Тогда как семья является главным основанием любого здорового общества, брак является основанием семьи.
Брак полагает основу, потому что именно на этих отношениях Бог начал строить общество. Когда Бог объединил Адама и Еву в саду, брак стал структурой для развития их социальных взаимодействий по мере совместного возрастания первых людей. В контексте брака они учились ответственности по отношению друг к другу и воплощали в жизнь свои обязательства друг перед другом.
Выживание человеческого общества во всех своих формах зависит от брака. Вот почему нынешнее невысокое мнение о браке в умах многих людей так опасно. Когда на каждом шагу оскорбляются традиционные ценности и основания, стоит ли удивляться, что и брак тоже подвергается нападению? Когда столько людей сбито с толку в отношении брака, разве удивительно, что общество в целом находится в таком хаосе? Глобальная неприятельская атака на брак на самом деле является нападением на само общество, а в конечном счете нападением на Бога, Творца и Создателя общества и брака. Враг знает, что если он сможет разрушить брак, то он сможет разрушить и семью, а если он сможет разрушить семью, то он сможет разрушить и общество, если же он сможет разрушить общество, то он сможет разрушить и человечество.
Брак является также основанием, на которое опирается Церковь — сообщество верующих и особая Божья община. Новый Завет описывает отношения между Христом и Его Церковью как отношения между Женихом и его невестой. Аналогия имеет важное значение для понимания, каким образом должны относиться друг к другу мужья и жены. Например, апостол Павел в своем письме церкви в Ефесе писал:
«Повинуясь друг другу в страхе Божием. Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу. Потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела... Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее... Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть. Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви» (Еф. 5:21-23, 25, 31, 32).
Отношения между Христом и Его Церковью — это модель того, как должны складываться отношения между мужем и женой: отношения уважения, взаимного повиновения и жертвенной любви.
От книги Бытие до книги Откровение Библия часто использует слово «дом» для обозначения самой маленькой и самой главной ячейки общества — семьи. «Дом» — это основание общества, а брак — это основание «дома». Здоровье брака определяет здоровье «дома», а здоровье домов в стране определяет здоровье нации.
Здоровый «дом» — ключ и к здоровой церкви, и к здоровому обществу.
Ложные представления о браке
То же самое в Церкви. Здоровье Церкви зависит от здоровья «домов» ее членов, особенно тех, кто занимает руководящие позиции. Хорошее управление семьей — фундаментальное требование к лидерам церкви. Павел разъяснил это, когда писал Тимофею: «Верно слово: если кто епископства желает, доброго дела желает» (1 Тим. 3:1). Помимо многого другого он должен быть «хорошо управляющий домом своим, детей содержащий в послушании со всякою честностью; ибо кто не умеет управлять собственным домом, тот будет ли пещись о Церкви Божией?» (1 Тим. 3:4, 5).
Здоровый «дом» — ключ и к здоровой церкви, и к здоровому обществу. Мерой здоровому «дому» является здоровый брак. Брак — это основополагающий институт.
Продолжение рода не первичная цель брака
Одно из ложных представлений, разделяемых многими людьми как внутри, так и вне Церкви, — это то, что первичной целью брака является продолжение человеческого рода. Но Библия свидетельствует иначе. Хотя в книге Бытие (1:28) Бог обращается к человеку с распоряжением плодиться и размножаться и хотя Он определил брак, как параметры, в которых должно происходить деторождение, не оно является первичной целью брака.
Божье распоряжение имело отношение к сотворенному миру и обладанию им. «И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле» (Быт. 1:28). Бог сотворил человека, мужчину и женщину, и Он хотел, чтобы они размножались и наполняли землю другими людьми, которые будут владычествовать над сотворенным миром как Его наместники. Брак был главным образом товарищеским заветом, родственной структурой, через которую мужчины и женщины, мужья и жены, должны были прилепляться друг к другу и становиться одной плотью и вместе управлять земными владениями, которые им дал Бог. Продолжение рода является функцией брака, но не главной целью.
Как ясно показывает современное общество, брак совсем не обязателен для продолжения рода. Не состоящие в браке мужчины и женщины без всякого труда заводят детей. Во многих частях света количество детей, рожденных вне брака, превышает количество детей, рожденных замужними женщинами. Это является одной из причин, почему многие ученые и социологи озабочены тем, что при нынешних темпах через одно или два поколения население земного шара превысит пределы, в которых земля в состоянии его вмещать.
Вопреки распространенной идее о том, что брак существует в основном для рождения детей, на самом деле брак служит сдерживающим средством необузданного размножения. Для этого есть по крайней мере две причины. Во-первых, социальное и нравственное требование вступать в брак до рождения детей все еще очень сильно во многих и многих местах. Большинство людей по-прежнему с уважением относятся к браку, и это уважение сдерживает большую часть деторождений, которые иначе могли бы произойти. Если бы не институт брака, люди были бы еще более плодовиты, чем сейчас. Во-вторых, женатые пары, которые серьезно воспринимают свои обязанности, осторожны в отношении того, чтобы не зачать и не родить больше детей, чем они смогут адекватно любить и заботиться. У Павла было несколько сильных слов по данной теме: «Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного» (1 Тим. 5:8).
В том, чтобы тщательно и заблаговременно планировать семью, нет ничего греховного или противоречащего Библии. (Позвольте мне разъяснить, что аборты не относятся ни к «планированию семьи», ни к «заботе о здоровье». Аборт — это прерывание жизни и заранее обдуманное уничтожение потенциала. Это смерть судьбы и вмешательство в божественный протокол. Аборт — это бунт против известной вам воли Божьей.) Напротив, истинное планирование семьи — это зрелая, ответственная стратегия.
Секс не первичная цель брака
Еще одним из распространенных неправильных пониманий является то, что брак существует с целью узаконивания сексуальных отношений. Брак никогда не следует отождествлять с сексом, потому что секс не является первичной целью брака. Сексуальный союз никогда не являлся и не является тем же самым, что и брачный союз. Брак — это союз, который подразумевает и включает в себя сексуальный союз как основание кровного завета, важную обязанность и удовольствие (см. 1 Кор. 7:3-5), но эти три пункта не одно и то же.
Прежде всего брак включает в себя преданность. Секс имеет небольшое отношение к преданности. Он на сто процентов является физической реакцией на физиологические и биохимические стимулы. Секс — это одно из выражений преданности в браке, но он никогда не вызывает преданности. Сам по себе секс не создает и не разрушает брак. Брак глубже и шире, чем секс, и превосходит его. В браке, возможно, только один процент составляет секс, все остальное — обычная, ежедневная жизнь. Если вы вступаете в брак из-за секса, то как вы собираетесь управляться с остальными девяносто девятью процентами?
Многие годы было широко распространено мнение, что прелюбодеяние разрушает брак. Это просто-напросто неверно. Секс не создает брак — как же он может его разрушить? Прелюбодеяние — это грех, согласно Библии единственное законное основание для верующего человека развестись. Но даже в этом случае это не делается автоматически. Развод не принудительная мера. Прелюбодеяние не разрушает брак. Разрушение брака — это вопрос выбора.
Признание того, что сексуальный союз и брачный союз — это не одно и то же, абсолютно важно для адекватного понимания брака. Это также важно для понимания развода и вступления во второй брак. Брак больше, чем сексуальный союз, отличается от него, но включает его в себя. Отсутствие сексуальной активности не разрушит брак, точно так же, как одно лишь ее присутствие не превратит отношения в брак. Брак и секс связаны друг с другом, но они не одно и то же.
«Драгоценный камень» брака
Как тогда нам следует охарактеризовать брак, если он не задуман в первую очередь для секса и продолжения рода? Как всегда, ответ мы можем найти в Библии. Божье Слово воистину удивительно. Ничто из того, что мы читаем в Библии не появилось случайно. Исходное греческое слово, обозначающее «вступать в брак» или «брак», — гамео, которое происходит от того же корня, что и английское слово «драгоценный камень» («gem»). Этот корень в буквальном смысле обозначает «сплавляться воедино». Сплав различных элементов в один — это именно тот процесс, который происходит при формировании драгоценных камней глубоко под землей. Этот процесс является также удачным описанием для брака.
Драгоценные камни, такие как алмазы, рубины, изумруды и сапфиры, формируются глубоко под землей из обычных элементов, подвергающихся высоким температурам и сильному давлению на протяжении большого периода времени. Высокие температуры, давление и время, действующие вместе, могут преобразовать даже самые распространенные материалы во что-то исключительное. Возьмем, к примеру, уголь. Уголь формируется, когда частично разложившееся дерево или другой растительный материал соединяется с влагой в безвоздушном пространстве при высоких температурах и давлении. Этот процесс не происходит за один день, для него требуются столетия.
Хотя уголь в основе своей является формой углерода, его составляющие элементы по-прежнему можно получить при химическом анализе. Уголь, находящийся под землей достаточно продолжительное время, тысячи лет и дольше, непрерывно подвергаясь высоким температурам и давлению, в конечном итоге преобразуется в алмаз. Химически алмаз — чистый углерод. Отдельные элементы, участвовавшие в его формировании, больше уже не восстановить. Давление сплавило их в один неразделимый элемент. Высокие температуры придают алмазу его блеск.