Стремление наиболее рационально
Использовать свое время
Биение сердца говорит о том,
Что жизнь человека – минуты, секунды.
Первым долгом искателя знания по отношению к своему времени является «такое же бережное к нему отношение, как и к деньгам, и даже больше, а также стремление (рационально) использовать все свое время… Наши предшественники, да будет доволен ими Аллах, наиболее бережно относились к своему времени, т.к. лучше других знали ему цену. Аль-Хасан аль-Басри сказал: «Я застал людей, которые берегут свое время больше, чем вы бережете свои дирхемы и динары!»
Поэтому они всячески стремились проводить свое время в напряженном труде и даже часть его остерегались потерять без пользы. Омар ибн ‘Абдуль‘азиз сказал: «Поистине, день и ночь всякий раз забирают у тебя что-то, так трудись же и днем, и ночью!».
Они говорили: «Одним из признаков гнева (Аллаха) является то, что (человек) теряет время». А также: «Время – как меч: если ты его не одолеешь, оно одолеет тебя». Они всегда старались стать лучше, чтобы сегодняшний день оказался лучше вчерашнего, а завтрашний – лучше сегодняшнего.
Каждый день, каждый час, каждое мгновение они стремились приобрести полезное знание, совершить благое дело, перебороть свои страсти или принести кому-то пользу, чтобы их труды не пропали даром и не оказались тщетными и напрасными тогда, когда они сами этого не замечают.
Они считали проявлением неблагодарности и непочтительности ко времени, если день проходил без пользы для себя и окружающих, если они не приумножили свое знание, не укрепили свою веру, не совершили больше благих поступков. Ибн Мас‘уд, да будет доволен им Аллах, сказал: «Я ни о чем не сожалею так, как о том дне, когда зашло солнце, жизнь стала короче, а (совершенные) мной в этот день дела не стали лучше».[140]
Искатель знания! Береги свое время, посвятив каждое его мгновение тому, что принесет тебе пользу или научит чему-то потребному, и старайся приумножать свое знание каждый день. Передают слова одного из предшественников: «Если случится день, когда я не (смогу) приумножить свое знание, чтобы снискать милость Аллаха, то нет мне благословения в том, что солнце взошло в этот день».
Один поэт сказал:
А если прожит день, но, к сожалению,
Без пользы в знании, без новых наставлений,
То, значит, прожит был он мною зря,
Я вычеркну его из жизни без сомнения.
Искатель знания, пусть (каждое) мгновение будет для тебя дороже жемчуга и драгоценных камней и, если люди берегут (каждый свой) час, то ты дорожи (каждой) секундой, (каждым) мигом.
Если люди соревнуются со временем, накапливая богатство и собирая дирхемы и динары, то ты старайся опередить его, накапливая знание и собирая (сведения по различным) его отраслям. Ведь как огромна разница между накапливанием богатства и накапливанием знания!
И в этом пусть соревнуются друг с другом соревнующиеся . («Обвешивающие», 26).
Одним словом, если ты сумеешь полноценно использовать свое время, то преуспеешь на пути к знанию, и да поможет тебе Аллах!
2. Отказ от пустословия,
забав и праздности
Знай же, мой брат, искатель знания: время бесценно[141], и остаток жизни человека не сравнится ни с чем. Не трать свое драгоценное время на пустые визиты, бесполезные ночные беседы, не злоупотребляй тем, что дозволено из еды, питья, разговоров и т.п.
«Не пристало тому, кого Аллах наградил знанием и умом, тратить свое время попусту не на послушание, проводить его в забавах и праздности. Подобного не пожелает для себя благоразумный, и от этого будет прибегать к Аллаху (человек) рассудительный… Благоразумность, еще раз благоразумность (нужна) человеку, чтобы понять всю ценность своей жизни и проводить ее только в послушании Всевышнего Аллаха. И разве не пожелает он сделать книгу своим другом, которую не променяет ни на кого из людей, готовых стать ему собеседником? И в этом огромная польза, о которой знают разумные и чистые душой люди».[142]
3. Предостережение не оттягивать
и не откладывать (дела)
Самым серьезным препятствием для человека, мешающим ему воспользоваться настоящим моментом и сегодняшним днем, является оттягивание и откладывание (своих дел). (И это продолжается до тех пор), пока слово «буду»[143] уже чуть ли не становится его девизом и образом жизни.
Человеку из (племени) ‘Абд аль-Кайс сказали: «Дай нам добрый совет». Он ответил: «Остерегайтесь слова “буду”.
Другой человек сказал: «Слово “буду” из войска Иблиса!»
И ты должен наполнить свой день полезным знанием, добрыми делами и не откладывать этого на завтра, чтобы твое настоящее не ускользнуло от тебя и не превратилось в безвозвратное прошлое. Ты должен сеять сегодня, чтобы собрать плоды завтра, иначе придется раскаиваться, когда раскаяние уже не поможет…
Имам аль-Хасан аль-Басри сказал: «Остерегайся откладывать (дела на потом), ведь ты живешь сегодня, а не завтра. И если ты доживешь до завтрашнего дня, то проведи его так же, как сегодняшний, а если нет – то не придется сожалеть о том, что упустил сегодня».
Мухаммад ибн Самра ас-Са’их писал в письме Йусуфу ибн Асбату: «Мой брат! Остерегайся, чтобы (привычка) откладывать на будущее не возымела над тобой власть и не овладела твоим сердцем. Ведь это причина усталости, упадка, отчаяния и кончины…».[144]