Бог задумывал брак на всю жизнь.
Введение:
Я думаю, что ни один консервативный преподаватель Библии не поспорит с этим утверждением. Слово Божие ясно говорит, что муж и жена должны в гармонии жить вместе до конца жизни. Мы кратко останавливались на том, что Бог позволил Моисею оговорить условия, при которых сыны Израилевы могли разводиться (Втор. 24). Иисус сказал, что это было сделано «по жестокосердию их» и не было в плане Божьем от начала. В Малахии 2:14-16 твердо звучит, что Бог ненавидит развод.
К сожалению, в греховном мире дитя Божие не всегда может иметь идеальный брак. Иногда этому препятствуют люди или обстоятельства, которые невозможно контролировать. Один из студентов библейского института в Перми недавно получил разводные документы и объяснения от судьи, что, по российским законам, брак может быть расторгнут даже по желанию одного из супругов. По закону, он теперь не может опротестовать решение своей неверующей жены о разводе с ним.
Интересно, что в Новом Завете учение о разводе стоит даже прежде всех наставлений о браке. Как мы уже отмечали, Иисус говорил о похотях и грехе блуда с самого начала своего служения, еще в Нагорной проповеди (Матф. 5:27-30). Эта мысль естественным образом переходит к теме развода (5:30-31). А позже к Иисусу придут фарисеи и станут испытывать его таким вопросом: «По всякой ли причине позволительно человеку разводиться с женою своею?» (Матф. 19:3) Ответ Иисуса на этот вопрос вместе с учением из пятой главы – это основа новозаветного учения о разводе. Апостол Павел развивает эту мысль, добавляя и больше разъясняя эту тему в 1 Коринфянам, 7 главе.
Мы с вами кратко рассмотрим эти места и остановимся на двух главных подходах к их толкованию. Никакой другой предмет не вызывал в церквях столько эмоций и разделений. Рано или поздно вам придется занять свою точку зрения в этом вопросе в своем служении. Лучше всего сесть за изучение определенных мест Писания и определить свою позицию еще до того, как ваш друг или родственник попадет в эту ситуацию и вы не сможете мыслить ясно и непредубежденно.
а. Матфея 5:31-32
Y Контекст дает нам целый список предубеждений, которые имели те иудейские подвижники. «Вы слышали, что было сказано, но Я говорю вам» повторяется много раз в этом месте Писания. Иисус напоминает Закон Моисеев, который для расторжении брака требовал «разводного письма». «Но – продолжал Иисус, – Я говорю вам: кто разводится с женою своею, кроме вины прелюбодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать». Он еще сильнее усложняет вопрос, добавив, что «кто женится на разведенной, тот прелюбодействует!»
б. Матфея 19:3-9
Y Об этом случае было упомянуто выше, когда фарисеи испытывали Иисуса вопросом: «По всякой ли причине позволительно человеку разводиться с женою своею?» (ст.3)
Y История говорит, что между двумя знаменитыми раввинами шел тогда жаркий спор о разводе. Раввин Гиллель учил, что мужчина может оставить жену по «любой причине» (ср. Матф. 19:3). Иисус придерживался противоположного взгляда, которому учил раввин Шаммай, а именно, что единственным законным основанием развода может быть сексуальная связь на стороне одного из супругов (Матф. 5:31-32 и 19:9)
Y Шаммай и Иисус основывали свою позицию на Бытие 2:24 «посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью». (Матф. 19:4-5) К этому Иисус добавляет от себя: «Так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает!»
Y Когда фарисеи уточнили, почему же тогда Моисей разрешил разводное письмо, Иисус ответил, что это было сделано по причине их греховных сердец и не задумывалось Богом от начала. (ст. 7-8)
Выводы:
v Пристальное изучение этих двух отрывков показывает, что стандарты Иисуса для Его учеников были выше общепринятых в том обществе (19:10)
v Некоторые учители Библии находят в этих местах, что всякий брак должен длиться до смерти, развод всегда грех, а повторный брак в любом случае будет блудодеянием. Это еще называют позицией «нет разводу/второму браку», и она довольно популярна в американских баптистских церквях. Она также продолжает жить и здравствовать и среди баптистов бывшего Советского Союза.
v Наше мнение в том, что такая позиция игнорирует слово «кроме» в обоих отрывках Писания. А ведь Иисус назвал исключение из общего правила. Единственное условие для законного развода, согласно нашему Спасителю, – это прелюбодеяние. Мы считаем, что будет опасно и по-фарисейски отрицать это исключение и устанавливать более «высокие» стандарты, чем положенные Творцом Вселенной и Автором брачных отношений!
v Правильное же применение в том, что если человек развелся на законном основании (прелюбодеяние), то брак аннулируется и потерпевшая сторона свободна для повторного брака.
v При этом мы спешим добавить, что Иисус не требует от пары разводиться в случае супружеской неверности. Всегда есть возможность покаяться, простить и восстановить отношения. И на самом деле, именно это и есть правильный путь. Но мы также считаем, что если постоянная измена одного из супругов настолько разрушила всякое доверие и стала даже опасна для благополучия другого, то, к сожалению, развод может быть наилучшим вариантом для верующего человека. Иисус это понимал и оставил развод и повторный брак как выход в такой ситуации.
Мы считаем, что 1 Коринфянам, 7 глава (в которой находится еще одна кладезь информации о браке для членов церкви) добавляет верующим еще одно исключение для развода с супругом. Оно содержится в 12-15 стихах. Церковь была новым сообществом, возникшим среди иудаизма. Женатые люди обращались к Христу, а их супруги продолжали Его отрицать. Что было делать верующим? Должны ли они были оставлять неверующих партнеров? Павел отвечал, что если неверующий мужи ли жена согласны жить с христианином, то пусть брак продолжается. Однако, если неверующий супруг ушел от новообращенной «половины» по причине веры во Христа, те брат или сестра во Христе уже «не были связаны» и могли развестись и жениться повторно.
Мы верим, что есть только эти два исключения из общего правила Божьего, что один мужчина и одна женщина, находящиеся в браке, никогда не должны разводиться: прелюбодеяние одного из супругов и его уход. Мы также понимаем, что церковь может позволить своим членам, ставшим жертвами подобного отношения, повторно вступать в брак, но «только в Господе» (1 кор. 7:39). Далее, мы считаем, что этих людей нельзя считать «второсортными христианами», ограничивая их в служении. Бог призвал нас и их к миру, и мы должны делать все возможное, чтобы помочь им восстановиться и заново построить свою жизнь.
Обобщение:
Святость семейных уз, о которой говорили Иисус и апостол Павел, должна побуждать каждого из вас очень ответственно вступать в брак! Бог не позволит разводиться, если у вашей жены окажется тяжелый темперамент или ваш муж начнет несерьезно относиться к своим обязанностям. Иисус не разрешал разводиться «по любой причине», не разрешит этого и церковь.