Когда пробуждается почитание истинного Иисуса
Если у человека возникает глубокое почтение к истинному Иисусу, это верный признак того, что Божий Дух совершает Свою работу. Называя Иисуса «истинным», я имею в виду то, что Иисус был рожден от Девы и распят за воротами Иерусалима, а также то, что Он есть Сын Божий и Спаситель людей, как об этом возвещает Евангелие.
Об этом признаке апостол говорит во 2-м и 3-м стихах. «Духа Божия (и духа заблуждения) узнавайте так:
всякий дух, который исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть от Бога; а всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога...» (1 Ин. 4:2-3) (в английском варианте вместо «исповедует» употреблено слово «признает». — Примеч. пер.) В данном случае речь идет не просто о признании факта, что некогда существовал человек по имени Иисус, который появился в Палестине и совершил и перенес то, о чем говорит Библия. Эти стихи предполагают признание того, что Он был Христом, то есть Сыном Божьим, Который был избран стать Господом и Спасителем. Именно такое значение и предполагает имя Иисуса Христа. Мы знаем, что апостол имеет в виду как раз это — в силу того, о чем он говорит в 15-м стихе. Он по-прежнему рассматривает ту же самую тему (признаки того, что истинный дух действует) и говорит: «Кто исповедует, что Иисус есть Сын Божий, в том пребывает Бог, и он в Боге» (1 Ин. 4:15).
Упомянутое слово «признавать» имеет важное значение. В Новом Завете оно означает гораздо больше, чем просто «допускать». Оно предполагает, что мы знаем нечто и готовы с любовью и славословием возвестить об этом. Например, в Евангелии от Матфея говорится: «Итак всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным» (Мф. 10:32). То же самое слово используется и в Послании к Римлянам, однако там оно переводится словом «славить». «А для язычников — из милости, чтобы славили Бога, как написано: «за то буду славить Тебя, (Господи), между язычниками и буду петь имени Твоему» (Рим. 15:9). Это же слово упоминается и в Послании к Филиппийцам, где оно переводится словом «исповедовать»: «И всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца» (Флп. 2:11). Мы можем быть уверены, что именно это и имеет в виду Иоанн, когда произносит следующие слова: «Всякий верующий, что Иисус есть Христос, от Бога рожден...» (1 Ин. 5:1) Это подтверждает и апостол Павел, когда дает то же самое правило отличия истинного Духа от всех неистинных: «Потому сказываю вам, что никто, говорящий Духом Божиим, не произнесет анафемы на Иисуса, и никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым» (1 Кор. 12:3).
Итак, если человек убеждается, что ему необходим Христос, и приходит к Нему; если его вера, что Христос — реальная историческая личность, усиливается; если он как никогда ранее склоняется к тому, что Христос — это Сын Божий, посланный спасти грешников; если признает, что Он — единственный Спаситель, в котором мы крайне нуждаемся; если ценит Его больше, чем раньше, и вдобавок любит — мы можем быть вполне уверены, что здесь действует Святой Дух! (Говоря это, я подчеркиваю, что мы тем не менее можем и не знать, спасла ли людей, о которых идет речь, совершаемая Духом работа, а также упомянутая убежденность. Это другой вопрос.) Важно то, что человек в этом убежден, и именно об этом говорит апостол. Дух свидетельствует об истинном Иисусе, появившемся во плоти, а не о какой-то лживой подмене, каковой, например, является Христос в понимании старых мистиков или представителей современного либерального богословия. Они могут славить своего собственного лжехриста, совершенно не испытывая никакого уважения к истинному историческому Иисусу. По существу, они уходят от Него. Но никакой дух, кроме Духа Божьего, не может свидетельствовать об истинном Иисусе или приводить к Нему. Почему это так? Потому что дьявол испытывает неизменную злобную ненависть к подлинному Иисусу, особенно как к Спасителю. Он страстно ненавидит историю искупления и учение о нем. Сатана никогда не будет стремиться пробуждать в людях благородные мысли об Иисусе или способствовать тому, чтобы они ценили Его заповеди. Дух, обращающий человеческие сердца к «семени жены», — это не дух змея, питающего неизменную ненависть к нему. Дух, который способствует тому, чтобы люди еще сильнее чтили славного Михаила, князя ангелов, — это не дух дракона, идущего на него войной.
Следовательно, это первый признак того, что Святой Дух действует. Глядя на все, что происходит в религиозном мире, и желая оценить ситуацию, прежде всего мы должны спросить: «Готовы ли эти люди любить, чтить и ценить подлинного Господа Иисуса больше, чем когда-либо прежде?»