Хорошее воспитание детей всегда включает в себя наставление.
Во-вторых, дети не могут наставлять сами себя. Это должно быть само собой разумеющимся. Но все же есть еще много родителей, которые фактически позволяют своим детям самим принимать решения и вообще заботиться о себе даже в очень юном возрасте. Для них наставления детей не существует. Когда таких родителей спрашиваешь, они часто начинают защищать свои действия (или бездействие), заявляя, что не хотят навязывать детям свои личные убеждения и ограничивать их свободу выбирать свой собственный путь в жизни. Это явное безумие и залог провала, потому что у детей еще не развита способность делать мудрый и зрелый выбор. Им необходимо ясное и твердое руководство взрослых, которые смогут показать им путь. Им необходимо родительское наставление.
В-третьих, наставление должно быть намеренным. Воспитание и обучение детей — это слишком ответственное дело, чтобы относиться к нему небрежно или оставить на произвол судьбы. Родители должны добровольно и осознанно брать на себя это бремя. Мы являемся для своих детей первой полосой обороны, первым и основным источником для наставления и примера. Хороший или плохой, правильный или неправильный, наши дети будут брать пример с нас. Наше наставление и пример должны быть справедливыми, последовательными и единообразными. В вопросах семейных правил, заведенного порядка и дисциплины родители всегда должны действовать единым фронтом, чтобы их дети не научились манипулировать ими, настраивая друг против друга.
Хороший или плохой, правильный или неправильный, наши дети будут брать пример с нас.
В-четвертых, наставление нацеливается на перспективу. Нам не следует ожидать, что наши дети мгновенно станут послушными или будут всему учиться с первого раза, как только им сказали. Наставление — это процесс развития. Зрелость не приходит за один день. Мы всегда должны смотреть в будущее наших детей и внуков. Что касается наставления и дисциплины, то без муки нет и науки. Возможно, наше сердце будет разрываться оттого, что нам придется наказывать детей и видеть их слезы, но долгосрочная цель подготовки их к ответственной взрослой жизни оправдывает кратковременную боль наказания, пока они еще молоды.
И наконец, отсутствие наставления ведет к погибели ребенка. Помните слова из Книги Притчей (19:18): «Наказывай сына своего, доколе есть надежда, и не возмущайся криком его». Если мы не будем наказывать наших детей, мы станем соучастниками их погибели. Если наши дети пойдут не той дорогой и запутаются в своей жизни из-за того, что мы не научили их должным образом, то тяжелейший груз ответственности ляжет на нас. Мы становимся невольными соучастниками их погибели, вступив в сговор с теми силами мира, которые стремятся уничтожить наших детей.
Будьте локомотивом, а не вагоном
У меня последний совет для родителей или будущих родителей: будьте локомотивом, а не вагоном. Локомотив дает мощность поезду и определяет как направление, так и скорость, с которой поезд пойдет. Вагон же следует за локомотивом, он никогда не бывает впереди. Куда идет локомотив, туда же и вагон. Если провести аналогию с семьей, то родители — это локомотив, а дети — вагоны. Дети должны следовать туда, куда идут родители. Родители идут впереди своих детей, определяя маршрут и скорость. Как только локомотив благополучно добирается до места назначения, поезд оказывается там же.
Одна из больших проблем в семьях — это то, что родители позволили себе стать вагонами. Их дети получили управление локомотивом и помчались, не осознавая ни направления, ни цели. И все, что могут сделать родители, это волочиться сзади, в то время как их семейный «поезд» во весь опор мчится вниз. И в конечном итоге практически неизбежно он сойдет с рельсов и погибнет. Независимо от того, что мы делаем как родители, мы никогда не должны позволять нашим детям управлять поездом.
Локомотив определяет, по какому пути пойдет поезд. Точно так же и мы, родители, определяем, куда пойдут наши дети и кем они станут на том пути, по которому мы пустили свою собственную жизнь. Перед нами находится развилка, и мы можем пустить наш поезд по тому или иному пути. Один ведет к жизни, здоровью и процветанию, а другой ведет к смерти и погибели. Выбор за нами: каким путем мы пойдем?