Мы не должны препятствовать этому подлинному возрождению
Второй вывод таков: не будем делать ничего, что так или иначе могло бы помешать этому возрождению; напротив, мы должны всячески содействовать ему. Сила Христа проявляется в замечательной и чудесной работе Его Духа; все Его ученики должны признать Его и воздать Ему те почести, которые Он заслуживает. Божья работа не всегда признается теми, кто утверждает, что верует. Достаточным доказательством этому служит пример иудеев, которые жили во времена Господа Иисуса и Его апостолов. Те, кто не считает это возрождение подлинным, должны быть очень осторожны. Когда Христос был в мире, мир не знал Его. Он пришел к тем, кто притязал на звание Его народа, но они Его не приняли. О пришествии Христа было много пророчеств в Писаниях, и Его уже давно ожидали. Однако поскольку Христос пришел не так, как они Его ожидали, они не смогли осознать Его появления своим земным разумом, не признали Его. Вместо этого они противостояли Ему, называли безумцем и заявляли, что Он творит Свои чудеса не Божьим Духом, а дьявольским.
Они изумлялись тому великому, что Он совершал, не знали, как к этому относиться, по не признавали Его.
Те же самые иудеи не уверовали и тогда, когда в дни жизни апостолов Божий Дух излился столь чудным образом. Они усматривали в Нем нечто ложное. Увиденное изумило их, но они остались непоколебимы. Сильнее всего отвергали эту работу те, кто был больше всего уверен в своей собственной мудрости. (Писания говорят об этом так: «То вот, Я еще необычайно поступлю с этим народом, чудно и дивно, так что мудрость мудрецов его погибнет, и разума у разумных его не станет» [Ис. 29:14]). Многие, имевшие весьма доброе имя благодаря своей религии и святости, презирали то, что совершал Бог. Почему? Потому что они понимали, что это положит конец их привилегированному положению, лишит почестей и будет служить укором той религии, которая представляла собой простую формальность и была исполнена равнодушия. По этой причине некоторые в открытую противоборствовали работе Божьего Духа и называли ее работой дьявола. Они выступали против собственной совести, и поэтому они были повинны в непростительном грехе против Святого Духа. Те, кто не признает подлинность этого возрождения, должны быть осторожны во всем, что они говорят и делают! Кроме того, библейское пророчество говорит о другом, духовном пришествии Христа, решившего воздвигнуть Свое царство в этом мире. Божья церковь этого тоже долго ждала. Библия заставляет нас поверить, что во многом это будет похоже на первое пришествие нашего Господа. Нет сомнений, что сегодня церковь по своему низкому уровню развития очень напоминает церковь иудеев той поры, когда пришел Христос. Поэтому нет ничего удивительного, что почти всем это возрождение кажется странным. Было бы еще удивительнее, если бы это было не так!
Является ли это возрождение началом утверждения Христова царства или нет, становится ясным из всего сказанного мной, а говорил я о том, что здесь тем же образом действует тот же самый Дух. Можно быть уверенным, что люди, которые продолжают противоборствовать этому возрождению и отказываются признать, что Христос совершает в нем Свою работу, навлекут на себя Божий гнев, подобно тем иудеям, которые не пожелали признать Христа. Это замечание особенно верно по отношению к учителям Его церкви. Им не годится рассуждать, что здесь, мол, есть над чем подумать и что есть серьезные основания сомневаться в этой работе. Учителя иудейской церкви находили бесчисленное множество препятствий и считали их непреодолимыми. Многое в том, что касается Христа, а также работы Его Духа, после вознесения казалось им странным; они были уверены', что их возражения серьезно обоснованы. Для иудеев Христос и Его работа были камнем преткновения. Однако Христос сказал: «И блажен, кто не соблазнится о Мне» (Мф. 11:6). Несмотря на все их доводы, Христос долгое время не совершал Своей работы в Иудее, пока отказавшиеся признать Его не ощутили великую вину перед Богом. Поэтому Христос осудил их, говоря, что, хотя они могут «лице земли и неба распознавать», они не могут распознать признаков иного времени; «зачем же вы и по самим себе не судите, чему быть должно?» (Лк. 12:56-57)
В наши дни великий Иегова явился среди нас в Своем могуществе. Он творит много удивительного. Те, кто отказывается признать Его присутствие, окажутся виноватыми! Господь является в могущественном и благодатном труде, исполненным славы. Он является среди народа почти по всей земле и обильно свидетельствует о Своем присутствии. И все- таки многие не принимают и не признают Его; они не радуются Его благодатному присутствию, и даже не благодарят за столькие благословения. Оставаться молчаливым в такой ситуации — значит наверняка навлекать на себя Божий гнев, после того как Он столь многое совершил. Да, даже молчание — это противостояние Божьей работе, противостояние молчаливое, тайное. Такие служители мешают Божьей работе, ибо Христос сказал: «Кто не со Мною, тот против Меня» (Мф. 12:30).
Тем, кто до сих пор не знает, как относиться к этому возрождению, и особенно тем, кто говорит о нем с презрением, надо помнить слова Павла об иудеях, находившихся в таком же положении: «Берегитесь же, чтобы не пришло на вас сказанное у пророков: «Смотрите, презрители, подивитесь и исчезните; ибо Я делаю дело во дни ваши, дело, которому не поверили бы вы, если бы кто рассказывал вам» (Деян. 13:40-41). Им наверняка надо трепетать от этих слов! Тем, кто думает, что эта работа не может быть истинной просто потому, что она столь могущественна и обширна, надо вспомнить о неверующем сановнике из Самарии, который спросил: «Если бы Господь и открыл окна на небе, и тогда может ли это быть?» Елисей тогда ответил ему: «Вот, увидишь глазами твоими, но есть этого не будешь» (4 Цар. 7:2). Облачный и огненный столп для египтян стал столпом тьмы, и если таким же является для вас и это возрождение, остерегайтесь, чтобы такое понимание не привело вас к гибели, неся свет Божьей церкви!
Некоторые просто занимают выжидательную позицию, довольствуясь тем, что ведут себя осторожно, желая как следует разобраться, что же на самом деле происходит. Они хотят посмотреть, какого плода дождутся те, кто участвует в этом возрождении. Я серьезно прошу этих людей подумать, оправдывает ли такая «осторожность» их нежелание признать Христа, Который так чудесно и благодатно присутствует в этой стране. Они могут ждать плода, однако они не знают точно, какого именно. Они не способны определить, когда он появится! В своем желании увидеть совершенную Божью работу они похожи на глупца, который, сидя на берегу реки, ждет, пока не утечет вся вода. Нельзя надеяться, что Божья работа когда-нибудь будет совершаться без труда, сомнений и тревог. «Надобно придти соблазнам» (Мф. 18:7). Возрождение всегда сопровождается множеством проблем. Божьи дела можно сравнивать с Его словом: поначалу оно кажется очень трудным для понимания, странным и непоследовательным. Христос и Его работа всегда были и будут для нас своего рода камнем преткновения.
Упоминая о славном возрождении религии в Божьей церкви, пророк Осия (глава 14) говорит, что Бог будет для Израиля, как роса, что это будет возрождение, ветви которого расширятся, и заключает: «Кто мудр, чтобы разуметь это? Кто разумен, чтобы познать это? ибо правы пути Господни, и праведники ходят по ним, а беззаконные падут на них» (Ос. 14:10).
Желающие как следует разобраться, что же на самом деле происходит, сетуют на отсутствие времени. Им кажется, будь у них время, они могли бы вынести более обоснованное суждение. Я в этом сомневаюсь. Вполне возможно, что проблемы, связанные с этим возрождением, будут увеличиваться, а не уменьшаться. Возможно, среди тех, на кого это возрождение оказало свое влияние, мы увидим еще больше случаев отступничества и великого греха. Если одпв препятствие будет устранено, то, конечно, появятся другие. Дела Христа похожи па Его притчи: их смысл сокрыт в величайшей глубине. Бог утвердил их, чтобы испытать наше духовное чувство, и поэтому те, кто исполнен духа неверия, порока и недовольства, «видя не видят» (Лк. 8:10). Иудеи, видящие Христовы чудеса, тянули время, чтобы еще лучше убедиться, что Он — Мессия; они ожидали небесного знамения. Их ожидания были напрасны. Со временем проблемы нарастали как снежный ком, а их неверие становилось все сильнее и сильнее. Многие молящиеся о приходе славного возрождения, о котором говорит Писание, не знают, о чем конкретно они просят. (И это опять напоминает об иудеях, которые молились о пришествии Христа.) Если бы Бог послал это возрождение тогда, они не приняли бы его и не признали.
Быть может, те, кто желает быть самыми осторожными, в конце концов окажутся самыми безрассудными. Ожидая момента, когда они наконец смогут признать, что Бог на самом деле действует, они упустят возможность Чринять участие в этом великом благословении. Они упустят самую драгоценную возможность обрести божественный свет, благодать и утешение, которые Бог когда-либо даровал Новой Англии. Славный источник пробился, и множество людей стекается к нему, утоляя свою жажду. Другие же так долго к нему не подходят, что в конце концов дождутся, пока он перестанет бить! Удивительно, почему сомневающиеся в этой работе не предпринимают дальнейших исследований. Если бы они пришли туда, где возрождение ощущается наиболее сильно, если бы поговорили с людьми, на которых оно повлияло наиболее явно (и не с одним или с двумя, а со многими), тогда бы они
наверняка изменили свое мнение.
Многие совершают большую ошибку, основывая свои критические замечания на слухах! Лучше бы они последовали примеру неверующего Гамалиила: «И ныне, говорю вам, отстаньте от людей сих и оставьте их: ибо, если это предприятие и это дело — от человеков, то оно разрушится, а если от Бога, то вы не можете разрушить его; берегитесь, чтобы вам не оказаться и богопротивниками» (Деян. 5:38-39). Не знаю, смог ли я разубедить сомневающихся, но надеюсь, что они, по крайней мере, обратят внимание на осторожность Гамалиила. Если они сумеют извлечь из этого урок, они не будут противостоять возрождению или говорить что-нибудь такое, что могло бы бросить тень со стороны на этот процесс; не будут, чтобы тем самым не противостоять Святому Духу. Быть может, тот, кто выступает против Бога-Отца или Бога-Сына, менее виновен, чем тот, кто выступает против Святого Духа и его работы, совершаемой в людских сердцах. Нет ничего другого, что с такой же вероятностью могло бы навсегда воспрепятствовать любому его благотворному воздействию на наши души. Если кто-то по-прежнему решительно продолжает зло говорить об этом, я настоятельно прошу его быть осторожным, чтобы не стать виновным в непростительном грехе. Именно в такое время, как наше, когда Святой Дух, пребывая среди нас, властно совершает свою работу, этот грех наиболее вероятен. Это возрождение может продлиться, и тогда будет удивительно, если некоторые из его противников не станут повинны в данном грехе. Г1о существу, они уже несут за это ответственность. Те, кто злонамеренно противостоит этому возрождению и говорит, что это работа дьявола, всего лишь на шаг отстоят от совершения непростительного греха. А шаг этот заключается в противостоянии возрождению вопреки своей совести и внутренней убежденности. И хотя кто-то старается не мешать ему явно и не критиковать его в открытую, я боюсь, что в такое время, как наше, многие, решившие молчать (и особенно служители), навлекут на себя проклятие Господнего Ангела. «Прокляните Мероз, говорит Ангел Господень, прокляните, прокляните жителей его за то, что не пришли на помощь Господу, на помощь Господу с храбрыми» (Суд. 5:23). Поскольку великий Бог явил Себя в нашей стране таким чудесным образом, все мы должны надеяться, что так или иначе это на нас повлияет. Те, кто не получает от этого духовного блага, наверняка станут еще виновнее и несчастнее. Это всегда так. И если для тех, кто это принимает, наступает лето благоприятное и время великого благоволения, то для других приходит день отмщения (Ис. 59:2). Когда Господь посылает Свое слово, оно не уходит в пустоту, оно не может не повлиять на нас, и тем более такого не происходит с Его Духом. Когда Христос совершал Свое земное служение в Иудее, многие отвергли Его, однако им не было позволено избежать последствий этого шага. Бог дал знать всем людям, что Христос был среди них, и позволившие себе усомниться скорбели о произошедшем. Посылая пророка Иезекииля к детям Израиля, Бог сказал, что, независимо от того, станут они Его слушать или нет, они будут знать, что среди них был пророк. Мы можем быть уверены: Бог каждому даст знать, что Иегова пребывает в Новой Англии!