Для доброй жизни нужнее всего воздержание
Есть одно самое важное дело для всех людей. Дело это в том, чтобы жить хорошо. Жить же хорошо – значит не столько делать то хорошее, что мы можем делать, сколько не делать того дурного, которое можем не делать. Главное не делать дурного.
Все люди нашего времени знают, что жизнь наша дурная, и не только осуждают устройство нашей жизни, но и делают дела, которые, по их мнению, должны улучшить жизнь. Но жизнь от этого не улучшается, а становится все хуже и хуже. Отчего это? А оттого, что люди делают самые хитрые и трудные дела для улучшения жизни, а не делают самого простого и легкого: не воздерживаются от участия в тех делах, которые делают нашу жизнь дурною.
Человек может узнать, что ему нужно делать, только тогда, когда он ясно поймет, чего ему не нужно делать. Не делая же того, что ему не должно делать, он неизбежно будет делать то, что ему должно делать, хотя и не будет знать, для чего он делает то, что делает.
Вопрос: что лучше всего делать, когда спешишь? Ответ: ничего.
Во времена упадка духа надо обращаться с собой, как с больным; главное – ничего не предпринимать.
Если ты не знаешь, как быть, сделать или не сделать, знай вперед, что всегда лучше удержаться, чем сделать. Если бы ты не в силах был удержаться и если бы ты наверное знал, что дело хорошее, то ты не спрашивал бы себя, сделать или не сделать; если же спрашиваешь, то, во-первых, знаешь, что можешь удержаться, а во-вторых, наверное знаешь, что дело не вполне хорошее. Если бы дело было вполне хорошее, ты бы не спрашивал.
Если тебе чего-нибудь так хочется, что даже кажется, что ты не можешь воздержаться, не верь себе. Неправда, чтобы человек не мог воздержаться от чего бы то ни было. Не может воздержаться только тот, кто вперед уверил себя, что он не может.
Вспомни каждый, хотя бы и молодой человек, свою жизнь. И если ты пожалеешь один раз о том, что ты не сделал того, что было должно и что было бы хорошо, то ты сотни раз пожалеешь о том, что ты сделал то, что было нехорошо и чего не должно было делать.
ПОСЛЕДСТВИЯ НЕВОЗДЕРЖАНИЯ
Не столько вреда бывает оттого, что мы делаем не то, что должно, сколько оттого, что мы не удерживаемся от того, чего не должно делать.
Невоздержание в одном поступке ослабляет силу воздержания и в других. Привычка невоздержания – это невидимый поток под домом. Такому дому не устоять.
Хуже переделать, чем недоделать; хуже поспешить, чем опоздать.
Упреки совести всегда больнее за то, что сделал, чем за то, чего не сделал.
Чем затруднительнее кажется положение, тем меньше надо действовать. Действиями-то мы обыкновенно и портим то, что начинало уже поправляться.
Большинство людей, которых называют злыми, сделались такими только оттого, то они принимали свое дурное расположение духа за свое законное состояние и отдавались ему и не делали усилий, чтобы воздерживаться от него.
Если ты чувствуешь себя не в силах воздержаться от телесного желания, то причина наверное в том, что ты не воздержался, когда ты еще мог воздержаться, и желание сделалось уже в тебе привычкой.
НЕ ВСЯКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДОСТОЙНА УВАЖЕНИЯ
Очень ошибочно думать, что деятельность, просто как деятельность, без соображения о том, в чем она состоит, есть дело почтенное, заслуживающее уважения. Вопрос в том, в чем деятельность и при каких условиях человек ничего не делает. Один человек занимается целыми днями судейскими делами, присуждая людей к наказаниям, или обучением солдат стрельбе, или ростовщичеством и, занимаясь этими делами, пользуется для удовлетворения своих потребностей трудами других людей.
Часто люди с гордостью отказываются от невинных увеселений, говоря, что им некогда, потому что у них есть дело. А между тем, не говоря уже о том, что добродушная, веселая игра нужнее и важнее многих дел, то самое дело, ради которого занятые люди отказываются от удовольствия, часто бывает такое, что лучше бы его никогда не делать.
Для истинного движения жизни не только не нужна, но вредна внешняя суетливая деятельность. Ничегонеделание без увеселений, доставляемых трудами других людей, есть самое тяжелое состояние, если оно не наполнено внутренней работой, и потому, если человек живет вне условий роскоши, доставляемой чужим трудом, то человек этот не будет празден. Вред человечеству главный не от праздности, а от делания того, что не нужно и вредно.