Резюме и определение Предания
Итак, непременным и определяющим признаком (критерием) Предания Церкви является вселенскость (καθολικότης), что непременно предполагает и единственность, и изначальность (апостольское происхождение), и неизменность. Не всё, что есть в жизни Церкви, не любой опыт, не любая практика, не любая традиция или предание, является Преданием Церкви, но только вселенское (καθολικός), соотв-но, единственное для всей Вселенской Церкви (общее для всех поместных Церквей), изначальное (преданное от Самого Господа через Апостолов) и неизменное в истории Церкви.
А эти критерии требуют различать собственно Предание от форм его выражения.
Итак, Свящ. Предание Церкви – это сама Богооткровенная истина, преданная Церкви с самого начала от Самого Господа через Апостолов, единственная, общая для всей Церкви, неизменная в истории Церкви, которую Церковь на вселенском (καθολικός) уровне неизменно хранит и выражает в различных формах.
Вселенскость – критерий Православия
Соотв-но, в плане вероучения Преданием Церкви является (не мнение одного св. отца, не учение или позиция отдельной поместной Церкви, но) только вселенское (καθολικός) учение Церкви или учение Вселенской (καθολικὴ) Церкви. Что и есть собственно Православие (ὀρθοδοξία).
Православие (ὀρθοδοξία) есть ни что иное как соответствие Преданию Вселенской Церкви по аспекту учения, т. е. в вероучении.
Прп. Викентий Лиринский: "если кто, я ли, другой ли всякий, хочет избежать еретической лжи и пребыть в здравой вере здравым и невредимым, то должен, с помощью Божией, двояким образом оградить свою веру: во-первых, авторитетом Священного Писания, а во-вторых, Преданием Вселенской церкви".
Соотв-но, вселенскость (καθολικότης),- что непременно предполагает и единственность, и изначальность (апостольское происхождение), и неизменность,- является непременным и определяющим признаком (критерием) Православия (ὀρθοδοξία). Т. е. Православие (ὀρθοδοξία) есть ни что иное как вселенское (καθολικός), т. е. всеобщее для Церкви, соотв-но, непременно и единственное, и изначальное, и неизменное, учение Церкви или учение Вселенской (καθολικὴ) Церкви.
Соотв-но, нет и в принципе не может быть никакого "русского Православия" или учения отдельной поместной Церкви. Есть только одно Православие – вселенское (καθολικός). И оно не имеет никаких вариантов. То, что не подтверждается вселенским (καθολικός) учением Церкви, – не есть Православие, но либо произвольное (частное или поместное) мнение, либо ересь. А то, что противоречит вселенскому (καθολικός) учению Церкви, – определённо ересь.
Прп. Викентий Лиринский: "Подлинно и истинно православен тот, кто к Церкви, кто к Телу Христову, кто к истине Божией привержен всей душой, кто выше Божественной религии, выше вселенской веры ничего не ставит: ни авторитета, ни любви, ни дарований, ни красноречия, ни философии какого-нибудь человека, но, презирая все это и пребывая в вере твердым, постоянным, непоколебимым, считает долгом своим содержать только то и верить только тому, о чем известно, что это с древности согласно содержала вся Церковь вселенская, а о чем узнает, что оно после вводится кем-нибудь одним помимо всех, или вопреки всем святым, как новое и неслыханное, то признает относящимся не к религии, но больше к искушению".
Значение вопроса о Предании
Вопрос о Предании – ключевой для многих вопросов и тем.
Многие ложные позиции и заблуждения обосновываются и оправдываются искажённым учением о Предании,- размытием границ этого понятия, отождествлением его со всеми проявлениями жизни Церкви, локализацией его до поместного масштаба, мнением о его "изменяемости (развитии, становлении, обогащении)".
Что позволяет манипулировать, злоупотреблять понятием "Предание", расширяя его до неопределённых масштабов и т. о. произвольно подводя под протекцию этого понятия любую угодную практику, традицию, обычай, мнение, концепцию, позицию и т. д. частного или поместного масштаба, иной раз в действительности противоречащую Преданию Церкви.
В основе многих ложных позиций и заблуждений лежит абсолютизация поместного и пренебрежение вселенским (καθολικός) принципом. То и другое – плохой показатель, признак отступления от чистоты Православия.
С одной стороны, это выражается в позиции традиционализма, обрядоверия, вплоть до суеверия.
Так, вопрос о Предании, а также вопрос о разрыве со Вселенской Церковью (а не только с Русской поместной), – ключевые для полемики со старообрядцами. В полемике с ними с этих вопросов надо начинать и на них настаивать.
Православное определение Предания Церкви,- признание его единственности, вселенского (καθολικός) характера, апостольского происхождения и неизменности,- обличает неправоту старообрядцев, показывает, что "никониане", оказывается, не повредили Предание, не отступили от Вселенской веры, т. е. от Православия. А те вещи, за которые старообрядцы пошли в раскол и пренебрегли общением со Вселенской Церковью, оказывается, к Преданию не относятся.
Поэтому для старообрядцев характерно мутное, неопределённое понимание Предания и нежелание говорить об этом понятии. Они толком не знают, что это такое и очень не любят об этом говорить. Всегда стараются перевести разговор на обсуждение собственно обряда. С чем сталкивался в полемике с ними на интернет-форуме.
Также, в интернет-полемике сталкивался с тем, что ревнители неприкосновенности церковно-славянского языка ради утверждения его "неприкосновенности" наделяют церковно-славянский язык статусом "Предания". Пренебрегая т. о. критериями самого Предания, т. е., подобно старообрядцам, повреждая учение о самом Предании.
Притом, что православное определение Предания,- утверждение его верных критериев,- единственности, вселенского (καθολικός) характера, апостольского происхождения и неизменности,- показывает, что язык, будучи локальным территориально и исторически, не может быть собственно Преданием, но лишь (в данном случае даже не формой, но) инструментом его выражения. Соотв-но, подлежит изменению компетенцией поместной Церкви.
То же относится вообще к любым проявлениям традиционализма и обрядоверия. Когда "неприкосновенность" той или иной поместной, местной, часто и ошибочной, формы, обряда, традиции, обычая, практики обосновывается тем, что это объявляется "Преданием Церкви". Что, конечно, теряет основание, если иметь ввиду верные признаки (критерии) Предания.
Таким же образом,- локализацией понятия "Предание" и утверждением его "изменяемости" и, соотв-но, распространением его на всё, что угодно,- возможно оправдание различных суеверий и двоеверия, когда "Православием" объявляются различные языческие околоцерковные обычаи и суеверия народа.
С другой стороны, манипуляция, злоупотребление искажённым пониманием Предания выражается в позиции либерализма.
Не раз сталкивался с тем, что либералы, отстаивая угодную себе норму икономии, поместную практику, даже явно идущую вразрез со вселенскими (καθολικός) нормами,- Писанием и вселенскими канонами,- т. е. с Преданием Вселенской Церкви, размывают само понятие "Предание", проводят мнение о его "изменяемости (развитии, становлении, обогащении)", чтобы, с одной стороны, подвести под протекцию этого понятия угодную себе поместную практику или икономическую норму, с другой стороны, нивелировать значение критерия вселенскости (καθολικότης), которым утверждается приоритет вселенского (καθολικός) над поместным, соотв-но, подсудность поместного вселенскому (καθολικός). Чем, соотв-но, дезавуируется любая поместная норма, практика или концепция, противоречащая вселенскому (καθολικός) учению, т. е. Преданию Церкви. (7)
Таким же образом,- верными критериями Предания,- утверждением его единственности, вселенского (καθολικός) характера, апостольского происхождения и неизменности,- обличаются произвольные богословские мнения и ереси.
Верное определение критериев Предания,- вселенскости (καθολικότης), а также единственности, апостольского происхождения и неизменности,- соотв-но, отличие собственно Предания от форм его выражения и от всего, что Преданием не является, утверждает приоритет вселенского (καθολικός) над поместным, соотв-но, подсудность поместного вселенскому (καθολικός). Соотв-но, подчиняет любую поместную или местную практику, концепцию, традицию, любое мнение, учение суду и оценке на соответствие вселенскому (καθολικός) учению Церкви, т. е. единственному учению Вселенской (καθολικὴ) Церкви. Т. е. обличает и дезавуирует любую практику, концепцию, традицию, любое учение, мнение, позицию, противоречащую вселенскому (καθολικός) учению, т. е. Преданию Церкви.
Т. о. вселенскость (καθολικότης) является критерием для оценки любого учения, мнения, позиции, концепции, традиции, практики и т. д. на соответствие Преданию и, соотв-но, Православию.