Отношения «своего» и «чужого»
Оппозиция «Свой – Чужой» – основополагающая оппозиция в модели мира. Осознание границ оппозиции выступает базовым компонентом самоощущения человека или созданной по какому-либо признаку группы людей. Данная оппозиция представлена во многих отношениях в социуме, культуре и этносе. Оппозиция помогает человеку понять себя, через определение границ того, кем он является и не является. Она проявляет себя на разных уровнях языка, в вербальной и невербальной формах т.к. является частью сознания носителя языка [Балясникова, 2003]. Лучше всего эта оппозиция выражена на лексическом уровне, но мы можем ее найти на прагматическом, словообразовательном, синтаксическом и текстовых уровнях [Рахимбергенова, 2008]. Отличительными признаками содержания оппозиции на ограниченных языковых уровнях являются абстрактность/конкретность, наличие/отсутствие эмоционального компонента/фактора, больший/меньший объем понятия в основе оппозиции [Балясникова, 2003].
Помимо противопоставления «Свой – Чужой» используются также противопоставления «Мы – Они», «Я – Мы», «Я – Ты». Эти пары и их наполнение индивид устанавливает в процессе самоидентификации, как мы говорили выше. Во время процесса идентификации индивид включает в свой мир нормы и ценности других групп и следует их образцам [Тарасова, 2012]. Во время самоидентификации индивид создает свое мнение о «Чужом». Недостаток информации не мешает создавать о нем мнение [Балясникова, 2003].
Оппозиция «Свой - Чужой» в религиозном дискурсе
Любая религия – широко догматизированная система. Все правила достаточно четко прописаны. Православие – не исключение.
Православие – авраамическая религия, то есть данная религия претендует на то, чтобы быть единственно правильной. Исследуемая нами оппозиция имеет богатую историю развития, ее актуализация началась еще в период раннего христианства. При этом сама оппозиция получила несколько трактовок: «Чужой» как представитель христианства для язычников, «Чужой» как представитель язычества, «Чужой» как иноверец, «Чужой» как представитель иной ветви в самом христианстве, «Чужой» как представитель еретического движения, «Чужой» как представитель атеизма. Все это подтверждает изменчивость оппозиции «Свой-Чужой» [Соломина, 2014].
Актуальные виды оппозиции «Свой – Чужой» в религиозном мире:
· Из всей области сакрального выделяют священное. Свое пространство – божье, правильное;
· Религиозный (свой) – нерелигиозный (чужой). Условное деление;
· Единоверцы (свои) и иноверцы (чужие). Граница – символ веры;
· Праведник (свой) и грешник (чужой). Основа разграничения - грех, нарушение заповедей;
· Немощный грешник (свой) и грешник-еретик (чужой). Грешник - чужой из бывших своих [Фельде, 2015].
Отдельно стоит сказать про религиозную толерантность. Религиозная толерантность представляет собой отсутствие действий или высказываний, которые могут быть расценены как оскорбительные для представителей других религий и которые могут быть направлены на ущемление прав и свобод вероисповедания и отправление культа.
Сама религиозная система имеет жестко структурированный сакральный центр. Из-за этого религиозная толерантность не может включать в себя требование докторальной терпимости, стремление к сближению вероучений, к признанию их равной ценности. Эксклюзивизм религии нельзя отожествлять с нетерпимостью.
К религиозной нетерпимости нельзя относить такие формы поведения верующих, которые демонстрируют отстраненность и отчуждение к другой религии, ее обрядам и представителям. [Григоренко, 2012]. По сути религиозная толерантность представляет собой игнорирование «Чужих» и всего с ними связанного. Однако религиозная толерантность не превращает «чужих» в «своих».
Православная идентичность
Современная православная идентичность имеет два уровня – культурный и религиозный [Рыжова]. Оба уровня имеют свое предназначение, культурный уровень соприкасается с социумом, а религиозный образует ядро самой православной идентичности. Частью религиозного уровня является воцерковление как образ жизни. Воцерковление выступает как критерий подлинной веры, это освоение христианских ценностей. Однако не все православные регулярно ходят в церковь. Многим достаточно принятия ценностей этой веры. Православная идентичность во многом становится культурной идентичностью россиян.
Внутри институционального православного пространства существуют три типа православной идентичности. Групповая православная идентичность (выделение наше – А. Г.) сложилась через социализацию в православном социуме. Здесь акцент сделан на групповом переживании, в данном случае людям свойственно более четкое разделение на своих и чужих. Индивидуально-личностная православная идентичность складывается через личное общение с Богом. Здесь акцент сделан на духовной жизни человека и его религиозных переживаниях, следованию христианскому пути. Частью Социально-личностной православной идентичности является открытость миру и принятие его. Однако данная идентичности предъявляет жесткие требования к человеку. Каждый из этих типов имеет идентификационные мотивы, которые определяют поведение православного человека [Рыжова, 2004].