Тогда как семья является главным основанием любого здорового общества, брак является основанием семьи.

Брак полагает основу, потому что именно на этих отноше­ниях Бог начал строить общество. Когда Бог объединил Адама и Еву в саду, брак стал структурой для развития их социальных взаимодействий по мере совместного возрастания первых лю­дей. В контексте брака они учились ответственности по отноше­нию друг к другу и воплощали в жизнь свои обязательства друг перед другом.

Выживание человеческого общества во всех своих фор­мах зависит от брака. Вот почему нынешнее невысокое мне­ние о браке в умах многих людей так опасно. Когда на каждом шагу оскорбляются традиционные ценности и основания, сто­ит ли удивляться, что и брак тоже подвергается нападению? Когда столько людей сбито с толку в отношении брака, разве удивительно, что общество в целом находится в таком хаосе? Глобальная неприятельская атака на брак на самом деле явля­ется нападением на само общество, а в конечном счете нападе­нием на Бога, Творца и Создателя общества и брака. Враг знает, что если он сможет разрушить брак, то он сможет разрушить и семью, а если он сможет разрушить семью, то он сможет раз­рушить и общество, если же он сможет разрушить общество, то он сможет разрушить и человечество.

Брак является также основанием, на которое опирается Цер­ковь — сообщество верующих и особая Божья община. Новый Завет описывает отношения между Христом и Его Церковью как отношения между Женихом и его невестой. Аналогия име­ет важное значение для понимания, каким образом должны от­носиться друг к другу мужья и жены. Например, апостол Павел в своем письме церкви в Ефесе писал:

«Повинуясь друг другу в страхе Божием. Жены, повинуй­тесь своим мужьям, как Господу. Потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела... Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Цер­ковь и предал Себя за нее... Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть. Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви» (Еф. 5:21-23, 25, 31, 32).

Отношения между Христом и Его Церковью — это модель того, как должны складываться отношения между мужем и же­ной: отношения уважения, взаимного повиновения и жертвен­ной любви.

От книги Бытие до книги Откровение Библия часто исполь­зует слово «дом» для обозначения самой маленькой и самой главной ячейки общества — семьи. «Дом» — это основание об­щества, а брак — это основание «дома». Здоровье брака опре­деляет здоровье «дома», а здоровье домов в стране определяет здоровье нации.

Здоровый «дом» — ключ и к здоровой церкви, и к здоровому обществу.

Ложные представления о браке

То же самое в Церкви. Здоровье Церкви зависит от здоро­вья «домов» ее членов, особенно тех, кто занимает руководя­щие позиции. Хорошее управление семьей — фундаментальное требование к лидерам церкви. Павел разъяснил это, когда писал Тимофею: «Верно слово: если кто епископства желает, доброго дела желает» (1 Тим. 3:1). Помимо многого другого он должен быть «хорошо управляющий домом своим, детей содержащий в послушании со всякою честностью; ибо кто не умеет управ­лять собственным домом, тот будет ли пещись о Церкви Божией?» (1 Тим. 3:4, 5).

Здоровый «дом» — ключ и к здоровой церкви, и к здорово­му обществу. Мерой здоровому «дому» является здоровый брак. Брак — это основополагающий институт.

Продолжение рода не первичная цель брака

Одно из ложных представлений, разделяемых многими людьми как внутри, так и вне Церкви, — это то, что первичной целью брака является продолжение человеческого рода. Но Биб­лия свидетельствует иначе. Хотя в книге Бытие (1:28) Бог обра­щается к человеку с распоряжением плодиться и размножаться и хотя Он определил брак, как параметры, в которых должно происходить деторождение, не оно является первичной целью брака.

Божье распоряжение имело отношение к сотворенному миру и обладанию им. «И благословил их Бог, и сказал им Бог: пло­дитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими, и над птицами небес­ными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле» (Быт. 1:28). Бог сотворил человека, мужчину и женщину, и Он хотел, чтобы они размножались и наполняли землю другими людьми, которые будут владычествовать над сотворенным ми­ром как Его наместники. Брак был главным образом товари­щеским заветом, родственной структурой, через которую муж­чины и женщины, мужья и жены, должны были прилепляться друг к другу и становиться одной плотью и вместе управлять земными владениями, которые им дал Бог. Продолжение рода является функцией брака, но не главной целью.

Как ясно показывает современное общество, брак совсем не обязателен для продолжения рода. Не состоящие в браке мужчины и женщины без всякого труда заводят детей. Во мно­гих частях света количество детей, рожденных вне брака, пре­вышает количество детей, рожденных замужними женщинами. Это является одной из причин, почему многие ученые и социо­логи озабочены тем, что при нынешних темпах через одно или два поколения население земного шара превысит пределы, в ко­торых земля в состоянии его вмещать.

Вопреки распространенной идее о том, что брак существует в основном для рождения детей, на самом деле брак служит сдерживающим средством необузданного размножения. Для этого есть по крайней мере две причины. Во-первых, социаль­ное и нравственное требование вступать в брак до рождения де­тей все еще очень сильно во многих и многих местах. Большин­ство людей по-прежнему с уважением относятся к браку, и это уважение сдерживает большую часть деторождений, которые иначе могли бы произойти. Если бы не институт брака, люди были бы еще более плодовиты, чем сейчас. Во-вторых, женатые пары, которые серьезно воспринимают свои обязанности, осто­рожны в отношении того, чтобы не зачать и не родить больше детей, чем они смогут адекватно любить и заботиться. У Пав­ла было несколько сильных слов по данной теме: «Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного» (1 Тим. 5:8).

В том, чтобы тщательно и заблаговременно планировать семью, нет ничего греховного или противоречащего Библии. (Позвольте мне разъяснить, что аборты не относятся ни к «пла­нированию семьи», ни к «заботе о здоровье». Аборт — это пре­рывание жизни и заранее обдуманное уничтожение потенциа­ла. Это смерть судьбы и вмешательство в божественный про­токол. Аборт — это бунт против известной вам воли Божьей.) Напротив, истинное планирование семьи — это зрелая, ответ­ственная стратегия.

Секс не первичная цель брака

Еще одним из распространенных неправильных пониманий является то, что брак существует с целью узаконивания сек­суальных отношений. Брак никогда не следует отождествлять с сексом, потому что секс не является первичной целью брака. Сексуальный союз никогда не являлся и не является тем же са­мым, что и брачный союз. Брак — это союз, который подразу­мевает и включает в себя сексуальный союз как основание кров­ного завета, важную обязанность и удовольствие (см. 1 Кор. 7:3-5), но эти три пункта не одно и то же.

Прежде всего брак включает в себя преданность. Секс име­ет небольшое отношение к преданности. Он на сто процентов является физической реакцией на физиологические и биохими­ческие стимулы. Секс — это одно из выражений преданности в браке, но он никогда не вызывает преданности. Сам по себе секс не создает и не разрушает брак. Брак глубже и шире, чем секс, и превосходит его. В браке, возможно, только один про­цент составляет секс, все остальное — обычная, ежедневная жизнь. Если вы вступаете в брак из-за секса, то как вы собирае­тесь управляться с остальными девяносто девятью процентами?

Многие годы было широко распространено мнение, что пре­любодеяние разрушает брак. Это просто-напросто неверно. Секс не создает брак — как же он может его разрушить? Прелю­бодеяние — это грех, согласно Библии единственное законное основание для верующего человека развестись. Но даже в этом случае это не делается автоматически. Развод не принудитель­ная мера. Прелюбодеяние не разрушает брак. Разрушение бра­ка — это вопрос выбора.

Признание того, что сексуальный союз и брачный союз — это не одно и то же, абсолютно важно для адекватного понима­ния брака. Это также важно для понимания развода и вступле­ния во второй брак. Брак больше, чем сексуальный союз, отли­чается от него, но включает его в себя. Отсутствие сексуальной активности не разрушит брак, точно так же, как одно лишь ее присутствие не превратит отношения в брак. Брак и секс связа­ны друг с другом, но они не одно и то же.

«Драгоценный камень» брака

Как тогда нам следует охарактеризовать брак, если он не за­думан в первую очередь для секса и продолжения рода? Как все­гда, ответ мы можем найти в Библии. Божье Слово воистину удивительно. Ничто из того, что мы читаем в Библии не появи­лось случайно. Исходное греческое слово, обозначающее «всту­пать в брак» или «брак», — гамео, которое происходит от того же корня, что и английское слово «драгоценный камень» («gem»). Этот корень в буквальном смысле обозначает «сплавляться во­едино». Сплав различных элементов в один — это именно тот процесс, который происходит при формировании драгоценных камней глубоко под землей. Этот процесс является также удач­ным описанием для брака.

Драгоценные камни, такие как алмазы, рубины, изумруды и сапфиры, формируются глубоко под землей из обычных эле­ментов, подвергающихся высоким температурам и сильному давлению на протяжении большого периода времени. Высо­кие температуры, давление и время, действующие вместе, мо­гут преобразовать даже самые распространенные материалы во что-то исключительное. Возьмем, к примеру, уголь. Уголь формируется, когда частично разложившееся дерево или дру­гой растительный материал соединяется с влагой в безвоздуш­ном пространстве при высоких температурах и давлении. Этот процесс не происходит за один день, для него требуются сто­летия.

Хотя уголь в основе своей является формой углерода, его со­ставляющие элементы по-прежнему можно получить при хи­мическом анализе. Уголь, находящийся под землей достаточно продолжительное время, тысячи лет и дольше, непрерывно под­вергаясь высоким температурам и давлению, в конечном итоге преобразуется в алмаз. Химически алмаз — чистый углерод. От­дельные элементы, участвовавшие в его формировании, больше уже не восстановить. Давление сплавило их в один нераздели­мый элемент. Высокие температуры придают алмазу его блеск.

Наши рекомендации