Рафаилу архимандриту, Николаю иеродиакону
С Л У Ж Б А
Новоявленным мученикам
Рафаилу архимандриту, Николаю иеродиакону
И девице-отроковице Ирине,
Митилинским (Лесвосским) чудотворцам.
День памяти — Вторник Светлой седмицы
На велиЦЕЙ вечерни
Блажен муж: 1-й антифон.
На Господи, воззвах: стихиры, глас 8.
Верою и любовию сошедшеся, христоименитии людие, / песньми духовными восхвалим днесь память / новоявленных мучеников и чудотворцев: / Рафаила Богомудраго и Николая досточуднаго, / таже неодоленную во страданиих отроковицу Ирину всечестную, / постников похвалу и исповедников величание, // усердно молящихся о душах наших.
Честный и светоносный наста праздник, / исполнь радости, и веселия, и духовнаго торжества. / Темже, сошедшеся, вернии, / любовию восхваляюще, ублажим честныя Христовы мученики: / Рафаила, Николая и Ирину, / твердостию своею вшедшия в Небесный чертог, // идеже молятся о душах наших.
Светлый и всепразднственный сей день / созывает нас духовне праздновати, / и честныяя ваша мощи верно почитати, / и славити Единаго Бога в Троице. / Мы же, сошедшеся днесь, любовию вопием: / святии и неодоленнии мученицы, / Рафаиле, Николае и Ирино, / не устаните посещати нас // дивными милостями вашими.
Ины стихиры, глас 4:
Егда уязвился еси желанием Божественным, / отче преподобие Рафаиле, / взем бо крест твой, последовал еси Владыце Христу. / Тогда, всякая плотская мудрования умертвив, / дерзновенно шествовал еси ко страданием, / и теми наследовал еси кротких землю, / причастием бо обожаемь / и неизреченнаго онаго веселия наслаждаяся, // поминай нас, творящих всесвятую память твою.
Преблаженне отче Николае, / от младенства ты Бога возлюбил еси / и яко служитель верен / Того стопам последовал еси ,/ и усердно совершил еси Божественная Его повеления, / страданьми твоими жительства со ангелы сподобился еси, / ныне же Христу молися, // о чтущих любовию святую память твою.
Ирина чудная отроковица, / Христова агница непорочная, / яко овча незлобиво, / себе самую приведе на посечение мечное, / благовонно приношение огнем Богу принесеся. / Тоя убо ублажаем священное страдание, празднующе, // мучениколюбцы, днесь.
Слава, глас 8:
Велие Божие дарование дадеся вам, / всечестнии мученицы Рафаиле, Николае и Ирино, / всю бо крепость мучителей победили есте, / и прияли есте нетленнии венецы от руки Вседержителя, / на земли сияете славою церковною и чудесы придивными, / на Небеси предстоите Царю и Владыце / и молите Его всем нам даровати // мир и велию милость.
И ныне, Догматик, глас тойже: Царь Небесный:
НА УТРЕНИ
На Бог Господь: тропарь святых дважды. Слава, и ныне, Богородичен, глас 1:
Гавриилу вещавшу Тебе, Дево, радуйся, / со гласом воплощашеся всех Владыка, / в Тебе, святем кивоте, / якоже рече праведный Давид; / явилася еси ширшая Небес, / поносивши Зиждителя Твоего. / Слава Всельшемуся в Тя, / слава Прошедшему из Тебе, // слава Свободившему нас Рождеством Твоим.
По 1–м стихословии седален, глас 2:
Кровь твою, яко алавастр мира, Христови принесл еси, преподобне Рафаиле. Темже преблагий и великий Дарователь Бог прият тя в Небесныя обители, со духовными чады твоими, сего ради память твою с верою почитаем, досточудне.
Слава, и ныне, глас тойже:
Едина истинная христиан Покровительнице, / всяких лютых обстояний, / бед и скорбей нас избави / и молитвами Твоими спаси души наша.
По 2–м стихословии седален, глас 6:
Собори верных вси, приидите, новоявленныя бо мученицы нас днесь созывают на трапезу духовную, со тщанием, веселящеся, тецем и память подвигов и скончания их почтим, славяще тех, яко Божиих угодников и чудотворцев.
Слава, и ныне, глас тойже:
Устами и сердцем величаем Тя, / Дево Мати: / Ты же, рождшая Бога, // не отрини нас от Твоего заступления.
Величание:
Величаем вас, / страстотерпцы славнии Рафаиле, Николае и Ирино, / и чтим честная страдания ваша, // яже за Христа претерпели есте.
Псалом избранный:
1. Терпя потерпех Господа, и внят ми, и услыша молитву мою. 2. Бог нам Прибежище и Сила, Помощник в скорбех, обретших ны зело. 1. Многи скорби праведным и от всех их избавит я Господь. 2. Приведутся Царю девы, приведутся в веселии и радовании. 1. Искуси мя, Господи, и испытай мя, разжи утробы моя, и сердце мое. 2. Суди ми, Господи, яко аз незлобою моею ходих. 1. Девы да восхвалят имя Господне. 2. Да не погубиши с нечестивыми душу мою. 1. Аз же незлобою моею ходих, избави мя, Господи, и помилуй мя. 2. Нога моя ста на правоте: в церквах благословлю Тя, Господи.
По полиелеи седален, глас 8:
Благодатию Божественнаго Духа / собрании днесь, празднолюбцы, / лик составльше, поем песнь нову, / память сотворяюще всехвальных мучеников, / Рафаила всечуднаго и Николая Богоблаженнаго, / таже непобедимыя девы Ирины, / в нюже сошедшеся, Спаса величаем / и торжества виновником молебне рцем: / молите, страстоносцы честнии, / избавитися вреда всякаго // любовию славящим вас.
Слава, и ныне, Богородичен, глас тойже:
Тя надежду, прибежище и Предстательницу обретше, вернии, / к Тебе притекаем и прилежно вопием: / помилуй, Богородице, на Тя уповающия / и прегрешений оставление нам испроси / молитвами Твоими, Пречистая.
Таже степенна, 1-й антифон, глас 4. Прокимен, глас 4: Святым, иже суть на земли Его, / удиви Господь вся хотения своя в них. Стих: Презрех Господа предо мною выну, / яко одесную мене есть, да не подвижуся. Всякое дыхание: Евангелие от Матфея, зачало 36.
По 50-м псалме стихира самогласна, глас 6:
Земля освятися кровию всечестною вашею, / и человецы обогатишася дивными чудесы, / исцеление почерпающе от мощей ваших, / Богомудрии угодницы Христови, / славнии Рафаиле и Николае, / таже незлобивая девице Ирино, / Молитеся Господеви, / Емуже от юности прилепистеся, // спасти иже верою поющия вас.
Канон святым мучеником, глас 1:
Песнь 1
Ирмос: Твоя победительная десница / Боголепно в крепости прославися: / та бо, Безсмертне, / яко всемогущая, противныя сотре, / Израильтяном / путь глубины новосоделавшая.
Сей светлый ваш праздник благочестно хвалящия, мученицы многострадальнии, Царя Христа молите спастися нам и Небеснаго Царствия причастники быти.
Кто изречет многая дарования, яже Христос подаде вам, страдальцы всеславнии? Темже облистаете чудесы, яко светильницы досточуднии.
Всю свою имея надежду к Богу и мысль, блаженнии, о временных и тленных отнюд небрегли есте, сего ради и венецы от руки Господни прияли есте.
Богородичен: Кую Ти достойную песнь наше принесет неможение? точию обрадовательную, ейже нас Гавриил тайно научил есть: радуйся Богородице Дево, Мати Неневестная.
Песнь 3
Ирмос: Едине ведый человеческаго существа немощь / и милостивно в не воображся, / препояши мя с высоты силою, / еже вопити Тебе, Святый, / одушевленный храме / неизреченныя славы Твоея, Человеколюбче.
Добре и богочестне в постничестве пожив, и мучения за Христа пертерпел еси, Рафаиле Богомудре, исполнился еси Божественнаго Света, идеже ныне наслаждаешися, веселяся.
Начало добродетельнаго твоего жития, страх Господень взял еси от юности, Николае блаженне, и сей имел еси, наставляющ тя к пути правому, имже шествуя, во дворы Господни вшел еси.
Дивным обретением телес ваших, славнии, прославися честная Церковь, имущая в себе благодати сокровище неоскудное и пречудное.
Богородичен: Ума пресущественна видети, якоже мощно, сподоблься Гавриил, Дево Всенепорочная, радостный Тебе глас принесе, Слова зачатие явственне возвещающий, и неизреченное Рождество проповедающий.
Седален, глас 1:
Течение совершив истинное, / мучителей всю крепость победили есте, / и прияли есте венцы от руки Вседержителя, / мученицы всехвальнии Рафаиле, Николае и Ирино, / и показалися есте Ангелом сопричастницы.
Слава, и ныне, Богородичен:
Покров Твой, Дево Богородице, простри над смиренными воспеватели Твоими и сохрани нас от бед и скорбей, матернюю любовь к нам недостойным являюще.
Песнь 4.
Ирмос: Гору Тя благодатию Божиею приосененную, / прозорливыма Аввакум / усмотрив очима, / из Тебе изыти Израилеву провозглашаше Святому, / во Спасение наше / и обновление.
Землю, яко тления жилище, оставив, премирнаго Царства достигл еси, , венец страдания нося, в чертозе славы неизреченныя возлегл еси, Рафаиле преподобне, с лики Безплотных водворяяся.
Иисуса, Владыки своего, законоположением последуя, того Божественное подобие в себе воображая, душу о стаде положил еси, жертва всеосвященна принеслся еси Богови, Николае преблаженне.
Красотою добродетелей просвещаема, от кровей багряницею украсилася еси очервленою, Ирино мудрая дево, якоже скиптр, Креста победу носяще, со Христом царствовати сподобилася еси, славословяще силу Его.
Богородичен: Святых святая Богородице Всепетая, чаяние языков, и Спасение верных, из Тебе возсия Избавитель и Жизнодавец, и Господь: Егоже моли, спастися рабом Твоим.
Песнь 5
Ирмос: Просветивый сиянием пришествия Твоего, Христе, / и осветивый Крестом Твоим / мира концы, / сердца просвети / светом Твоего Богоразумия, / православно поющих Тя.
Благоухает рака ваша Божественная, идеже лежат священнии телеса ваши, блаженнии, и дары исцелений источают почитающим вас.
Исцеляете недуги и язвы врачуете душевнии, страстотерпцы славнии, не токмо просящим вашего заступления, но и не ведущим вас милости источаете.
Желание души моея ведаете, чудотворцы милостивии, и пламенем любве объята мя видите: разрешение грехов приятие ми даруйте и всякаго прошения исполнение.
Богородичен: Веселятся небесныя силы зряще Тя: радуются с ними человеков собрания: Рождеством бо Твоим совокупишася, Дево Богородице, еже достойно славим.
Песнь 6
Ирмос: Обыде нас последняя бездна, / несть избавляяй, / вменихомся / яко овцы заколения, / спаси люди Твоя, Боже наш, / Ты бо крепость немощствующих и исправление.
В ризу спасения облече вас Господь, раздрав вретище земнаго жития вашего, тем ныне тепло согреваете земными недуги одержимыя молитвами и чудодействы вашими.
Прешли еси от страдания к славе небесней, доблии мученицы, презревши жизнь временную, вечную жизнь восприяли есте, и ныне изливаете щедрыя дары, чтущим вас любовию.
Победу вам Бог дарует, мученицы преизящнии, и венцы неувядаемии, мы же почерпаем исцеления от святых мощей ваших.
Богородичен: Умерщвлен бысть враг живоносным Твоим плодом Богоблагодатная: и попран бысть ад проявленне, и иже во узах свободихомся. Темже вопию: страсти разруши сердца моего.
Кондак, глас 1:
Яко сокровище многоценное / и источник, точащий токи, недуги очищающий, / нам явишася телеса ваши священии, / болезнем различным подающии исцеление / и благодать Божественную притекающим к ним дарующии, / да верою и любовию зовем вам радостно: / мученицы всеславнии и достоблаженнии, // молите Христа о душах наших.
Икос:
Премудростию и разумом украшен, / Рафаиле отче Богоблаженне, / мужеским и твердым сияя смыслом, / благ же, и кроток, и милостив был еси / и врученныя ти люди добре упасл еси, / от агарянскаго же нашествия / неправедное заколение с люди паствы твоея претерпел еси, / темже и венец болезней твоих приял еси, / Сего ради вопием ти, отче преподобне: // моли Христа о душах наших.
Песнь 7
Ирмос: Тебе умную, Богородице, пещь / разсмотряем, вернии, / якоже бо отроки спасе три Превозносимый, / мир обнови, / во чреве Твоем всецел, / Хвальный отцев Бог и Препрославлен.
Житию твоему, Рафаиле всечудне, кто не удивится, собрал бо еси, якоже пчела благоразумная, множество цветовидных добродетелей: в нихже, красуяся, нас облагоухаеши.
Душу кроткую имея и сердечную чистоту стяжав, восшел еси к подвигом усердно, Единому Христу жизнь и сердце свое отдав, Николае треблаженне, о нас Владыце помолися.
Потекла еси, последуя Христовым стопам Божественным, и общница показался еси Страстей Того и Царствия, Ирино всеславная, за любовь твою изрядно венчаваема.
Богородичен: Новый Адам от чистых кровей Твоих Превечный Бог бысть воистинну, Егоже ныне моли, обетшавшаго мя обновити зовуща: Хвальный отцев Бог и Препрославлен.
Песнь 8
Ирмос: В пещи отроцы Израилевы, / якоже в горниле, / добротою благочестия чистее злата блещахуся, глаголюще: / благословите, вся дела Господня, Господа, / пойте и превозносите во вся веки.
Крепость и силу во Христе полагая, лютую мук преплыв пучину, и вышняго пристанища достигл еси, Рафаиле всечестне, весь украшен, весь Духа светолитии обильно осияемь.
Ты злобу гонящих и мучения учителя твоего не возмогл еси зрети, отче Николае преподобне, душу в руце Христови предал еси, разрешив тленныя тенеты и жизнь нестареющую стяжав.
Токи твоих кровей многобожия пламень угасиша, чудесы же, от гроба бываемыя, исторгоша демонскую лесть и пищу нам, Ирино, хваления доброт твоих соделаша.
Богородичен: Чертог световидный, из негоже всех Владыка, яко Жених произыде Христос, воспоим вси вопиюще: вся дела Господня Господа пойте, и превозносите во вся веки.
Песнь 9
Ирмос: Образ чистаго рождества Твоего, / огнепалимая купина / показа неопальная; / и ныне на нас / напастей свирепеющую угасити, молимся, пещь, / да Тя, Богородице, / непрестанно величаем.
Немилостивно твою главу враг сокруши, отче Рафаиле добропобедне, юже Бог в высочайших диадимою венча победительною, страстоносче многострадальне, слава мучеников и всех преподобных.
Мученическими венча почестьми постническия твоя труды истинно, отче Николае блаженне, Подвигоположник един Бог наш, на убийцы укрепивый тя.
Вся во Свет Божественныя Троицы с веселием прешла еси, ангельским воинством ныне срадуешися, пречудная дево Ирино, с нимиже непрестанно моли всем спастися, поющим тя.
Богородичен: О паче ума чудес Твоих! Ты бо Дево едина паче солнца, всем дала еси разумети новейшее чудо, Всечистая, Твоего Рождества непостижимаго. Темже Тя вси величаем.
Светилен:
Светом Превечнаго сияния озарившися, Рафаиле, Николае Ирино со присными страстотерпцы, Христу последовали есте, и Того благодатию просветившися, источник чудес и милостей явилися есте, сего ради молим вас: спасите души наша.
Слава, и ныне, Богородичен:
Зарю пресветлую, являющую нам Солнце незаходимое, вемы, Тя, Пресвятая Дево Богородице. Сего ради молим Тя: яко Мати Света сущи, просвети нас светом Сына Твоего, Христа Бога нашего.
На хвалитех стихиры святаго, глас 1:
Приидите, Безплотных лицы, / во плоти сущим спразднуйте нам / в честней памяти страстотерпцев: / сии бо тело немощное носяще, / яко безплотнии, Христа ради подвизашася, / о лютых муках нерадивше, / с нимиже молитеся, // о еже стастися нам.
Яко звезды днесь пресветлыя, / от земных недр возсияли есте / и Церковь Божию украсили есте, / сиянием Божественных дарований просветивши / души верою и любовию песнословящих вас, страстоносцы всечестнии, / огнепальная страстей наших стремления орошаете есте // Божественными вашими молитвами.
Яко свещницы на престоле, возсияли есте, / святии мученицы и чудотворцы, / и, яко многоцветие благовонное, израсли есте, / темже неоскудно потоцы людей православных / притекают к раце ваших святых мощей, // просяще мирови мира и велия милости.
Слава, глас 8:
Богоносных мучеников / Рафаила, Николая и Ирины / всечестную память ныне празднующе, вернии, / научимся, их вере и житию, / истинному поклонению и служению Пресвятей Троице, / ихже дерзновенным предстоянием да сподобимся // восприяти богатыя Ея милости и щедроты.
И ныне, глас тойже:
Владычице, приими молитвы раб Твоих / и избави нас // от всякия нужды и печали.
НА ЛИТУРГИИ
Блаженны от канона песнь 3-я и 6-я. Прокимен, глас 4: Святым, иже суть на земли Его, / удиви Господь вся хотения своя в них. Стих: Презрех Господа предо мною выну, / яко одесную мене есть, да не подвижуся. Апостол к Галатом, зачало 214. Аллилуиа, глас 4: Воззваша праведнии, и Господь услыша их, и от всех скорбей их избави их. Стих: Многи скорби праведным, и от всех их избавит я Господь. Евангелие от Иоанна, зачало 51. Причастен: Радуйтеся, праведнии, о Господе, правым подобает похвала.
МОЛИТВА
О, святии и неодоленнии страстоносцы Спасовы, Рафаиле, Николае и Ирино, верность Христу Богу даже до смерти свидетельствовавшии и венец жизни от Него приявшии!
К вам смиренно припадаем и усердно молимся: явите нам, грешным, любовь вашу и многомощное ваше заступление. Испросите предстательством вашим, Богоблаженнии, у Всемилостивого Бога нашего вся яже на пользу душам и телесем нашим, согрешений наших прощение, любовь нелицемерную, болезней и скорбей избавление, ревность о спасение нашем, да благодатию Его Божественною соблюдаеми и спасаеми, славу, благодарение и поклонение возсылаем Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
Ж И Т И Е
Святые Рафаил, Николай и Ирина входят в круг новоявленных святых, принявших мученическую смерть в 1463 году, то есть через десять лет после падения Константинополя.
23 июня 1959 года во время работ по восстановлению небольшой церкви на холме близ деревни Ферми острова Лесбос (греки чаще называют остров Митилини) была обнаружена одна замечательная находка. Это место, называемое Карьес (в прошлом “Панагия Карьесская”), было давно известно жителям Ферми. Они веками пасли здесь овец возле небольшой часовни, вокруг которой в беспорядке разбросаны обтесанные камни, свидетельствующие о том, что когда-то очень давно здесь был монастырь. Нередко люди, побывавшие на этом холме, рассказывали, что явственно ощущали здесь некое чудесное благоухание. У местных христиан существовала многовековая традиция: во вторник Светлой Седмицы они собирались здесь с зажженными свечами и служили литургию. Причина возникновения этой традиции давно забылась, но сама она бережно сохранялась. К тому же, местные пастухи и жители деревни столетиями рассказывали о появлении здесь неизвестного монаха, иногда с кадилом в руке, который исчезал при приближении к нему людей, растворяясь в светлом облаке. Видели неземное сияние и вокруг самой часовни. Иногда на холме слышалось пение большого хора и колокольный звон.
В 1917 году турецкие управляющие, владевшие здесь некоторой собственностью, попросили местную полицию разобраться во всех этих тайнах, но расследование пришлось внезапно прекратить, после того как лицо, руководившее расследованием и турецкий управляющий (ариф-эфенди) увидели этого монаха собственными глазами.
Уроженка Ферми Варвара Эконому, ныне живущая в Америке, рассказывала, что видела этого неземного инока в раннем детстве. Однажды она потеряла своего любимого ягненка и в поисках его добралась до Карьеса. Обыскивая склон, вдруг увидела, что к ней приближается незнакомый священник. Она решила, что он из какой-нибудь соседней деревни и спросила: “Отче, Вы не видели моего ягненочка?” Он улыбнулся и исчез. В то же мгновение к ней подскочил ягненок, и она повязала ему на шею веревку и спокойно повела домой. Опасаясь, что родные и соседи сочтут ее безумной, она много лет никому не рассказывала об этом происшествии.
Семидесятипятилетняя Гераклия Карагеоргиу, приехавшая в монастырь через несколько лет после обретения здесь в 1959 году мощей святых, рассказала настоятельнице еще об одном подобном случае. Родители, будучи крайне бедны, отдали ее — совсем еще ребенка — прислуживать в богатой семье на Митилини за пищу, одежду и крышу над головой. Хозяйка Гераклии имела жесткий, неуступчивый характер и часто заставляла девочку проходить путь в четырнадцать километров от Митилини до Ферми, где та должна была помогать собирать маслины, так как хозяйка отдавала ее за плату внаем другим фермерам:
Мне было тогда пятнадцать или шестнадцать лет, и поскольку я была молодая, хозяин поручал мне вести ослика. Однажды днем, когда мы собирали маслины, начался проливной дождь... молния, шквальный ветер, гром... в общем, гнев Господень. Сборщики маслин побежали в укрытие, и я с ними, таща за собой ослика, тяжело нагруженного маслинами. Ослик споткнулся и упал. Я пыталась тянуть его, чтобы он встал на ноги, но это оказалось невозможно, и, сильно испугавшись потопа, я стала кричать: “Панагия моя, Святой мой Ангел, спасите меня, помилуйте меня”. Я стояла у большого дуба возле церкви в честь Панагии и вдруг увидела высокого священника, одетого в древние одежды. Он сказал: “Нтур”, то есть “Остановись”. Потом он подошел ко мне, и я подумала: “Очень странно, что вокруг него не падает дождь”. Он произнес: “Не бойся. Я — христианин, мое имя — Рафаил”. В одно мгновение он схватил мои мешки, взвалил их на осла, и они каким-то образом прикрепились к седлу, хотя он их не привязывал. Он сказал: “Иди прямо по тропе и ничего не бойся”. Он прошел два-три шага рядом со мной, а потом вдруг исчез в сиянии дивного света, достигавшего неба. Придя в себя, я поняла, что это был святой, и, перекрестившись, пошла вперед со своим осликом, пока не дошла до деревни.
После обмена населением между Грецией и Турцией в 1921 году этот склон, раньше принадлежавший туркам, отдали семье беженцев по фамилии Марангас. В 1959 году, во исполнение обета, данного матерью семейства, Анжелики, здесь построили небольшую церковь. 3 июля, при подготовке земли под закладку фундамента, рабочие откопали могилу, в которой лежали человеческие останки, издававшие благоухание. Глава лежала на каменной подушке примерно в двадцати пяти сантиметрах от тела. Руки были перекрещены на груди, как при молитве. В черепе недоставало челюстной кости. В могиле также нашли византийскую керамическую пластинку с выдавленным на ней изображением креста.
Начальник бригады, Дукас Тсолакис, собрал все кости и небрежно бросил их в какой-то мешок. Но когда он хотел передвинуть этот мешок, не смог даже приподнять его, такой он оказался тяжелый. После следующей попытки сдвинуть мешок с места, у него парализовало руку. Другой рабочий, Леонидас Сидерас, пнул мешок ногой, и тут же нога у него онемела. Окаменев от ужаса, бригадир подумал, что надо перекреститься, и когда начал креститься, парализованная рука стала слушаться его. Они сразу же отправились в деревню и попросили священника прийти и отслужить панихиду. Священник отказался: “Как я могу служить по нему поминальную службу? Ведь мне не известно, кто он такой. Я даже не знаю его имени”. Однако в ту же ночь этот Святой явился во сне священнику и некоторым другим местным жителям и сообщил, что его имя — Рафаил, родился он на острове Итака. Подобные сны видели местные жители несколько месяцев подряд, причем иногда люди, совершенно не знакомые друг с другом, видели в одну и ту же ночь один и тот же сон. В каждом подобном сне Святой сообщал: “Я — святой мученик Рафаил. Останки, обнаруженные в Карьесе — мои. Я принял мученическую кончину от рук турок 9 апреля 1463 года. Я — тот монах, который являлся здесь людям на протяжении веков”.
Прошло несколько недель после того, как Святой начал являться людям в снах, и история его жизни раскрылась. Святой Рафаил родился в 1410 году в селении Мили на острове Итака. В миру он звался Георгием Ласкарисом (Ласкаридисом). Его родители Дионисий и Мария были благочестивыми людьми. Они воспитали сына в вере, дали ему хорошее образование. Благодаря помощи мужа сестры, он на тринадцать лет уезжает в Мисту, где изучает западную и греческую философию, а также медицину, к которой он проявлял особенный интерес.
Прежде чем стать клириком, Георгий служит в византийской армии и занимает там высокое положение. В возрасте тридцати пяти лет он знакомится с почтенным аскетом старцем Иоанном, благодаря которому встает на пути жизни во Христе. На Рождество старец покинул место своей аскезы, чтобы исповедовать и причастить военных, проповедовать среди них слово Божие. Когда старец вновь посетил их на праздник Богоявления, офицер Георгий оставил военную службу и последовал за ним.
После монашеского пострига Рафаил был посвящен в пресвитеры, кроме того удостоился сана архимандрита и должности протосинкелла. В других своих откровениях святой сообщал, что был отправлен Вселенским Патриархом на запад, в город Морле во Франции, чтобы выполнить предписанное ему поручение. Это случилось незадолго до падения Константинополя. В город Морле он познакомился с молодым греческим студентом из Салоник, имя которого было Николай. Архимандрит Рафаил оказал глубокое влияние на выбор этим юношей жизненного пути. Его связывали дружеские отношения с Николаем, ставшим его соратником и духовным чадом.
Николай был сыном богатых родителей, родом из Салоник. Его отец, нотариус, отправил сына во Францию изучать медицину. Под впечатлением христианского вероучения молодой студент Николай оставил мирскую жизнь и последовал за учителем. Вместе они возвратились в Грецию и начали монашескую жизнь. С тех пор друзья разлучались только лишь с тем, чтобы проповедовать слово Божие.
Кроме того, святой Рафаил в своих откровениях рассказывал, что проповедовал Евангелие в Афинах, на холме, где находится памятник Филопаппу. Был служащим священником и проповедником в храме святого Димитрия Мироточивого, позднее переименованного в Бомбардира.
Через несколько лет после падения Константинополя, в конце 1450 года, святой Рафаил после долгих скитаний оказался в области Македонии и подвизался там. В то время святой Николай оставался при нем послушником. Затем он был пострижен в монахи и рукоположен в диаконы.
Когда Константинополь очутился в руках турок, стремительно ворвавшихся во Фракию, стало очевидно разрушение Византийской империи, и страх о повсеместных гонениях христиан заставил святого Рафаила и его соратников бежать из порта Александруполи на Лесбос – самый безопасный в те времена остров.
Выбор пал на Лесбос не случайно. Остров пользовался большими привилегиями султана, имел справедливого правителя, с почтением относящегося к христианам, из-за чего православные монастыри острова не закрывались.
Рафаил искал обитель, к которой они смогли бы присоединиться, и ему указали на монастырь Рождества Богородицы, находящийся на горе Карея, возвышающейся над деревней Ферми, которая, в свою очередь, находится на расстоянии четырнадцати километров от столицы острова Митилини.
В некоторых своих явлениях святой Рафаил сопровождается множеством людей, которые, по словам святого, жили аскетической жизнью в монастыре Карея. Он открыл, что этот монастырь сначала был женским и подвергся жестокому нападению пиратов в 1235 году. Во время этого вторжения вместе с другими монахинями пострадала за Христа и игумения Олимпия из Пелопонесса со своей сестрой Ефросинией. Олимпия погибла 11 мая 1235 года и являлась вместе с великим чудотворцем Рафаилом.
Таким образом, ранее здесь находился монастырь, посвященный Рождеству Богородицы. Помимо Богородицы здесь почитали и святую Параскеву. 14 марта 1454 года святой Рафаил прибыл в Ферми на корабле. В монастыре он нашел двух человек – Рувима и Акиндина. На острове Митилини, как и на всех эгейских островах и по всей Греции, царило огромное смятение. Турки овладевали страной, убивая и уничтожая все проявления местной культуры. Впоследствии святой Рафаил был избран игуменом монастыря.
Благодаря генуэзскому владычеству, девять лет игуменства Рафаила прошли в мире и согласии до 17 сентября 1462 года. Монастырь за это время стал самым значительным на острове, и все другие монастыри оказались у него в подчинении. Святой Рафаил принимал в своем монастыре множество детей, кормил их и помогал в обучении. Обладая знаниями в области медицины, игумен Рафаил и диакон Николай оказывали важную врачебную помощь, монастырь стал центром профилактической медицины.
В начале сентября 1462 года начинается осада острова, и это приводит к катастрофе. Через 17 дней, 17 сентября 1462 года, остров оказывается в руках турок. За сентябрь 1462 года турки разрушили все монастыри захваченного острова. Однако монастырь Рафаила они не тревожили целых шесть месяцев. Вероятно, монастырь пользовался привилегиями, которые первый Патриарх порабощенного Константинополя по договоренности с султаном давал некоторым монастырям.
В апреле 1463 года разгорается локальное восстание против турок. В Страстную Пятницу в монастыре находились игумен Рафаил, диакон Николай, староста Василий, учитель Феодор и его супруга с ребенком (Рафаил младший), маленькая дочь Ирина, племянница старосты Елена и другие монахи. Святой Рафаил, сделав соответствующие распоряжения, отправляет на гору Акиндина и монаха Ставроса.
Игумен Рафаил в особом тайнике спрятал священные сосуды, иконы и облачения. Среди них была и икона Богородицы, которую святой привез с собой на Лесбос. Этот тайник искали на протяжении трех лет явлений святого Рафаила, однако обнаружить его так и не удалось. Богородица открыла местным жителям во сне, что ее икона будет найдена человеком другой национальности, обладающим глубокой верой.
В Великий Четверг святой Рафаил служил последний раз. В день Страстной Пятницы шел сильный дождь. Небо скорбело о второй Голгофе. Святой Рафаил вышел за ворота монастыря и увидел приближающихся турок. Он крикнул им, что с его телом они вольны делать что угодно, но душа его принадлежит только Богу. Святой поднялся, снял с шеи большой крест и сказал им: «Мы поклоняемся Ему и никогда Его не оставим». Тогда турки схватили его за бороду и поволокли по земле. В своем откровении святой рассказывал: «Турки долго мучили меня. Сначала они избивали меня своими дубинками, пока я недвижимый лежал на земле. Затем они ударяли меня копьями, волоча меня по земле за бороду. После чего повесили меня на ореховое дерево и жестоко били меня на протяжении суток. Пока они издевались надо мной, я сказал им: “По воле Господа я выдержу все до последнего моего издыхания”. Я видел, как они били остальных, но повторял: “В борьбе до последнего вздоха”. Поэтому у меня была и есть сила. Меня сняли с дерева и поволокли по камням, которые я окрасил своей кровью. После чего я был вновь повешен на это дерево на сутки вниз головой. Затем они распилили мне челюсть и обезглавили». В другом сне в апреле 1961 года святой открыл, что на момент мученичества ему было пятьдесят три года. Скелет святого найденный рабочим на самом деле был лишен челюсти. Только после явлений святого она была обнаружена на небольшом расстоянии от места его захоронения.
Святого Николая привязали к одному из деревьев так, чтобы он мог наблюдать, как убивают его любимого игумена. При первых же копьях, полетевших в игумена, Николай умер от разрыва сердца. Многим людям Николай открыл точное место своего захоронения. Поборов сомнения, люди, боящиеся быть осмеянными маловерными в случае неудачи, раскопали могилу и нашли 13 июня 1960 года мощи святого Николая.
Вместе с Николаем и Рафаилом мученическую кончину приняла являющаяся вместе с ними и двенадцатилетняя Ирина, дочь Василия, старосты деревни Ферми. Она пострадала следующим образом: нечестивые иноверцы отрубили ей руку и поместили невинную девочку в глиняные котел, где она была сожжена на глазах у несчастных родителей, страшно горевавших об ужасной смерти своего ребенка. После явлений и откровений мощи святой Ирины были найдены в глиняном котле неподалеку от могил святых Рафаила и Николая.
Кроме того, вместе со святыми был замучен и отец святой Ирины Василий, его супруга Мария, их пятилетний сын Рафаил, племянница Елена, учитель Феодор и врач Александр. Их останки были найдены рядом с захоронениями святых в отдельных могилах. Их мученический подвиг совершился 9 апреля 1463 года.
Незадолго до страданий мучеников смотритель Акиндин и монах Ставрос успели добраться до пещеры старца и аскета Иосифа. Это было сделано по приказу святого Рафаила. В последующие дни, после кончины страстотерпцев, Акиндин и Ставрос нашли тела умерших и тут же бросились к сельскому священнику по имени Савва и со слезами рассказали о произошедшем. Слепой и беспомощный 112-летний старец с их помощью пожелал тайно подняться на гору Карея. «Господи, дай мне свет, чтобы увидеть их в последний раз». Старец омыл глаза святой водой, которую принес Акиндин. В тот же миг он прозрел. Однако то, что старец увидел, было прискорбно. Источник, залитый кровью, окровавленные тела мучеников, и любимый игумен Рафаил, израненный и висящий на дереве вниз головой. Они со слезами похоронили их и вновь сопроводили старца в деревню.
Святого Рафаила как игумена похоронили в сожженной церкви, а святого Николая во дворе слева. Монах Ставрос лишь ненадолго избежал смерти. Согласно откровениям святой Ирины, явленным во сне 2 декабря 1961 года, лишь один монах сумел бежать и спастись – отец Ставрос. Так как его не могли найти, в горы были направлены поисковые отряды. В конце концов, его схватили, привели на то самое место, где убили святых, и казнили. Один христианин похоронил его рядом с церковью.
Смотритель Акиндин остался в горах в одиночестве, ожидая, когда игумен Рафаил заберет его, как обещал. Через год после смерти мучеников турки схватили его и обезглавили. После этого в монастыре на месте погребения святого была возведена небольшая церковь с низкими потолками и дверью, чтобы люди могли прийти и поклониться его мощам.
В течение последующих пятисот с лишним лет местные жители по традиции ежегодно посещали это место во вторник Светлой Седмицы, хотя история возникновения этой традиции со временем забылась.
С того момента, как были обретены святые мощи, мученики Рафаил, Николай и Ирина являлись многим. Иногда они приходят вместе, иногда в одиночку. Взрослым они являются в основном во сне, а детям иногда и наяву. Чаще всего люди видят одного святого Рафаила. По рассказам очевидцев, это высокий средних лет инок с темными курчавыми волосами, носом с легкой горбинкой, недлинной бородой (черной с проседью) и благородными очами небожителя. Иногда он приходит в полном облачении, но чаще всего — в простой монашеской рясе. Святой Николай, как говорят, ниже его ростом и тоньше, светловолосый, внешне очень хрупкий человек. Ирина выглядит как девочка двенадцати лет, каковой она и была. Она чаще всего одета в длинное желтое платье с поясом вокруг талии. Волосы уложены в две длинные косы, обрамляющие лик святой мученицы.
Все это, и многое другое, в подробнейших деталях, поведали верным, онемевшим от невероятности происходящего, сами святые, повелев торжественно совершать их память во вторник на Светлой Седмице, составить службу и написать икону. После этого они сообщили жителям о том, где спрятана икона Спасителя и где находится святой источник, от которого, равно как и от мощей святых, не перестают по сей день совершаться многие исцеления и чудеса. Святые прибегают на помощь ко всем призывающим их по имени, врачуют болезни и облегчают скорби, и поистине велика слава, которую стяжали эти святые мученики от Христа!
Одной из первых, кому явился святой Рафаил после обретения его мощей, была Екатерина Литра, жительница соседней деревни <