Богобоязненность и ее влияние на знание
Искатель знания! Остерегайся, чтобы твой Владыка не увидел тебя совершающим то, что Он тебе запретил, и не выполняющим то, что Он тебе велел.
Всевышний Аллах сказал:
О те, кто уверовал! Если вы будете бояться Аллаха, Он наделит вас (способностью) различения[54]… («Добыча», 29).
О те, кто уверовал![55] Бойтесь Аллаха и уверуйте в Его посланника, и Он одарит вас своей милостью вдвойне, и дарует вам свет, благодаря которому вы будете идти, и простит вас, (ведь) Аллах – Прощающий Милосердный! («Железо», 28).
(Ибн Джама‘а), разъясняя вопрос благочестия и богобоязненности, сказал в «Тазкират ас-сами‘»: «Всегда оставаться благочестивым, выбирать для себя только дозволенное в еде, питье, одежде, жилье и во всем, в чем нуждается он и его семья, чтобы просветлить свое сердце, сделать его способным воспринять свет знания и воспользоваться им. Он не должен удовлетворяться внешней дозволенностью того или иного поступка, а по мере возможности руководствоваться благочестием, поскольку его не вынуждает необходимость, как не должен считать все то, что разрешается шариатом, дозволенным для себя, а должен стремиться к более высоким ступеням благочестия.
Ему необходимо следовать примеру предшественников из числа праведных знающих людей, которые из благочестия отказывали себе во многом из того, что позволяли другим. И наиболее достойным примером для подражания в этом является наш посланник Аллаха, , который не съел финик, найденный им на дороге, опасаясь, что это может быть милостыней, хоть это и представлялось мало вероятным. Ведь обладателям знания всегда подражают и у них берут пример. И если они не будут руководствоваться благочестием, тогда кто же?
Он должен совершать дозволенное, когда это приемлемо и необходимо, имея на то основания и следуя примеру (благочестивых предшественников). Поистине, Всевышний Аллах любит, когда совершается дозволенное Им и исполняются Его веления».[56]
Влияние грехов на знание
О знания обладатель! Потише, не спеши! Не запятнай его, творя бесчинство.
И знай, что, потеряв его однажды, вернуть уже не сможешь никогда!
Са‘ид ибн Исма‘иль аз-Захид сказал: «Тот, кто возьмет себе в руководители в словах и поступках Сунну пророка, , будет источать мудрость; а тот, кто возьмет себе в руководители свою страсть, будет измышлять нововведения (бид‘а), ведь Аллах говорит:
А если вы будете повиноваться ему, то выйдете на верный путь («Свет», 54).
Передают, что имам Малик сказал аш-Шафи‘и, да смилостивится над ними Аллах: «Поистине, Аллах вложил в твое сердце луч света, так не погаси же его греховными делами».
Да смилостивится Аллах над аш-Шафи‘и, который сказал:
К Ваки‘у обратил я жалобы свои, что трудно мне запомнить, помоги!
Он к благочестию меня призвал, сказав, что виноваты в том грехи мои.
Затем добавил: «Посмотри, ведь знание свет, так не греши!
И не забудь, что свет Всевышний не дает тому,
Кто непокорным станет вдруг Ему.
5. Предостережение от знания,
не приносящего пользы
В хадисе говорится: وَإِنَّ عِلْمًا لا يَنْفَعُ كَكَنْزٍ لا يُنْفَقُ مِنْهُ
«…и, поистине, знание, не приносящее пользы, что богатство, из которого ничто не расходуется»[57].
Абдуллах ибн Мас‘уд, да будет доволен им Аллах, сказал: «Поистине, все люди красиво говорят. И тот, чьи слова не расходятся с делом, получит свой удел. А тот, чьи слова разнятся с делами, пусть порицает только самого себя».
Аль-Хасан сказал: «Сын Адама! Как же поможет тебе мудрость мудрецов, которую ты собрал, когда в делах своих ты следуешь пути глупцов?!».
Также он сказал: «Приобретайте знание, не нанося ущерба поклонению».
Малик ибн Динар сказал: «Я понял, что мудрость в малом. Не принесет тебе блага познание того, чего ты не знал, если не применяешь ты того, что тебе уже известно. Поистине, поступающий так подобен человеку, который нарубил дров, связал их в вязанку, попытался поднять е¸ и не смог сделать этого, но тем не менее положил сверху еще одну».
Некоторые мудрецы сказали: «Пусть сделает Аллах знание полезным для нас и для вас, да не сделает Аллах нашим уделом от знания лишь слушание и удивление».
6. Побуждение к использованию
приобретенного знания
Сколько, сколько еще я за знанием буду утром опять уходить,
И, почтенно его собирая, своих сил не жалеть, не щадить.
Сколько буду я отрасли знания и все новое в нем постигать,
И при этом не делая ровно ничего, чтобы знание в дела воплощать.
Аль-Касим ибн Мухаммад сказал: «Я застал людей, которых словами было не удивить, их привлекали только дела».
Му‘аз ибн Джабаль сказал: «Учитесь столько, сколько вам угодно, но не вознаградит вас Аллах за это до тех пор, пока вы не станете использовать полученное знание».
Абу-д-Дарда сказал: «Больше всего я боюсь, что в День расчета меня спросят: “Ты приобрел знание. А что ты сделал со знанием, которое приобрел?!”».
Аль-Хасан сказал: «Тот, кто превосходит людей своим знанием, достоин того, чтобы превосходить их и в делах».
Также он сказал: «Вера – это не то, что можно надеть, как одежду, или приобрести по желанию. Но вера – это то, что глубоко западает в душу и подтверждается делами. Но слова того, кто скажет доброе слово, но сделает недоброе дело, будут отвергнуты Аллахом. А слова того, кто скажет доброе и сделает благое, будут приняты благодаря делам, т.к. Всевышний Аллах сказал:
К Нему восходит благое слово, и возносит его праведное дело… («Творец», 10).
Сахль сказал: «Знание – жизнь ближайшая, а его использование – жизнь вечная». Он также сказал: «Знание – это одно из удовольствий этой жизни, а если его применить, оно станет одним из дел, совершаемых для жизни вечной».
Бишр ибн аль-Харис сказал: «Ты только получаешь удовольствие, слушая и повествуя. Под знанием же понимается его использование: слушай, узнавай, используй, обучай и убегай (от мирских благ). Разве ты не видел, как Абу Суфьян искал знание, узнавал, обучал, использовал и убегал? Это и есть знание. Оно указывает на бегство от мирских благ, а не на стремление к ним».
Говорят, что мудрость изрекла о себе: «Сын Адама! Если ты будешь искать меня, то найдешь в двух вещах: делай то лучшее, о чем ты знаешь, и отстраняйся от худшего, что тебе известно».
Аль-Хатиб аль-Багдади[58] сказал: «Знание постигается для того, чтобы воплотить его в делах подобно тому, как дела совершаются для того, чтобы найти спасение. Если в делах не воплощается знание, оно превращается для ученого в тяжелую ношу. Упаси нас Аллах от знания, которое может превратиться в бремя, стать причиной унижения и железными оковами на шее своего обладателя.
Один мудрец сказал: «Знание – служитель дела, а дело – это цель знания. Если бы не дело, не приобреталось бы знание, а если бы не знание, не стремились бы к делам. И оставить истину, не зная о ней, лучше для меня, чем оставить, не пожелав ее».
Разве не достигли наши предшественники столь высоких степеней только благодаря искреннему убеждению, праведным делам и отрешенности, которая всегда одерживала верх над всеми привлекающими нас благами этого мира?!
Разве не достигли мудрецы великого счастья только благодаря усердному труду, довольству малым и щедрым подаяниям из излишков своих средств просящим и обездоленным?! И разве собирающий книги о знании не подобен тому, кто собирает золото и серебро?! И разве страстно увлеченный книгами не подобен накопителю богатств…?!»
Ты знание свое применяй, человек, если хочешь добиться успеха,
Ведь то знание, что ты приобрел, бесполезно, коль дела и поступки твои непригожи.
Знание – это блеск и краса, а его украшение – твоя набожность, страх перед Богом,
Кто ж страшится Всевышнего, кто благочестен, превратить в дела знание, конечно, он должен.
Невежда в образе ученого
Если ты не будешь использовать (свое знание), не будешь бояться Аллаха, то потеряешь истинное знание, благодаря которому ты бы мог называться ученым, и тогда тебе лучше называться невеждой.
Суфьян ас-Саури сказал: «Знание призывает к себе дело, которое откликается, а если нет, то знание уходит».
Ибн Мас‘уд сказал: «Богобоязненность является достаточным качеством (для человека), чтобы стать обладателем знания, тогда как заблуждение по отношению к Аллаху является достаточным качеством, чтобы быть невеждой».
Говорят: «Знание лицемера воплощается в его словах, а знание верующего – в его делах».
Суфьян ас-Саури также сказал: «Если я буду претворять в дела то, о чем имею знание, то я самый знающий из людей. Если же я не буду претворять в дела то, о чем имею знание, то нет на земле человека невежественнее меня».
Он также сказал: «Знание приобретается только для того, чтобы благодаря ему возбояться Аллаха. Знание получило преимущество над всем остальным только потому, что оно является причиной, по которой человек боится Великого и Всемогущего Аллаха».
Аль-Фудайль сказал: «Ученый не ведает тем знанием, которое приобрел, до тех пор, пока не использует его, а если использует, то становится знающим».
Ахмад сказал: «Обладателем хадиса у нас является тот, кто воплощает его в делах».
Аль-Хасан сказал: «Ученый тот, кто делает то, о чем имеет знание. А кто не делает то, о чем имеет знание, является рассказчиком хадисов, который, услышав что-то, лишь передает услышанное им».
Он также сказал: «Факих тот, кто воздерживается от мирских благ, знает свою религию и неустанно поклоняется Великому и Всемогущему Аллаху».