной Ци». Для людей типа Ветра (Вата-корнституция по Аюрведе) здесь надо соблюдать осторожность...
7. Символы и особый орнамент в помещении создают управляемый инструментарий для умеющего ими пользоваться...
8. Цвет – о цвете уже немало написано. Поэтому имеет смысл лишь еще раз подчеркнуть его значимость.
9. Ленты и бахрома – эти низшие подобия магических вибраторов (например, трещтток у североамериканских индейцев или духоловки дон Хуана) также влияют на пеколичества и характер пераспределения потоков энергии в помещении и в ауре занимающихся.
Мистический переход
Как особое искусство
Между переносом энергий и реализованным переносом энергий разница, как между каналом и канализацией – хотя и там и там есть вода, но возможности оказываются качественно различными! Полная реализация процессов переноса энергий означает Освобождение. Все, о чем мы говорили чуть выше, в предыдущем разделе, относится к основному магистральному пути для большинства мистиков.
Магическое искусство новых видящих на этом фоне выглядит именно чудесным искусством, и по-другому его не назвать. По крайней мере это относится к регистрируемым на земле, в нашем мире, феноменам внезапного исчезновения на глазах свидетелей. И потому здесь стоит на них остановиться.
Приведу несколько кратких отрывков из Кастанеды…
Мы приблизились к главной площади. Хенаро не сказал ни слова. Он шел молча, как бы в задумчивости. В тот момент, когда мы выходили на главную площадь, дон Хуан сказал, что Хенаро хочет показать мне еще одну вещь: то, что позиция точки сборки – это все и что мир, который это позволяет воспринять, настолько реален, что не остается места ни для чего, кроме реальности.
– Хенаро позволит своей точке сборки собрать другой мир исключительно для тебя, – сказал мне дон Хуан. – Ты осознаешь, что, когда он воспринимает его, сила его восприятия не оставляет места ни для чего другого.
Хенаро пошел впереди, а дон Хуан приказал мне повращать глазами против часовой стрелки, пока я смотрю на Хенаро, чтобы избежать увлечения им. Я послушался. Хенаро был в пяти или шести футах передо мной. Внезапно его форма стала растворяться, и в считанные мгновения он исчез.
Я вспомнил когда-то виденные научно-фантастические кинофильмы, и удивился, подумав: осознаем ли мы свои возможности.
– Хенаро отделился от нас в данный момент силой восприятия, – сказал спокойно дон Хуан. - Когда точка сборки собирает мир, этот мир полон и завершен. Это чудо, на которое натолкнулись древние видящие, но никогда не сумели понять, что это такое: осознание земли может дать нам толчок настроиться на соответствие эманациям других больших полос, и сила этой новой настройки заставляет исчезнуть этот мир.
Всякий раз, когда древние видящие делали новую настройку, они верили, что погружаются в глубины или поднимаются к небесам. Они не знали, что этот мир исчезает, как дуновение, когда новая полная настройка заставляет нас воспринять другой полный в себе мир.» ( Книга 7, с. 441-442)
«Он сказал, что одна и та же [накатывающая] сила может произвести диаметрально противоположные действия: древние видящие были порабощены накатывающей силой, а новые вознаграждены за свои труды даром свободы. Освоившись с накатывающей силой через мастерство намерения, новые видящие в нужный момент вскрывают свой собственный кокон, и сила затопляет их, а не прокатывает, как испуганную мокрицу. Конечным результатом является их полное и мгновенное исчезновение.» ( Книга 7, с.450)
Есть все основания сделать вывод, что этот маневр – только техническое средство, тогда как основной акцент практики новых видящих связан, конечно, с развитием третьего внимания и способностью зажигать все эманации внутри кокона одновременно. Использование Опрокидывателя или толчка земли – это только приемы, тогда как Огонь изнутри составляет квинтэссенцию мистического перехода в силу своего интеграционного (сплавляющего) значение.
Без интеграции или своего рода «сплавления» низших и более тонких оболочек Монады практика использования Опрокидывателя может дать только разрушительные эффекты: для неподготовленного ученика это все может закончиться или сумасшествием или такой дезинтеграцией, после чего может потребоваться несколько воплощений только для восстановления утерянных распавшихся оболочек-»тел» до исходного уровня.
Эти возможности появляться и исчезать, превращаясь в светящийся кокон (см. также выше – ПРОЛОГ), повторю, есть высокое магическое искусство, достижимое не только благодаря постоянному контролю со стороны Наставника (нагваля), но и после долгих лет практики…
Но есть общий момент – пока существует Кармический кокон, свобода как окончательное Освобождение недостижима. Аналогично, в некоторых теософических книгах, прежде всего у Алисы Бейли, можно встретить примерно то же самое – описание разрушения аурического кокона (точнее Кармического яйца), который становится уже не нужным для мистика, в связи с его или окончательным уходом из пределов нашей космической системы или «в связи с переходом на новую космическую работу» на более высоких уровнях… Тогда духовные Иерархии могут существенно помочь разломать «скорлупу» Каузального тела...
Этот последний момент, кстати, отразился даже в народном обычае стукаться пасхалоьными яйцами. Для посвященных – это символ помощи в разбивании Каузального (кармического) тела...
В некоторых работах Алисы Бейли можно найти данные, связанные именно с процессами раскалывания Кармического кокона (Каузального, или Причинного тела). Поэтом имеет смысл обратиться к этим источникам; это позволяет проследить ряд важных параллелей.
Специально замечу перед цитированием, что «эгоическая энергия» у Алисы Бейли есть духовные энергии Монады, или высшего «Эго», а не низшего-«я», или «эго».
«В Письмах об Оккультной Медитации отмечено: атомы низшего троичного человек проходят двоякий процесс:
Сначала они оживляются вращением, и каждый в определенной последовательности набирает свет до тех пор, пока низший треугольник не будет полностью осветлен.
Наконец, имеет место трансмутация, или (другими словами) поляризация смещается от трех постоянных атомов низшего треугольника к трем постоянным атомам Триады. Физический постоянный атом трансцендируется, и поляризация становится манасической или ментальной; астральный постоянный атом трансцендируется, и поляризация становится буддхической, тогда как ментальная единица вытесняется постоянным атомом пятого, атмического плана.
Все это вызывается действием трех лучей на атомы и на жизнь внутри атома. Соотношения между тремя лучами и постоянными атомами могут быть подытожены в следующем виде:
Ъ Личностный Луч непосредственно действует на физический постоянный атом.
Ъ Эгоический Луч имеет то же действие на астральный постоянный атом.
Ъ Монадический Луч тесно связан с ментальной единицей.
Их действие троично, но не одновременно; они, как и все в Природе, всегда работают согласно определенным циклам. Например, стимуляция в результате действия монадического Луча на ментальную единицу начинает чувствоваться только, когда стремящийся проторяет Путь или поле того, как он принял первое Посвящение. Действие эгоического Луча на астральный постоянный атом ощущается тогда, когда Эго может установить прочную связь с физическим мозгом; в этом случае эгоический Луч начинает сильно и непрерывно воздействовать на атом; это бывает, когда человек высоко развит и приближается к Пути.
Эта троичная сила ощущается следующим образом:
Во-первых, Она давит на стенку тома как внешняя сила, определяя его вращательное и вибрационное движение.
Во-вторых, Она стимулирует внутренний огонь атома и повышает яркость его света.
В-третьих, Она действует на спириллы и постепенно их всех активизирует.»
[Алиса Бейли. Трактат о Космическом Огне, с.50-51]
«Центров, как известно, семь, и они образованы материей эфирных подпланов физического плана. Как нам сообщалось, их всего десять, но низшие три не считаются объектами для направления эгоической энергии. Последние связаны с увековечением физической формы и имеют непосредственное отношение:
Ш к трем низшим царствам природы;
Ш трем низшим подпланам физического плана;
Ш третьей солнечной системе, с логоической точки зрения…
Семь центров, имеющих отношение к человеку, делятся на две группы: на низшие четыре, связанные с четырьмя Лучами Атрибутов или четырьмя малыми лучами, а тем самым — с кватернером, микрокосмическим и макрокосмическим, и на высшие три, которые являются передатчиками трех лучей аспекта.
Эти энергетические центры представляют собой передатчики энергии из многочисленных, разнообразных источников, которые вкратце можно перечислить:
• от семи Лучей через семь подлучей любого монадического луча;
• от трех аспектов планетарного Логоса, Который проявляется через схему;
• от так называемых «семи отделов логоического Сердца» или от солнца с его семеричной сущностной природой, которая эзотерически лежит в основе внешней физической солнечной формы;
• от семи Риши Большой Медведицы; эта энергия притекает через Монаду и передается вниз, сливаясь на высших уровнях ментального плана с семью потоками энергии от Плеяд, которые поступают в виде психической силы, демонстрирующейся через солнечного Ангела.
Все эти многообразные энергетические потоки проходят через определенные группы или центры, все больше активизируясь и все свободнее протекая по мере эволюции. Применительно к человеку в настоящее время, эта энергия все соединяет и старается энергетизировать его физическое тело и направить его деятельность через семь эфирных центров. Последние получают силу из трех источников:
• сила от Небесного Человека, а стало быть, от семи Риши Большой Медведицы через Монаду;
• сила от Плеяд через солнечного Ангела или Эго;
• сила от планов Раджа Дэв планов или фохатическая энергия через спириллы постоянных атомов. Именно этот факт ответствен за постоянный рост и развитие человека. Поначалу сила субстанции плана направляет его, заставляя отождествляться с грубой субстанцией и считать себя человеком, членом четвертого царства, быть убежденным в том, что он — не-Я. Позднее, по мере поступления силы от Эго, его психическая эволюция продолжается…, и он начинает осознавать себя Эго, Мыслителем, Тем, кто пользуется формой. Наконец начинает восприниматься энергия от Монады, и он сознает себя не человеком, не ангелом, но божественной сущностью или Духом. Эти три типа энергии демонстрируются во время проявления как Дух, Душа и Тело, и через них три аспекта Божества встречаются и соединяются в человеке, а также содержатся в скрытом состоянии в каждом атоме.
Семеричная энергия планов и, следовательно, субстанции находит свое завершение, когда четыре низших центра полностью активизированы. Семеричная энергия психэ, аспекта сознания, демонстрируется, когда вибрируют три высших центра в трех мирах. Семеричная активность духа дает о себе знать, когда каждый из этих семи центров не только полностью активизирован, но и вращается подобно «колесам, обращающимся вокруг себя», когда они перешли в четвертое измерение и не только индивидуально ожили, но и соединились с семеричным головным центром. Тогда человек видится тем, что он есть в действительности — огненной сетью с фокусами пламени, передающими циркулирующую огненную энергию. Эти центры не только принимают энергию через верхушку головы или, если быть более точным, через точку над верхушкой головы, но и выводят ее через головной центр, причем энергия, которая выводится, отличается по своему цвету — она более светлая и быстрее вибрирует — от той, которая принимается. Эфирное тело сформировано негативным аспектом огня и является приемником позитивного огня. По мере того, как разные огни сливаются, соединяются и циркулируют, они от этого выигрывают и производят определенные следствия в огнях микрокосмической системы.
Центр у основания позвоночника (наинизший, с которым человеку придется сознательно работать) имеет особый интерес, поскольку в нем зарождаются три потока энергии, которые проходят вверх и вниз по позвоночному столбу. Этот тройной поток силы имеет самую интересную аналогию, которую может проследить интуитивный учащийся. Некоторые намеки могут быть здесь даны. Сам канал тройственной энергии имеет три исключительно интересные точки (сформулируем так, чтобы передать смысл тому, кто заинтересован):
1. Базовый центр в самой нижней части позвоночника.
2. Верхний головной центр на вершине позвоночника.
3. Наивысший головной центр.
Стало быть, это картина в миниатюре всей эволюции духа и материи, так как
1. Наинизший центр соответствует личности.
2. Средний центр — Эго или Мыслителю.
3. Наивысший головной центр — Монаде.
В эволюции огней позвоночника имеем соответствие Сутратме с ее тремя интересными точками: монадическим аурическим яйцом, ее излучающей точкой; эгоическим аурическим яйцом, ее средней точкой; и телом или грубой формой, ее наинизшей точкой.
Другой интересный намек заключается в том, что между этими позвоночными центрами существуют разрывы (если я вправе так выразиться), которые должны (в ходе эволюции) быть перекрыты энергетическим действием быстро возрастающей вибрации силовой единицы. Между тройственной энергией позвоночного столба и верхним главным центром существует зазор, также как существует зазор, который должен быть перекрыт, между троичным низшим человеком и эгоическим телом или между ментальной единицей на четвертом подплане ментального плана и солнечным Ангелом на третьем подплане. Хотя нам говорят, что постоянная атомная триада заключена внутри каузальной периферии, тем не менее, с точки зрения сознания, существует разрыв, который должен быть перекрыт. Опять-таки, между верхним главным центром и наивысшим головным центром наличествует другая пропасть — аналогичная пропасти между планом Эго и наинизшей точкой Триады, манасическим постоянным атомом. Когда человек сконструирует антахкарану (на заключительных стадиях своей эволюции в трех мирах), эта пропасть будет перекрыта и Монада соединится с Эго. Когда человек поляризуется в своем ментальном теле, он начинает выстраивать антахкарану. Когда центр между лопатками, о котором ранее в нашем Трактате говорилось как о манасическом центре, будет сильно вибрировать, тогда верхний главный центр и головной центр могут соединиться через горловой центр.
Человек достигающий этой стадии, становится творцом в ментальной материи, уже другого ранга, чем бессознательно работающей средний человек. Он действует совместно с планом и божественный Манасапутра, Сын Ума, отказывается от того, чтобы быть Сыном Могущества в трех мирах, и центрирует свое внимание в Духовной Триаде, тем самым повторяя на высшем витке спирали ту работу, которую он делал, будучи человеком. Это становится возможным, когда параллельно развитию треугольника, о котором только что говорилось (основание позвоночника, верхний главный центр и горло, объединяемые в голове), осуществляется развитие другой троичности: солнечного сплетения, сердца и третьего глаза; проходящая через них энергия так же объединяется в том же головном центре. Третий глаз это энергетический центр, сооруженный человеком; он соответствует энергетическому центру, каузальному телу, сооруженному Монадой. Верхний главный центр аналогично оформляется другими потоками силы и своеобразно соответствует тройственной форме, конструируемой эго в трех мирах. Как только эта двойственная работа доходит до определенной эволюционной точки, оживляется еще одна троичность внутри самой головы в результате действия обоих потоков тройной энергии. Этот треугольник передает огненную энергию через шишковидную железу, гипофиз и верхний главный центр, и она доходит до головного центра. Стало быть, в этих трех треугольниках имеем девять потоков энергии, соединяющихся и проходящих в наивысший головной лотос. Здесь видно соответствие некоторым макрокосмическим силам.
[ Алиса Бейли. Трактат о Космическом Огне, с.819-823]
«К третьему Посвящению внутренний круг лепестков открывается, и полностью расцветший лотос видится во всей своей красоте. При четвертом Посвящении внутренний бутон лопается под действием электрической силы Жезла, который приносит могущество синтетического луча самой солнечной системы; так открывается внутренняя драгоценность.
Работа завершена; энергия, присущая постоянным атомам, оживила все спириллы; совершенная сила лотоса и динамическая воля центральной искры максимально активизировались и действуют совместно. Это приводит к троичному выражению жизненной силы, что вызывает распад формы и следующие результаты:
А) Постоянные атомы становятся радиоактивными их не-преступи-кольцо перестает быть барьером для мал единиц внутри; многочисленные группы электронных жизней исходят и возвращаются в вечный резервуар. Они формируют субстанцию очень высокого порядка и составят формы трех существований, которые в другом цикле будут принимать проводники.
Б) Лепестки разрушаются под действием огня, и множество дэва-жизней, которые их образуют и придают цельность и качество, собираются солнечными Питри наивысшего порядка назад в Сердце Солнца; они будут снова выпущены в другой солнечной системе.
Атомная субстанция будет использована в другой манвантаре, но солнечные Питри не будут снова призываться жертвовать собой до следующей солнечной системы, когда они придут в качестве планетарных Лучей, повторяя на монадических уровнях в следующей системе то, что они совершили в этой. Они тогда станут планетарными Логосами.
В) Центральная электр