И что сделало Вооза желанным для Руфи?
а. Руфь выразила, а потом и доказала на деле свое полное посвящение и принятие, несмотря на скорби и неопределенность (1:15-17). Ее слова из этого места стали классическим выражением посвящения себя другому человеку, которые снова и снова произносятся уже тысячи лет. Это было двойное посвящение:
§ Иегове, Богу, которому она научилась доверяться (15-16)
§ Ноемини, ее свекрови (16-17)
Заметка: помните, что Руфь обратилась в иудаизм, когда породнилась с иудейской семьей. Таким образом, обе эти сферы ее жизни были неразрывно связаны вместе.
б. Вооз появляется на сцене во второй главе. Мы видим в нем и Руфи некоторые характеристики, которые просвечивают в их словах и делах.
Вооз:
· Имел приличное богатство и влияние (ст. 1)
· Он был благочестивым человеком, который не скрывал своей веры, и пользовался уважением у своих наемников (ст. 4)
· Он был добрым, заботливым и щедрым (ст. 5, 8-9, 14-16)
· Он не пожалел времени, чтобы разузнать о Руфи прежде, чем лично беседовать с ней (ст. 11-12)
Руфь:
· Трудолюбивая (ст.7)
· Выражает смиренную признательность (ст. 10,13)
· Проявляет личное воздержание, чтобы уделить другому нуждающемуся (14б, 18)
· Готова принять совет и наставление от людей (21-23)
в. Третья глава содержит довольно неоднозначное повествование, когда Руфь поздно ночью отправляется на гумно к Воозу и буквально просится к нему в жены! Это место нужно толковать строго с точки зрения тогдашней культуры. Согласно закону левирата, на Руфи должен был жениться один из ближайших родственников, чтобы обеспечить ее и дать ей возможность родить ребенка. Этот ребенок будет продолжателем фамилии и владельцем земли, принадлежащей роду – таким образом, эта семья сохранится среди народа израильского.
Все действия Вооза на протяжении осеннего сбора урожая показывают, что он желал бы взять на себя эту ответственность. Однако он был значительно старше Руфи и не хотел, в случае чего, опозорить ее или себя, если она откажется от его предложения. Ноеминь посоветовала Руфи дать Воозу знак, что она готова и ждет, пригласит ли он ее к себе в жены как родственник-восстановитель рода.
И хотя у нас нет такого закона о браке левитов, и мы не советуем вам, девушки, сегодня так поступать, все равно можно найти и здесь истины, которые пригодятся нам:
1. Есть в мужчинах две вещи, которые кажутся взаимоисключающими. Они не хотят, чтобы девушки бегали за ними. Они сами хотят ухаживать! В то же время они не хотят рисковать быть отвергнутыми, потому что для них это будет звучать как признание негодной их личности. Это приводит к ситуации, когда мужчина немного застенчивый или уже кем-то отвергнутый пропускает возможность жениться только из-за страха очередного разочарования. А девушка, которая прилагает большие усилия, чтобы помочь ему принять решение, тоже сильно рискует получить отказ!
2. Эти два фактора представляют дилемму для потенциальных жен: мужчины не любят преследования, но многим из них нужен хоть какой-то знак, что интересующая их девушка могла бы согласиться на их предложение.
3. То, что это не было добрачной половой связью, очевидно из 10-11 стихов, где Вооз успокаивает страхи Руфи, благодаря за расположение к нему, несмотря на его приличный возраст, и уверяет, что и он, и все окружающие отмечают, какая она добродетельная женщина. Один из переводов этой фразы в ст. 11: «каждый знает, что ты женщина совершенная».
4. В 11 стихе Вооз предлагает ей стать его женой, хотя при этом возникает одна трудность. Был еще один родственник, ближе Вооза, который по закону должен прежде отказаться от земли и Руфи. Это должно было решиться между Возом и ближним родственником (ст12-13)
Вопросы для обсуждения:
s Как может девушка-христианка дать знак потенциальному мужу, что она интересуется им, но при этом не «бегать за ним»?
s Как ей поступать с мужчиной, который хочет с ней встречаться, что-то делать вместе и приятно проводить время, но при этом никогда не предложит жениться на ней?
s Будет ли честно ходить с кем-то на свидания, не имея при этом намерений создать семью?
г. Четвертая глава книги Руфь завершает рассказ на том, что Вооз показывает то, в чем должен быть силен мужчина. То есть, принимать на себя руководство и хранить верность своим обязанностям и обещаниям. Вооз был решительным и настойчивым с того часа, как получил уверенность в расположении Руфи. Его действия можно перечислить так:
Y Вооз обещал утрясти проблему с ближайшим родственником и сделал это незамедлительно (4:1)
Y Он сделал это в присутствии 10 свидетелей, чтобы все было справедливо, открыто и окончательно (4:2-10)
Y Поступив так, он приобрел уважение и благословение старейшин (ст. 11-12)
Y Он взял Руфь себе в жены. Господь дал Руфи и Воозу сына. Ноеминь и Руфь теперь не только были обеспечены, но и снова приобрели отраду жизни (ст. 13-17).
Y Бог позволил этой вдове из Моава родить дитя, которое станет прадедушкой царя Давида. А через линию Давида должен был прийти Мессия! Таким образом, Руфь становится благословением для всего мира, благодаря своему смиренному послушанию и вере в истинного Бога (ст. 17)
Вопросы для обсуждения:
s Почему, на ваш взгляд, так много русских и украинских женщин имеют более доминирующую личность, а мужчины держатся в тени вместо того, чтобы взять руководство на себя?
s Что вы лично приобрели для себя из того, как Вооз строго соблюдал закон, был открытым и заботился о том, чтобы ни в чем не иметь нареканий и его союз с Руфью благословило все общество, среди которого они собирались жить?
s От начала до конца мы наблюдаем, как Вооз ставит благополучие, безопасность и спокойствие Руфи выше своих собственных. Как вы думаете, что он получил взамен своего отношения и своих действий?
s Что мы, мужчины, можем взять из этого примера, если Бог позволит нам соединить жизнь с женщиной?