История закрытия храмов Алексеевского района Казанской епархии в 30-е годы.
История закрытия храмов Алексеевского района Казанской епархии в 30-е годы.
Протоиерей Павел Чурашов
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ.............................................................................................................................. 4
ПОЛОЖЕНИЕ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ В РОССИИ............................................ 5
ПОЛОЖЕНИЕ ДЕЛ В КАЗАНСКОЙ ЕПАРХИИ........................................................... 9
ХРАМЫ В РАЙОНЕ ДО 1917 ГОДА.............................................................................. 14
СОСТОЯНИЕ ДЕЛ В РАЙОНЕ В 1917-30 ГГ............................................................... 16
КРЕСТНЫЕ ХОДЫ.......................................................................................................... 17
СНЯТИЕ КОЛОКОЛОВ.................................................................................................. 19
ЗАКРЫТИЕ ЦЕРКВЕЙ В 30-Е ГОДЫ............................................................................. 20
ЗАКРЫТИЕ ХРАМОВ В СЕЛАХ РАЙОНА..................................................................... 27
АБАЛДУЕВКА................................................................................................................... 27
АЛЕКСЕЕВСКОЕ............................................................................................................. 28
АР. БАРАН......................................................................................................................... 34
БАЗЯКОВО........................................................................................................................ 36
БАЛАХЧИНО.................................................................................................................... 37
БЕРЕЗОВАЯ ГРИВА......................................................................................................... 41
Б. КРАСНЫЙ ЯР............................................................................................................... 42
БОГОЯВЛЕНСКАЯ ГОРКА............................................................................................ 46
БОЛЬШИЕ ПОЛЯНКИ.................................................................................................... 47
БИЛЯРСК........................................................................................................................... 49
КАРАВАЕВО...................................................................................................................... 51
КУРКУЛЬ........................................................................................................................... 52
ЛЕБЕДИНО........................................................................................................................ 53
ЛЕБЯЖЬЕ.......................................................................................................................... 55
ЛЕВАШЕВО....................................................................................................................... 56
МАРАСА............................................................................................................................. 58
МАСЛОВКА....................................................................................................................... 60
МУРЗИХА.......................................................................................................................... 61
НОВОСПАССК................................................................................................................. 64
ОСТОЛОПОВО................................................................................................................. 67
РОМОДАН......................................................................................................................... 70
САБАКАЙКА..................................................................................................................... 73
САКОНЫ........................................................................................................................... 74
САХАРОВКА..................................................................................................................... 75
СЕРГИЕВСКОЕ................................................................................................................ 77
СТАРАЯ ШЕНТАЛА........................................................................................................ 81
ШАМА................................................................................................................................ 81
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..................................................................................................................... 85
ПРИЛОЖЕНИЯ..................................................................................................................... 88
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. СПИСОК СВЯЩЕННОСЛУЖИТЕЛЕЙ..................................... 88
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. ХРАМЫ РАЙОНА ДО 1917 Г........................................................ 92
село Алексеевское.................................................................................................................................................... 92
село Абалдуевка (Приозерное)............................................................................................................................ 93
село Арбузов Баран................................................................................................................................................. 93
село Б Красный Яр.................................................................................................................................................. 93
село Б Полянки.......................................................................................................................................................... 94
село Базяково............................................................................................................................................................ 95
село Балахчино........................................................................................................................................................ 96
село Березовая Грива.............................................................................................................................................. 96
село Билярск.............................................................................................................................................................. 96
село Богоявленская Горка (Красная Горка).................................................................................................. 101
село Караваево....................................................................................................................................................... 101
село Куркуль........................................................................................................................................................... 102
село Лебедино......................................................................................................................................................... 102
село Лебяжье........................................................................................................................................................... 102
село Левашево........................................................................................................................................................ 103
село Мараса (Русская Мараса)......................................................................................................................... 103
село Масловка........................................................................................................................................................ 103
село Мурзиха.......................................................................................................................................................... 104
село Новоспасское................................................................................................................................................ 104
село Остолопово (Речное)................................................................................................................................... 104
село Ромодан........................................................................................................................................................... 106
село Сабакайка...................................................................................................................................................... 106
село Саконы............................................................................................................................................................ 107
село Сахаровка...................................................................................................................................................... 107
село Сергиевское.................................................................................................................................................... 107
село Старая Шентала (Родники)....................................................................................................................... 108
село Шама................................................................................................................................................................ 108
часовня Бутлерова................................................................................................................................................ 108
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Документы по закрытию храмов................................................ 109
АНКЕТА..................................................................................................................................................................... 109
Форма РАСПИСКИ................................................................................................................................................ 110
СПРАВКА о закрытии церкви............................................................................................................................ 111
СПРАВКА к ходатайству о закрытии............................................................................................................ 112
ЗАКЛЮЧЕНИЕ по делу о закрытии................................................................................................................. 113
ПИСЬМО верующих с Б. Красный Яр............................................................................................................... 114
ПРИЛОЖЕНИЕ 4. Карта Алексеевского района....................................................... 115
ПРИЛОЖЕНИЕ 5. Фотографии храмов...................................................................... 116
Источники и литература................................................................................................. 123
Отверг Господь жертвенник Свой,
отвратил сердце Свое от святилища Своего,
предал в руки врагов стены чертогов его...
...истребил внешние укрепления,
и стены вместе разрушены.
(Плач Иеремии2,7-8).
ВВЕДЕНИЕ
В последнее время, после того как стало возможным говорить об истории Церкви послереволюционного времени, появились работы по истории закрытия монастырей, отдельных храмов, а также труды, посвященные подвижникам благочестия, мученикам и исповедникам за имя Христово в те страшные годы. В частности, по Казанской епархии вышли книги А. Журавского «Новомученики Казанской епархии. Год 1918-й», «Новые преподобномученики Раифские» и другие работы. Исследования «глубинки», материалы по закрытиям сельских храмов, хранящиеся в архивах, в большинстве своем пока еще остаются невостребованными.
Предлагаемый труд – это попытка на основе архивных материалов проследить те события, которые происходили на селе в 30-х годах, в смутные годы большевистского террора. Это было время, когда безбожная большевистская власть проводила политику, в самом корне своем пропитанную ненавистью к православной вере, отрицанием Бога и веры.
Иногда можно слышать сетования по поводу этого, что не нужно, мол, было большевикам разрушать церкви, искоренять веру, что они сделали ошибку, идя против веры.
Эти сетования возникают от непонимания сущности большевизма. В том-то и дело, что главной задачей революции было уничтожение веры, борьба против религии.
К сожалению, многие материалы пока еще недоступны, особенно дела по репрессированным священнослужителям, хранящиеся в архивах КГБ и МВД Республики Татарстан, поэтому исследование далеко не претендует на полноту изложения происходящих событий.
ХРАМЫ В РАЙОНЕ ДО 1917 ГОДА
До 1917 года Алексеевского района как такового не существовало, его нынешняя территория входила, как уже было упомянуто, в состав Лаишевского, Спасского и Чистопольского уездов. Мы будем исследовать район в его сегодняшних границах.
В Чистопольском, Спасском и Лаишевском уездах, из частей которых позднее, при советской власти, был создан исследуемый Алексеевский район, количество белого и черного духовенства, храмов, часовен и монастырей было следующим:
Уезд (Без учета уездных центров) | Духовенство | Церквей | Часовен | Монас-тырей | ||||||||
Белое | Черное | Единовер-ческое | ||||||||||
м | ж | м | ж | м | ж | к | д | К | д | к | д | |
Спасский | - | - | - | - | ||||||||
Лаишевский | - | - | - | - | - | |||||||
Чистопольский | - | - | - | - | - | - |
Сокращения: м – мужское, ж – женское, к - каменных, д – деревянных.[22] (Примечание: в колонке «белое духовенство» ж – жены духовенства).
На территории Алексеевского района существовало 28 храмов. Это храмы:
Лаишевского уезда:
1. Воскресенская церковь в п. Алексеевское,
2. Казанско-Богородицкая церковь в с. Балахчино,
3. Свято-Успенская церковь в с. Лебяжье,
4. Рождественско-Богородицкая церковь в с. Мурзиха,
5. Церковь Архангела Михаила в с. Саконы,
6. Церковь прп. Сергия Радонежского в с. Сергиевское,
7. Церковь Николы, князя Черниговского, в с. Сабакайка.
Чистопольского уезда:
8. Большой Михайловский собор в пригороде Билярск,
9. Церковь Богоявления Господня в с. Богоявленская Горка (ныне – Красная Горка),
10. Церковь Казанской Божией Матери в с. Большой Красный Яр,
11. Богоявленская церковь в с. Остолопово (ныне Речное),
12. Рождественская церковь в с. Сахаровка.
Спасского уезда:
13. Троицкая церковь в с. Арбузов Баран,
14. Тихвинско-Богородицкая церковь в с. Базяково,
15. Никольская церковь в с. Березовая Грива,
16. Спасская церковь в с. Караваево,
17. Троицкая церковь в с. Куркуль,
18. Церковь во имя св. кн. Владимира в с. Левашево,
19. Вторая церковь в Левашево – во имя Архистратига Божия Михаила,
20. Казанско-Богородицкая церковь в с. Мараса,
21. Церковь Рождества Божией Матери в с. Масловка,
22. Церковь Происхождения Честных древ Животворящего Креста Господня в с. Новоспасское,
23. Церковь Нерукотворного Образа Спасителя в с. Большие Полянки,
24. Смоленско-Богородицкая церковь в с. Ромодан,
25. Церковь Рождества Христова в с. Старая Шентала (Лягушкино, ныне – с. Родники),
26. Троицкая церковь в с. Лебедино,
27. Церковь в с. Шама,
28. Церковь в с. Абалдуевка (ныне – с. Приозерное).
В «Справочной книге по Казанской епархии за 1904 год» упоминаются две домовые церкви (в селах Александровка и Б. Полянки) и несколько часовен. Из часовен наибольший интерес представляют, в частности, Большая часовня, выстроенная в память чудесного избавления императора Александра III от убиения, часовня на ключе Живоносный Источник, часовня близ села Масловки, часовня на могиле А. М. Бутлерова, знаменитого химика (единственная сохранившаяся до настоящего времени часовня). Кроме того, в «Летописи села Алексеевского» говорится еще о двух часовнях, находящихся на территории села: это Ахтырская часовня и часовня, находящаяся при въезде в село по Казанскому тракту, выстроенная в память тысячелетия св. Кирилла и Мефодия и в память Александра II, Царя—Освободителя крестьян от крепостной зависимости.
КРЕСТНЫЕ ХОДЫ
Так распространенные раньше и всеми любимые крестные ходы при большевиках стали запрещаться. Будучи мощным средством, объединяющим верующих, они были «бельмом на глазу» и вовсе не симпатизировали властям.
На совершение крестного хода теперь было необходимо получить разрешение исполкома, как это видно из следующего документа, датированного 22 сентября 1932 года: «Райисполком разрешает билярской общине верующих крестный ход с одной иконой «Источницей» на ключ, имеющийся быть 27 сентября сего года на один день.
Под личной ответственностью председателя Бегунова Петра...».[25]
Сохранилось письмо верующих села Билярск к зав. делами культов Татреспублики от 8 октября 1934 года по поводу того, что в селе были запрещены крестные ходы, несмотря на то, что в других местах, например, в Чистопольском районе, крестные ходы разрешались. Исполкомовское начальство ссылалось на какое-нибудь эпидемическое заболевание, хотя понятно, что не болезни были тому причиной.[26]
Однако, как видно из ответного документа, адресованного комиссией по делам культов Билярскому РИКу, республиканское начальство не спешило «перегибать палку»: «Направляется заявление общины верующих с. Билярск для урегулирования вопроса на месте. Центральная комиссия по вопросам культов считает возможным разрешить крестные ходы в религиозные праздники, если не имеется эпидемических заболеваний.
Секретарь Комиссии по вопросам культов /Мустафин/. 5.03.1935 г.».[27]
9 апреля 1932 года из Тат ЦИК в райисполкомы поступает циркуляр совершенно секретного характера, который гласит: «В связи с запросами с мест о возможности разрешения общего пасхального крестного хода, ТЦИК разъясняет: общий пасхальный крестный ход с иконами по селу и на поля воспретить, если будут на это заявления».[28] Так постепенно крестные ходы изживались из церковной жизни. К концу 30-х годов они уже совсем не совершались.
В пятидесятые, шестидесятые, и даже в восьмидесятые годы власти искореняли не то чтобы крестные ходы, а даже паломничества верующих к Билярскому ключу Живоносный Источник, которые во множестве стекались сюда. Безбожной власти необходимо было искоренить в людях саму мысль о святынях. Создавались комсомольские дружины, которые разгоняли верующих со святого места, а вокруг самого ключа все измазывали дегтем и смолой. Сейчас даже многие бывшие комсомольцы с сожалением и чувством раскаяния вспоминают о тех безумных деяниях.
СНЯТИЕ КОЛОКОЛОВ
Интересна, в связи с закрытием храмов, и акция по снятию колоколов, которая была проведена в районе по ряду храмов осенью 1937 года. Делалось это под благовидным предлогом и вовсе не в форме приказа.
Как явствует из материалов дела церкви села Лебяжье, на заседании райисполкома 23 октября 1937 года было принято решение: «Ввиду того, что церковь в с. Лебяжье расположена не более 100 метров от школы и звон, производимый ею, мешает школе производить нормальные занятия, – предложить общине верующих прекратить колокольный звон. Просить Тат-ЦИК об утверждении данного постановления».[29] На что из Казани было выслано решение Президиума ТатЦИК, в котором, в частности говорится: «…Комиссия не возражает также о прекращении колокольного звона в сс. Саконы, Лебедино и Масловке, как мешающим занятиям в школе».[30]
А месяцем позже Алексеевским РИК принимается решение уже о снятии колоколов, в частности, в с. Красный Яр и Березовая Грива как прекративших колокольный звон, а потому и не нужных в храмах (решение от 25 декабря 1937 года).[31] Таким образом, используя простейшие психологические методы, власти оказывали давление на население и делали свое темное дело.
АБАЛДУЕВКА
Церковь в селе перестала функционировать к концу 30-х годов.
Сведения о закрытии Абалдуевской церкви очень скудны, не сохранилось и дело по закрытию. Известно лишь о письме, поступившем в Билярский исполком из Казани, от 8 октября 1940 года, которое гласило следующее: «Присланный Вами материал о закрытии церкви в селе Абалдуевка оформлен недостаточно. Из 341 человека взрослого населения участвовало на общем собрании граждан 172 человека, и голосовали за закрытие данной церкви только лишь 150 чел. (44%). Вам необходимо закрытие данной церкви оформить в строгом соответствии с нашим директивным письмом от 15/04-39 г. за №5-15 и со всем материалом представить на рассмотрение Президиума Верховного Совета ТАССР».[42] Таким образом, видна установка вышестоящих властей на закрытие церкви. Предлагается «поработать» с населением, чтобы было достаточно оснований на санкцию о закрытии церкви.
Что было потом, было ли оформлено закрытие «в строгом соответствии» с законом, остается неизвестным. Известно только, что в 1940 году церковь не была еще закрыта, но не функционировала все по той же причине – из-за отсутствия священнослужителя. Все священники этого села были репрессированы и раскулачены еще в начале 30-х годов.
Сохранились сведения о некоторых священнослужителях:
Отец Иван Козелков служил в с. Абалдуевка, в апреле 1930 г. был приговорен к 5 годам концлагерей, умер в 1932 году в Соловках. Макаров Василий Тимофеевич был в селе псаломщиком; известно, что он также умер в Соловках, в 1933 году. Отец Александр Ильин, уроженец этой деревни, проживал в г. Йошкар-Ола и был там приговорен в 1932 году к 3 годам лишения свободы.
Священник Александр Павлычев служил в Абалдуевке, был приговорен в 1937году к 7 годам ИТЛ.
АЛЕКСЕЕВСКОЕ
Алексеевское было самым крупным торговым селом Лаишевского уезда и Чистопольского благочиния. До революции здесь было жителей до 4000 душ. В селе был большой храм, третий по счету со времени основания, во имя Обновления храма Воскресения Христова в Иерусалиме, с двумя приделами: святителя Николая и святителя Алексия, митрополита Московского. Был он построен в 1826-36 гг.
С 1917 года поселок Алексеевское является районным центром Алексеевского района. Вплоть до конца 30-х годов XX столетия в селе действовала одна церковь с общиной Тихоновского направления и молитвенный дом с общиной старообрядчества.
По воспоминаниям бывшей певчей храма Марии Ивановны Самсоновой, храм закрывали в 1931 году. Местные жители все ходили караулить, ночевали возле церкви, чтобы церковь не закрыли. Тогда власти на лошадях разгоняли народ, но люди в то время все-таки церковь отстояли. Она действовала до 1937 года.
Как известно из архивных материалов, официально церковь в Алексеевском была закрыта к концу 1938-го года, где к этому времени в селе была проведена большая предварительная работа с населением.
Вот что нам известно из протокола заседания Президиума Алексеевского райисполкома от 3.11.38 г.:
«П.8. Слушали: Материалы граждан с. Алексеевского и решения общих собраний по предприятиям и учреждениям села Алексеевского с подписками о закрытии церкви с. Алексеевского и использовании здания под клуб.
Постановили: Принимая во внимание, что подавляющее большинство населения с. Алексеевского через проводимые общие собрания по предприятиям и учреждениям и через проводимую подписку настаивает на закрытии церкви и использовании здания церкви под культурное учреждение, – церковь села Алексеевского ЗАКРЫТЬ». Как хорошо написано – «большинство населения настаивает»! Тут уж никто не устоит!
Читаем далее:
«Возбудить ходатайство перед ТатЦИКом об утверждении решения о закрытии церкви села Алексеевского и приспособлении здания церкви под клуб. Поставить вопрос перед СНК ТР об ассигнованиях на ее приспособление. Поручить пред. РИКа составить точную смету переоборудования здания.
И. о. секр. РИКа /Новиков/».[43]
Ниже мы увидим, как церковь была «приспособлена».
Собрания по закрытию были проведены в д. Федоровке, Тракторной бригаде, животноводческом цехе совхоза «Красный Восток», среди рабочих гурта 1-й и 2-й фермы, рабочих, служащих и домохозяек совхоза «Красный Восток», рабочих полеводческих бригад №№1 и 2.
Кроме того, собрания были проведены на заводе сухого молока, в райлесхозе, у связистов, в союзе земельных работников, в типографии, среди сотрудников НКВД, райкома ВКП(б) с семьями, политпросвет работников, в Союзе финансово-банковских работников, в артели «Ударница» - словом, буквально во всех организациях и предприятиях райцентра.
На этих собраниях выступали активисты, члены «Союза воинствующих безбожников», призывая всех голосовать за закрытие.
Так, на одном из таких собраний, на заводе сухого молока весьма характерное выступление было сделано тов. Осокиным: «Бога нет и не было, наукой давно доказано это, но есть еще люди, по своей темноте не выпутавшиеся из тенета религиозного дурмана, которым нужно помочь в этом, чтобы и они освободились от этого опиума. Церковь, кроме вреда, ничего не дает, там причащают одной ложкой, а это - распространение заразы, затем попы, одурманивая головы трудящихся, обирают их, а сами за счет их трудов жиреют точно свиньи».[44]
На собрании в колхозе «Новый путь» (д. Федоровка) некто тов. Рябцев подробно говорил о том, что церковь служила только богачам, что много нелепостей в легенде о сотворении мира, о потопе, о столпотворении лишь только потому, что все это сказки. Нам нужно это понять и просить закрыть церковь.
Вот фрагменты выступлений некоторых участников собрания. Дмитриев: «Через религию размножаются заразные болезни. Нужно требовать закрытия церкви»; Нестеров: «Попы занимались шпионажем, они предавали самых лучших, преданных делу революции людей, требуем закрытия церкви»; Данилов: «Прежде говорили: Бог не даст, и хлеба не будет. Это неверно. Применяя агротехнические мероприятия, машинную обработку, мы с каждым годом повышаем урожаи».[45]
Насколько нужно быть наивным и самоуверенным, чтобы принимать всерьез подобные высказывания, подходящие разве что малым детям. Но это было знаком времени. Желание построить «рай на земле» без Бога было, видимо, настолько сильным, что застилало глаза людям, и «черное» выдавалось за «белое» и наоборот.
Не нужно было обладать большим умом, чтобы видеть, насколько натянуты и нелепы были эти высказывания.
Однако население, в то время духовно раздавленное, очень робко выступало против навязанного ему решения о закрытии храма. Так, согласно результатам голосования по всему селу, лишь только в трех организациях голосовали против закрытия. В артели «Ударница», коллектив которого почти целиком состоял из женщин (ныне – фабрика художественного ткачества), из 144 человек 22 проголосовали против закрытия церкви. На заводе сухого молока (ныне – Алексеевский молочно-консервный комбинат) из 183 человек, участвовавших в собрании, лишь 2 человека проголосовали против, 38 – воздержались. В колхозе имени Тельмана из 75 человек «за» проголосовали 48, 13 человек - «против», 14 – «воздержались». В остальных 19 предприятиях за закрытие церкви проголосовали «единогласно». Вот такая статистика.
Консультантом ЦИК ТАССР по вопросам культов К. Мустафиным было составлено заключение по делу № 27 – 410 «О закрытии церкви в с. Алексеевском»:
«В селе Алексеевском имеется 2467 человек взрослого населения. В течение 1937 и 1938 гг. проведено 22 собрания граждан, в которых участвовало 976 человек. На этих собраниях принято постановление о закрытии церкви и передаче ее здания под культурное учреждение большинством 883 голосов, против - 37, при 56 воздержавшихся. Кроме того, среди граждан села проведен сбор подписей за закрытие церкви, в результате чего собрано 1662 подписи, что составляет 67% всего взрослого населения.
В настоящее время здание церкви пустует. Алексеевский РИК поддерживает ходатайство граждан и просит ЦИК ТАССР передать здание церкви под клуб.
Возражений со стороны верующих не поступило. Функционирующая церковь имеется в с. Лебяжьем, на расстоянии 1 км. от с. Алексеевского.
Исходя из вышеизложенного, полагал бы:
Удовлетворить ходатайство Алексеевского РИКа и граждан села Алексеевского о закрытии и передаче ее здания под клуб. 13 мая 1938г.».[46]
Подобное заключение необходимо было для представления на рассмотрение в Президиум ВС Татреспублики.
Как следует из справки Комиссии по вопросам культов, «церковь в селе Алексеевском была закрыта постановлением Президиума Алексеевского РИКа от 3 февраля 1938 года, и утверждено закрытие постановлением ЦИК ТАССР от 21 мая 1938 года».[47]
Из той же справки известно, что здание церкви «передано под клуб, но до сего времени под клуб не использовалось». Оказывается, не так и нужно было здание для клуба, а нужен был только повод для закрытия.
Более того, не имея возможности использовать пустующее здание церкви под клуб, в сентябре следующего года его передали Дому обороны для использования под оборонные мероприятия. Однако и под оборонные мероприятия, как оказалось, его не смогли использовать. До войны здание церкви так и осталось невостребованным, а во время войны использовалось как склад для хлеба и сельхоз. инвентаря. После войны здесь размещались мастерские автороты (транспортного предприятия).
Колокола с церкви были сняты в 1938-м, а кресты - в 1940-м году.
Само здание разрушили уже после войны, в 50-х годах, в бытность первым секретарем райкома КП Макарова. По его указанию она и была разрушена.
Известно, что Бог поругаем не бывает, и кощунники, которые дерзали ломать церкви и надсмехаться над святынями, рано или поздно были наказываемы Богом. Есть много об этом свидетельств.
Вспоминает уроженец села, Леонид Алексеевич Сидоров, 1942 года рождения: «Для того, чтобы взять кирпич с храма, с промкомбината направлялись рабочие, в том числе и молодые рабочие Краснощеков Виктор и Салахеев Ирек. Чтобы разобрать большой купол, который был очень прочным, они решили долбить кладку до тех пор, пока купол не упадет вниз. Вначале они привязывались веревками, а потом привыкли и работали без привязки. Купол долгое время не падал, и лишь когда было продолблено более половины, купол вдруг стал падать вниз, и из образовавшейся ниши ударила сильная волна воздуха, которая выбросила Краснощекова и Салахеева с крыши. Краснощеков упал на землю спиной и тут же разбился насмерть, а Салахеев чудом успел зацепиться за часть крыши, и ушибы, полученные им при падении, были не смертельны». Воистину, как говорится в Евангелии, «раб, который знал волю господина, будет бит много, а который не знал воли господина, будет бит мало». (Лк 12, 47).
Как вспоминает Херувимова Пелагея, когда разоряли церковь, жительница села, атеистка Тюрикова Наталья Ивановна, ложилась на плащаницу и говорила: «Иисус Христос воскрес». Впоследствии ее парализовало, она сгнила заживо. Еще вспоминают: в Ильин день посылали в поле жать, никто не ехал, поехала одна Круглова; на обратном пути воз, на котором она ехала, перевернулся, и она вся оказалась изрезанной серпами, которые находились тут же, на возу.
Кладка была настолько прочной, что, когда два трактора С80, управляемые Н. Ахманаевым и Н. Беспаловым, одновременно пытались рвать межоконные перемычки тросами, они не могли этого сделать.
Сейчас на месте храма осталась часть фундамента да углы от стен, напоминая о былом величии и великолепии храма.
В Алексеевском храме, по воспоминаниям жительницы Марии Ивановны Корчагиной, долгое время служили священник Маркин Николай Александрович, священник Львов (имени никто не помнит) и дьякон Александр Филиппович Абросимов. Отец Николай служил здесь до своего ареста в 1937 году.
АР. БАРАН
Храм в селе был построен в 1770 году и перестроен в 1867 году, имел два престола. Главный придел – холодный, во имя Святой Троицы, придельный – теплый, во имя Рождества Христова.[48] Вокруг храма была красивая деревянная ограда на каменных столбах. Село известно как родина известного химика, академика АН СССР А. Е. Арбузова (1877-1968 гг.).
В 1930 году в селе служил священник Иоанн Дмитриевич Пеньковцев, по происхождению – сын крестьянина-бедняка (в то время ему было 59 лет). Здание церкви в том же году было передано общине верующих Билярской районной милицией по договору, который подписали тогда более 600 прихожан, а всего в селе к тому времени насчитывалось верующих около 1500 человек. Все эти годы храм действовал. Из дела видно, что в 1926 году в церкви была отремонтирована печь, а через два года – был произведен ремонт ограды и мелкий ремонт инвентаря.[49]
В те годы в селе служили несколько священников, которые, испытывая гонения, переезжали из одного села в другое. В списке лишенных избирательных прав по Ар. Барановскому сельсовету в 1934 году, кроме прочих, значились: Лапаев Антон Петрович – поп, Успенский Сергей Васильевич – поп, Успенский Ювеналий – сын попа.[50] Впоследствии отец Антоний Лапаев, служивший, как известно, и в селе Билярск, был арестован 3 декабря 1937 года и уже меньше чем через месяц, 28 декабря, Тройкой ГПУ по ст 58-11 был приговорен к расстрелу, а отец Сергий Успенский был также репрессирован и 28 декабря 1938 года осужден к 10 годам исправительно-трудовых лагерей.
Как это было везде, для обоснования закрытия церкви были проведены собрания. В частности, отмечается, что на собрании членов колхоза «Красный Бор», которое состоялось 16 марта 1940 года, «из 104 человек, имеющих право голоса, присутствовали 59, которые и проголосовали «единогласно» за закрытие церкви.[51] Из справки к ходатайству о закрытии церкви следует, что всего в селе «из 436 человек взрослого населения участвовали на собраниях 271 человек, из них голосовали за закрытие 271 человек.[52] Какое единство мнений! К голосам людей, которые действительно нуждались в церкви, тогда никто не прислушивался.
Для более веского обоснования закрытия, как правило, прилагалась справка по задолженности церкви. В деле имеется такая справка из Билярского райфинотдела, которая свидетельствует, что «церковь Ар. Барана имеет задолженность по налогу за строения за 1939-40 гг., по зем. ренте, по обязательному страхованию в общей сумме 1794 р. 57 к.[53] Для нас еще удивительно, как община до сих пор умудрялась платить все налоги вплоть до 1939 года.
Церковь в селе была закрыта Указом Президиума ВС ТАССР за №5/821 от 20 июня 1940 года, а через 5 дней факт закрытия был доведен до сведения председателя общины верующих Смирнова Андрея Борисовича. В этот же день здание церкви со всем имеющимся инвентарем и утварью было передано под личную ответственность пред. с\С т. Абросимова.[54] В справке стандартного образца значилось, что «жалоб со стороны верующих не поступало».
В Ар. Баране была одна из первых попыток в районе открыть церковь и зарегистрировать общину после 1943 года. Жители села А. Б. Смирнов, Горбунова, Хохлова и другие ходатайствовали об открытии церкви перед уполномоченным Совета по делам религий при СНК СССР по ТАССР тов. Ф. Горбачевым, однако на заседании СНК 21 августа 1944 года было принято решение просьбу верующих отклонить. Решение, как указывалось, не подлежит оглашению.[55]
БАЗЯКОВО
Церковь Тихвинской Божией Матери была построена в селе в 1761 году. В храме находилась особо чтимая чудотворная икона Божией Матери «Тихвинская». Как вспоминают жители села, икона эта стояла в главном иконостасе местной иконой, была она богато украшена, в дорогом киоте, на иконе были золотые бусы, на венце - бисерки – икона, как вспоминают, «как жар, горела».
Еще в 30-е годы в селе служили священники:
1. отец Петр Ястребов,
2. отец Павел Цыбульский,
3. отец Михаил Егоров (в 32 г.),
4. священник Богоявленский (в 33 г.).
Отец Михаил жил позднее в Казани в одном из приходов, его там помнят как пожилого старичка.
Когда храм еще действовал в 30-е годы, на Пасху, как вспоминают старожилы, зажигали сало, залитое в чашечки, которые были установлены на каменных столбах ограды. После закрытия храма ограду растащили на огороды, столбы разобрали, но так поступали далеко не все. Местные власти посылали людей разбирать иконы, но многие отказывались, боясь греха. Были и такие, что боялись властей и вынуждены были исполнять волю безбожников, ведь в противном случае отказавшихся угоняли в Сибирь, репрессировали.
Регента церковного хора Наумова Игнатия репрессировали за то, что дома молился. У священника Петра Ястребова был сын Григорий, тридцати лет. Когда его спросили: «Ты чей?», он сказал: «Сын священника». Его арестовали, там, в тюрьме, он и умер. Все это свидетельство местных старожилов, в числе их - Федина Пелагея.
Документальных же свидетельств о закрытии церкви в селе не сохранилось.
БАЛАХЧИНО
Церковь в честь Казанской иконы Божией Матери. Построена она была в 1736 году. Теплая, каменная, двухпрестольная. Имелся придел с левой стороны - во имя святителя Николая Чудотворца.
Как вспоминает уроженец села Абрамов Виталий Иванович, последним священником церкви был Бомбицкий (20-30 гг.) Известно, что у него было три сына, которые учились в Алексеевской школе крестьянской молодежи (ШКМ). Кроме земли, у Бомбицкого были и луговые угодья, так, например, Большие Мара (заливные луга), так и назывались – «попов пай».
Вначале церковь закрыли в январе 1930 г., ключи от церкви находились у председателя с/Совета Атланова Василия Яковлевича. Уезжая на курсы, он передал ключи секретарю сельсовета Абрамову Ивану Филипповичу. В это время началась коллективизация крестьянских хозяйств. В феврале крестьяне с. Балахчино окружили бывшую усадьбу помещика, где размещались начальная школа и сельсовет, и потребовали у Абрамова ключи от церкви. Он ответил, что ключи у Атланова. Ему не поверили. На подмогу балахчинцам прибыли на подводах жители деревень Бутлеровка, Городок, Шалбы, Кузькино, Бурцево. Абрамов вынужден был бежать из здания сельсовета через комнату Макаровой В.К. Запряг лошадь, дал сыну Николаю, которому было тогда 10 лет, ружье и сказал, что, мол, если будут ломать дверь – стреляй. Жена Ивана Федоровича лежала после родов. Сам же он не спеша в лугах навалил воз сена и поехал домой, думая, что прихожане – верующие разошлись по домам. На самом деле сотни мужчин и женщин окружили дом Абрамова, мужики собирались разгромить дом, но женщины не дали – Александра лежит после родов. Хозяина с возом пропустили во двор. Там он быстро свалил сено, не выпрягая лошадь, пошел за водой (колодец находился возле дома). Там его окружили, требуя ключи от церкви. Спас наган. Иван Филиппович несколько раз выстрелил в воздух – толпа разбежалась. На лошади он помчался в Алексеевское, но здесь положение было такое же, как и в Балахчино. Конного милиционера Гаврилова стащили с лошади и избили. Колхоз был создан, но после статьи Сталина «Головокружение от успехов» многие вышли из колхоза. Как и в 1929 году, оставалось 12 хозяйств. В 1930 г. церковь открыли, и действовала она до 1937 года. В тот же год ее окончательно закрыли и сняли колокола.[56]
Этот пример очень наглядно изображает настроения среди населения в то время. Большинство людей было против закрытия храмов, и лишь позднее, к концу 30-х годов, применяя репрессивные меры, властям удалось закрыть все храмы.
Архивное дело по храму в с. Балахчино свидетельствует, что церковь была закрыта Указом Президиума ВС ТАССР 16 мая 1939 года: «...утвердить постановление Алексеевс