Не слишком доверяйте сильным впечатлениям
ума. Некоторые из истинных друзей возрождения совершают эту ошибку. Они слишком готовы следовать порывам и сильным впечатлениям своего ума. Они поступают так, как будто только что получили небесные откровения о Божьих намерениях, а также о том, о чем Библия ничего не говорит. Поступать таким образом — значит требовать не просто благодатного воздействия Духа на наши сердца: это значит требовать даров Духа, а также порывов истинного богодухновения, каким обладали пророки и апостолы. Дары и богодухновенность апостол отличает от благодати Духа (1 Кор. 13).
Одна из причин, заставляющая придавать слишком большое значение этим впечатлениям, заключается в том, ччто у некоторых возникают неправильные представления о грядущем тысячелетии. Такие люди верят, что отчасти слава этого века будет состоять в том, что церковь вновь получит сверхъестественные дары Духа. Мне кажется, они придерживаются такой точки зрения потому, что не рассмотрели должным образом ни природу, ни значение двух различных способов воздействия Святого Духа. Он двояко совершает в верующем Свою работу: «обычным» и благодатным способом, а также необычным и чудесным.
В отрывке, который начинается с конца 12-й главы (1 Кор. 12:31), апостол Павел показывает, что именно обычные благодатные дары являются самыми лучшими и славными. Говоря об этих дарах Духа, он призывает: «Ревнуйте о дарах больших, и я покажу вам путь еще превосходнейший» (то есть превосходнейший путь, которым Дух воздействует на нас; см.: 1 Кор. 12:31). Затем в следующей главе он показывает, что этот «превосходнейший путь» является даром божественной любви. На протяжении всей главы он говорит, что нам куда больше надо желать любви, чем вдохновения. Гораздо чаще, сообщая Свою природу душе, Бог наделяет сердце спасительной благодатью, а не ниспосылает чудесные дары. Именно благодать, а не дары являют Божий образ. Душа счастливее и прекраснее всего тогда, когда она наделена не дарами, а благодатью. Благодать — это дерево, которое приносит бесконечно лучшие плоды. Спасение и вечная радость пребывания в Боге обещаны не тем, кто обладает превосходными дарами, а тем, кто наделен божественной благодатью. Человек может иметь сверхъестественные дары, но все равно будет отвратителен Богу и пойдет в ад.
Истинная духовность и вечная жизнь души заключаются в благодати Духа, которую Бог дает только Своим избранникам, Своим дорогим детям. Иногда Он «бросает» дары псам и свиньям, — так Он поступал с Валаамом, Саулом и Иудой. Отрывок из Послания к Евреям (Евр. 6:4-6) показывает, что в ранней церкви были люди, обладавшие этими сверхъестественными дарами, а потом совершившие непростительный грех. Многие грешники в день суда воскликнут: «Не от Твоего ли имени мы пророчествовали? И не Твоим ли именем бесов изгоняли? И не Твоим ли именем многие чудеса творили?» Величайшее преимущество апостолов и пророков заключалось не в том, что они были богодухновенны и творили чудеса, а в том, что они были святы. Благодать, жившая в их сердцах, давала им гораздо больше, чем их чудесные дары.
Давид радовался не тому, что он царь или пророк, а тому, что Дух Божий святым образом воздействует на его сердце и являет ему божественный свет, любовь и радость. У апостола Павла было много видений, откровений и чудесных даров. У него их было больше, чем у других апостолов, но он готов был все это оставить ради духовного познания Христа. Христос призывает апостолов радоваться не тому, что им повинуются духи, а тому, что их имена написана на небесах. Свидетельство этому представят не дары, а благодать. Благодать в сердце — даже большее преимущество, чем то, которое было у девы Марии, когда силою Святого Духа она восприняла в себя второе лицо Троицы. Испытывать воздействие Духа и иметь в сердце божественную любовь — величайшее преимущество и слава высшего небесного архангела; благодаря этому простые создания могут общаться с Самим Богом-Отцом и Сыном в Их красоте и блаженстве. Благодаря этому святые становятся причастниками божественного естества и светом Христовой радости.
В Послании к Ефесянам (Еф. 4:11-13) апостол показывает, что все чудесные дары даются ради обычной освящающей работы Духа. Они ни на что не годны, если не достигают этой цели, и не только не послужат во благо всех, кого они не освящают, но, напротив, усугубят их нищету. Апостол говорит, что это превосходнейший путь, которым Бог сообщает церкви Свой Дух во все века; это величайшая слава церкви. Именно эта слава больше всего уподобляет земную церковь церкви небесной, ибо на небе способность пророчествовать, умение говорить на многих языках и все прочие чудесные дары прекращаются. На небе этим путем Бог дает лишь милосердие и божественную любовь, которая «никогда не перестает». Таким образом, слава приближающегося тысячелетия не требует обладания этими сверхъестественными дарами. В тот день церковь земная почти полностью уподобится совершенной церкви небесной, и я верю, что она уподобится ей и в этом: сверхъестественные дары исчезнут. Они станут похожими на свет звезд и луны, которые поглотятся светом солнца божественной любви. Апостол говорит об этих дарах как о детской забаве в сравнении с воздействием Духа, приносящего божественную любовь. Они даны церкви только для того, чтобы помочь ей пройти период своего детства. Когда она обретет полное водительство и когда утвердятся все обычные средства обретения благодати, дары начнут исчезать по мере того, как церковь будет взрослеть и набираться мужества. Апостол Павел так объясняет это: «Когда я был младенцем, то по-младенчески говорил, по-младенчески мыслил, по- младенчески рассуждал; а как стал мужем, то оставил младенческое» (1 Кор. 13:11), — то есть речь идет о том младенческом, о котором он рассказывает в трех предыдущих стихах.
Кто-то может решить, что апостол думает о небесной церкви, предсказывая, что пророчества и откровения прекратятся и исчезнут, когда эта церковь достигнет зрелости, однако это не так. Он имеет в виду церковь, которая приходит в зрелое состояние в этом мире, потому что говорит о той зрелости, когда дары прекратятся, а вера, надежда и любовь останутся. Он проводит различия между тем, что остается, и тем, что исчезает (8-й стих). Не будет чудесных даров, но вера, надежда и любовь останутся. Поэтому надо думать, что он говорит о земной церкви, и особенно о церкви в последние века существования мира. Членам коринфской церкви надо было это услышать по двум основным причинам: во-первых, потому что он уже говорил им, что они находятся в состоянии младенчества (3:2), и, во-вторых, потому что, по-видимому, эта церковь больше, чем все остальные, изобиловала чудесными дарами. Однако, когда наступит славное тысячелетие церкви, свет станет столь сильным, что можно будет говорить о созерцании «лицемк лицу» (13:12; см. также: Не. 24:23 и 35:1-7).
Поэтому я не жду, что когда приблизятся славные дни церкви, чудесные дары будут даваться вновь, да и не хочу, чтобы это произошло. Мне кажется, они не прибавят славы к тем дням, а только убавят. Гораздо лучше четверть часа наслаждаться сладостным воздействием Духа, чем весь год получать пророческие видения и откровения — ведь это воздействие являет божественную духовную красоту Христа, Его бесконечную благодать и самоотверженную любовь. Оно порождает в душе веру, любовь, кроткое удовлетворение и радость. Откровения были необходимы ранней церкви, но теперь она перестала в том нуждаться, потому что близится самое славное и совершенное состояние церкви на земле. Для того чтобы утвердить Божье царство по всему миру, не надо обладать сверхъестественными дарами. Сейчас я вижу столь много Божьей работы, совершающейся «превосходнейшим путем», что вполне убежден: Бог легко может действовать без этих даров.
Поэтому я хотел бы самым серьезным образом просить Божий народ очень осмотрительно отнестись к тому, сколько внимания надо уделять такого рода вещам. Я вижу, как пророчества и подобное им во многих случаях оказываются несостоятельными. Я знаю по опыту, что, хотя то или иное впечатление может оказывать очень сильное воздействие на разум (и даже на разум великих святых, да к тому же как раз тогда, когда они обладают великой духовной силой и общаются с Богом, — и это воздействие комментируется в Писаниях), нет никакого надежного признака, что перед нами небесное откровение. Я знаю, что такие впечатления оказываются ложными, даже если налицо все обстоятельства, о которых я упомянул. Бог дает нам Писания как свет, сияющий во тьме. Те, кто, оставляя это верное слово пророчества, следует упомянутым впечатлениям, уклоняются от водительства полярной звезды, чтобы идти за блуждающим огоньком. Неудивительно, что результат иногда бывает очень печальным.
2) Не пренебрегайте человеческими познаниями и исследованиями. По сути дела, этот вывод вытекает из первого положения: так как мы не можем ожидать непосредственного откровения, нам не следует пренебрегать познаниями. Напрасно утверждают, что если служитель Церкви использует лишь человеческие познания, то от этого мало пользы, или ее нет вообще. Давайте подумаем вместе: говорить, что в человеческих познаниях нет никакой пользы, — значит утверждать, что нет никакой пользы и в воспитании ребенка, или что ее нет от тех знаний, которых у взрослых больше, чем у детей. Если бы это было так, четырехлетний ребенок мог бы так же учить в Божьей церкви, как это делает хорошо образованный тридцатилетний мужчина, при условии, что тот и другой получили одинаковую благодать. Это означало бы, что своими действиями они в равной мере могут приблизить Божье царство. И вывод напрашивается такой: взрослые все-таки обладают большими способностями и могут совершить больше, чем дети, следовательно, если их познания будут возрастать, они смогут совершить еще больше добра (при условии сохранения полученной благодати). Конечно, чем больше мы знаем, тем больше мы можем совершить доброго или злого, в зависимости от нашего выбора. Вряд ли кто-нибудь станет отрицать, что Бог в достаточной мере использовал человеческие познания, а для примера вспомним апостола Павла, а также Моисея и Соломона.
Отсутствие пренебрежительного отношения к знаниям, добытым обычным путем, естественным образом помогает развить то же отношение к средствам для достижения таких знаний, то есть исследованиям. Исследование очень помогает во время подготовки к наставлению других. Несмотря на то что некоторые, чьи сердца исполнены Божьего духа, могут сказать очень много полезного, не прибегая к исследованию, это не оправдывает всех прочих, такое исследование отрицающих. Это все равно что броситься вниз с кровли храма в надежде, что ангел Господень подхватит нас, и не думать о том, что существует другой, более медленный и спокойный путь вниз! Кроме того, оно помогает проповедникам внимательно относиться к изложению своей проповеди: если проповедь построена хорошо, ее легче понять и запомнить.
3) Поостерегитесь судить других. Существует еще одна деталь, на которую христианам надо обратить особое внимание. Речь идет об осуждении других. Разве Писания дают нам право заявлять, что те, кто называет себя христианами, лицемеры или что они не пережили истинного обращения? Напротив, Писание часто предостерегает нас от осуждения других, и поэтому надо отнестись к данным нам правилам очень внимательно. В Новом Завете Христос запрещает говорить о том, что люди не обратились, если они называют себя христианами и живут доброй жизнью. Поскольку Он это запрещает, Его ученики тоже не должны этого делать, какими бы сведущими в этом вопросе они себе ни казались и как бы ни чувствовали необходимость этого. Право судить человеческие сердца имеет только Бог, и нам запрещены подобные притязания. «Соделай и воздай каждому по путям его, как Ты усмотришь сердце его, ибо Ты один знаешь сердце всех сынов человеческих» (3 Цар. 8:39). Мы не имеем права судить не мотив, которым движимо человеческое сердце, а состояние этого сердца перед Богом, то есть не можем решать, обратились ли те, кто об этом говорит, или нет. Эта мысль подтверждается следующими библейскими отрывками: 1 Пар. 28:9; Пс. 7:9; Пс. 25; Прит. 16:2, 17:3, 21:2; Откр. 2:22-23. Кроме того, вынесение такого решения запрещается и в Послании к Римлянам: «Кто ты, осуждающий чужого раба? Пред своим Господом стоит он или падает» (Рим. 14:4), а также в Послании Иакова: «Един Законодатель и Судия, могущий спасти и погубить: а ты кто, который судишь другого?» (Иак. 4:12) и в Первом послании к Коринфянам: «Для меня очень мало значит, как судите обо мне вы, или как судят другие люди; я и сам не сужу о себе... судия же мне Господь» (1 Кор. 4:3-4).
Заповеди подтверждают, что нельзя торопиться выносить решение, которое принадлежит последнему дню. Например, об этом сказано в Первом послании к Коринфянам: «Посему не судите никак прежде времени, пока не приидет Господь, Который и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения, и тогда каждому будет похвала от Бога» (1 Кор. 4:5).
Отличать лицемеров, которые принимают благочестивый вид и говорят благочестивым языком, от святых — значит отделять козлов от овец, — а для этого и предназначен Судный день! Таким образом мы совершаем большую ошибку, осмеливаясь выносить окончательное решение о том, кто руководствуется в своих поступках истиной, а кто — нет. Нам не дано проводить различие между истинными святыми и лицемерами, отделять овец от козлов, а пшеницу от плевел. Нам запрещено даже пытаться делать это. Многим слугам хозяина поля казалось, что они это могут! Но Господь говорит им: «Нет, чтобы, выбирая плевелы, вы не выдергали вместе с ними пшеницы». Когда наступит время жатвы, Он сам все сделает как надо (Мф. 13:29). О том же говорится и в притче о злых виноградарях (Лк. 20). Смотрители за урожаем и виноградником — это слуги Господа жатвы, служители Евангелия. Мы видим, что в наши дни притча о пшенице и плевелах сбывается: пока люди спят (и Церковь охвачена долгим затяжным сном), враг сеет плевелы на поле; теперь урожай зреет, по мере того как церковь оживает, и некоторые из слуг говорят: «Пойдем и выберем плевелы». Я знаю, иным людям, пережившим сильное религиозное потрясение, кажется, что они вполне могут выполнить эту работу: в конце концов, им достаточно поговорить с кем-нибудь несколько минут, и они уже полны решимости! Однако опыт подсказывает мне, что это не так.
Было время, когда я не понимал невозможности заглянуть в глубины человеческого сердца. Теперь же я не так милосерден, как обычно бывал, и в то же время более милосерден, чем прежде. В грешниках я вижу больше того, что как будто похоже на святость, а в людях благочестивых — больше того, что заставляет их казаться мне еще более плотскими и духовно мертвыми лицемерами, чем я когда-либо предполагал! Чем дольше я живу, тем меньше удивляюсь, что Бог оставляет за Собой право судить человеческие сердца и повелевает нам не начинать этого до наступления жатвы. Я преклоняюсь перед Божьей мудростью, а также перед Его добротой по отношению к нам, которые проявляются в том, что Он никогда не поручит эту великую работу такому бедному, слабому и недальновидному созданию!
Я настолько слеп, горделив, пристрастен, полон предрассудков и сердечного заблуждения, что радуюсь замыслу Бога, оставившего эту работу Тому, Кто бесконечно больше для нее подходит.
Да, разговоры некоторых людей, а также рассказы о пережитом ими опыте очень вдохновляют. Нельзя и помыслить, что они не могут быть Божьими детьми. Мы обязаны думать о них самое лучшее, в то же время полагаясь на слова Писаний. Они напоминают, что в святом все, принадлежащее духовной жизни, пребывает в скрытом состоянии (Кол. 3:3-4). Их пища — сокровенная манна; они питаются тем, чего другие не знают, и человек со стороны не может понять их радости. Только сердце дает представление о красоте внутренней (1 Пет. 3:4). И только Бог может видеть это сердце. Христос дает святым новое имя, и только они его знают (Отк. 2:17). Истинный израильтянин — тот, кто подверг себя внутреннему обрезанию, и его хвала обращена к Богу, а не к людям. Таким образом, только Бог может сказать о нем, что он действительно истинный израильтянин, как примерно в таких же словах поясняет апостол (1 Кор. 4:5). Павел говорит здесь, что один лишь Бог может решить, кто есть истинный христианин, и Он сделает это в Судный день; апостол добавляет, что «тогда каждому будет похвала от Бога».
Особым предостережением может служить пример Иуды. Несмотря на то что он так долго находился среди учеников (и их опыт был подлинным), они, по-видимому, не могли ни на минуту усомниться в его искренности, пока порочное поведение не раскрыло его истинное лицо. Пример Ахитофела тоже очень показателен. Давид не подозревал его в измене, хотя был мудрым и святым. Давид очень хорошо знал Писания; он знал больше всех своих учителей, даже больше многих древних; он был очень опытным и находился на вершине власти. Его называли великим пророком. С Ахитофелом они были большими друзьями и единомышленниками в религиозных и духовных вопросах. Однако Давид не только не подозревал, что перед ним лицемер, по и полагался на него как на истинного святого. Он наслаждался духовным общением с ним, более чем кому-либо другому доверял ему в духовных вопросах, однако Ахитофел вовсе не был святым. Он был грешником, — кровожадным, подлым негодяем. «Посреди его пагуба; обман и коварство не сходят с улиц его. Ибо не враг поносит меня, — это я перенес бы; не ненавистник мой величается надо мною, — от него я укрылся бы: но ты, который был для меня то же, что я, друг мой и близкий мой, с которым мы разделяли искренние беседы и ходили вместевдом Божий» (Пс. 54:12-15).
Совершенно недопустима мысль, что мы способны судить тех, кто кажется нам христианином. Никто не имеет права исключать кого-либо из них по каким-то иным соображениям, кроме сображений нормальной церковной дисциплины, которую Бог дал Своей церкви. Я очень прошу тех, кто горит искренним желанием способствовать Божьей работе, как следует об этом поразмыслить. Я уверен, что те, кому много приходится общаться с людьми, со временем согласятся со мной, даже если сейчас они меня не слушают.
4) Ведите себя сдержанно во время споров. Я хотел бы, чтобы друзья этого славного возрождения не слишком вдавались в полемику. Когда споров вокруг слишком много, они сопровождаются горячностью и гневом. Возьмем, к примеру, нашу общую молитву и проповедь, в которых так часто говорится о гонениях. Мне кажется, даже если бы на самом деле их было в десять раз больше, не стоило бы вспоминать о них слишком часто. Христиане должны походить на агнцев и стараться обходиться без жалоб и слез. Много лучше, следуя примеру нашего дорогого Искупителя, молчать, не раскрывая рта. Они не должны уподобляться свиньям, которые готовы визжать, как только до них дотронешься. Не стоит сразу же думать и говорить об огне с неба, если самаряне противостоят нам и не хотят пустить в свои селения. Ревностным Божьим служителям надо как следует подумать о наставлениях, которые апостол Павел дает усердному молодому служителю: «Рабу же Господа не должно ссориться, но быть приветливым ко всем, учительным, незлобивым, с кротостью наставлять противников, не даст ли им Бог покаяния к познанию истины, чтобы они освободились от сети диавола, который уловил их в свою волю» (2 Тим. 2:24-26).
В заключение я хочу сказать еще несколько слов. Я бы смиренно советовал тем, кто любит Господа Иисуса Христа и желает приблизить Его царство, внимательно отнестись к превосходному, мудрому правилу, которое Он нам дает: «И никто к ветхой одежде не приставляет заплаты из небеленной ткани; ибо вновь пришитое отдерет от старого, и дыра будет еще хуже. Не вливают также вина молодого в мехи ветхие; а иначе прорываются мехи, и вино вытекает, и мехи пропадают; но вино молодое вливают в новые мехи, и сберегается то и другое» (Мф. 9:16-17). Боюсь, что сегодня е некоторых местах этой страны вино действительно налито в «мехи ветхие», потому что люди не обращают внимания на эти слова. На мой взгляд, мы слишком настойчиво говорим о том, что в религиозных вопросах существует лишь одно направление, в результате чего многое в нашей религии превращается в простую формальность, но в то же время я считаю, что нам надо осторожнее относиться к нововведениям. Новому свойственно потрясать, приводить людей к разговорам и спорам и, следовательно, мешать истинной религии набирать силу. Одних это заставляет противостоять совершающейся работе, другие слишком много об этом думают, и есть немало тех, кто запутывается в собственных сомнениях и колебаниях. В результате люди перестают выделять самое главное и обращаются к совершенно незначительному, поэтому надо избегать того, что слишком отличается от обычной практики, если, конечно, это не является чем-то важным. Тем самым мы последуем примеру Павла, который весьма преуспел в распространении истинной религии: «Для Иудеев я был как Иудей, чтобы приобресть Иудеев; для подзаконных был как подзаконный, чтобы приобресть подзаконных; для чуждых закона — как чуждый закона, — не будучи чужд закона пред Богом, но подзаконен Христу, — чтобы приобресть чуждых закона; для немощных был как немощный, чтобы приобресть немощных. Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых. Сие же делаю для Евангелия, чтоб быть соучастником его» (1 Кор. 9:20-23).