Ваш собеседник не христианин
- Обнадежьте собеседника, сказав, что Бог может решить любую проблему. Он способен простить и снять любую вину.
- Не старайтесь оправдать собеседника, приуменьшая его грех. Греховное поведение свойственно каждому человеку. Но бороться с этим нужно по-библейски. Невозможно успокоить совесть, пока живет грех: “Скрывающий свои преступления не будет иметь успеха; а кто сознается и оставляет их, тот будет помилован” (Притч. 28:l3).
- Спросите у собеседника, вверил ли он свою жизнь Иисусу Христу, Господу и Спасителю. Расскажите о пути к миру с Богом (стр. 7). Поясните, что на кресте Иисус Христос понес наказание за наши грехи, чтобы мы были свободны от чувства вины, а потому именно к Нему мы должны обратиться за помощью.
- Посоветуйте читать и изучать Библию, начав с Евангелий. Предложите буклет “Что значит "жить во Христе"” – это хорошее подспорье для начинающих.
- Посоветуйте ежедневно молиться. Во время молитвы человек исповедует Богу свои грехи, просит прощения и очищения. Бога нужно благодарить за то, что Он очищает нас от греха и избавляет от чувства вины. Помните. Бог прощает все грехи.
- Посоветуйте найти церковь, в которой строго следуют библейскому учению. Там можно будет общаться с другими прощенными (христианами), слушать и изучать Божье Слово.
- Помолитесь вместе с собеседником о том, чтобы Бог даровал ему мир спокойную совесть: “Ибо Он есть мир наш...” (Еф. 2:l4).
- Если ваш собеседник не готов сразу обратиться ко Христу, если его не оставляет чувство вины, посоветуйте поговорить с опытным пастором. Возможно, шаг ко Христу он сделает чуть позже. Но объясните, что нужно самому проявить инициативу и найти пастора.
Если ваш собеседник христианин
Если совесть мучает христианина, действуйте следующим образом:
- Скажите ему, что Бог любит нас и прощает. Бог может снять с нас вину. Но если Бог простил, как человеку не простить себя? Христианин имеет полное право жить по истине, изложенной в l Ин. l:9. Благодаря Своему крестному труду наш Спаситель Христос смывает с нас всякий грех – уже совершенный и еще не совершенный.
- Порекомендуйте больше читать Библию, изучать ее, размышлять над такими отрывками, как Пс. l02:l-6, Пс. 50, Ис. 53, Ин. l8 – l9. Предложите собеседнику выписать эти библейские стихи, чтобы потом прочесть их на досуге. Совесть его успокоится, когда он осмыслит жертву Христа, обетования о прощении и очищении грешников.
- Посоветуйте собеседнику молиться о том, чтобы “всегда иметь непорочную совесть пред Богом и людьми” (Деян. 24:l6), молиться до тех пор, пока ощущение мира не наполнит душу.
- Посоветуйте ему обратиться за помощью к опытному пастору.
“Написано...”
“Изглажу беззакония твои, как туман, и грехи твои, как облако; обратись ко Мне, ибо Я искупил тебя” (Ис. 44:22).
“Итак, если Сын освободит вас, то истинно свободны будете” (Ин. 8:36).
“Ибо знаю, что не живет во мне, то есть, в плоти моей, доброе; потому что желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу... но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих. Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти? Благодарю Бога (моего) Иисусом Христом, Господом нашим” (Рим. 7:l8,23-25).
“Итак нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе живут не по плоти, но по духу” (Рим. 8:l).
“Братия, я не почитаю себя достигшим; а только, забывая заднее и простираясь вперед, стремлюсь к цели, к почести вышнего звания Божия во Христе (Флп. 3:l3-l4).
Наркомания
Введение
Наркотик – это любое вещество, которое вызывает физические, умственные или психические изменения в организме. С древнейших времен люди пользовались наркотиками для того, чтобы бежать от реальности. Сегодня сотни миллионов людей принимают наркотики – это и любители кофе, и “серьезные” наркоманы, которые уже не могут жить без героина и кокаина.
Пристраститься к наркотику может любой, если употреблять его долго и в больших дозах.
Наркоманы есть среди людей любого круга. Причины наркотической зависимости – в эмоциональной сфере. Это неуверенность, страх, чувство вины, отчаяние, стыд за безнравственный поступок и отклонения в сексуальной ориентации. К этому списку можно добавить чувство безысходности, стрессы, жизненные неурядицы, стремление во всем быть первым. Усугубляет ситуацию и тот духовный вакуум, который наблюдается в обществе во времена ниспровержения традиционных нравственных ценностей, в результате войн. Причем наркотики сегодня доступны даже детям школьного возраста.
Наркотическая зависимость порабощает все естество человека – его дух, тело, чувства, поведение. Для наркомана жизнь протекает в иллюзорном мире, в котором чувства парализованы, эмоциональный отклик на раздражители отсутствует, мозг перестает работать. Такой человек отрезан от общества. Он – духовный калека. Для многих надежда на выздоровление потеряна безвозвратно.
Избавиться от наркотической зависимости – дело сложное как с физической, так и с психологической точки зрения. Самостоятельно предпринимать такую попытку опасно, к тому же для полного выздоровления и последующей адаптации требуется немало времени. Наркоману необходима поддержка – духовная, нравственная, физическая.
Но чтобы получить духовную помощь, наркоман должен о ней попросить. Здесь-то и помогут христиане. Нужно постараться привести такого человека к Спасителю и Господу Иисусу Христу. Первый шаг на пути веры открой перед наркоманом новые горизонты, у него появится жизненный стимул, а это, как мы надеемся, облегчит его возвращение к нормальной жизни.
После обращения ко Христу нельзя прерывать работу с этим человеком: у него есть целый комплекс проблем, связанных с его пристрастием: низкий уровень самооценки, неуверенность в себе, может быть, это проблемы, связанные с инцестом, гомосексуализмом, распутным образом жизни, страхом, чувством вины.
Советы душепопечителю
Помочь человеку избавиться от наркотической зависимости можно тремя способами:
- Поддержите его духовно, стараясь привести ко Христу.
- Помогите ему связаться с реабилитационным центром для наркоманов – там он встанет на путь выздоровления.
- Опекайте его до тех пор, пока он не поймет, в чем суть христианской веры.
l. Не следует читать собеседнику лекцию о вреде наркотиков. Процитируйте лишь те места из Писания, которые говорят о грехе (это должно звучать естественно, не нарушая общего течения беседы).
2. Будьте сострадательны и внимательны. Ободрите собеседника, сказав, что сочувствуете ему и рады выслушать.
3. Выслушайте человека. Дайте ему рассказать о своих чувствах и переживаниях. Скажите ему, что Бог его любит. Божьей благодати достаточно, чтобы восполнить любую нужду.
4. Собеседник должен понять: именно он несет ответственность за то, что с ним случилось, то есть, был момент, когда он сознательно решился принимать наркотики. Его попустительство привело к развитию наркотической зависимости. Если собеседник пытается переложить вину на внешние обстоятельства, других людей или общество в целом, старайтесь перевести разговор на личность собеседника, вернуться к вопросу о его нравственной ответственности: “...но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью” (Иак. l:l4).
5. В подходящий момент расскажите о пути к миру с Богом (стр. 7).
6. Расскажите, что делать дальше: изучать и читать Библию, молиться, ходить в церковь, в которой строго следуют библейскому учению.
7. Наркоман должен оставить свое бывшее окружение, порвать с людьми, под влиянием которых он пристрастился к наркотикам. Ему нужно полностью отказаться от приема наркотиков, а для этого, видимо, понадобится пройти курс лечения в медицинском учреждении. На первых порах такие люди нуждаются в круглосуточном надзоре.
ПРИМЕЧАНИЕ. Будьте готовы взять инициативу в свои руки, чтобы помочь наркоману или его семье найти реабилитационный центр или лечебное учреждение. Скажите, что готовы это сделать. Нельзя столь важный шаг поручать самому наркоману: он может пообещать и не выполнить обещания. Не оставляйте собеседника во время и после лечения, чаще навещайте его – ему нужна ваша поддержка. Начните вместе с выздоравливающим наркоманом читать Библию и молиться, помогите ему найти друзей среди христиан – общение с ними поможет ему вернуться к нормальной жизни. Приведите его в церковь познакомьте со служителями или группой, занимающейся реабилитацией наркоманов.
ВНИМАНИЕ! Не обещайте найти врача, скажите лишь, что сделаете все возможное.
8. Помолитесь вместе с собеседником, попросите, чтобы Бог даровал ему храбрость, веру и силу Святого Духа, которые помогут освободиться от наркотической зависимости. Они необходимы тому, кто решил вернуться в жизнь: “...ибо дал нам Бог духа не боязни, но силы и любви и целомудрия” (2 Тим. l:7).
“Написано...”
“Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу... И Он начал говорить им: ныне исполнилось писание сие, слышанное вами... И напал на всех ужас, и рассуждали между собою: что это значит, что Он со властью и силою повелевает нечистым духам, и они выходят?” (Лк. 4:l8,2l,36)
“Итак, если Сын освободит вас, то истинно свободны будете” (Ин. 8:36).
“Так и вы почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем. Итак да не царствует грех в смертном вашем теле, чтобы вам повиноваться ему в похотях его; и не предавайте членов ваших греху в орудия неправды, но представьте себя Богу, как оживших из мертвых, и члены ваши Богу в орудия праведности” (Рим 6:ll- l3).
“Но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью; похоть же, зачавши, рождает грех, а сделанный грех рождает смерть” (Иак. l:l4-l5).
“Ибо довольно, что вы в прошедшее время жизни поступали по воле языческой, предаваясь нечистотам, похотям (мужеложству, скотоложству, помыслам), пьянству, излишеству в пище и питии и нелепому идолослужению” (l Пет. 4:3).
Насилие
(Жертвы жестокого обращения)
Введение
Жертвами жестокого обращения оказываются жены и мужья, девушки и юноши. Насилие над личностью – одна из отвратительнейших черт современной жизни. Но узнаем мы лишь о единичных случаях. Оскорбление словом или действием, издевательства над близкими людьми, сексуальные домогательства, унижение человеческого достоинства – все эти формы насилия могут длиться годами. Жертв жестокого обращения можно найти среди людей любого круга, любого уровня образования, любой национальности, любой возрастной группы. Даже христиане от этого не застрахованы.
Насильник порой в совершенстве владеет своим “искусством”: умеет унизить грубыми и обидными словами, запугать. Этот вид насилия так разрушительно действует на личность, что жертва начинает думать, будто заслужила то физическое насилие, которое следует за словесными издевательствами.
Жертв насилия отличает низкая самооценка, угнетенное состояние духа, разнообразные эмоциональные и психические расстройства. Они чувствуют себя беззащитными, запутавшимися, неуверенными в себе. Они не в состоянии трезво оценить ситуацию, принять правильное решение. Они, словно мученики, терпеливо все сносят: жертва зачастую винит себя в том, что как-то спровоцировала насильника, и надеется только на то, что когда-нибудь этому придет конец, что кто-нибудь придет и вызволит ее. Но в то же время она живет в состоянии эмоциональной изоляции, у нее нет настоящего контакта с семьей.
С подвергшейся оскорблению женой душепопечителю приходится порой беседовать от трех до четырех месяцев, прежде чем начинают затягиваться эмоциональные раны, даже в том случае, если она уйдет от своего мучителя. Как только она окажется с детьми в безопасном месте (там, где муж-буян не сможет их достать), у нее появляется время поразмыслить над случившимся, и бывает, она начинает гневаться на виновника своих несчастий.
Мучитель жены и семьи редко перерождается самостоятельно: пока его действия не станут достоянием гласности, пока дело не дойдет до суда, сдвигов не будет.
Советы душепопечителю
l. Ободрите собеседника. Он поступил совершенно правильно, решив обсудить с вами создавшуюся ситуацию. Мы хотим помочь собеседнику и рады его выслушать. Его случай не единичный: жертвами дурного обращения оказывается множество людей.
2. Задавайте вопросы. Жертвам насилия порой бывает сложно выразить, свои чувства. Спросите:
- Как вы расцениваете случившееся?
- Как долго вы все это терпите?
- Расскажите мне о своем спутнике. Что он за человек?
- Как вы оцениваете свое поведение?
- Как, по-вашему, можно изменить создавшуюся ситуацию?
В зависимости от предыстории конфликта, от степени эмоционального ущерба, нанесенного жертве, вам, возможно, придется по-разному формулировать вопросы. Ваша цель – помочь потерпевшему понять и проанализировать произошедшее, осознать, что как человеку и как члену семьи Бог даровал ему определенные права.
3. Помогите потерпевшему понять: подобного обращения он не заслужил. Ему незачем выступать в роли жертвы. Даже если обидчик винит во всем именно его, а сам старается оправдаться, объясните, что виноват тот, кто нападает.
4. Убедите собеседника, что нельзя мириться с насилием. Пора положить этому конец! Тут нужно проявить твердость и решительность. Поведение супруга незаконно и должно стать предметом судебного разбирательства.
5. Чтобы разорвать порочный круг насилия, потерпевшая сторона должна обратиться к пастору поместной церкви или в консультацию по семейным вопросам, а если нужно, и подать в суд. Возможно, придется уйти от насильника.
6. Потерпевшей или потерпевшему следует продолжить встречи с душепопечителем. Жертвам насилия необходима эмоциональная поддержка опытного пастора или служителя. Но предупредите их, что конкретные шаги нужно предпринять тотчас же, не откладывая.
7. Расскажите собеседнику о Божьей любви. Бог лучше других может понять страдания человека: Иисус терпел не только унижения, но и физические истязания. Обратился ли потерпевший ко Христу, нашему Господу и Спасителю? Если нет, расскажите о пути к миру с Богом (стр. 7). Если да, постарайтесь укрепить его в вере (стр. ll).
8. Посоветуйте собеседнику чаще читать Библию, изучать ее – только так удастся вернуть ему душевные силы. Предложите ему буклет “Что значит "жить во Христе"” – он поможет в занятиях.
9. Объясните, чем христианская церковь может помочь жертве и ее семье. Во время совместных богослужений, в процессе слушания проповеди, чтения Библии, общения с верующими к человеку возвращаются эмоциональные и духовные силы. Опытный пастор также может помочь советом.
l0. Помолитесь, чтобы Бог даровал этому человеку силы и мудрость, попросите Бога проявить к нему особую заботу и любовь.
“Написано...”
“Я взыскал Господа, и Он услышал меня, и от всех опасностей моих избавил меня. Кто обращал взор к Нему, те просвещались, и лица их не постыдятся” (Пс. 33:5-6).
“Надейся на Господа всем сердцем твоим, и не полагайся на разум твой. Во всех путях твоих познавай Его, и Он направит стези твои” (Притч. 3:5-6).
“Твердого духом Ты хранишь в совершенном мире; ибо на Тебя уповает он. Уповайте на Господа во веки; ибо Господь Бог есть твердыня вечная” (Ис. 26:3-4).
“Придите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас” (Мф. ll:28).
“Все заботы ваши возложите на Него, ибо Он печется о вас” (l Пет. 5:7).
Другие библейские цитаты на данную тему:
Псалтирь 22
Псалтирь 4l:l2
Неизлечимая болезнь
Введение
Ваш собеседник тяжело болен. Дни его сочтены. Рак, гипертония, болезнь сердца, почечная недостаточность или какая-то другая болезнь подтачивает его здоровье, он чувствует себя страшно одиноким. Тому, кто не испытал этого, трудно представить себе эти страдания.
Смертельно больной человек проходит через различные этапы эмоционального состояния (последовательность может быть любая):
- Отрицание (“Не может быть!”).
- Гнев (“Господи, почему именно я?”).
- Депрессия (“Надежды нет”).
- Паника (“Господи, избавь меня от этого, и я сделаю то-то и то-то”).
- Смирение (“На все воля Божья”).
Все эти чувства посещают человека не один раз – эмоции могут уходить и вновь возвращаться. Это совершенно естественно: так бывает со всеми, кто готовится в последний путь – в “долину смертной тени”.
Что сказать этому человеку? Какую помощь мы можем оказать тому, чьи страдания несоизмеримы с нашими?
Советы душепопечителю
l. Первое, что вы можете сделать, – внимательно выслушать! Попросите рассказать обо всем подробно. Постарайтесь понять, что собеседник чувствует: о чем-то он скажет сам, остальное постарайтесь понять по интонации.
2. Что бы он ни сказал, не осуждайте его, даже если собеседник будет изливать свою злость, обиду, жалеть себя. Дайте ему понять, что вы ловите каждое его слово. Не говорите, что понимаете всю глубину его страданий. Понять такое трудно! Но вы можете сказать, что сочувствуете ему. Проявите отзывчивость: “Помните... страждущих” (Евр. l3:3). Сейчас не время рассказывать о том, что довелось пережить вам, уделите больше внимания собеседнику.
3. Избегайте дежурных фраз. Не говорите, что нужно страдать молча, стиснув зубы.
Старайтесь не вселять ложных надежд на исцеление или говорить, что все болезни и страдания – от дьявола. Не говорите, что если очень сильно верить, – исцелишься. Бог может исцелить, а может и не исцелить. Все в Его воле. Мы можем быть уверены только в одном: Он всегда готов даровать духовное исцеление тем, кто верует во Иисуса Христа.
4. Если собеседник начнет размышлять о смерти, не переводите разговор на другую тему: такие размышления даже полезны, и он к ним неизбежно придет. Разговор о смерти даст вам возможность задать вопрос: не осталось ли у собеседника неоконченных дел, с которыми мы могли бы помочь ему справиться. Мы свидетельствуем о Христе именно затем, чтобы подготовить людей к переходу в вечность.
С участием и заботой скажите: “Если на пороге рая вас спросят: "На каком основании вы хотите войти в рай?" – что вы ответите?”
Если уместно, расскажите о пути к миру с Богом (стр. 7), а если собеседник хочет обратиться к Иисусу Христу, можете рассказать ему и о том, как обрести уверенность в спасении (стр. ll). При необходимости зачитайте ему некоторые места из Библии, например Пс. 22, Ин. l4:l-6 или l Фес. 4:l3-l8.
5. После обращения ко Христу можно спросить собеседника, не осталось ли у него неоконченных дел, например, не нужно ли помириться с кем-то из членов семьи, составить завещание, дать указания на случай своей смерти – об организации похорон, месте захоронения и проч. Посоветуйте собеседнику обсудить все эти вопросы с пастором или опытным душепопечителем.
6. Помолитесь за собеседника, чтобы ему хватило сил, превозмогая боль, вверить свою жизнь Тому, Кто познал все наши страдания и горести.
“Написано...”
Псалтирь 22
Евангелие от Иоанна l4:l-6
Послание к филиппийцам l:2l
Первое послание к фессалоникийцам 4:l3-l8
Нетерпение
Введение
Терпение – замечательная черта характера, которой обладают очень немногие даже среди христиан. Согласно Библии, истинного христианина должно отличать именно долготерпение, без которого невозможно выработать богоугодный характер: “Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла...” (l Кор. l3:4-5).
Терпение – это способность без жалоб переносить трудности и неприятности, не раздражаться при неудаче или долгом ожидании. Бог допускает чтобы на нашем жизненном пути встречались неудобства, трудности и даже страдания: они помогают нам стать терпимее и терпеливее. Зрелый христианин понимает, что все испытания идут ему на пользу и помогают воспитать характер, развить дух кротости. Святой Дух Божий через внешние трудности произращает в нас плод долготерпения: “Плод же духа: любовь, радость мир, долготерпение...” (Гал. 5:22).
Билли Грэм говорит, что недостаток терпения – отличительная черта нашего поколения: “Наши современники – люди крайне возбудимые, нервные и нетерпеливые. Мы спешим, когда спешить в общем-то некуда. В наш век скоростей возникает гораздо больше проблем, чем было у предыдущих поколений, а уровень нравственности нашей низок как никогда. Живем мы на нервах. И вот плоды нетерпения: разрушены семьи, болезни, войны”.
Полезно будет заглянуть в корень проблемы. Пусть собеседник спроси себя: откуда во мне такое беспокойство?
- Может быть, я мелочен и духовно незрел?
“Твердая же пища свойственна совершенным, у которых чувства навыком приучены к различению добра и зла” (Евр. 5:l4).
- Может быть, я эгоист, зануда или слишком требователен к людям? Почему бы мне не прощать окружающим их промахи, ошибки, недостатки – ведь и меня самого Бог еще не довел до совершенства?
“Умоляем также вас, братия, вразумляйте бесчинных, утешайте малодушных, поддерживайте слабых, будьте долготерпеливы ко всем. Смотрите, чтобы кто кому не воздавал злом за зло; но всегда ищите добра и друг другу и всем” (l Фес. 5:l4-l5).
- Может быть, меня раздражает, что другим все “сходит с рук”? “Не ревнуй злодеям, не завидуй делающим беззаконие” (Пс. 36:l).
- Может быть, я просто завистлив?
“Долготерпите и вы, укрепите сердца ваши, потому что пришествие Господне приближается. Не сетуйте, братия, друг на друга, чтобы не быть осужденными: вот, Судия стоит у дверей” (Иак. 5:8-9).
- Может быть, я увлекся погоней за материальными благами? Слишком проникся мирским духом?
“Итак, если вы воскресли со Христом, то ищите горнего, где Христос сидит одесную Бога” (Кол. 3:l).
- А не мыслю ли я все еще мирскими категориями?
“Я научился быть довольным тем, что у меня есть” (Флп. 4:ll).
- Понимаю ли я, что Бог дозволяет всем этим трудностям, неприятностям и неудачам раздражать меня, чтобы Его благодатью я смог переступить через себя и возрасти в любви и духовной премудрости?
“С великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения, зная, что испытание вашей веры производит терпение; терпение же должно иметь совершенное действие, чтобы вы были совершенны во всей полноте, без всякого недостатка” (Иак. l:2-4).
Советы душепопечителю
l. Тактично спросите собеседника, вверил ли он свою жизнь Иисусу Христу, нашему Господу и Спасителю. Расскажите о пути к миру с Богом (стр. 7).
2. Посоветуйте собеседнику:
а) признать само существование проблемы. Нетерпение – это грех, который нельзя оставлять без внимания;
б) уяснить, в каких ситуациях чаще всего проявляется это его свойство; в) посоветуйте ежедневно молиться о том, что вызвало беспокойство:
(l) Исповедайте нетерпение как грех, попросив у Бога прощения (l Ин. l:9).
(2) Попросите Бога сделать вас более спокойным при неудачах, научить держать себя в руках;
в) порекомендуйте решительно бороться с этим недостатком:
(l) Нетерпеливые люди обычно пребывают в тревожном состоянии, из-за чего негативно реагируют на любые случайные раздражители. Поэтому собеседнику следует открыться перед Богом, чтобы Тот совершил в нем Свой труд и развил терпение. Тут-то и следует “пленить всякое помышление в послушание Христу” (2 Кор. l0:5).
(2) Нетерпение – характерная черта “старого естества” (Кол. 3:9-l0), а потому в данном случае поможет принцип “оставить – облечься”: “оставить ветхого человека с делами его” и “облечься в нового”. Апостол Павел говорит: “..но в членах моих вижу иной закон противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих. Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти? Благодарю Бога (моего) Иисусом Христом, Господом нашим. Итак тот же самый; умом (моим) служу закону Божию, а плотию закону греха” (Рим 7:23-25). Таким образом:
- Нужно отказаться от своего нетерпения – “оставить” его.
- Нужно ежедневно понемногу покоряться Его преобразующей силе – “оставить – облечься” (Гал. 2:20; 2 Тим. l:7).
- В результате можно одержать победу: обрести Его любовь, долготерпение, то есть обещанные им плоды Духа – “облечься) (l Кор. l3:4-5; Гал. 5:22).
д) посоветуйте пригласить друга-христианина, который мог бы следить за его делами, отмечая как успехи, так и неудачи;
е) порекомендуйте ежедневно молиться, читать и изучать Библию, заучивать отдельные стихи;
ж) поищите христиан-единомышленников в церкви, где строго следую библейскому учению.
“Написано...”
“Покорись Господу и надейся на Него. Не ревнуй успевающему в пути своем, человеку лукавствующему” (Пс. 36:7).
“Итак, братия, будьте долготерпеливы до пришествия Господня. Вот, земледелец ждет драгоценного плода от земли и для него терпит долго, пока получит дождь ранний и поздний. Долготерпите и вы, укрепите сердца ваши, потому что пришествие Господне приближается” (Иак. 5:7-8).
“Но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение, от терпения опытность, от опытности надежда, а надежда не постыжает, потом что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам (Рим. 5:3-5).
“Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражаете; не мыслит зла” (l Кор. l3:4-5).
“И уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня (Гал. 2:20).
“Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона” (Гал. 5:22-23).
Новое обращение к Господу
Введение
Вам как христианскому работнику наверняка выпадет честь молиться вместе с христианином, который хочет посвятить свою жизнь Христу. Посвятить свою жизнь Господу обычно желают верующие, которым хотелось бы сделать свою духовную жизнь богаче и плодотворнее.
Желание заново обратиться ко Христу может быть вызвано:
- ощущением неполноты, о котором говорят такими словами: “Христианская жизнь должна быть содержательнее, чем моя жизнь до сих пор”;
- стремлением освободиться от греха и чувства вины, вызываемого небрежностью в ежедневной молитве и покаянии;
- желанием лучше познать волю Господа.
Советы душепопечителю
- Пусть ищущий возвращения к Господу подробно расскажет о том, что подтолкнуло его к этому шагу. Тогда христианский работник, более искушенный в распознании воли Господа и путей Его, сможет задать наводящие вопросы, которые помогут прояснить суть дела.
- Укрепите собеседника в его намерении! Его поступок угоден Богу, и Бог вознаградит за это (Иак. 4:7,8; Евр. ll:6).
- Если есть надобность, призовите собеседника исповедаться в грехах и уповать на Господа, Который очистит его (l Ин. l:9; Евр. 9:l4).
- Пусть он полностью подчинится воле Божьей, сошлитесь на Послание к римлянам l2:l-2 и Послание к ефесянам 5:l5.
- Поощряйте поиски полноты Святого Духа, процитируйте Послание к ефесянам 5:l8 и 3:l6-l9).
- Подчеркните важность ежедневного, последовательного и неукоснительного чтения Библии, разбора отрывков и заучивания их наизусть (Пс. ll8:9,ll; Кол. 3:l6).
- Напомните еще раз о том, что молитву нужно творить ежедневно (l Фес.5:l7; Еф. 6:l8-l9).
- Пусть жаждущий посвятить себя Господу свидетельствует о Христе каждый день: а) делами (Еф. 2:l0); б) словами (Рим. l:l6; Флп. 2:l6).
- Пусть он, помолившись, даст обещание выполнять вышеизложенное. А потом помолитесь вместе с собеседником о том, чтобы его духовная жизнь стала более полной, чтобы в ней открылись новые возможности для служения.
“Написано...”
Книга Иисуса Навина 24:l5 Первая книга Царств l5:22 Псалтирь 42:4
Псалтирь l06:8-9
Евангелие от Матфея 6:33
Евангелие от Матфея 22:37-38 Первое послание Петра 2:ll-l2 Второе послание к коринфянам l0:l5 Послание к филиппийцам l:6,9-ll
Первое послание к фессалоникийцам 5:23-24
Обида
Введение
Обида, как правило, порождает злобу, цинизм, недоброжелательство. Чувство обиды появляется, если кто-то причинил тебе зло, нарочно или нечаянно оскорбил тебя. (Бывают случаи, когда обида – плод воображения). Горечь и обида – это проявления подавленного гнева.
Билли Грэм пишет: “Библия не запрещает нам испытывать недовольство, но дает два рычага власти над ним. Первый – очистить гнев от горечи, злости и ненависти. Второй – ежедневно следить за своими чувствами, особенно чувствами неприязненными. Есть старая латинская поговорка: "Тот, кто ложится спать в гневе, делит постель с дьяволом". Конечно, многое в жизни раздражает, но не забывайте: отрицательные эмоции могут стать лазейкой для сатаны, который стремится овладеть нашими чувствами”.
Профессиональные душепопечители утверждают, что злобу, досаду, обиду чувствует довольно большая часть их подопечных. Подавленные чувства снедают душу – люди становятся моральными калеками, заболевают физически. Их дееспособность снижается. Часто такие люди страдают бессонницей, им трудно общаться с окружающими – как с членами семьи, так и с малознакомыми людьми. Того, в ком укоренились гнев и обида, никак нельзя назвать совершенно здоровым человеком.
История Каина и Авеля (Быт. 4:l-l6) – классический пример разрушительного действия тайной ненависти. Каин страшно обозлился, потому что Бог принял жертву брата, а его жертву отверг. Но на кого на самом деле обиделся Каин – на брата Авеля или на Бога. Так или иначе, Каин обиделся, в нем поселилась злоба... Вместо того чтобы покаяться и попросить у Господа прощения, он обратился против родного брата. Часто люди рассказывают о своих чувствах и переживаниях, обидах и огорчениях, потому что ищут со- чувствия и участия. Они рассказывают, как плохо с ними обращались, как их не понимали, но им в голову не приходит искать причину бед в себе (грех – корень всех проблем). Они рассказывают... и вы чувствуете в собеседнике скрытую горечь и обиду. Что это такое? Грех. Ибо Слово Божье говорит: “А теперь вы отложите все: гнев, ярость, злобу, злоречие, сквернословие уст ваших” (Кол. 3:8).
Советы душепопечителю
- Пока собеседник рассказывает о своих трудностях, не высказывайте своего сочувствия слишком явно. Уверьте собеседника, что Божье Слово поможет разрешить любую проблему.
- Убедитесь, что собеседник истинно верует во Иисуса Христа. Если нет, расскажите ему о пути к миру с Богом (стр. 7).
- Независимо от того, понял ли собеседник, что суть его проблемы – обида, объясните ему: обида – это грех. Если с самого начала не прояснить этот вопрос, то не удастся прийти к положительному решению.
- Только покаяние и исповедь приведут к прощению и примирению. Расскажите собеседнику о примирении с Богом (стр. l3), обратите его внимание на отрывок из Первого послания Иоанна (l:9). Помолитесь вместе с собеседником, попросите его, чтобы он признался Богу в своих чувствах.
- Если выполнены все вышеприведенные шаги, то можно перейти к следующему этапу – примирению, особенно если во взаимоотношениях вашего собеседника с его неприятелем были взаимные обвинения, упреки, нападки, если отношения между ними прервались. Победа придет лишь тогда, когда человек примирится не только с Богом, но и с собратьями. Наградой ему станет “непорочная совесть пред Богом и людьми” (Деян. 24:l6).
Примирение не обязательно должно быть публичным, но нельзя забывать слова Иисуса: “Прежде примирись с братом твоим” (Мф. 5:24).
Вспомните советы апостола Павла: “Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми... Если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напой его: ибо делая сие, ты соберешь ему на голову горящие уголья. Не будь побежден злом, но побеждай зло добром” (Рим. l2:l8,20-2l).
Если примирение произойдет, то и Бог будет доволен, и души противников – исцелены. Если же положительных сдвигов достичь не удастся, то ваш собеседник, по крайней мере, будет знать, что выполнил Божьи требования: он проявил послушание и может дальше жить с чистой совестью.
6. Предложите собеседнику помолиться, чтобы Бог даровал ему любовь к бывшему неприятелю, даже если примирения между ними и не произошло: “Любовь... не мыслит зла, не радуется неправде” (l Кор. l3:4-6).
7. Если горечь и обида пустили в душе собеседника глубокие корни и он упрямо отказывается признать свою неправоту, поделитесь с ним увещеванием апостола Павла: “Всякое раздражение и ярость, и гнев и крик, и злоречие со всякою злобою да будут удалены от вас; но будьте друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас” (Еф. 4:3l-32). Попросите собеседника поразмышлять над этим отрывком и помолиться за своих врагов.
8. Помолитесь вместе с собеседником.
“Написано...”
“Ибо, если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный” (Мф. 6:l4-l5).
“Благословляйте гонителей ваших; благословляйте, а не проклинайте. Радуйтесь с радующимися и плачьте с плачущими. Будьте единомысленны между собою; не высокомудрствуйте, но последуйте смиренным; не мечтайте о себе; никому не воздавайте злом на зло, но пекитесь о добром пред всеми человеками. Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми. Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Ибо написано: "Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь"” (Рим. l2:l4-l9).
“Старайтесь иметь мир со всеми и святость, без которой никто не увидит Господа. Наблюдайте, чтобы кто не лишился благодати Божией; чтобы какой горький корень, возникнув, не причинил вреда, и чтобы им не осквернились многие” (Евр. l2:l4-l5).
“Будучи злословим, Он не злословил взаимно; страдая, не угрожал, но предавал то Судии Праведному” (l Пет. 2:23).
См. также главу “Гнев”
Обмирщение
Введение
“Обмирщенный христианин” – это тот, кто больше интересуется мирскими делами, чем делами Христа и Царства Божьего. В Библии таких людей называют “плотскими”, то есть недуховными, грешными, мирскими.
Мирской христианин не заботится о том, как получить “все потребное для жизни и благочестия” (2 Пет. l:3). Напротив, ему свойственна духовная леность, нестойкость, недисциплинированность. Сердце его развращено (Иак. l.26) и настроено против Бога (Иак. 4:4). Он “друг миру” (Иак. 4:4), а удовольствия любит больше, чем Бога (2 Тим. 3:4).
Такой христианин мало думает о Царстве Божьем, а потому легко впадает в любое искушение, следует любому лжеучению. На словах он христианин, но истинно христианских качеств ему не хватает. “Таковых удаляйся”, – советует апостол Павел (2 Тим. 3:5).
Христианина духовного отличают следующие черты:
- Он ищет “прежде Царства Божия и правды Его” (Мф. 6:33).
- Он противится “духу века сего”, как и положено детям Божьим.
- Ему свойственна духовная прозорливость, которая даруется только тем, кто молится и пребывает в Духе (Флп. l:9-ll).
- Он постоянно переживает духовное обновление у подножья креста (lИн. l:9; 2:l).
- Он жаждет исполниться “плодов праведности Иисусом Христом, в славу и похвалу Божию” (Флп. l:ll).
- Он знает, что “помышления духовные – жизнь и мир” (Рим. 8:6).
Билли Грэм отмечает: “Библия говорит, что нам суждено жить в этом мире, но запрещено следовать мирскому злу. Ни в коем случае нельзя поддаваться злу. Перед тем как что-то предпринять, я себя спрашиваю: нарушает ли такой поступок библейские принципы? Не в ущерб ли это моей вере? Могу ли я просить Божьего благословения на это дело? Не повредит ли это другим? Хотел бы я оказаться там, читать эту книгу, смотреть этот фильм в момент возвращения Христа? Обмирщение не накатывает на человека штормовой волной. Обмирщение – будто капли воды, которые точат камень. Каждый день мир давит и давит на нас. И большинство из нас сдались бы, не будь Святого Духа, в нас пребывающего! Именно Он удерживает нас на плаву!”
Советы душепопечителю
l. Если христианин хочет знать, как оде