Бодрствование в поисках знания
Сообщается, что Абдуллах бин Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «(Однажды, уже) в конце своей жизни, пророк, , совершил с нами вечернюю молитву, произнес в конце е¸ слова таслима[132], поднялся и сказал:
أَرَأَيْتَكُمْ لَيْلَتَكُمْ هَذِهِ ، فَإِنَّ رَأْسَ مِائَةِ سَنَةٍ مِنْهَا لا يَبْقَى مِمَّنْ هُوَ عَلَى ظَهْرِ الأرْضِ أَحَدٌ
«Понимаете ли вы, что это за ночь? Поистине, через сто лет после этой ночи не останется на земле ни одного из живущих на ней (ныне)!»[133],[134] Аль-Бухари, да смилостивится над ним Аллах, приводит этот хадис под заголовком «Бодрствование ночью в поисках знания». Затем он вновь приводит этот хадис под заголовком «Глава о бодрствовании ночью в поисках знания религии и о благодати, (ниспосылаемой) после вечерней молитвы»[135].
Одного из предшественников спросили: «Что помогло тебе достичь знания?». Он ответил: «Лампа и сидение до самого утра». Другой на тот же вопрос ответил: «Путешествия, бодрствование ночью и пробуждение до зари».
Аль-Хатиб аль-Багдади сказал: «Лучшая учеба – учеба по ночам. Многие предшественники поступали так, а некоторые из них начинали (заниматься) после вечерней молитвы и могли продолжать даже до тех пор, пока не услышат призыва (азана) на утреннюю молитву».
И, быть может, самыми приятными и сладостными часами для искателя знания станут часы его уединения вместе со своей книгой, чернильницей и пером в тишине ночи, когда он сможет с интересом и терпеливо приобретать знание, надеясь на вознаграждение от Всевышнего Аллаха. Он не торопится получить награду и увидеть ранние блестящие и ослепительные результаты своей учебы, которые в итоге могут оказаться обманчивыми и быть простым честолюбием, самообольщением, самодовольством и высокомерием по отношению к другим рабам Аллаха. В старину говорили: «Тщеславие губит»[136].
Ты все, что желаешь, успеть постарайся исполнить во мраке ночи,
Ведь ночь для того, кто умен и способен, проходит, как долгие дни.
Кто ищет, тот найдет
Если душа к делам великим устремилась,
То все, что не встретит она на пути,
Все стерпит, все будет желанным, любимым,
Все трудности станут посильны, просты.
Усердие и искренность, искатель знания, усердие и искренность! Ведь кто ищет усердно и искренне, тот найдет, что искал, если даже не все, то хотя бы часть этого. А кто знает, что ищет, тому легко расставаться с тем, чем он жертвует. Ас-Саффарини сказал: «Кто привыкнет не спать, откажется от постели и подушки, будет путешествовать, отлучится от семьи и детей, тот найдет то, что искал. Кто усердно ищет, тот найдет, а кто настойчиво стучится в дверь, тот в нее войдет».[137]
Предостережение от отчаяния
Знай, искатель знания, что ты должен приложить все свои силы и сделать все возможное (на пути знания)! Но не вздумай отчаиваться! А если столкнешься с трудностями, то попытайся еще раз. И знай, что многие ученые принялись за учебу уже в зрелом возрасте, но тем не менее стали выдающимися людьми и достигли звания имама[138].
И среди тех, кто принялся за учебу уже в зрелом возрасте, были такие известные ученые, как Ибн Хазм, аль-‘Изз ибн ‘Абдуссалам, аль-Каффаль аш-Шаши и др.
Аль-Каффалю было 40 лет, когда он отправился учиться, и он спрашивал (себя): «Как я буду учиться? Когда я буду заучивать? Когда начну понимать? Когда начну учить людей?». И он решил вернуться. (На обратном пути) он проходил мимо хозяина колодца, который гнал (туда) коров, и увидел, что веревка, (перекинутая через камень), врезалась в него, т.к. постоянно его перетирала. И тогда он сказал: «Я буду учиться и (больше) не буду досадовать». Затем сочинил следующие строки:
Ищи и никогда не досадуй, ведь досада – искателя
(знания) беда,
И разве не видишь, что даже веревка оставила
след (навсегда)
На камне, что она протирала (без устали) день
изо дня.
Так он продолжил постигать знание, пока не стал выдающимся человеком.
В биографии Йахьи ан-Нахави упоминается, что он был моряком и переправлял на своем судне людей. Он очень любил знание, и когда к нему на судно садились люди (возвращавшиеся) из Дар аль-‘ильм ва-д-дарс (Дом знания и обучения) на острове Александрия, обсуждая и разговаривая о том, что они изучили, он слушал их, и его душа тянулась к знанию. Когда же он укрепился в своем желании учиться, он задумался и сказал себе: «Мне уже больше сорока лет, а я так и не нашел себя и ничему, кроме судоходства, не научился. Как я же могу предаться изучению какого-либо знания?». И тут он увидел муравья, который тащил финиковую косточку, то и дело настойчиво взваливая ее на себя, но она вновь падала, а муравей возвращался и поднимал ее. И так он продолжал упорствовать до тех пор, пока не добился своего. И Йахья сказал себе: «Если даже это слабое насекомое упорством и настойчивостью достигло своей цели, то я тем более добьюсь своего, проявив усердие». Он тотчас же отправился, продал свое судно и, не выходя из Дар аль-‘ильм, принялся изучать грамматику, язык и речь, пока превосходно не овладел ими, поскольку это было первое, с чего он начал. Он связал себя с этими науками, приобрел известность и написал много книг.
Шейх Ахмад ибн ‘Абдулькадир аль-Кайси аль-Ханафи ан-Нахави изучал много наук, превосходно овладел ими и в конце жизни принялся изучать хадисы. Некоторые люди принялись осуждать его, на что он ответил им, сложив прекрасные бейты:
Я стар, и мой слух уже не пригоден, чтоб слушать хадисы,
(Но это ль изъян?) Ведь люди, которые мне
говорили:
«Во многих науках известный имам
(на старости) снова учиться надумал», –
Вот в них настоящий изъян!
Тому, что не знают они, удивляясь,
Я им (не смущаясь) сказал:
«Невеждой иль славным зовут человека,
К великому (знанию) стремясь,
Желает восполнить он то, что покамест
Еще не успел, (не познал).
8. Примеры проявления усердия
предшественниками[139]
О тот, кто к любимому делу стремится!
Без тягот возможна ль дорога к нему? Никогда!
Йахья ибн Му‘ин сказал: «Я своей рукой записал миллион хадисов. И если бы мы не переписывали один хадис по пятьдесят раз, то не знали бы его».
Аль-Хамиди переписывал (книги) ночью в жару, сидя в тазу с водой, чтобы охладиться.
Один человек сказал: «Я встал ночью до утренней зари, чтобы занять очередь к Ибн аль-Ахраму, но обнаружил, что меня опередили 30 чтецов (Корана), и моя очередь подошла только после послеполуденной молитвы».
Другой человек сказал: «В одну из холодных ночей я встал, чтобы выйти из мечети вместе с Ибн аль-Мубараком, и уже у двери он рассказал мне хадис или я рассказал ему. И так мы продолжали рассказывать друг другу хадисы, пока не пришел муэдзин, (чтобы возвестить азан) к утренней молитве».
Ас-Сури переписал «Сахих аль-Бухари» в семи томах на багдадской бумаге, тогда как у него был только один глаз.
Абу Исхак аш-Ширази сказал: «Каждый урок я повторял по сто раз, и, если в качестве примера по какому-нибудь вопросу приводился бейт, я заучивал ради него целую касыду».
Ибн аль-Фурат после смерти оставил 18 сундуков, наполненных книгами, большинство которых были переписаны его собственной рукой.
Имам ан-Навави «ни днем, ни ночью не тратил своего времени ни на что, кроме учебы, даже по дороге, направляясь куда-либо или возвращаясь, он повторял то, что заучил или прочитал. И он продолжал учиться таким образом шесть лет».
Ан-Навави в начале своего пути к знанию учился у своих учителей-шейхов, которые объясняли ему и исправляли его ошибки, и он брал по 12 уроков ежедневно: два урока по книге «аль-Васит», один урок по книге «аль-Мухаззаб», урок по «аль-Джам‘ байна ас-сахихайн», урок по «Сахих Муслим», урок по книге Ибн Джинни «аль-Лам‘», посвященной грамматике (наху), урок по книге Ибн ас-Сакита «Ислах аль-мантик», посвященной арабскому языку, урок по морфологии (сарфу), урок по основам мусульманского права (усуль аль-фикх) по книге Абу Исхака «аль-Лам‘» или аль-Фахра ар-Рази «аль-Мунтахаб», урок, посвященный именам передатчиков хадисов, урок по основам религии (усуль-ад-дин), т.е. единобожию (таухиду). Ан-Навави сказал: «Я записывал примечания ко всему, что имело к этому отношение: объяснение сложных (моментов), толкование неясных выражений, расстановка огласовок в словах. И Аллах сделал мое время и мои занятия благословенными и помог мне в этом деле».
Глава четвертая
Бережливое отношение ко времени
Введение. 1. Стремление наиболее рационально использовать свое время. 2. Отказ от пустословия, забав и праздности. 3. Предостережение не оттягивать и не откладывать (дела). 4. Использование своей молодости. 5. Использование своего свободного времени и здоровья. 6. Использование каждого удобного случая. 7. Постоянное знакомство с примерами бережливого отношения предшественников к своему времени.
Введение
Искатель знания, кто, как не ты, должен беречь свое время?!
Бережливое отношение ко времени – это тот стержень, который пронизывает искателя знания, это его главная забота и основа успеха в его жизни, посвященной делу знания. И если он сумеет правильно воспользоваться своим временем и будет беречь его, как ученик дорожит своим временем во время экзамена, то преуспеет и добьется своей цели, а если нет – то потерпит неудачу и не возымеет успеха.
Нет времени дороже ничего, что ты беречь обязан,
Но вижу, нет, не тяжело тебе терять то благо.
Знай же, мой брат, искатель знания! Ты – купец, а твой капитал – время. Но тот купец, кто расточает свой капитал направо и налево, – глуп и неудачлив. Так посмотри же, на что ты расходуешь свое время? Спроси себя за каждую минуту, за каждую секунду.
Ниже мы предлагаем твоему вниманию основные принципы использования времени.