О безрассудном и непоследовательном поведении
Дух может действовать даже тогда, когда те, на кого Он оказывает влияние, повинны в безрассудном и непоследовательном поведении. Вспомним, что Бог изливает Свой Дух, желая сделать людей святыми, а не дипломатами! В любой толпе есть люди благоразумные и безрассудные, молодые и старые, с большими или меньшими способностями, а также такие, чье поведение не отличается рассудительностью. Это особенно верно, если их обуревают сильные переживания. Очень немногие знают, как себя вести, если тебя охватывает какое-нибудь сильное чувство, идущее от Духа или от природы. Чтобы вести себя правильно, необходимо проявить немало осмотрительности, силы и постоянства. Тем не менее тысяча безрассудных поступков не доказывает, что сама работа ложна. В сущности, даже если есть нечто прямо противоположное Писаниям, Слову Божьему, — это еще ничего не доказывает. Человеческая природа слаба, и во всех нас еще немало тьмы и греха, даже если Бог нас спасает. Только это нам и надо понять.
В Новом Завете есть, по крайней мере, один очень ясный пример, характеризующий такую ситуацию: речь идет о коринфской церкви. Во времена апостолов Божий Дух властно проявлял себя, особенно в Коринфе. Вряд ли во всем Новом Завете можно найти рассказ о церкви, более знаменитой властной работой Духа, где бы многие грешники спасались, а чудесные дары изобиловали. И все- таки, коринфскую церковь нельзя было назвать мудрой! Мы знаем, что ее члены были безрассудны, греховны, сбиты с толку, причем споры возникали даже по вопросам о Господней трапезе и о церковной дисциплине. Кроме того, они не оказывали должного почтения богослужению, сильно спорили между собой о своих учителях и даже сумели использовать чудесные Божьи дары — знание языков и дар пророчества — как аргументы в споре. Итак, если мы видим, что тем, кто совершает работу, недостает мудрости, что их поведение отличается непоследовательностью, это никак не доказывает, что сама работа ложна. Даже апостол Петр впал однажды в греховное заблуждение. Несмотря на то что он был великим святым и бого- духновенным апостолом, — одним из могущественных людей, которым Бог доверил воздвигать Свою Церковь, — он совершил большую ошибку. Вот как об этом говорит апостол Павел: «Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему, потому что он подвергался нареканию. Ибо, до прибытия некоторых от Иакова, ел вместе с язычниками; а когда те пришли, стал таиться и устраняться, опасаясь обрезанных. Вместе с ним лицемерили и прочие Иудеи, так что даже Варнава был увлечен их лицемерием» (Гал. 2:11-13). Если этот человек, столь важная фигура в церкви, апостол, стоящий у ее основания, мог совершить такую ошибку, то надо ли удивляться, что ошибаются люди не столь великие?
Прежде всего, не стоит слишком поспешно судить людей лишь потому, что они с чрезмерной готовностью позволяют себя убедить, что кто-то остался необращенным. И опять это легко объяснить. Такие люди могут просто не знать, как определить степень лицемерия других людей. Они могут не вполне понимать, сколь разнообразны средства, которые использует Дух. Быть может, они не могут дать правильную оценку тем слабостям и прошлым грехам, которые есть в сердце каждого истинного святого. Кроме того, вполне вероятно, что они не осознают всю меру собственной слепоты, немощи и непрестанной греховности, открывая путь (и о том не догадываясь) греху духовной гордости. Все мы согласны, что истинно обращенные и святые действительно обладают немалой слепотой и хранят в себе какой-то прошлый грех — стоит ли удивляться, если он сам обнаруживается. Печально, но факт: многие святые совершают ошибки.
Ужасно, если в нашей вере мы всего лишь теплы; рвение — это великолепно. Однако именно оно требует больше серьезного наблюдения и исследования, чем всякая другая христианская добродетель. К нему очень легко примешивается грех, и особенно грех гордости. Всякий раз, когда в Божьей церкви начинается реформация и пробуждается чье-то рвение, встречаются и примеры того, как люди становятся излишне суровыми. Во времена апостолов, например, к этому приводил спор о нечистой пище; христиане начинали сердиться и упрекали друг друга в том, что они вообще не истинные христиане. Тем не менее апостол Павел признает, что все они были по-настоящему охвачены желанием стать святыми: «Кто ест, для Господа ест, ибо благодарит Бога. И кто не ест, для Господа не ест и благодарит Бога» (Рим. 14:6). В Коринфе сложилась привычка восхвалять одних служителей и осуждать других, и духовная гордость приводила людей к большим спорам. И все-таки Бог совершал там Свою удивительную работу. В то время как ранняя церковь еще возрастала и стремилась к святости, некоторые христиане слишком ревностно требовали применения сурового наказания к тем, кто заблуждался. Каким бы кающимся и смиренным ни был оступившийся, находились люди, которые не были готовы принять его обратно в церковь! А потом, в дни Константина Великого, некоторые христиане, сильно напуганные язычеством, начинали преследовать самих язычников. В эпоху Реформации тоже было предпринято немало суровых мер и даже гонений. В этом повинен даже великий Кальвин! В дни, когда истинная религия процветала, было немало -людей, повинных в критике и осуждении тех, кто не соглашался с ними по каким-то богословским вопросам. Не будем торопиться с оценкой, если такое происходит и в наши дни.