Глава 2. Использование лексических средств для выражения оппозиции «Свой-Чужой» в публикациях «Православного вестника»
Лексические средства, которые используются для выделения области «Своих»
Выделение своих с помощью слов, ассоциирующихся с христианскими ценностями
В основном лингвистические средства выделения оппозиции достаточно скудные, их круг очень ограничен. Так, для выделения того, что человек был хороший, используются слова, связанные с основными православными ценностями: «Бог», «святой», «христианский», «благо».
«Потом Бог вразумил, до меня дошло, что нужно реализовываться в своей профессии, но реализовываться в ней именно по-христиански». (Работать господеви, январь 2009)». Автор не дает расшифровку, каким образом происходит реализация в профессии по-христиански, однако он уверен, что именно в таком случае реализация будет правильной.
«Другое дело, что по-хорошему человек должен один раз досконально проработать свою жизнь, очень внимательно, может быть, вместе со священником разобраться, как была прожита жизнь, то есть покаяться во всех смертных, тяжких грехах, и потом просто поддерживать себя в каком-то христианском режиме». (Подготовка к исповеди, март 2009) В данном случае под «христианским режимом подразумевается соблюдение всех обрядов, постов, непрестанная молитва и минимальный грех. Все эти действия являются положительными с точки зрения верующих. Несмотря на то, что внутри группы «Свои» у православных, существует градация, в любом случае вхождение в эту группу, связь с верой уже выступают как положительная характеристика.
«Вот и отдали «своей» Церкви, они ведь не понимали, что Русская Православная Церковь – это не контора и не общественная организация, которая может быть «своей» или «чужой». Она может быть только Христовой или никакой». (Делай, что должно – и будь что будет, апрель 2009). Здесь для усиления близости к Богу (и положительной оценки) используются графические средства (заглавная буква) и противопоставление. Слово «никакой» показывает, что без Бога ничего не может существовать, и бесполезно выделять какие-то группы, если они не существуют внутри пространства веры.
«Русский народ - богоизбранный народ, ведь на Руси остаться вне Христа может только человек с каменным сердцем, а если точнее сказать, то человек, у которого не такого "органа, которым верят». (Встреча с Богом, февраль 2009). В данном примере положительная оценка дана не только выделенным нами словом. Положительная оценка раскрывается далее с помощью цитаты Ивана Бунина. Согласно его цитате у каждого русского человека есть способность верить, что делает этот народ «богоизбранным». Несмотря на то, что в ходе исследования мы выяснили, что помимо способности верить необходимо соблюдать церковные обряды, способность верить сама по себе является положительной чертой.
«Степа Фомин понял это уже в 4-хлетнем возрасте в 1888 году, когда благочестивые родители привезли его вместе с братьями к Амвросию Оптинскому». (Святой преподобный Севастиан Карагандинский, исповедник (День памяти – 6 апреля), апрель 2009) Благочестивый – устаревшее слово, обозначающее «соблюдающий предписание религии». Нам неизвестно ничего о родителях преподобного Севастиана, однако его родителям уже дана положительная оценка, поскольку они были религиозные, посещали старцев, и прививали свои взгляды детям. Положительная оценка им дана также потому, что они являются родителями святого.
«Все, что не от веры - грех", - говорил священномученик митрополит Казанский и Свяжский Кирилл, и под этим утверждением могли бы подписаться тысячи батюшек и монахов, замученных в застенках ВЧК и ГПУ». (Соль земли, февраль 2009). Согласно словарю Ожегова, священный – в религиозных представлениях: обладающий святостью, божественностью, соответствующий религиозному идеалу. Сан священномученика получают только много страдавшие за веру. Мы можем сделать, что человек, именуемый священномучеником, максимально приблизился к идеалам, которые представлены в православии, и поэтому любой священномученик имеет положительную оценку и входит в категорию «Своих».
В приведенных выше примерах можно увидеть, какими разнообразными средствами можно создать положительную оценку человека или действия. Однако они все связаны с православными ценностями.
Естественность веры
В текстах публикаций нам встречались обороты, характеризующие веру, как нечто естественное. Важно подчеркнуть, что в публикациях эта естественность предполагается для всех, даже если человек не верит.
«А потом подумал – а что, собственно говоря, это же огромнейшая честь! Это же я стану еще ближе к Богу! Ну и, естественно, согласился». (Я всегда знал, что должен буду сказать людям что-то важное, июль 2009). В данном случае поводом для согласия стало осознание возможности быть еще ближе к Богу, желание которое является естественным для любого человека.
«Вопрос: Есть такая расхожая фраза: «На войне неверующих не бывает». Согласитесь Вы с ней или нет?
Ответ: Сложно говорить абсолютно утвердительно, (...) Просто когда уже не ждешь никакой помощи, и не осталось даже гвоздя в кармане, и гильзы стреляной, а жить хочется, то инстинктивно ты начинаешь молить Бога. Что-то в крови – гены предков, может быть – начинает взывать к Нему, и губы сами произносят: «Господи, помилуй!». (О недавней войне и не только о ней, февраль 2009). В данном примере усилена характеристика православия как чего-то естественного. Инстинктивный – обусловленный врожденной способностью, непроизвольный. (Ожегов, 2010, с. 212). Усиление происходит благодаря заложенному в слове инстинкт значению безотчетного побуждения.
Правильность веры
В текстах можно встретить большое количество слов, которые помогают увидеть, что с точки зрения православных быть верующим и быть воцерковленным – единственно верный путь для человека. Для утверждения этого используется слово «Истинный» в значении «действительный, настоящий несомненный». (Ожегов, 2010. С. 217)
«Также можно удивляться, почему одним народам Господь открывает себя, а большинство народов так и пребывают вне истинного ведения». (Встреча с Богом, февраль 2009). Здесь под «истинным ведением» понимается «правильная вера», образ мысли, порядок совершения молитвы, образ жизни. Данный пример можно связать с утверждением, согласно которому русский народ – богоизбранный народ, поскольку только русскому народу доступна православная вера.
«Жизнь до нашего знакомства была совсем другая – бездуховная, можно сказать, расслабленная. После встречи с Галиной жизнь потихоньку стала направляться на путь истинный. (…) Когда мы познакомились, Галина была крещенная, а я нет». (Счастье – это пасхальная радость, апрель 2009). В данном примере подразумевается, что жизнь стала правильной благодаря вере. Галина направляла героя интервью к вере, начала водить в храм, подтолкнула к крещению.
Данное характеризующее слово, «истинный», имеет антонимичную пару – слово «ложный»
«Марксисты-ленинцы знали, с чего начать, чтобы изгнать из душ человеческих стремление к Богу и направить их по пути ложному, ведущему в тьму духовного невежества, где управлять ими станет гораздо легче». (Святой преподобный Севастиан Карагандинский, исповедник (День памяти - 6 апреля), апрель 2009). В данном примере слово «ложный» имеет значение «содержащий ложь, ошибочный неправильный». Текст, из которого взят пример, рассказывает об одном из святых, жившем в ХХ веке на территории России. Часто для характеристики Советского Союза используется слово «ложный», чтобы дополнительно показать, что жизнь без Бога ошибочна.
В проанализированных нами материалах также содержалось много интересным примерам, описывающим, как православные описывают правильные и неправильные действия внутри своего сообщества. Нам не представляется возможным раскрыть этот аспект подробнее из-за большого количества информации.