Сосредоточенность и преданность душой
Как выдержать долгие часы чтения и занятий?
Как сосредоточиться и вникнуть всей душой?
В справочнике по психологии «Фанн аль-кира’а ва-д-дарс» («Искусство чтения и учебы») говорится следующее: «Для продуктивной учебы необходимо сосредоточиться. Умение сосредоточиться в значительной степени зависит от окружения человека и особенно его физического состояния. Учись сосредотачиваться, иначе говоря, учись преодолевать все виды факторов, дезорганизующих (деятельность человека). Таковых три:
дезорганизующие факторы, вызванные средой или окружением человека (шум, сверкающие огни и т.п.);
дезорганизующие факторы, причина которых кроется в физическом состоянии человека (усталость и т.п.);
дезорганизующие факторы, представляющиеся в виде посторонних мыслей, не имеющих отношения к изучаемому предмету.
Единственной проблемой обучения является проблема влияния этих дезорганизующих факторов на успешность занятий.
Лучшим способом преодоления некоторых из них является их устранение. Это – лучшее для искателя знания, желающего заняться продуктивной деятельностью, приступить к устранению всех дезорганизующих факторов. В отношении внешних факторов это означает, что следует выбрать место для учебы вдали от всякого шума, разговоров, движущихся предметов, людей, сверкающих огней, ярких цветов и др. В отношении факторов, связанных с физическим состоянием человека, это означает, что необходимо избегать переутомления, следить за своим здоровьем и твердостью намерений, стараться избавиться от расстройств желудочно-кишечного тракта, беречь глаза от перенапряжения и создавать благоприятные условия в том, что касается света, температуры и вентиляции.
Данные общие положения подразумевают ряд частных моментов и правил. Упомянем некоторые из них.
1. Занимайся в тихой комнате, насколько это представляется возможным. Комната должна быть в относительной изолированности как от зрительных отвлекающих факторов, так и от шума.
2. Заставь себя почувствовать необходимость выполнения той задачи, которая стоит перед тобой в данный момент, и четко уясни ее связь с твоей последующей учебой, с твоими главнейшими целями и устремлениями. Ведь есть сотни стимулов, побуждающих к учебе. Так собери же их все перед собой.
3. Поставь перед собой задачу. Точно определи, что тебе необходимо сделать, и время, в течение которого ты должен это выполнить. Если твоя задача представляется тебе слишком большой, то раздели ее на подзадачи, затем изучи содержание первой из них, и приступай к ее выполнению. Сконцентрируй все свои мысли на той подзадаче, выполнением которой ты занимаешься в данный момент.
4. Приступай к делу! Да, приступай к делу, каким бы трудным оно тебе ни представлялось. Отвлекись от мнимых трудностей и всех остальных забот. Забудь обо всем, чтобы, в тебе проснулся интерес к самому изучаемому тобой предмету, и чтобы тебе снова не пришлось насильно заставлять себя браться за это дело.
5. Создай для себя благоприятную учебную атмосферу. Возьми бумагу и ручку…
6. Сосредоточься. Не витай в облаках. Нет сомнения в том, что плутание мыслей – это первый враг учебы. Бесспорно, один час сосредоточенной учебы лучше, чем десять часов несобранной и рассеянной. Приступив к делу, работай напряженно и упорно. Остерегайся рассеянности своих мыслей, и, если почувствуешь в себе подобное, то постарайся вновь сосредоточиться, насколько сможешь. Ведь работа в благоприятной атмосфере и пробуждение интереса к собственной учебе – это два верных средства на пути к сосредоточенной деятельности, к которой ты стремишься».[352]
Часть четвертая
У кого тебе следует учиться?
состоит из 3 глав
Глава первая. Приобретение знания у шейхов
Глава вторая. Как выбирать учителя?
Глава третья. Путешествие в поисках знания
Глава первая
Приобретение знания у шейхов
Введение.
Побуждение брать знание из уст знающих людей.
Предостережение не ограничиваться лишь изучением книг.
Введение
Если Великий и Могущий Аллах даст тебе такое благо учиться у знающего и заслуживающего доверия шейха, то это явится залогом твоего успеха и удачи, поскольку он возьмет тебя за руку и приведет к знанию кратчайшим путем, угостит вкуснейшим нектаром из собранного им меда (знания). Он начнет твое обучение с самого нужного для тебя знания[353], последовательно закладывая и укрепляя в тебе его основы. Тебе ясно представится путь (к знанию), и тебе не придется в растерянности бросаться из стороны в сторону в его поисках.