Объективная целесообразность
Смерти или бессмертия
Прежде всего, ответим на вопрос – «для чего существует смерть?» Для того, чтобы отдохнуть после очередного земного воплощение. Первая благородная истина в буддизме гласит: «Жизнь – это страдание». При этом подразумевается, конечно, земная жизнь, а не духовная.
Человек устает от материальной жизни; и тело его изнашивается и подлежит рано или поздно отбрасыванию, подобно поношенному плащу или перчаткам. Поэтому для большинства воплощенных людей смерть – это есть прежде всего отдых. Тот самый отдых, который дают, например, спортсмену, чтобы он вместе с тем проанализировал свои ошибки и успехи по видеозаписям… Ибо точно так же, большинство людей в своем посмертном состоянии занимаются перепросмотром прожитой жизни. Для чего? – чтобы Монада усвоила естественным путем уроки прожитой земной жизни.
Эти процессы имеют объективную и субъективную целесообразность одновременно. Объективную – как определенные космические механизмы эволюции нашей системы, со всеми их достоинствами и недостатками. Субъективную – по мотивам наибольшей приемлемости того или иного варианта посмертного существования соответственно уровню его эволюционной зрелости. А тот, как известно, определяется степенью наработанности духовных качеств: не по способностям же выживать, не талантами же хищника оценивать уровень эволюционного прогресса!
Бессмертие обратно смертности, и оно есть прежде всего результат высшей завершенности земного эволюционного опыта, восстановление изначальной целостности высшего-«Я» и своих оболочек, полноты космического существования высшего человека как частицы Бога. Той самой целостности, которая была утрачена человеком в ходе антропогенезиса по мере нисхождения в низшую земную материальность.
Восстановить утраченную целостность – вот девиз как новых видящих в традиции толтеков, так и в православном христианстве, индуизме или иных мировых религиях и всех эзотерических школах духовного обучения одновременно. Все подлинно духовные учения зовут вернуться обратно в мир Бога, в Царствие Небесное, откуда когда-то человек изошел…
Кроме того, субъективная целесообразность жизни или смерти в полном смысле этого слова определяется самим человеком, хотя и на позициях высших уровней Монады с ее собственной логикой развития, нетождественной никакой земной логике.
Другой важный момент как в общем оккультизме, так и в эзотерических учениях различных школ – износу подвергается не только Плотное тело, но также Эфирное и Астральное тела, а также и низший ментал. Астральное тело человека, уставшего от порочных излишеств, обвешанное также лярвами нечистых желаний, подобно старому одеялу с болтающимися на ветру лохмотьями: «морально мы отягощенные и истощенные физически» – одно из популярных отражений этого принципа в советском фольклоре.
Если человек только занят борьбой за выживание в джунглях безбожного общества, в котором не осталось ничего святого, его менталитет тоже не может долго оставаться без каких-либо повреждений. Кто может их восстановить? Только сам человек, если научиться очищать свой разум и область эмоций…
Так или иначе, давайте зададим себе следующий вопрос: если человек не будет нуждаться в смерти как вынужденном отдыхе и если тогда не потребуется отбрасывать изношенное тело, невосстановимыми главным образом из-за прискорбного человеческого несовершенства, сможет ли он жить вечно? – Вряд ли это возможно для всех, ибо есть некие субъективные границы целесообразности; есть процессы духовных изменений просветляющего характера, есть вынужденные фазовые переходы в эволюции человека, нуждающиеся в достаточно стабильных и особых условиях. Наконец, сохраняется и неизжитая в той или иной мере Карма человека… Так что этот вопрос о целесообразности физического бессмертия оказывается чересчур сложным. И здесь можно только сделать несколько общих утверждений, понять основные, принципиальные моменты самого общего характера, тогда как субъективные особенности все равно останутся…
Есть момент принципиальной возможности, но и есть и куда более значимый аспект целесообразности. Насколько неимоверно сложен круг проблем, связанных с практическим бессмертием, вы сами сможете убедиться из последующих разделов.