Закрытие церквей в 30-е годы
14 марта 1930 года ЦК ВКП(б) было принято Постановление «О борьбе с искривлениями партийной линии в колхозном движении», в которое было включено требование «решительно прекратить практику закрытия церквей в административном порядке». Поэтому властями в республике и на местах применялись уже более гибкие методы борьбы с религией.
Создавались различные препоны, препятствия, мешающие нормальной деятельности приходских общин. Община и причт облагались непомерными налогами (увеличенными в 2-3 раза), священники вынуждены были уезжать и скрываться у своих родственников, боясь репрессий. Так, в письме, направленном ТатЦИК, прихожане из Большого Красного Яра жалуются на непомерное обложение налогами общины и священника: «Как церковь, так и служители культа обложены слишком непосильными налогами... Местные органы власти на наши просьбы о снижении не обращают внимания... На членов Приходского совета смотрят как на контрреволюционеров...» и так далее.[32]
Богослужения в храмах совершались реже, а в дальнейшем храм совсем переставал функционировать. Верующие подвергались общественному осуждению, поэтому многие боялись ходить в храм, предпочитая молиться дома. Создавая сами такую ситуацию, власти тут же говорили: «Церковь у вас бездействует, а нам как раз нужно помещение под школу (детсад, склад инвентаря и т. д.). Поэтому храм надо закрывать». Такими методами создавалось давление на население. В таких условиях народ был раздавлен морально.
Такой же участи подвергались и действующие в районе мечети. До нас дошло Постановление Алексеевского РИК от 7 июня 1936 года: «одобрить постановление общего собрания граждан д. Средние Тиганы о закрытии новой 2-ой мечети и использовании ее под дом социалистической культуры».[33] Также был подписан Указ Президиума ВС Татреспублики об удовлетворении «ходатайства граждан д. Подлесная Шентала о закрытии мечети второго прихода и передаче ее здания под клуб».[34] Как уже было упомянуто, церкви в районе начали закрывать примерно с середины 30-х годов.
Любопытен документ, датированный 1935 годом, в котором Алексеевский райисполком отвечает на запрос Тат ЦИК о функционировании молитвенных зданий по району:
«Сведения о молитвенных закрытых функционирующих зданиях по Алексеевскому району по состоянию на 1 апреля 1935 года:
1. Алексеевское
2. Лебяжье
3. Остолопово
4. Саконы
5. Б. Красный Яр
6. Куркуль
7. Масловка
8. Ромодан
9. Караваево
10. Лебедино
11. Березовая Грива
12. Сергиевск
13. Новоспасск
14. Сабакайка
15. Мурзиха
16. Балахчино
17. Левашево ----- церковь передана колхозу как склад с\х инвентаря (закрыта в 1929 году)
18. Сахаровка
Мечети:
1. Степ. Шентала
2. Н. Тиганы
3. Ср. Тиганы (3 меч.)
4. Сух. Курнали
5. Мок. Курнали
Итого: функционирует 17 храмов, 5 мечетей, 1 церковь закрыта.
Секретарь районного исполнительного комитета В. Белышев,
Зав. общим отделом РИКа Н. Шубин».[35]
Как явствует из документа, в районе, в границах того времени (Билярская зона была отдельным районом), функционировали 17 храмов и 5 мечетей. И лишь одна церковь была закрыта – в Левашево в 1929 году, да и то, вероятно, потому, что в этом селе было две церкви. О том, что в 1935 году в районе функционировали все храмы, свидетельствует также документ, представленный Билярским исполкомом Верховному Совету Тат республики в 1939 году:
«Сведения о закрытии молитвенных зданий по Билярскому району ТАССР за 1935 – 38 гг.:
№ п/п | Наименование населенного пункта | Молитвенное здание | Когда закрыта | Под что используется |
Подлесная Шентала | Мечеть (1) | 13.05.35 г. | Клуб | |
Билярск | Церковь | 25. 08. 35 г. | Склад | |
Ошняк | Мечеть | 14.01.38 г. | Клуб | |
Шама | Мечеть | 14.01.38 г. | Д/ясли | |
Большие Полянки | Церковь | 14.01.31 г. | Не использ. | |
К. Мараса | Мечеть (3) | 2.01.38 г. | Клуб | |
Подлесная Шентала | Мечеть (2) | 21.05.38 г. | Клуб | |
В. Тат. Майна | Мечеть | 8.08.38 г. | Клуб | |
Н. Тат. Майна | Мечеть | 15.12.38 г. | Клуб |
Председатель РИК /Тележников/».[36]
Остальные храмы и мечети не были внесены в таблицу лишь потому, что они к тому времени не были юридически закрыты. Таким образом, в границах Алексеевского района из 28 храмов дореволюционного времени к 1935 году функционировали 27, то есть почти все церкви и мечети к середине 30-х годов в районе юридически были действующими.
Широкомасштабная кампания по закрытию церквей района начинается только сейчас. Инициатива, как видим, идет из центра. Через некоторое время после упомянутого документа, а именно 28 июля 1935 года, в ТатЦИК принято Постановление о перезаключении договоров на пользование молитвенными зданиями. 27 августа того же года Алексеевским исполкомом сделан запрос о том, в какой форме это сделать. На что из комиссии по вопросам культов при ТатЦИК поступает ответ, что на основании ее распоряжения от 3 декабря 1935 года под №27 перезаключение договоров на пользование молитвенными зданиями приостановлено до особого распоряжения. Распоряжение от 3 декабря - под грифом «не подлежит оглашению».[37] Таким образом, вопрос о принадлежности культовых зданий повисает в воздухе. Естественно, это было нужно для того, чтобы лишить приходские общины юридических оснований на пользование молитвенными зданиями, и это было первой ступенькой всей кампании.
В Билярском районе всем сельсоветам были разосланы инструкции: «В связи с перезаключением договоров на пользование молитвенными зданиями РИК предлагает Вам с получением сего объявить председателю Церковного Совета о вышеизложенном и отобрать от последнего расписку по прилагаемой при сем форме. Отобранную расписку срочно выслать в РИК...».[38] 8 августа 1937 года Президиум ЦИК ТАССР принимает Постановление «Об использовании молитвенных зданий» (не подлежащее оглашению), которое было разослано всем РИКам. С этого времени начинается массовое закрытие храмов.
Храмы в районе закрывались, судя по делам, находящимся в архивах, с начала 1937 года вплоть до 1942 года. Лишь один храм (Большой Михайловский собор в с. Билярск), был закрыт сразу, в 1935 году. Видимо, так сильно он «мозолил» глаза власть имущим, что его решили закрыть как можно скорее. Ведь, как известно, огромное множество паломников спешили сюда для поклонения к иконе «Живоносный Источник» и к самому источнику у подножия горы. Однако, по воспоминаниям местных жителей, еще в 1937 году в храме совершались богослужения.
Хронологический порядок закрытия представлен в виде таблицы:
Наименование Населенного пункта | Дело начато | Дело Окончено | Постановление Тат ЦИК о закрытии | ||
Билярск | 25.08.35 | ||||
Алексеевское | 15.02.37 | 20.02.38 | |||
Б. Полянки | 31.06.37 | 15.07.38 | |||
Шама | 10.09.37 | 13.01.38 | |||
Березовая Грива | 25.10.37 | 31.01.38 | |||
Большой Красный Яр | 13.12.37 | 9.08.38 | |||
Караваево | 19.12.37 | 25.12.37 | |||
Большие Полянки | 14.01.38 | ||||
Новоспасск | 28.09.38 | 31.01.39 | |||
Сосновка | 7.03.39 | 15.07.39 | |||
Сабакайка | 17.04.39 | 27.04.39 | |||
Остолопово (Речное) | 27.04.39 | 14.06.39 | |||
Балахчино | 4.05.39 | 17.05.39 | |||
Русская Мараса | 2.07.39 | 13.08.39 | |||
Шама (2-е дело) | 25.08.39 | 22.09.39 | |||
Арбузов Баран | 16.03.40 | 20.06.40 | |||
Сергиевское | 3.10.40 | 1.11.40 | |||
Ромодан | 3.10.40 | 1.11.40 | |||
Саконы | 5.10.40 | 2.12.40 | |||
Куркуль | 23.11.40 | 10.01.41 | |||
Караваево (2-е дело) | 6.02.41 | 11.03.41 | |||
Лебедино | 13.09.41 | 2.03.42 | |||
Сахаровка | 22.02.38 | 16.05.38 |
Из представленной таблицы видно, что закрытие начали с Билярской и Алексеевской церквей (в то время села Билярск и Алексеевское были районными центрами). Затем, под 1937 годом, следуют дела еще пяти церквей. В следующем, 1938, году после большого перерыва закрываются две церкви – в с.Б. Полянки и с. Новоспасск.
Интенсивно, один за другим, открываются дела на закрытие всех остальных храмов, начиная с марта 1939 года до начала 1941 года; последний храм, в с. Лебедино, был закрыт в то время когда уже шла Великая Отечественная война.
До настоящего времени сохранились дела по закрытию 18 храмов, по осталь-ным 10 храмам в архиве дел нет: либо они совсем не были начаты, либо утеряны.
Надо сказать, что большинство храмов ко времени закрытия уже не функционировали по той простой причине, что это время было временем жестоких репрессий, когда значительная часть духовенства и мирян постра-дали от советской власти. О том, что многие церкви не функционировали до их официального закрытия, мы видим из докладной записки Билярского РИК от 20 мая 1939 года, в котором имеется такая таблица:
№ п/п | Наименование населенного пункта | Молитвен-ное здание и номер прихода | Состояние | Кем используется | Примеч. |
Билярск | Церковь | Закрыта в 1936 г. | Врем. под склад | Сносится | |
Ар. Баран | Церковь | Не действует с 1936 г. | Не используется | ||
Лягушкино | Церковь | Не действует с 1937 г. | Колх. Под хлебом | ||
Мараса | Церковь | Не действует с 1938 г. | Не используется | ||
Абалдуевка | Церковь | Не действует с 1936 г. | Не используется | ||
Шама | Церковь | Закрыта в 1937 г. | Намеч. Под клуб | ||
Б. Полянки | Церковь | Закрыта в 1938 г. | Колхозный хлеб | ||
Горка | Церковь | Сгорела в 1936 г. | |||
П. Шентала | Мечеть(1) | Закр. в 1938 г. | Под клуб | ||
(2) | Закр. в 1938 г. | Под школу | |||
Ошняк | Мечеть(2) | Закр. в 1938 г. | Клуб | ||
Б. Тиганы | Мечеть(1) | Не действ. с 1936 г. | Колхозный хлеб | ||
(2) | Закр. в 1930 г. | Школа | |||
(3) | Не действ. с 1936 г. | Ссыпается хлеб | |||
(4) | Сгорела в 1929 г. | ||||
К. Мараса | Мечеть(1) | Закр. в 1937 г. | Школа | ||
(2) | Действующая | ||||
(3) | Действующая | ||||
(4) | Закр. в 1935 г. | Колхозный хлеб | |||
В.Тат.Майна | Мечеть(1) | Закр. в 1938 г. | Клуб | ||
Н.Тат.Майна | Мечеть(1) | Закр. в 1936 г. | Клуб |
Председатель РИК /Тележников/
Секретарь РИК /Ильдеткин/».[39]
Записка была представлена по требованию ВС ТАССР, в конце которой с удовлетворением было отмечено: «Молитвенных зданий, функционирующих в районе, нет». Вполне согласуется с директивами «Союза воинствующих безбожников», в планах которого было: к 1937 году закрыть последний храм в стране.
Закрытие той или иной церкви необходимо было как-то юридически обосновать. Поэтому среди населения проводилась предварительная работа, проводились собрания с тем, чтобы основанием к принятию постановления о закрытии было ни в коем случае не решение “сверху”, а инициатива “снизу”, чтобы рабочие и колхозники сами “единогласно” принимали решения о закрытии церкви.
На таких собраниях, как правило, выступали активисты, которые в жестком и вульгарном тоне высказывались о Церкви, о вере, о священнослужителях и верующих. Так, выступая на собрании по вопросу закрытия церкви в с. Ромодан, председатель рабочего комитета совхоза тов. Марусин Г. говорил: «Религия является агентурой классовых врагов и фашистских варваров, религия служила для одурманивания рабочих и крестьян. Религия тормозит в деле построения коммунистического общества. Я призываю всех членов профсоюза голосовать за использование церкви в селе под культурное учреждение, то есть под клуб».[40] Нескольких таких выступлений было достаточно, чтобы потом «единогласно» проголосовать за закрытие церкви.
Также местными органами власти заполнялась анкета установленного образца,[41] где указывалось, где и когда был заключен договор на пользование молитвенным зданием, сколько молитвенных зданий в селе, сколько закрытых, где находится ближайшее молитвенное здание. Также указывалось число членов общины и имеется ли решение самих верующих о закрытии. На какие нужды предполагается использовать, нужен ли ремонт. Число избирателей данного селения, какие задолженности имеет община верующих государству.
Снизу анкеты ставилась печать и подписи уполномоченного РИКа и пред. сельсовета. Затем решение собрания, с учетом количества проголосовавших по отношению ко всем жителям села, имеющим право голоса, направлялось в райисполком, а оттуда в ТатЦИК, в комиссию по делам культов. Из комиссии, после рассмотрения, в Алексеевский РИК поступал проект постановления (по каждому отдельному храму, с использованием конкретных данных – см. Приложение №3), за подписью консультанта по вопросам культов (референта – информатора), каковое должны были принять на заседании райисполкома. Если были какие-то препятствия, например, недостаточное количество голосов или жалобы со стороны верующих, то на место направлялось письмо о том, чтобы устранить имеющиеся недостатки в документах. И лишь только затем издавался указ о закрытии церкви Верховным Советом республики, после которого церковь считалась закрытой.