В своем провозглашении, что Бог обдуманно, осознанно и безусловно любит всех людей, Библия чрезвычайно уникальна.
Тем не менее, из Писания мы можем многое узнать о характере и качествах Божьей любви. Отсюда должны начинаться любые честные расследования природы истинной любви. Пока мЫ кое-что не поймем о Божьей любви, мы не сможем по-настоящему понять любовь в ее любом другом измерении, и особенно
то, какое влияние она оказывает на самые значительные отношения в нашей жизни, будь то с друзьями или с семьей.
Наши поиски ведут нас назад к сотворению мира.
Сотворенный и созданный
Первые три главы Книги Бытие закладывают основание для всего, что следует в остальной части Библии. Главы 1 и 2 Книги Бытие открывают Божий первоначальный замысел в творении. Глава 3 описывает, как этот замысел был искажен. А оставшиеся главы и Книги Библии показывают, как Бог еще раз все улаживает. Проще говоря, Библия рассказывает историю о созданном рае, об утерянном рае и возвращенном рае. Все, что происходит в Библии, происходит с целью возвращения человечества и всего творения к первоначальному положению и состоянию, как это описано в первых двух главах Книги Бытие.
Ключом к пониманию глав 1 и 2 Книги Бытие является разъяснение отличия между двумя важными словами: творить и создавать. Три стиха в главе 1 иллюстрируют эту разницу:
«Вначале сотворил Бог небо и землю» (Быт. 1:1).
«И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле. И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их» (Быт. 1:26, 27).
В стихах 1 и 27 еврейское слово, обозначающее «сотворил», — бара, в то время как в стихе 26 слово «сотворил» в еврейском варианте звучит асах. В первых двух главах Книги Бытие бара появляется семь раз, а асах десять раз. Хотя оба слова, кажется, используются до некоторой степени взаимозаменяемо, но в их основных значениях есть явная разница. Бара означает формировать что-то из ничего. Оно относится к сотворению в его абсолютном смысле, и оно используется в Библии только в связи с Богом, потому что только Он может творить из ничего. В самом начале Бог был один, больше ничего не было. Из этого ничего Бог сотворил небо и землю, просто пожелав, чтобы они были, и сотворив их Словом Своим. Вот что означает бара.
Асах, напротив, означает формировать что-то из существовавших ранее материалов. Кроме стиха 26 слово асах используется при описании того, как Бог создал твердь небесную (см. Быт. 1:7), солнце и луну (см. Быт. 1:16), диких животных (см. Быт. 1:25), землю и небо (см. Быт. 2:4) и женщину, помощницу мужчины (см. Быт. 2:18).
Благодаря этим двум словам, бара и асах, мы можем видеть две конкретные стороны Божьей творческой деятельности: сотворение некоторых вещей из ничего и создание других вещей из материала, который Он уже сотворил. Но как бы то ни было, Бог творит словом.
Через всю первую главу Книги Бытие проходит фраза: «И сказал Бог...», каждый раз предшествуя конкретному творческому действию. Бог — это Бог слова. Он все делает словом. Слова — это изложенные мысли, мысли, которые распаковали. Поэтому мысль — это беззвучное слово.
Божьи слова выражают Его мысли. Он думает, прежде чем говорит. Когда Бог что-то говорит, Он сначала об этом думает. Прежде чем Он делает что-то, у Него в голове есть картина всего, что Он собирается сделать. В начале Бог сотворил все высказыванием Своих мыслей. Все, что существует, сначала возникло в разуме Бога.
В начале Бог сотворил все высказыванием Своих мыслей. Первая глава Книги Бытие открывает нам, что всегда, когда Бог был готов создать (асах) что-то, Он обращался к тому, что Он уже сотворил (бара), и то, к чему Он обращался, порождало то, чего Он желал. Например, когда Бог захотел, чтобы землю докрыла зелень, Он обратился к земле:
«И сказал Бог: да произрастит земля зелень, траву, сеющую семя, дерево плодовитое, приносящее по роду своему плод, в котором семя его на земле. И стало так. И произвела земля зелень, траву, сеющую семя по роду ее, и дерево, приносящее плод, в котором семя его по роду его. И увидел Бог, что это хорошо» (Быт. 1:11, 12).
Когда Господь захотел, чтобы на небе были звезды, Он обратился к небу: «Да будут светила на тверди небесной...» (Быт. 1:14). Когда Он захотел, чтобы в море были рыбы, Он обратился к воде: «Да произведет вода пресмыкающихся...» (Быт. 1:20). И когда Он пожелал сотворить земных зверей, Он опять обратился к земле: «Да произведет земля душу живую по роду ее...» (Быт. 1:24).
Один из основных принципов творения заключается в том, что всему сотворенному придает силы то, из чего оно было сотворено. Жизнь растений и животных зависит от земли, потому что все они произошли из земли. Жизнь рыб зависит от воды, потому что отсюда они появились.
Но появление человеческих особей — совсем другая история. Как проясняет первая глава Книги Бытие, сотворение человека стоит отдельно от остального творения по крайней мере по трем причинам. Во-первых, в разных местах для описания сотворения человека использованы и бара, и асах. Это, возможно, частично можно объяснить тем, что эти слова использованы просто как взаимозаменяемые, но я уверен, что здесь все сложнее. В самом настоящем смысле человек был и сотворен, и создан. Бог сотворил (бара) духовных сущностей, которых назвал человеком, а затем Он создал (асах) из праха земного физические «дома», мужские и женские тела, в которых они должны были жить.
Это ведет нас ко второй причине. Когда Бог приготовился сотворить человечество, Он не обратился ни к земле, как Он это делал для растений и животных, ни к небу, как Он это делал для звезд. Когда Бог был готов сотворить человека, Он обратился к Себе: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему... И сотворил Бог человека по образу Своему...» (Быт. 1:26, 27). Так как Бог есть Дух, то то, что исходило от Него, когда Он обратился к Себе, тоже было духом. Как человеческие существа мы существа духовные, и именно это ставит нас отдельно от остального Божьего творения. Конечно, Ангелы тоже духовные существа, но они не похожи на нас, и это ведет нас к третьей причине.