Хорошее воспитание детей всегда включает в себя наставление.

Во-вторых, дети не могут наставлять сами себя. Это долж­но быть само собой разумеющимся. Но все же есть еще много родителей, которые фактически позволяют своим детям самим принимать решения и вообще заботиться о себе даже в очень юном возрасте. Для них наставления детей не существует. Когда таких родителей спрашиваешь, они часто начинают защищать свои действия (или бездействие), заявляя, что не хотят навязы­вать детям свои личные убеждения и ограничивать их свободу выбирать свой собственный путь в жизни. Это явное безумие и залог провала, потому что у детей еще не развита способность делать мудрый и зрелый выбор. Им необходимо ясное и твер­дое руководство взрослых, которые смогут показать им путь. Им необходимо родительское наставление.

В-третьих, наставление должно быть намеренным. Воспита­ние и обучение детей — это слишком ответственное дело, чтобы относиться к нему небрежно или оставить на произвол судьбы. Родители должны добровольно и осознанно брать на себя это бремя. Мы являемся для своих детей первой полосой обороны, первым и основным источником для наставления и примера. Хороший или плохой, правильный или неправильный, наши дети будут брать пример с нас. Наше наставление и пример должны быть справедливыми, последовательными и единооб­разными. В вопросах семейных правил, заведенного порядка и дисциплины родители всегда должны действовать единым фронтом, чтобы их дети не научились манипулировать ими, на­страивая друг против друга.

Хороший или плохой, правильный или неправильный, наши дети будут брать пример с нас.

В-четвертых, наставление нацеливается на перспективу. Нам не следует ожидать, что наши дети мгновенно станут по­слушными или будут всему учиться с первого раза, как толь­ко им сказали. Наставление — это процесс развития. Зрелость не приходит за один день. Мы всегда должны смотреть в буду­щее наших детей и внуков. Что касается наставления и дисцип­лины, то без муки нет и науки. Возможно, наше сердце будет разрываться оттого, что нам придется наказывать детей и ви­деть их слезы, но долгосрочная цель подготовки их к ответст­венной взрослой жизни оправдывает кратковременную боль наказания, пока они еще молоды.

И наконец, отсутствие наставления ведет к погибели ребен­ка. Помните слова из Книги Притчей (19:18): «Наказывай сына своего, доколе есть надежда, и не возмущайся криком его». Если мы не будем наказывать наших детей, мы станем соучастниками их погибели. Если наши дети пойдут не той дорогой и запутают­ся в своей жизни из-за того, что мы не научили их должным об­разом, то тяжелейший груз ответственности ляжет на нас. Мы становимся невольными соучастниками их погибели, вступив в сговор с теми силами мира, которые стремятся уничтожить наших детей.

Будьте локомотивом, а не вагоном

У меня последний совет для родителей или будущих родите­лей: будьте локомотивом, а не вагоном. Локомотив дает мощ­ность поезду и определяет как направление, так и скорость, с которой поезд пойдет. Вагон же следует за локомотивом, он никогда не бывает впереди. Куда идет локомотив, туда же и ва­гон. Если провести аналогию с семьей, то родители — это локо­мотив, а дети — вагоны. Дети должны следовать туда, куда идут родители. Родители идут впереди своих детей, определяя марш­рут и скорость. Как только локомотив благополучно добирается до места назначения, поезд оказывается там же.

Одна из больших проблем в семьях — это то, что родители позволили себе стать вагонами. Их дети получили управле­ние локомотивом и помчались, не осознавая ни направления, ни цели. И все, что могут сделать родители, это волочиться сза­ди, в то время как их семейный «поезд» во весь опор мчится вниз. И в конечном итоге практически неизбежно он сойдет с рельсов и погибнет. Независимо от того, что мы делаем как родители, мы никогда не должны позволять нашим детям уп­равлять поездом.

Локомотив определяет, по какому пути пойдет поезд. Точ­но так же и мы, родители, определяем, куда пойдут наши дети и кем они станут на том пути, по которому мы пустили свою собственную жизнь. Перед нами находится развилка, и мы мо­жем пустить наш поезд по тому или иному пути. Один ведет к жизни, здоровью и процветанию, а другой ведет к смерти и погибели. Выбор за нами: каким путем мы пойдем?

Наши рекомендации